Исламский банк развития (ИБР) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исламский банк развития (ИБР)



Создан в 1974 г. в результате ратификации Соглашения об учреждении ИБР после подписания Декларации о намерениях 23 странами - членами Организации Исламская Конференция в Джидде в 1973г. Его члены – 47 государств.

Цели

Содействия экономическому и социальному развитию стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата.

Источники Финансирования

Финансовые ресурсы Банка состоят из уставного капитала и дополнительных финансовых средств.

Направления деятельности

- финансирование (в форме предоставления займов и кредитов) производственных предприятий и проектов;

- предоставление займов для финансирования проектов инфраструктуры — дороги, связь, школы;

- инвестирование средств в акционерный капитал промышленных и сельскохозяйственных предприятий и проектов;

- финансирование проектов, обеспечивающих быструю отдачу путем долевого участия в прибылях, лизинга, продаж в рассрочку;

- финансирование импорта путем предоставления краткосрочных кредитов импортеру и посредничества Банка с предоставлением отсрочки платежа импортеру;

- финансирование технической помощи, предоставляемой странам-членам по подготовке технико-экономического обоснования проектов; оказанию консультационных услуг и проведению научно-исследовательских работ; обучению персонала. Программа технического сотрудничества, осуществляемая Банком, направлена на повышение технического потенциала стран-членов путем стимулирования сотрудничества, обмена опытом, знаниями и технологией;

- управление специальными фондами, создаваемыми для конкретных целей, включая Фонд помощи мусульманским общинам в немусульманских странах, созданный в целях улучшения их социально-экономического положения;

- сотрудничество с рядом арабских национальных и региональных финансовых институтов развития и Фондом международного развития ОПЕК; поддержание связей с многосторонними финансовыми институтами и международными региональными организациями.

Банк разработал системы кратко- и среднесрочного финансирования импорта для проектов развития в странах-членах, а также системы долгосрочного финансирования в целях содействия развития их экспорта. В 1980 г. Банк ввел новую систему – инвестиционно-депозитный план, согласно которому Банк принимает краткосрочные депозиты как от организаций, так и от индивидуальных вкладчиков, которые используются для финансирования импорта.

Банк имеет специальный счет помощи, предназначенный для финансирования профессионального обучения и проводимых исследований в целях оказания помощи странам-членам в переориентации их экономики, финансовой и банковской системы. Банк оказывает финансовое содействие Исламскому научно-исследовательскому и учебному институту в проведении исследований, способствующих развитию экономики и банковского дела в странах-членах, а также в подготовке кадров.

 

2.12.2.Международные валютно-кредитные организации: цели, источники финансирования и направления деятельности

Международный валютный фонд (МВФ)

Подписание «Статей соглашения о международном валютном фонде», выработанных на валютно-финансовой конференции, проходившей в США в 1944 г. ознаменовало создание в 1945 г. МВФ одновременно с МБРР. Фонд, являющийся специализированным учреждением ООН, начал осуществлять операции в 1946 г.

Цели:

- содействие международном валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

- создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли;

- содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;

- оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;

- предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер, деструктивны для процветания на национальном и международном уровнях;

- сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов;

Членство открыто для других стран в сроки и на условиях, определяемых Фондом.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму денег –подписную квот, которая оценивается и пересматривается каждые пять лет.

Источники финансирования

Членские взносы составляют основной источник финансирования Фонда. В дополнении к этому МВФ получает займы у правительств государств-членов для осуществления конкретных программ, направленных на удовлетворение потребностей его членов. Согласно решению государств-членов Фонд может получать займы, в целом не превышающие 60% от общей суммы квот.

Направления деятельности

- Поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования.

- Наблюдение за состоянием международной валютной системы.

- Предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов.

- Пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения специальных прав заимствований.

- Предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Механизмы и стратегии, посредством которых МВФ обеспечивает финансовую поддержку своим государствам-членам, варьируются в зависимости от характера макроэкономических и структурных проблем, которые они стремятся решить, и того, какие условия необходимы для этого.

Кредитные механизмы можно разделить на следующие четыре категории:

1) обычный механизм;

2) специальные компенсационные механизмы;

3) чрезвычайная помощь;

4) механизмы помощи странам с низким уровнем доходов.

Обычные механизмы включают

Политика траншей. Кредиты Фонда предоставляются по обычным каналам государствам-членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства-члена. Для приобретения первого кредитного транша государства-члены должны продемонстрировать серьезные усилия по преодолению испытываемых ими трудностей с платежным балансом.

