Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспектыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Темпы роста населения, его возрастная структура в значительной мере определяют количественные параметры трудовых ресурсов мира, от которых зависит развитие мировой экономики. Под трудовыми ресурсами понимают часть населения в трудоспособном возрасте, обладающую способностью к труду и зданиями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Основную часть трудовых ресурсов мира составляет экономически активное население. Экономически активное население – это часть населения, имеющая работу и активно занятая ее поиском. В 1997 г. оно включало менее половины населения мира и составляло лишь 47,8% от его общей численности. Современные тенденции демографического развития мира обусловливают концентрацию основной доли трудовых ресурсов в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии – 55%. На развитие страны с рыночной экономикой приходится 16% экономически активного населения. Экономически активное население помимо количественных оценок имеет качественные характеристики: уровень образования, отраслевая структура занятости, профессионально-квалификационная структура рабочей силы и др. В деловом мире развитых стран в 80–90-е годы XX в. рабочая сила, обладающая высоко развитыми творческими способностями, новаторским потенциалом, стала одним из решающих факторов современного конкурентного хозяйства. Качество рабочей силы непосредственно сказывается на прибыли компаний, поэтому в развитых странах проводится государственная политика по развитию трудовых ресурсов. Одним из ее направлений является массовая интеллектуализация труда. Придается важное значение выравниванию общего образования трудовых ресурсов (имеется в виду повышение его в среднем до уровня младшего колледжа). В первой половине 90-х годов средний уровень расходов на образование всех ступеней в развитых странах составлял примерно 3,4-4% ВВП. В большинстве стран постоянно растут затраты на высшее образование, что повышает качество рабочей силы. С 1980 по 1992 гг. доля ВВП, расходуемая на высшее образование, повысилась в Канаде и Франции на 17%, в Дании и Венгрии -на 20, в Испании – на 40%, в Швеции – в 1,7 раза, в Финляндии – в 3,2 раза. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения. Процесс образования и повышения квалификации работников продолжается и в процессе трудовой деятельности. В ведущих западных странах разрабатываются общенациональные системы повышения квалификации. В Японии, США и других странах приняты законы, поощряющие частный бизнес, связанный с «инвестициями в человека», нацеливающие на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы. Существует прямая зависимость между уровнем образования работников и уровнем ВВП. Увеличение затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Поэтому на обучение и переобучение рабочей силы фирмы развитых стран тратят немалые средства. Лидирующие позиции в реализации корпоративных систем переподготовки работников занимают США. Программы повышения квалификации в конце 90-х годов имели 93% фирм. Уровень образования населения мира характеризует накопленный образовательный, интеллектуальный творческий потенциал. Трудовые ресурсы высокой квалификации имеются и в группе развивающихся стран. Качество трудовых ресурсов в этой группе стран в целом ниже, чем в развитых государствах. В странах южнее Сахары (СЮС), Южной и Западной Азии значителен удельный вес неграмотных в трудоспособном населении. В СЮС уровень экономического развития по сравнению со среднемировым снизился за период 1950—1996 гг. почти вдвое, что не могло не сказаться и на образовательном уровне трудовых ресурсов. Это в свою очередь сдерживает рост производительности труда и негативно сказывается на развитии экономики. В 70-90-е годы произошли глубокие изменения в структуре экономики развитых стран. Изменилось соотношение между материальным производством и непроизводственной сферой в пользу последней, наблюдались свертывание и реструктуризация отраслей обрабатывающей промышленности. В структуре промышленности снизилась доля добывающих отраслей, стремительно развивались высокотехнологические отрасли. Это обусловило значительные сдвиги в занятости рабочей силы. Занятость – мера вовлеченности людей в какую либо экономическую деятельность. Резко снизилась занятость в сельском хозяйстве. В 1997 г. такое снижение составляло 2,5% в Великобритании и 10% в Японии. Заметно снизился удельный вес занятых в промышленности и строительстве. В 1997 г. он сократился до 26% в Канаде и до 38% в Италии. В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы, наблюдается долговременная тенденция абсолютного и относительного сокращения занятости в сфере материального производства и рост ее в сфере услуг. В середине 90-х годов в сфере услуг было занято в Японии – 58,4%, в Германии – 63, во Франции – 69, в Италии – 62%. Основная часть экономически активного населения в развивающихся странах сосредоточена в сельском и лесном хозяйствах. В новых индустриальных странах доля занятых в сельском хозяйстве значительно