Теорема Столпера-Самуэльсона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теорема Столпера-Самуэльсона



Суть теоремы (factor price equalization theorem [5]) в том, что международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах. Гомогенность капитала означает капитал, характеризующийся одинаковой продуктивностью и риском;

гомогенность труда означает труд с одинаковым уровнем подготовки, образования и производительности.

В середине XX столетия (1948 г) американские экономисты П.Самуэльсон (Paul Samuelson, род. 1915) и В.Столпер усовершенствовали доказательство этой теоремы, представив свою теорию. В случае однородности (гомогенности) факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях В.Столпера и П.Самуэльсона, основанных на модели Д.Рикардо с дополнениями Э.Хекшера и Б.Олина, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

Чтобы разобраться, кто выигрывает, а кто теряет в результате либерализации или ограничения внешней торговли, необходимо знать, как изменение относительных цен на товары отражается на доходах владельцев факторов. Столпер и Самуэлъсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля действительно делит общество на тех, кто в результате остается в чистом выигрыше, и тех, кто несет потери. Теорема заключается в следующем: при определенных предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растет (земля), и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потребления этих товаров владельцами факторов производства.

В конце 40-х годов, в рамках этой же теории, выведена теория о выравнивании цен на факторы производства: при выполнении определенных предпосылок внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но и на факторы производства, так что в обеих странах ставки заработной платы у всех рабочих будут одинаковы, так же как и ставки арендной платы за все земельные участки, вне зависимости от существующей структуры спроса или обеспеченности факторами производства в каждой из стран.

Современные исследования по теории воздействия внешней торговли на распределение доходов позволили выдвинуть несколько интересных предположений относительно действующих в этой области закономерностей. Чем больше тот или иной фактор специализирован (или сконцентрирован) в экспортном производстве, то больше он выигрывает в результате внешней торговли. И наоборот, чем выше концентрация фактора в производстве конкурирующей с импортом продукции, тем больше он теряет в результате внешней торговли.

 

Парадокс Леонтьева

Экономисты затратили немало усилий на уточнение, какие именно факторы относятся к экспортным, а какие - к импортозамещающим отраслям. В центре внимания оказался результат, полученный В. Леонтьевым, получивший название Парадокс Леонтьева. Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста русского происхождения В. Леонтьева (Wassily Leontief, 1906 г.) под названием «парадокс Леонтьева[6]». Он хотел одновременно проверить два предположения: 1) теория Х - О справедлива, 2) в экономике США капитал в большей степени избыточен, чем у ее торговых партнеров. Проведенные исследования показали, что в структуре спроса США удельный вес капиталоемкой продукции был выше, чем в производстве, что и превращало страну в чистого импортера капиталоемких продуктов. Было принято решение ввести в модель другие факторы производства. Экономисты рассуждали, что возможно существуют различные виды труда, природных ресурсов и т.д. Многочисленные исследования в этом направлении привели к двум основным результатам: 1) подтвердили наличие «парадокса» на протяжении большей части послевоенного периода; 2) значительно улучшили представления об обеспеченности факторами и интенсивности их использования. Первый опровергал теорию Х - О, второй поддерживал ее.

Несмотря на различия в технике расчетов, все исследования в основном подтвердили наличие парадокса Леонтьева в США в период между второй мировой войной и началом 70-х годов.

Конечно, США обладали некоторым избытком капитала и при этом почему-то экспортировали меньше услуг этого фактора, чем импортировали. Но, исследования стимулированные работой Леонтьева показали, что капитал отнюдь не самый избыточный фактор производства в США. Первое место здесь принадлежит обрабатываемой земле и научно-техническим кадрам.

 

Концепция «Международной конкуренции наций»

Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера.

На основании анализа обширного статистического материала, охватившего около 100 отраслей восьми промышленно развитых стран. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.

«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

Таким образом, конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

- факторных условий

- условий спроса

- состояния обслуживающей и близких отраслей

- стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.

Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х гг.


Экономический рост и сдвиги во внешней торговле

 

Закон Энгеля

С XIX в. и по сей день множество экономистов заняты исследованием семейных бюджетов с целью определить, какие именно товары и услуги в домашнем хозяйстве являются преимущественно предметами первой необходимости, а какие - предметами роскоши. Найденные закономерности носят имя Эрнста Энгеля, немецкого экономиста. Закон Энгеля гласит, что при неизменных ценах и демографических переменных (размере и составе семьи) увеличение дохода приводит к снижению доли потребительских расходов на продовольствие. Спрос на продовольствие увеличится, но в меньшей мере, чем доход. Это позволяет сделать важный вывод об ожидающей производителей динамике цен на производимые ими предметы роскоши и предметы первой необходимости. Рост дохода переориентирует спрос на предметы роскоши. При любом заданном росте параметров предложения (росте предложения факторов производства и производительности) увеличение дохода приведет к относительному росту цен на предметы роскоши и процветанию (тоже относительному) тех стран и факторов, которые специализируются на их производстве.

Еще одно важное предположение о том, как изменение дохода сказывается на спросе и внешней торговле, является умозрительным выводом, принадлежит шведскому экономисту и политику С.Б. Линдеру. Его гипотеза преобладающего спроса следующим образом устанавливает причинные связи в цепочке доход -предпочтения - внешняя торговля: рост дохода на душу населения повышает в структуре спроса рассматриваемой страны долю предметов роскоши, которые теперь эта страна может себе позволить, как и следует из закона Энгеля; эта концентрация спроса на доступных предметах роскоши побуждает производителей к еще более значительным усовершенствованиям технологии, особенно в обеспечении именно этих товаров; увеличение производительности опережает рост обусловившего его спроса и ведет к снижению цен и экспорту этих предметов роскоши. Таким образом, следует ожидать, что страна будет экспортировать товары, удельный вес которых высок в ее собственном потреблении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)