Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты



Темпы роста населения, его возрастная структура в значи­тельной мере определяют количественные параметры трудовых ресурсов мира, от которых зависит развитие мировой экономики.

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения в тру­доспособном возрасте, обладающую способностью к труду и зданиями, необходимыми для осуществления полезной дея­тельности.

Основную часть трудовых ресурсов мира составляет экономи­чески активное население. Экономически активное население это часть населения, имеющая работу и активно занятая ее по­иском. В 1997 г. оно включало менее половины населения мира и составляло лишь 47,8% от его общей численности.

Современные тенденции демографического развития мира обусловливают концентрацию основной доли трудовых ресурсов в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии – 55%. На развитие страны с рыночной экономикой приходится 16% эко­номически активного населения.

Экономически активное население помимо количественных оценок имеет качественные характеристики: уровень образова­ния, отраслевая структура занятости, профессионально-квали­фикационная структура рабочей силы и др.

В деловом мире развитых стран в 80–90-е годы XX в. рабо­чая сила, обладающая высоко развитыми творческими способностями, новаторским потенциалом, стала одним из решающих факторов современного конкурентного хозяйства. Качество ра­бочей силы непосредственно сказывается на прибыли компа­ний, поэтому в развитых странах проводится государственная политика по развитию трудовых ресурсов. Одним из ее направ­лений является массовая интеллектуализация труда. Придается важное значение выравниванию общего образования трудовых ресурсов (имеется в виду повышение его в среднем до уровня младшего колледжа). В первой половине 90-х годов средний уровень расходов на образование всех ступеней в развитых стра­нах составлял примерно 3,4-4% ВВП.

В большинстве стран постоянно растут затраты на высшее образование, что повышает качество рабочей силы. С 1980 по 1992 гг. доля ВВП, расходуемая на высшее образование, по­высилась в Канаде и Франции на 17%, в Дании и Венгрии -на 20, в Испании – на 40%, в Швеции – в 1,7 раза, в Фин­ляндии – в 3,2 раза. Особое внимание уделяется индивидуа­лизации обучения.

Процесс образования и повышения квалификации работни­ков продолжается и в процессе трудовой деятельности. В веду­щих западных странах разрабатываются общенациональные сис­темы повышения квалификации. В Японии, США и других странах приняты законы, поощряющие частный бизнес, связан­ный с «инвестициями в человека», нацеливающие на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы.

Существует прямая зависимость между уровнем образова­ния работников и уровнем ВВП. Увеличение затрат на образо­вание обеспечивает более половины прироста ВВП. Поэтому на обучение и переобучение рабочей силы фирмы развитых стран тратят немалые средства. Лидирующие позиции в реали­зации корпоративных систем переподготовки работников за­нимают США. Программы повышения квалификации в конце 90-х годов имели 93% фирм.

Уровень образования населения мира характеризует накоп­ленный образовательный, интеллектуальный творческий потен­циал. Трудовые ресурсы высокой квалификации имеются и в группе развивающихся стран. Качество трудовых ресурсов в этой группе стран в целом ниже, чем в развитых государствах. В стра­нах южнее Сахары (СЮС), Южной и Западной Азии значителен удельный вес неграмотных в трудоспособном населении. В СЮС уровень экономического развития по сравнению со среднемировым снизился за период 1950—1996 гг. почти вдвое, что не могло не сказаться и на образовательном уровне трудовых ресурсов. Это

в свою очередь сдерживает рост производительности труда и не­гативно сказывается на развитии экономики.

В 70-90-е годы произошли глубокие изменения в структуре экономики развитых стран. Изменилось соотношение между материальным производством и непроизводственной сферой в пользу последней, наблюдались свертывание и реструктуризация отраслей обрабатывающей промышленности. В структуре промышленности снизилась доля добывающих отраслей, стреми­тельно развивались высокотехнологические отрасли. Это обу­словило значительные сдвиги в занятости рабочей силы.

Занятость – мера вовлеченности людей в какую либо экономи­ческую деятельность. Резко снизилась занятость в сельском хо­зяйстве. В 1997 г. такое снижение составляло 2,5% в Великобри­тании и 10% в Японии.

Заметно снизился удельный вес занятых в промышленности и строительстве. В 1997 г. он сократился до 26% в Канаде и до 38% в Италии.

В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабо­чей силы, наблюдается долговременная тенденция абсолютного и относительного сокращения занятости в сфере материального производства и рост ее в сфере услуг. В середине 90-х годов в сфере услуг было занято в Японии – 58,4%, в Германии – 63, во Франции – 69, в Италии – 62%.

Основная часть экономически активного населения в разви­вающихся странах сосредоточена в сельском и лесном хозяйст­вах. В новых индустриальных странах доля занятых в сельском хозяйстве значительно ниже. Квалифицированная рабочая сила концентрируется в производстве электронного и электрического оборудования, автомобилей, морских судов.