ниже. Квалифицированная рабочая сила концентрируется в производстве электронного и электрического оборудования, автомобилей, морских судов. В России занятость в сельском хозяйстве (вместе с лесным хозяйством) уменьшилась с 1991г. по 1997 г. – на 11%, в промышленности – на 34%, в строительстве – на 33%. В сфере услуг, включая финансово-кредитную сферу, страхование, торговлю, общественное питание, снабжение, наблюдалась противоположная тенденция. В первых двух сферах занятость увеличилась за 1991-1997г. – на 77%, в остальных – на 55%. Произошло перераспределение занятости между секторами экономики. В 1997 г. большая часть работающего населения России (более 64%) была занята в негосударственном секторе. По статусу занятости население Россия распределялось в 1997 г. следующим образом: работающие по найму – 95,3%, работающие не по найму - 4,8%. Сегодня существуют различные страновые типы структуры занятости. Информационная модель структуры занятости. Она сформировалась главным образом в англо-саксонских странах. Отличительная особенность данной модели в том, что ключевым элементом в ней является сфера услуг, где концентрируется основная масса рабочей силы. В 1996 г. в этой отрасли было занято: в Великобритании – 70%, в США и Канаде – 7,3% рабочей силы. Производственные услуги, услуги населению и прежде всего высокотехнологические услуги могут обеспечить прирост занятости не только в настоящее время, но и в будущем. Информационно-индустриальная модель. Она характерна для ряда стран Западной Европы (Германия, Франция и др.). Здесь растет занятость в сфере услуг. В обрабатывающей промышленности она сокращается, но уровень ее еще достаточно высок. Обработка информации интегрирована непосредственно в производственный процесс. Новые модели занятости появляются в связи со стремительным развитием информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ). Эти модели формируются как на уровне обществе в целом, так и в рамках отдельных корпораций. В 90-х годах мир был плотно опутан информационными сетями. Стал возможен доступ к мощным информационным системам через персональные компьютеры, рабочие станции. Сложилась специфическая инфраструктура в сфере телекоммуникационных систем, которая позволяет предлагать потребителям новые сетевые услуги. Появляются дополнительные рабочие места. Только вокруг Интернета к концу 90-х годов возникло примерно 400 тыс. рабочих мест. В Японии в ближайшие 15 лет развитие информационного сектора приведет к созданию 2,5 млн. рабочих мест, а в странах ЕС – 6 млн. Информационные сети расширяют возможности дистанционной (надомной) работы, которую нередко предпочитают профессионалы новой сферы услуг. Развитие ИТТ позволяет шире использовать частичную, временную, краткосрочную формы занятости. Происходит эволюция профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Во всех странах мира быстро растущей профессиональной категорией экономически активного населения являются работники преимущественно умственного труда (ученые, инженеры, техники, управленческие кадры и др.). К середине 90-х годов они составляли более 1/3 экономически активного населения в Великобритании, Канаде и США, а в Германии и во Франции – немногим более 1/4. Творческий потенциал этих кадров является источником создания новых технологий, нововведений в производстве, в сфере управления и организации производства. Более 80% всех работников умственного труда в развитых странах в конце 90-х годов были сосредоточены в сфере услуг, в таких ее секторах, как наука, образование, здравоохранение, телекоммуникации, компьютерные, инжиниринговые, управленческие, кредитно-финансовые, страховые и другие профессиональные услуги. Многие виды услуг перешагнули через национальные границы и интегрируются в глобальный рынок, где концентрируется высококвалифицированная рабочая сила, обслуживающая огромные объемы экспорта услуг. Самой многочисленной профессиональной категорий в различных странах мира являются индустриальные рабочие. Еще недавно в мире бизнеса господствовала философия, согласно которой издержки труда следует сокращать, развивая «безлюдное производство» с ничтожно малым персоналом, заменяя людей автоматикой. С 70-х годов осуществлялась ориентация на наращивание вложений в трудосберегающую технику, на минимизацию живого труда. В 80-х годах наметилась тенденция к относительному и даже абсолютному сокращению рабочих мест в промышленности, особенно обрабатывающей, что обострило социальные проблемы. Кроме того, выяснилось, что курс на безлюдные технологии задерживает развитие человеческих ресурсов, которое необходимо для прогресса производства. Была признана целесообразность сохранения живого труда, невоспроизводимость в машинных аналогах уникальных свойств человека. В 90-х годах общество, бизнес пришли к пониманию того, что социально-экономический прогресс обеспечивается сочетанием передовой техники и квалифицированной рабочей силы. Поэтому сегодня удельный вес индустриальных рабочих в экономически активном населении остается значительным. При этом их профессионально-квалификационная структура постоянно меняется. Одни