Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теорема Столпера-СамуэльсонаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Суть теоремы (factor price equalization theorem [5]) в том, что международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах. Гомогенность капитала означает капитал, характеризующийся одинаковой продуктивностью и риском; гомогенность труда означает труд с одинаковым уровнем подготовки, образования и производительности. В середине XX столетия (1948 г) американские экономисты П.Самуэльсон (Paul Samuelson, род. 1915) и В.Столпер усовершенствовали доказательство этой теоремы, представив свою теорию. В случае однородности (гомогенности) факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях В.Столпера и П.Самуэльсона, основанных на модели Д.Рикардо с дополнениями Э.Хекшера и Б.Олина, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами. Чтобы разобраться, кто выигрывает, а кто теряет в результате либерализации или ограничения внешней торговли, необходимо знать, как изменение относительных цен на товары отражается на доходах владельцев факторов. Столпер и Самуэлъсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля действительно делит общество на тех, кто в результате остается в чистом выигрыше, и тех, кто несет потери. Теорема заключается в следующем: при определенных предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растет (земля), и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потребления этих товаров владельцами факторов производства. В конце 40-х годов, в рамках этой же теории, выведена теория о выравнивании цен на факторы производства: при выполнении определенных предпосылок внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но и на факторы производства, так что в обеих странах ставки заработной платы у всех рабочих будут одинаковы, так же как и ставки арендной платы за все земельные участки, вне зависимости от существующей структуры спроса или обеспеченности факторами производства в каждой из стран. Современные исследования по теории воздействия внешней торговли на распределение доходов позволили выдвинуть несколько интересных предположений относительно действующих в этой области закономерностей. Чем больше тот или иной фактор специализирован (или сконцентрирован) в экспортном производстве, то больше он выигрывает в результате внешней торговли. И наоборот, чем выше концентрация фактора в производстве конкурирующей с импортом продукции, тем больше он теряет в результате внешней торговли.
Парадокс Леонтьева Экономисты затратили немало усилий на уточнение, какие именно факторы относятся к экспортным, а какие - к импортозамещающим отраслям. В центре внимания оказался результат, полученный В. Леонтьевым, получивший название Парадокс Леонтьева. Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста русского происхождения В. Леонтьева (Wassily Leontief, 1906 г.) под названием «парадокс Леонтьева[6]». Он хотел одновременно проверить два предположения: 1) теория Х - О справедлива, 2) в экономике США капитал в большей степени избыточен, чем у ее торговых партнеров. Проведенные исследования показали, что в структуре спроса США удельный вес капиталоемкой продукции был выше, чем в производстве, что и превращало страну в чистого импортера капиталоемких продуктов. Было принято решение ввести в модель другие факторы производства. Экономисты рассуждали, что возможно существуют различные виды труда, природных ресурсов и т.д. Многочисленные исследования в этом направлении привели к двум основным результатам: 1) подтвердили наличие «парадокса» на протяжении большей части послевоенного периода; 2) значительно улучшили представления об обеспеченности факторами и интенсивности их использования. Первый опровергал теорию Х - О, второй поддерживал ее. Несмотря на различия в технике расчетов, все исследования в основном подтвердили наличие парадокса Леонтьева в США в период между второй мировой войной и началом 70-х годов. Конечно, США обладали некоторым избытком капитала и при этом почему-то экспортировали меньше услуг этого фактора, чем импортировали. Но, исследования стимулированные работой Леонтьева показали, что капитал отнюдь не самый избыточный фактор производства в США. Первое место здесь принадлежит обрабатываемой земле и научно-техническим кадрам.
Концепция «Международной конкуренции наций» Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера. На основании анализа обширного статистического материала, охватившего около 100 отраслей восьми промышленно развитых стран. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. Таким образом, конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов: - факторных условий - условий спроса - состояния обслуживающей и близких отраслей - стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации. Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х гг. Экономический рост и сдвиги во внешней торговле
Закон Энгеля С XIX в. и по сей день множество экономистов заняты исследованием семейных бюджетов с целью определить, какие именно товары и услуги в домашнем хозяйстве являются преимущественно предметами первой необходимости, а какие - предметами роскоши. Найденные закономерности носят имя Эрнста Энгеля, немецкого экономиста. Закон Энгеля гласит, что при неизменных ценах и демографических переменных (размере и составе семьи) увеличение дохода приводит к снижению доли потребительских расходов на продовольствие. Спрос на продовольствие увеличится, но в меньшей мере, чем доход. Это позволяет сделать важный вывод об ожидающей производителей динамике цен на производимые ими предметы роскоши и предметы первой необходимости. Рост дохода переориентирует спрос на предметы роскоши. При любом заданном росте параметров предложения (росте предложения факторов производства и производительности) увеличение дохода приведет к относительному росту цен на предметы роскоши и процветанию (тоже относительному) тех стран и факторов, которые специализируются на их производстве. Еще одно важное предположение о том, как изменение дохода сказывается на спросе и внешней торговле, является умозрительным выводом, принадлежит шведскому экономисту и политику С.Б. Линдеру. Его гипотеза преобладающего спроса следующим образом устанавливает причинные связи в цепочке доход -предпочтения - внешняя торговля: рост дохода на душу населения повышает в структуре спроса рассматриваемой страны долю предметов роскоши, которые теперь эта страна может себе позволить, как и следует из закона Энгеля; эта концентрация спроса на доступных предметах роскоши побуждает производителей к еще более значительным усовершенствованиям технологии, особенно в обеспечении именно этих товаров; увеличение производительности опережает рост обусловившего его спроса и ведет к снижению цен и экспорту этих предметов роскоши. Таким образом, следует ожидать, что страна будет экспортировать товары, удельный вес которых высок в ее собственном потреблении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.009 с.) |