Мировой рынок трудовых ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировой рынок трудовых ресурсов



Мировой рынок трудовых ресурсов

Мировой рынок трудовых ресурсов - это система отношений, возникающая по поводу постоянного балансирования спроса и предложения относительно мировых трудовых ресурсов, которая сложилась в связи с неравномерностью количественного и качественного размещения рабочей силы по миру. Иными словами:

Мировой рынок рабочей силы - это совокупность трудовых ресурсов мира, которые предлагаются и покупаются на международной деловой арене.

Основные особенности динамики профессиональной структуры и форм занятости активного населения мира:

· увеличивается потребность в образованных высококвалифицированных работниках в области электронной техники, а соответственно увеличивается количество людей, потребность в профессии которых отмирает.

· в развитых странах наступает насыщенность экономики "белыми воротничками", а потому они становятся безработными.

Рынок трудовых ресурсов представляет собой специфическую структуру, т.к. труд не подвергается хранению, выступает в качестве фактора пр-ва и связан с комплексом соц. отношений. Из-за влияния многих факторов на рынок труда он подвергается воздействию со стороны корпораций, профсоюзов и международных организаций (МОТ)

Международная трудовая миграция: сущность и причины возникновения.

Миграция трудовых ресурсов - это перемещение людей в территориальном пространстве с целью поиска места работы.

Международная трудовая миграция - это форма МЭО, которая заключается в переливе трудовых ресурсов из одних стран другие и выражает процесс перераспределения трудовых ресурсов между звеньями мирового хозяйства.

Факторы:

· усиление интернационализации экон. жизни в принципе (возрастание мобильности фактора пр-ва «труд»)

· усиление неравномерности развития мировой экономики (диспропорции в развитии стран)

Основные причины существования международной трудовой миграции:

а) со стороны страны, с которой идет миграция:

Ø большая плотность населения.

Ø массовая безработица.

o Фрикционная, структурная, циклическая

Ø низкий жизненный уровень и заработная плата.

Ø производственная необходимость (для специалистов, работающих в слаборазвитых странах).

б) со стороны стран, принимающих миграцию:

Ø потребность в дополнительной высококвалифицированной рабочей силе.

Ø потребность в дополнительной дешевой рабочей силе.

Ø сравнительно высокая зарплата.

 

 

Основные тенденции развития современных миграционных процессов.

США, Канада - постоянно 5% иммигрантов (5-12млн.чел) от общего числа всего работающего населения.

Западная Европа - количество работающих иммигрантов 4-7млн.чел. Больше всего их в Люксембурге, Швейцарии, ФРГ, Франции.

Ближний Восток - в среднем здесь работает 3-5млн. иммигрантов. Больше всего иностранцев работает в Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии.

Латинская Америка - число иммигрантов 3-8млн. Наипопулярнейшими странами являются Аргентина и Венесуэла.

Австралия - это традиционный центр миграции, который стягивает на работу 2-3% иммигрантов от количества всего числа работников.

Азиатско-Тихоокеанский регион – в основном импортерами рабочей силы здесь является Япония, Южная Корея, Гонконг, Малайзия, Тайланд, Сингапур.

Социально-экономические последствия международной трудовой миграции имеют, как положительные, так и отрицательные стороны.

Преимущества:

v Налоги с прибыли фирм-посредников в этой области

v Сокращение безработицы и соц. выплат по ней

v Валютные переводы иммигрантов своим семьям (оседает в банках валюта)

v Личное инвестирование эмигрантов в экономику

v Повышается квалификация иммигрантов, которые вернулись назад.

v капитал для открытия предпринимательства для вернувшихся эмигрантов

Негативные последствия миграции:

v Создание ВВП у себя дома рабочей силой, на которое было потрачено воспроизводство

v потеря высококвалифицированных подготовленных специалистов, так называемый "отток умов".

v Отрицательное влияние на демографию страны (отъезд молодых мужчин)

Регулирования международных миграционных процессов.

К регулированию международных миграционных процессов относят:

Администратино-правовое регулирование, которое предусматривает:

а) установление правовых норм;

б) установление миграционных квот;

в) установление рамок возможностей мигрирования (уголовные нормы).

Экономическое регулирование международных миграционных процессов заключается в:

а) установлении таможенных взносов или барьеров;

б) установлении соответствующих визовых ставок;

в) регулирование зарплаты мигрантов;

г) введение разного рода штрафных ставок.

Регулирование международных миграционных процессов на межгосударственном уровне бывает:

Одностороннее международное регулирование - это государственное регулирование миграционных процессов в соответствии с собственными интересами и без согласования с другими государствами.