В России занятость в сельском хозяйстве (вместе с лесным хозяйством) уменьшилась с 1991г. по 1997 г. – на 11%, в про­мышленности – на 34%, в строительстве – на 33%. В сфере услуг, включая финансово-кредитную сферу, страхование, тор­говлю, общественное питание, снабжение, наблюдалась проти­воположная тенденция. В первых двух сферах занятость увели­чилась за 1991-1997г. – на 77%, в остальных – на 55%.

Произошло перераспределение занятости между секторами экономики. В 1997 г. большая часть работающего населения России (более 64%) была занята в негосударственном секторе. По статусу занятости население Россия распределялось в 1997 г. следующим образом: работающие по найму – 95,3%, работаю­щие не по найму - 4,8%.

Сегодня существуют различные страновые типы структуры занятости.

Информационная модель структуры занятости. Она сформиро­валась главным образом в англо-саксонских странах. Отличи­тельная особенность данной модели в том, что ключевым эле­ментом в ней является сфера услуг, где концентрируется основ­ная масса рабочей силы. В 1996 г. в этой отрасли было занято: в Великобритании – 70%, в США и Канаде – 7,3% рабочей силы.

Производственные услуги, услуги населению и прежде всего высокотехнологические услуги могут обеспечить прирост заня­тости не только в настоящее время, но и в будущем.

Информационно-индустриальная модель. Она характерна для ряда стран Западной Европы (Германия, Франция и др.). Здесь растет занятость в сфере услуг. В обрабатывающей промышлен­ности она сокращается, но уровень ее еще достаточно высок. Обработка информации интегрирована непосредственно в про­изводственный процесс.

Новые модели занятости появляются в связи со стремитель­ным развитием информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ). Эти модели формируются как на уровне об­ществе в целом, так и в рамках отдельных корпораций. В 90-х годах мир был плотно опутан информационными сетями. Стал возможен доступ к мощным информационным системам через персональные компьютеры, рабочие станции. Сложилась спе­цифическая инфраструктура в сфере телекоммуникационных систем, которая позволяет предлагать потребителям новые сете­вые услуги. Появляются дополнительные рабочие места. Только вокруг Интернета к концу 90-х годов возникло примерно 400 тыс. рабочих мест. В Японии в ближайшие 15 лет развитие информационного сектора приведет к созданию 2,5 млн. рабочих мест, а в странах ЕС – 6 млн. Информационные сети расширя­ют возможности дистанционной (надомной) работы, которую нередко предпочитают профессионалы новой сферы услуг. Раз­витие ИТТ позволяет шире использовать частичную, времен­ную, краткосрочную формы занятости.

Происходит эволюция профессионально-квалификационной струк­туры рабочей силы. Во всех странах мира быстро растущей про­фессиональной категорией экономически активного населения являются работники преимущественно умственного труда (уче­ные, инженеры, техники, управленческие кадры и др.). К середи­не 90-х годов они составляли более 1/3 экономически активного населения в Великобритании, Канаде и США, а в Германии и во Франции – немногим более 1/4.

Творческий потенциал этих кадров является источником соз­дания новых технологий, нововведений в производстве, в сфере управления и организации производства. Более 80% всех работни­ков умственного труда в развитых странах в конце 90-х годов были сосредоточены в сфере услуг, в таких ее секторах, как наука, обра­зование, здравоохранение, телекоммуникации, компьютерные, инжиниринговые, управленческие, кредитно-финансовые, страховые и другие профессиональные услуги. Многие виды услуг пере­шагнули через национальные границы и интегрируются в глобаль­ный рынок, где концентрируется высококвалифицированная рабо­чая сила, обслуживающая огромные объемы экспорта услуг.

Самой многочисленной профессиональной категорий в раз­личных странах мира являются индустриальные рабочие. Еще недавно в мире бизнеса господствовала философия, согласно которой издержки труда следует сокращать, развивая «безлюд­ное производство» с ничтожно малым персоналом, заменяя лю­дей автоматикой. С 70-х годов осуществлялась ориентация на наращивание вложений в трудосберегающую технику, на мини­мизацию живого труда.

В 80-х годах наметилась тенденция к относительному и даже абсолютному сокращению рабочих мест в промышленности, особенно обрабатывающей, что обострило социальные пробле­мы. Кроме того, выяснилось, что курс на безлюдные технологии задерживает развитие человеческих ресурсов, которое необходи­мо для прогресса производства. Была признана целесообраз­ность сохранения живого труда, невоспроизводимость в машин­ных аналогах уникальных свойств человека.

