Разработчик: к.э.н., доцент О.В.Лебедева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработчик: к.э.н., доцент О.В.Лебедева



Проректор по учебной работе

 

_________________________

 

А.Н. Бескопыльный

 

«___» _________ 2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

«Мировая экономика и международные экономические отношения»

 

 

для направления 080100.62 «Экономика»

по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Квалификация выпускника – «Бакалавр»

Форма обучения – очная

 

К А Ф Е Д РА

«Экономическая теория и предпринимательство»

 

Ростов-на-Дону - 2012

Рабочая программа дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» предназначена для бакалавров очной форм обучения, составлена и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Экономика», относится к профессиональному циклу Б.3.

 

Шифр дисциплины по учебному плану – Б.3.Б.12

 

Разработчик: к.э.н., доцент О.В.Лебедева

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры «ЭТиП», протокол №8 от 7 марта 2012 г.

 

Заведующий кафедрой: д.э.н., профессор Е.О. Миргородская

 

Одобрена методической комиссией по направлению «Экономика»

 

 

Председатель МК В.В. Лесняк «____» _______ 2012 г.

 

 

Эксперты:

ООО «Лидер»,

финансовый директор, к.э.н Л.Р. Лилеева (место работы и занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

ООО «Контакт-Сервис»,

ген. директор, к.э. н И.В. Лесняк

(место работы и занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

 

Директор института ЭиУ _______________ «____» _______ 2012 г.

 

Начальник УУ А.А. Аксенов «____» _______ 2012 г.

1. ЦелЬ и задачи дисциплины

Дисциплина имеет целью изучение основных тенденций и закономерностей развития системы мирового хозяйства, раскрывает связь экономических процессов внутри отдельно взятой страны с функционированием мировой экономики в целом, а также ее воздействие на формирующиеся экономические отношения между странами участницами интеграционных группировок.

 

Основными задачами (компетенциями) дисциплины являются:

приобретение:

-умения выполнять расчеты, необходимые для выявления роли России в мировой экономике, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в государственных и негосударственных организациях стандартами (ПК-2, ПК-3);

-умения на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты, обосновывать стратегию развития РФ (ОК-4, ПК-6)

овладение:

- умением собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих участие страны в мирохозяйственных процессах (ПК-1);

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические, экологические и социальные показатели, характеризующие деятельность международных организаций (ПК-2);

- способностью выбрать инструментальные средства для обработки социально-экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы об экономическом эксортном потенциале страны (ПК-4);

- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей на разных геопространственных уровнях (ПК-8);

- умением собрать необходимые данные, используя отечественные и зарубежные источники информации, и на основе их анализа подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет об особенностях развития той или иной страны в мировой экономике (ПК-9).

формирование:

- навыков по сбору, анализу и обработке данных, необходимых для решения поставленных задач в области мировой экономики и международных экономических отношениях (ПК-4);

- навыков анализа и интерпретации социально-экономической и иной информации, содержащейся в отчетах международных организаций и использования полученных сведений для выявления степени участия страны в мировой экономике (ПК-7).

 

Дисциплина способствует приобретению следующих общекультурных и профессиональных компетенций ОК-4,ПК-1,2,4,7,8,9

 

2. МЕСТО дисциплины В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» относится к профессиональному циклу Б.3 .

Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между требованиями к структуре основных образовательных программ бакалавриата и средствами их поддержания.

Дисциплина базируется на дисциплинах цикла Б.3, в частности «Макроэкономика», «Статистика» а также привлекает знания из смежных областей, таких как «Политология», «Философия», «История» и другие.

Дисциплина представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин профессионального цикла, например, «Маркетинг», «Менеджмент», «Финансы»

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ дисциплины

В результате изучения студент должен:

Знать:

- определения феноменов мировой экономики и форм и инструментов международных экономических отношений, их диалектическую взаимозависимость (ПК-1);

- основные этапы развития мировой экономики и систему показателей участия страны в международном разделении труда (ПК-2).