виды труда сменяют другие, исчезают старые и появляются новые профессии. Происходит вытеснение неквалифицированного труда квалифицированным. В передовых, а также в модернизирующихся традиционных отраслях используется высококвалифицированная рабочая сила, а рабочие рутинного труда и квалифицированные рабочие устаревающих профессий вытесняются из производства. Различия в квалификации рабочей силы влияют на размещение производства. Утратившие ключевое значение производства перемещаются из развитых стран в страны третьего мира, где высока доля неквалифицированной дешевой рабочей силы. Важнейшая качественная характеристика трудовых ресурсов мира – их эффективное использование. Оно осложняется наличием безработицы, представляющей собой социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. К числу безработных, по методологии Международной организации труда (МОТ), относят лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы в данный момент, предпринимающих попытки найти ее и готовых к ней приступить. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Безработица мешает мировой экономике реализовать свои потенциальные возможности. Если реальный уровень безработицы превышает на 1% уровень безработицы при полной занятости, то в соответствии с законом А. Оукена реальный объем ВНП отстает от потенциального ВНП на 2,5%. В США с 1992 г. отмечается долговременная тенденция к снижению безработицы. За период 1992-1998 гг. она снизилась с 7,5% до 4,5%, что обусловлено устойчивыми темпами экономического развития и высокой мобильностью рабочей силы. В странах Западной Европы безработица в 1998 г. стабилизировалась на уровне 9,8%. Однако в отдельных странах ее уровень отклонялся от этого показателя. В странах Европейского союза (ЕС) безработица является одной из острых проблем. Там число безработных за период с середины 70-х до середины 90-х годов увеличилось в 3 раза. В странах Тихоокеанского региона, пострадавших от мирового финансового кризиса, уровень безработицы вырос. В развитых странах безработица носит структурный характер. К числу длительно безработных относятся люди с низким уровнем общей, профессиональной подготовки и квалификации, на которые не предъявляется спрос. В США беспрецедентно низкий уровень безработицы среди наиболее квалифицированных рабочих. Это может быть следствием начинающегося дефицита этой категории рабочих. В развитых странах почти все новые рабочие места создавались с неполным рабочим днем и в частном секторе. 2/3 рабочих мест на указанной основе были созданы в сфере услуг. В США, Канаде, Франции, Германии наблюдался также рост численности занятых в производственной сфере на 0,2-1,1%. Увеличилась занятость в аграрных районах, но не в аграрном производстве, а в сфере услуг. В проведении политики занятости на ближайшую перспективу в этих странах особое значение придается совершенствованию программ обучения и переподготовки рабочей силы и изменениям в системе минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата устанавливается на уровне выше равновесной ставки заработной платы. С этим связывается такое негативное явление, как вытеснение рабочей силы низкой квалификации, прежде всего молодежи, с рынка труда. Сформировались разные подходы к проблеме занятости. Один подход основывается на концепции саморегулирования рынка труда, другой – на необходимости активного воздействия государства на занятость. Согласно третьему подходу проблема занятости может быть решена при воздействии на рынок труда как стихийных рыночных сил, так и государственного регулирования. Что касается постсоциалистических стран, то только в двух из них в 1998г. наблюдалось снижение безработицы: в Венгрии с 10,5 до 9,7% и в Польше с 11,5 до 10,8%. В России в августе 1999 г. безработица составила 9,1 млн. человек. Для оценки уровня безработицы в России используется показатель регистрируемой, или официальной, а не общей безработицы, что занижает ее фактическую величину. По данным Росстатагентства, общая численность безработных в России за 1992-1999 гг. возросла почти втрое. Рассчитанный по методологии МОТ уровень безработицы за этот период увеличился с 5,2 до 12,4%. Велики региональные различия в уровне безработицы. В 1998 г. в 57 регионах уровень безработицы превысил 13%, в 37 - 15%, в 4 регионах – 30%. Наблюдается увеличение продолжительности безработицы. Более 60% безработных в 1988 г. искали работу более полугода. Самый высокий уровень безработицы за последние годы наблюдался среди молодежи. Уровень безработицы среди женщин несколько ниже, чем среди мужчин. Для преодоления безработицы разработана Федеральная целевая программа содействию занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 г. Разработаны также программы занятости рядом субъектов Федерации. Для реализации эффективной политики сдерживания безработицы необходимо опираться на данные об общем характере безработицы, рассчитанные по методике МОТ. Государственное регулирование занятости должно носить поэтапный характер с четким определением приоритетов каждого этапа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.39 (0.009 с.) |