Двустороннее регулирование - это регулирование миграционных процессов на основе двусторонних межгосударственных соглашений.

Многостороннее регулирование - базируется на подписании международных соглашений, конвенций на общемировом уровне, а также в пределах отдельных интеграционных группировок.

 

Основные правовые нормы регулирования международных трудовых отношений определяются и контролируются Международной организацией труда - это международная правительственная организация создана в 1919 г., с с 1946 года является специализированным учреждением ООН..

Основные задачи международной организации труда:

v защита интересов и прав трудящихся.

v повышение жизненного уровня трудящихся.

v улучшение условий труда.

v защита от профессиональных заболеваний.

v социальная защита работников-иммигрантов.

v содействия занятости иммигрантов.

 

Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Закон о порядке осуществления иностранный инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства.

Принят Государственной Думой 2 апреля 2008 года, Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года.
Закон регулирует отношения в сфере приобретения иностранными инвесторами, долей и акций в российских компаниях, имеющих стратегическое значение для безопасности страны.
В соответствии с законом стратегическими признаны 42 вида деятельности в атомной, космической и авиационной отраслях, в сферах производства и оборота вооружения, военной и специальной техники, геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения и т.д. Закон определяет условия, при которых иностранные инвестиции в стратегические предприятия и организации могут осуществляться лишь с предварительного согласия уполномоченного органа исполнительной власти и на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, возглавляемой Председателем Правительства РФ.
Закон устанавливает три способа правового регулирования и два вида контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические отрасли. В части способов правового регулирования Законом 57-ФЗ предусмотрены запрет, наложение юридических обязанностей и дозволение.
Принятие этого закона сделало «правила игры» для иностранных инвесторов более прозрачными и конкретными.

 

Основные виды ОЭЗ в России

Особая экономическая зона — часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпринимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности. На данный момент их 20 штук в РФ

Согласно ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. на территории РФ могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 3 км²);

Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);

Туристско-рекреационные;

Портовые

Особые экономические зоны в России регулируются ФЗ «Об ОЭЗ» - 2005 г., не распространяющий своего действия на Магаданскую и Калининградскую области. ОЭЗ созданы для развития обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей, а также отраслей по производству новых видов продукции НО в ОЭЗ нельзя вести добычу и переработку сырья.

Технико-внедренческие зоны. Относятся к зонам третьего поколения. Они образуются стихийно (Силиконовая долина в США) или создаются спе­циально с государственной под­держкой вокруг крупных научных центров (ОЭЗ «Сколково», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Зеленоград»). В них концентрируются национальные и зарубежные исследователь­ские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Промышленно-производственные зоны. Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второ­го поколения. Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспорт­ная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются су­щественными налоговыми и финансовыми льготами. (ОЭЗ "Алабуга", ОЭЗ "Липецк", ОЭЗ «Тольятти»)

Туристско-рекреационные ОЭЗ. Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в южно-кавказском федеральном округе.

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Например ОЭЗ «Мурманск»

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае – формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

Комплексные ОЭЗ образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельнос­ти на территории отдельных административных образований и включают в себя признаки всех или некоторых вышеперечисленных. (ОЭЗ в Калининградской области)

 

Место России в МЭО

Международная торговля является самой древней операцией МЭО, т. к. экспортно-импортные операции являются наиболее выгодными.

Внешняя торговля для России:

1. 90-е гг. изменение роли внешней торговли в экономике России (рост экспорта, обеспечение устойчивости валютного курса рубля, увеличение поступлений в бюджет, рост валютных ресурсов и занятости)

2. Новая модель экономического развития с сильной зависимостью от экспорта и импорта

3. В мире коэффициент опережения внешней торговли роста ВВП за 1997-2008 год составил -1,5, в России – 3,0

4. Внешний рынок развивался динамичней внутреннего

Положительные тенденции:

1. Формирование торгового законодательства

2. Положительное сальдо торгового баланса

3. Формирование российских ТНК

4. Увеличение потока прямых иностранных инвестций

5. Новые торговые контракты

Проблемы:

1. Усиление внешнеторговой зависимости

2. Рост экспорта природных ресурсов

3. Низкая дифференциация экспорта

4. Участие во внешней торговле ограниченного числа регионов

5. Усиленная зависимость от импорта по ряду товаров

6. Увеличение себестоимости производства (становление монополий)

Структура внешней торговли

Экспорт:

- мин. продукты – 65% (ДТ, мазут, бензин, нефть, газ)

- металлы и драг. камни – 16,5 %

- хим. продукция – 5,6 %

- лес – 8,5 %

- машины и оборудование – 6%

- зерно (третье место в мире на 2010 год)

- вооружение (второе место в мире после США)