уметь:

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в мировой экономике, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о развитии мировой экономики, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей на разных геопространственных уровнях (ПК-8);

- уметь собрать необходимые данные, используя отечественные и зарубежные источники информации, и на основе их анализа подготовить информационный обзор и аналитический отчет об участии страны в мировой экономике и результатах деятельности международных организаций или глобальных институтов (ПК-9);

владеть:

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать показатели участия стран в мировой экономике (ПК-2);

- навыками по сбору, анализу и обработке данных, необходимых для анализа информации в области исследования мировой экономики и международных экономических отношений (ПК-4);

- навыками анализа и интерпретации социально-экономической и иной информации, содержащейся в отчетности международных организаций транснациональных корпораций и использования полученных сведений для осмысления тенденций развития мировой экономики (ПК-7).

 

3.1. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

    ОК-4 ПК-1 ПК-2 ПК- ПК-7 ПК-8 ПК-9 Σ общее Кол-во Ком-ий
  Тема 1. Современная мировая экономика. Характеристика групп стран мировой экономики. +   + +   + +  
  Тема 2. Транснациональные корпорации в мировой экономике. Наднациональные экономические организации как факторы и регулирующие институты в мировой экономике. +   + + + + +  
  Тема 3. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства. Ресурсный потенциал и отраслевая структура мировой экономики. +   + +   + +  
  Тема 4. Интеграционные процессы в мировой экономике +   + +   + +  
  Тема 5. Система современных международных экономических отношений. +   + +   + +  
  Тема 6. Сущность, структура и динамика международного движения капитала. Валютный рынок: понятие, виды и современные тенденции развития. Сущность, элементы и этапы эволюции мировой валютной системы. + + + +   + +  
  Тема 7. Балансы международных расчетов. +   + +   + +  
  Тема 8. Международный рынок рабочей силы и его регулирование. +   + +   + +  
  Тема 9. Россия в мировой экономике. + + + +   + +  

 

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ дисциплины

4.1. Структура и содержание дисциплины

К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, коллоквиумы, самостоятельная работа, в том числе не менее 20% проводимых в интерактивной форме.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

Наименование Форма обучения
Очная Заочная Заочная - ускоренная
Курс      
Семестр      
Недели 1-19    
Лекции      
Семинары -    
Практические занятия      
Лабораторные работы -    
Итого аудиторных занятий      
Контрольная работа -    
Самостоятельная работа      
Общий бюджет времени      

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Зачет 4 семестр    

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

№ тем лек-ций Наименование тем и содержание разделов лекционного курса Объем в часах, отводимый на аудиторное изучение данной темы по формам обучения
очная заочная заочная-ускоренная
 
  Современная мировая экономика. Характеристика групп стран мировой экономики. (1-11)      
  Транснациональные корпорации в мировой экономике. Наднациональные экономические организации как факторы и регулирующие институты в мировой экономике. (1-11)      
  Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства. Ресурсный потенциал и отраслевая структура мировой экономики. (1-11)      
  Интеграционные процессы в мировой экономике (1-11)      
  Система современных международных экономических отношений. (1-11)      
  Сущность, структура и динамика международного движения капитала. Валютный рынок: понятие, виды и современные тенденции развития. Сущность, элементы и этапы эволюции мировой валютной системы. (1-11)      
  Балансы международных расчетов. (1-11)      
  Международный рынок рабочей силы и его регулирование.* (1-11)      
  Россия в мировой экономике. (1-11)      
ИТОГО:      
Примечание: * краткое содержание лекции приведено в приложении 1 Полный конспект лекций в электронном виде приведен в электронном УМК дисциплины

4.3 Лабораторный практикум – не предусмотрено учебным планом

Практические занятия

№ тем заня-тий Наименование тем практических занятий * Номер соответ-ствую-щей темы лекции Объем в часах, отводимый на изучение данной темы по видам обучения
очная заочная заочная-ускорен-ная
           
П-1 Современная мировая экономика. Характеристика групп стран мировой экономики. [м/у 10.03-21.03.10]*        
П-2 Транснациональные корпорации в мировой экономике. Наднациональные экономические организации как факторы и регулирующие институты в мировой экономике. [м/у 10.03-21.03.10]*        
П-3 Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства. Ресурсный потенциал и отраслевая структура мировой экономики. [м/у 10.03-21.03.10]*        
П-4 Интеграционные процессы в мировой экономике. [м/у10.03-21.03.10]*        
П-5 Система современных международных экономических отношений. [м/у 10.03-21.03.10]*        
П-6 Сущность, структура и динамика международного движения капитала. Валютный рынок: понятие, виды и современные тенденции развития. Сущность, элементы и этапы эволюции мировой валютной системы. [м/у 10.03-21.03.10]*        
П-7 Балансы международных расчетов. [м/у 10.03-21.03.10]*        
П-8 Международный рынок рабочей силы и его регулирование. [м/у 10.03-21.03.10]*        
П-9 Россия в мировой экономике. [м/у 10.03-21.03.10]*        
ИТОГО:        

*номер МУ для практических занятий в соответствии с кафедральной регистрацией

 

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные и инновационные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

 

5.1. Аудиторные занятия включают:

- лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;

- практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами необходимых навыков, для группового анализа с применением метода «мозгового штурма» ситуативных задач.