В 90-х годах общество, бизнес пришли к пониманию того, что социально-экономический прогресс обеспечивается сочета­нием передовой техники и квалифицированной рабочей силы. Поэтому сегодня удельный вес индустриальных рабочих в эко­номически активном населении остается значительным. При этом их профессионально-квалификационная структура посто­янно меняется. Одни виды труда сменяют другие, исчезают ста­рые и появляются новые профессии. Происходит вытеснение неквалифицированного труда квалифицированным. В передо­вых, а также в модернизирующихся традиционных отраслях ис­пользуется высококвалифицированная рабочая сила, а рабочие рутинного труда и квалифицированные рабочие устаревающих профессий вытесняются из производства.

Различия в квалификации рабочей силы влияют на разме­щение производства. Утратившие ключевое значение производства перемещаются из развитых стран в страны третьего мира, где высока доля неквалифицированной дешевой рабочей силы.

Важнейшая качественная характеристика трудовых ресурсов мира – их эффективное использование. Оно осложняется нали­чием безработицы, представляющей собой социально-экономи­ческое явление, при котором часть экономически активного на­селения не занята в производстве товаров и услуг. К числу без­работных, по методологии Международной организации труда (МОТ), относят лиц трудоспособного возраста, не имеющих ра­боты в данный момент, предпринимающих попытки найти ее и готовых к ней приступить. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Безработица мешает мировой экономике реализовать свои потенциальные возможности. Если реальный уровень безработицы превышает на 1% уровень безработицы при полной занятости, то в соответствии с законом А. Оукена реальный объем ВНП отстает от потенциального ВНП на 2,5%.

В США с 1992 г. отмечается долговременная тенденция к снижению безработицы. За период 1992-1998 гг. она снизилась с 7,5% до 4,5%, что обусловлено устойчивыми темпами эконо­мического развития и высокой мобильностью рабочей силы.

В странах Западной Европы безработица в 1998 г. стабили­зировалась на уровне 9,8%. Однако в отдельных странах ее уровень отклонялся от этого показателя. В странах Европей­ского союза (ЕС) безработица является одной из острых про­блем. Там число безработных за период с середины 70-х до се­редины 90-х годов увеличилось в 3 раза. В странах Тихоокеан­ского региона, пострадавших от мирового финансового кризи­са, уровень безработицы вырос.

В развитых странах безработица носит структурный характер. К числу длительно безработных относятся люди с низким уров­нем общей, профессиональной подготовки и квалификации, на которые не предъявляется спрос.

В США беспрецедентно низкий уровень безработицы среди наиболее квалифицированных рабочих. Это может быть следст­вием начинающегося дефицита этой категории рабочих.

В развитых странах почти все новые рабочие места создава­лись с неполным рабочим днем и в частном секторе. 2/3 рабочих мест на указанной основе были созданы в сфере услуг. В США, Канаде, Франции, Германии наблюдался также рост численности занятых в производственной сфере на 0,2-1,1%. Увеличилась занятость в аграрных районах, но не в аграрном производстве, а в сфере услуг.

В проведении политики занятости на ближайшую пер­спективу в этих странах особое значение придается совершен­ствованию программ обучения и переподготовки рабочей си­лы и изменениям в системе минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата устанавливается на уровне выше равновесной ставки заработной платы. С этим связыва­ется такое негативное явление, как вытеснение рабочей силы низкой квалификации, прежде всего молодежи, с рынка тру­да. Сформировались разные подходы к проблеме занятости. Один подход основывается на концепции саморегулирования рынка труда, другой – на необходимости активного воздейст­вия государства на занятость. Согласно третьему подходу про­блема занятости может быть решена при воздействии на ры­нок труда как стихийных рыночных сил, так и государствен­ного регулирования.

Что касается постсоциалистических стран, то только в двух из них в 1998г. наблюдалось снижение безработицы: в Венгрии с 10,5 до 9,7% и в Польше с 11,5 до 10,8%. В России в августе 1999 г. безработица составила 9,1 млн. человек. Для оценки уровня безработицы в России используется показатель регистрируемой, или официальной, а не общей безработицы, что занижает ее фактическую величину. По данным Росстатагентства, общая численность безработных в России за 1992-1999 гг. возросла почти втрое. Рассчитанный по методологии МОТ уровень безработицы за этот период увеличился с 5,2 до 12,4%. Велики региональные различия в уровне безработицы. В 1998 г. в 57 регионах уровень безработицы превысил 13%, в 37 - 15%, в 4 регионах – 30%. Наблюдается увеличение про­должительности безработицы. Более 60% безработных в 1988 г. искали работу более полугода. Самый высокий уро­вень безработицы за последние годы наблюдался среди моло­дежи. Уровень безработицы среди женщин несколько ниже, чем среди мужчин.

Для преодоления безработицы разработана Федеральная це­левая программа содействию занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 г. Разработаны также программы за­нятости рядом субъектов Федерации. Для реализации эффек­тивной политики сдерживания безработицы необходимо опи­раться на данные об общем характере безработицы, рассчитан­ные по методике МОТ. Государственное регулирование занято­сти должно носить поэтапный характер с четким определением приоритетов каждого этапа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.013 с.)