Механизм расширенного финансирования. Фонд поддерживает среднесрочные программы через договоренности о расширенном финансировании, действующие в течение трех лет, в целях преодоления трудностей с платежным балансом, вызванных макроэкономическими и структурными проблемами.

Специальные механизмы

Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств предоставляет ресурсы государствам-членам для компенсации нехватки поступлений от экспорта, покрытия расходов за услуги и возмещения убытков, если они носят временный характер и не зависят от этих стран.

Чрезвычайная помощь

Фонд предоставляет чрезвычайную помощь в форме закупок товаров, с тем, чтобы помочь государствам-членам решить проблемы платежного баланса, вызванные внезапными стихийными бедствиями.

Механизмы помощи странам с низким уровнем доходов

Предоставление ресурсов на льготных условиях развивающимся странам – членам МВФ с низким уровнем доходов в целях поддержки среднесрочной макроэкономической перестройки и структурных реформ.

В связи с эволюцией мировой валютной системы УставМВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г с введением системыСДР; 2) в 1976 г с созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1993 г. с включением санкции – приостановки права участвовать в голосовании по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду. МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых,МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпускаСДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет вСДР, может приобретать у других участников системыСДР конвертируемую валюту. Регулирующая рольМВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобре­тения необходимой валюты в обмен наСДР путем назначения стран, которые ее представляют. При этомМВФ учитывает состояние платеж­ного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов.

МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана приниматьСДР в обмен на конверти­руемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита вСДР, т.е. пока суммаСДР не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятив­ной величине выделенных ей ФондомСДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возмож­ности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР (209,5 млрд. СДР, или 286,6 млрд. долл., с 1970 г. по 30 апреля1992г.) дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.

В пересмотренном в результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов "сотрудничать с Фон­дом и другими странами-членами, имея ввиду, что их политика отно­сительно резервных активов будет согласовываться с целями содей­ствия установлению лучшего международного надзора за международ­ной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы". Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также дру­гим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в Основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.

Во-вторых,МВФ выступает в качестве проводника принятой За­падом, по инициативеСША, установки на демонетизацию золота, ос­лабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о созда­нииМВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах.

В-третьих,МВФ осуществляет межгосударственное регулирова­ние режима валютных ресурсов.

Однако, обязательства стран-членов по регулированию валютных ресурсов в ныне действующем УставеМВФ (по сравнению с предыду­щим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность раз­личных толкований тех или иных положений, предоставляя им относи­тельную свободу для принятия собственных решений в данной области.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рын­ков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных ресурсов. Валютные ограничения допуска­ются только в двух случаях: 1) на основании СтатьиXIV Устава их мо­гут сохранять или устанавливать новые членыМВФ в течение переход­ного периода, продолжительность которого не определена; 2) офи­циальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить вре­менные ограничения операций в этой валюте.

С момента созданияМВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных кур­сов. Однако значительная часть развивающихся, а также восточноевро­пейских стран все еще не имеет возможности установить в полном объеме свободную конвертируемость своих валют. Тем не менее в июне 1978 г. 46 стран (1/3 членовМВФ), а в апреле 1994 г. 88 стран (49%) приняли на себя обязательства по СтатьеVIII о недопущении валют­ных ограничений.

В-пятых,МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора между­народного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инст­румент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. ЗаключенияМВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расценива­ются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный отМВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привле­чений более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким обра­зом, происходит фактическое согласование кредитной политикиМВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, др. государствСНГ.

В-шестых,МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием миро­вой экономики. Он собирает огромный массив информации, относя­щейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономичес­кого роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состояния платежных балансов, официальных золо­тых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных ресур­сов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обра­ботке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики.МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные СтатьейIV Устава консультации с прави­тельственными учреждениями стран-членов. Другой путь – это регуляр­ные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический об­зор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной эконо­мической ситуации в многосторонней перспективе.МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставле­нием им разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран – заемщиц. Одновременно он начина­ет играть важную роль в реализации решений "семерки" ведущих госу­дарств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, сог­ласования национальных макроэкономических политик. Фонд зареко­мендовал себя активно функционирующим мировым валютным инсти­тутом, накопил большой и полезный опыт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.016 с.)