 

5.2. Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины; по изучению дополнительных разделов дисциплины, включает подготовку реферата в рамках дисциплины по соответствующей теме.

 

№ п/п Форма работы Объем в часах, отводимый на проведение работ
очная заочная заочная-ускоренная
  Усвоение текущего учебного материала      
2. Самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины, работа в библиотеке      
3. Подготовка к практическим занятиям      
4. Подготовка к коллоквиумам      
5. Подготовка к зачету      
ВСЕГО:      

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Текущим контролем предусмотрены 2 коллоквиумы по материалам теоретического блока курса. В каждой работе студенту предлагается ответить в письменной форме на тестовые задания и открытый вопрос по соответствующим темам (образец выполнения задания представлен в приложении 3), защита рефератов студентами.

6.2. Итоговая аттестация включает зачет в заключение преподавания дисциплины. Зачет учитывает результаты коллоквиумов, защиту реферата.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература Наличие в библиотеке университета
  1. Мировая экономика. Учебник для вузов - Москва: ЮРАЙТ, 2012.
ЭБС www.biblioclub.ru
2. Смитиенко Б.М. Мировая экономика; УчебникИзд-во: Юрайт; 2009 ЭБС www.biblioclub.ru
3. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. Учебник для бакалавров - М.: ЮРАЙТ, 2012. ЭБС www.biblioclub.ru
Дополнительная литература  
4. Делен С. А. Мировая экономика. Конспект лекций. Учебное пособие - Москва: А-Приор, 2010. ЭБС www.biblioclub.ru
5. Спиридонов И.А Мировая экономика: Учеб. пособие - 2-е изд.,перераб. и доп. - ("Высшее образование") (ГРИФ) /.; Изд-во: Инфра-М; 2007 ЭБС www.biblioclub.ru
6. Короткова Т. Л. Мировая экономика. Краткий курс для бакалавров. Учебное пособие - Москва: Финансы и статистика, 2011. ЭБС www.biblioclub.ru
7. Васильева Т. Н. Мировая экономика. Конспект лекций. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2008 ЭБС www.biblioclub.ru
8..Кузык Б. Н. Становление интегрального экономического строя — глобальная трансформация XXI века - Москва: Институт экономических стратегий, 2008. ЭБС www.biblioclub.ru
9. Изменение глобального экономического ландшафта: проблемы и поиск решений - Москва: Высшая школа экономики, 2011. ЭБС www.biblioclub.ru
10. Липатов В. А. Международная экономическая интеграция: учебно-практическое пособие - Москва: Евразийский открытый институт, 2011. ЭБС www.biblioclub.ru
  1. Щебарова Н. Н. Международные валютно-финансовые отношения. Учебное пособие Изд. 2-е, стер. - М.: Флинта, 2011.
ЭБС www.biblioclub.ru
Программное и коммуникационное обеспечение  
1. Союз международных организаций http://www.uia.org  
2.Организация Объединенных наций http://www.un.org/  
3. Всемирная организация здравоохранения http://www.who.ch/  
4. Совет Европы http://www.coe.int  
5. Центр информации и документации Совета Европы в Российской Федерации http://www.coe.ru  
6. Организация безопасности и сотрудничества в Европе http://www.osce.org/  
7. НАТО http://www.nato.int/  
8. Организация американских государств http://www.oas.org/  
9.Межпарламентский союз http://www.ipu.org/  
10. Европейский парламент http://www.europarl.eu.int  
11. Организация экономического сотрудничества и развития http://www.oecd.org/  
12. ОЭСР и РФ http://www.oecdmoscow.org  
13. Международный Валютный Фонд http://www.imf.org  
14. Международная финансовая корпорация http://www.ifc.org/  
15. Всемирный банк http://www.worldbank.org/  
16. Информационный центр “Большой Восьмерки”, университет Торонто http://www.g7.utoronto.ca/  
17. ЮНЕСКО http://www.unesco.org  
18.Международная организация труда http://www.ilo.org  
19.МАГАТЭ http://www.iaea.org  
20. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) http://www.unicef.org  
21. Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) http://www.unifem.undp.org  
22. Организация африканского единства http://www.mbendi.co.za/oroau.htm  
23. Северный Совет http://www.norden.org  
24. Университетская библиотека он-лайн - www.biblioclub.ru  

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п.п Наименование Количество
  Специальное оборудование  
  не предусматривается  
  Технические средства обучения  
  Ноутбук Aser  
  Мультимедийный проектор  
  Измерительные приборы  
  не предусматривается  
  Специальные материалы  
  не предусматривается  
  Специализированная мебель и оргтехника  
  Столы аудиторные  
  Стулья аудиторные  
  Доски учебные  
  Доски магнитно-маркерные  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Примерная тематика рефератов по темам практических занятий

Приложение №1

к рабочей программе по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» для студентов направления 080100.62 «Экономика»

План лекции.

Приложение №2

к рабочей программе по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» для студентов направления 080100.62 «Экономика»

Задание

При обсуждении проблем иммиграции в Германии ответьте на следующие вопросы:

1. О какой форме международных экономических отношений и о какой проблеме идет речь в данной ситуации?

2. Какие формы иммиграции рассматриваются?

3. Какие инструменты иммиграционной политики использует Гер­мания?

4. Какие преимущества получает Германия, принимая иммигран­тов?

 

Многие развитые страны, в том числе и Германия, испытыва­ют недостаток рабочей силы, связанный с ухудшением демографи­ческой ситуации из-за сокращения рождаемости. Рабочая сила наряду с капитальными ресурсами — важнейший фактор производ­ства. Германия восполняет недостаток рабочей силы, используя международную миграцию. Многие развитые страны в послевоен­ный период стали центрами притяжения рабочей силы, мигрирую­щей из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, испытывающих недостаток капитальных средств.

Правительство Германии стремится регулировать приток имми­грантов, направляя его на решение текущих проблем и стратегиче­ских задач германской экономики. В данном случае речь идет о раз­личных формах легальной миграции населения. Во-первых, это пе­реселение на постоянное место жительства молодых семей, владе­ющих иностранным языком, имеющих детей и образование.

Во-вторых, это приток рабочей силы, прибывшей работать по контракту по тем специальностям, которые в настоящее время в Германии не обеспечены рабочей силой. Преимущество этой формы Миграции заключается в том, что иностранные работники, участвуя в создании ВВП Германии, не являются получателями социальных по­собий (в частности, пенсий).

В-третьих, молодежь, которая может получить профессионально-техническое образование. При этом Германия экономит на затратах на среднее образование и обеспечивает занятость преподавателей в сфере профессионально-технической подготовки.

Германия проводит активную иммиграционную политику, направ­ленную на привлечение рабочей силы, способной участвовать в уве­личении ВВП. Используются следующие инструменты: требования к качеству иностранной рабочей силы, такие как наличие высшего об­разования, возрастной ценз (до 45 лет) и др.

Германия получает ряд положительных результатов от иммигра­ции. Во-первых, иммигранты способствуют омоложению нации; во-вторых, формируется экономия затрат на образование, так как привлекается рабочая сила, имеющая его; в-третьих, иммигранты увеличивают предложение труда, расширяя емкость его рынка.


Приложение №3

к рабочей программе по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» для студентов направления 080100.62 «Экономика»

Проректор по учебной работе

 

_________________________

 

А.Н. Бескопыльный

 

«___» _________ 2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

«Мировая экономика и международные экономические отношения»

 

 

для направления 080100.62 «Экономика»

по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Квалификация выпускника – «Бакалавр»

Форма обучения – очная

 

К А Ф Е Д РА

«Экономическая теория и предпринимательство»

 

Ростов-на-Дону - 2012

Рабочая программа дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» предназначена для бакалавров очной форм обучения, составлена и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Экономика», относится к профессиональному циклу Б.3.

 

Шифр дисциплины по учебному плану – Б.3.Б.12

 

Разработчик: к.э.н., доцент О.В.Лебедева

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры «ЭТиП», протокол №8 от 7 марта 2012 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.092 с.)