Импорт:

- машины и оборудование – 48%

- хим. товары – 15 %

- прод. товары – 20 %

- медикаменты – 10%

- целюлозобумажные товары – 4 %

Для торговых отношений между ЕС и Россией (52,7% от внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья) характерна ассиметрия:

1. Россия НЕ основной торговый партнер для ЕС, но для России ЕС ЯВЛЯЕТСЯ основным торговым партнером (основные торговые партнеры для России по экспорту: Нидерланды – 90% (экспортируем мы туда сырье, а импортируем машины и оборудование) Италия, Германия, Польша, Финляндия

2. Россия в международной торговле с европейскими странами имеет положительный баланс, чего не скажешь о ЕС, для которого в целом характерен дефицит торговли с Россией, но стоит заметить, что обратная тенденция прослеживается с Данией, Ирландией и Австрией.

3. Основные статьи нашего экспорта – энергоресурсы, а импорта – промышленные товары (основные импортеры нефти для России – Нидерланды и Италия, газа – Чехия, Словакия, Германия)

КИТАЙ для России: основной торговый партнер в азиатско-тихоокеанском регионе + он экспортирует промышленную продукцию в Россию, поставки которой выросли на 90 %)

Важное значение с точки зрения перспектив России на мировой экономической арене имеет конкурентоспособность отдельных отраслей и видов производства. По степени конкурентоспособности на мировых товарных рынках (как и на внутреннем рынке страны) выделяются три различных группы отраслей российской экономики:

1) конкурентоспособные на мировом рынке ресурсоемкие отрасли, способные развиваться на базе самофинансирования, а также привлечения иностранных инвестиций (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия химическая промышленность);

2) отрасли обрабатывающей промышленности, располагающие значительным научно-техническим потенциалом и способные производить конкурентоспособную на мировых товарных рынках продукцию (аэрокосмическая, атомная промышленность, в определенной степени энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, целлюлозно-бумажная промышленность);

3) группа отраслей, способных удовлетворять значительную часть спроса на внутреннем рынке страны, но не обладающих в полной мере международной конкурентоспособностью (автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, сельское хозяйство).

Отрицательное воздействие на конкурентоспособность российской продукции оказывают: относительно низкая производительность и интенсивность труда; высокая энергоемкость производства; значительный физический и моральный износ используемого оборудования; недостаточная инновационная активность, технологическое отставание от ведущих промышленно развитых стран; сохраняющаяся неравномерность социально-экономического развития регионов России; значительный удельный вес в структуре экономики страны «теневой» экономики, бюрократизация и криминализация экономики. Современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, производственному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалам.. С целью сохранить и упрочить особые эк. связи с бывшими советскими респ. Р. предпринимает усилия по налаживанию тесных интеграц. связей со своими ближайшими соседями: Казахстаном, Киргизстаном и особенно Беларусью. Р. обладает положительным торговым сальдо. Привлечение ин. инв-й находится на низком уровне, что объясняется малопривлекательным инвестиционным климатом, нестабильностью полит. положения и высоким уровнем налогообложения. Исправление сложной эк-ко-полит. обстановки связывается с расширением участия страны в м-ун. торгово-эк. орг-ях и прежде всего в ВТО.

Что такое ЕврАзЭС?

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Состав: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан (приостановлено); наблюдатели: Армения, Молдова, Украина.

В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.

В августе 2006 на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, — Беларуси, России и Казахстана.

Основная цель создания ЕврАзЭС — создание единого экономического пространства на территории 5 указанных стран. Принятие решений в ЕврАзЭС будет осуществляться на основе стандартной международной процедуры: количество голосов каждой страны пропорционально долям средств, внесенных ею в бюджет сообщества, а эти средства, в свою очередь, пропорциональны экономическому потенциалу страны (у России — 40 голосов, Казахстана и Белоруссии — по 20, у Киргизии и Таджикистана — по 10).

Высшим органом (ЕврАзЭС) является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год — на уровне глав правительств. Постоянно действующие органы ЕврАзЭС — Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества.

Что такое ЭКОСОС

Одним из важнейших органов в системе ООН является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). Процедуре его создания, функциям и полномочиям посвящена Х глава Устава ООН.

ЭКОСОС является центральным органом по обсуждению международных экономических и социальных проблем и играет важную роль в подготовке и обсуждении вопросов экономической и социальной политики на мировом и региональных уровнях. Т.о. задача Экосос – исследования в экономической и социальной сферах и рекомендации для других органов ООН по этим вопросам. Экосос обеспечивает общую координацию деятельности в своей области; в его компетенцию входят также гуманитарные проблемы. Совет состоит из 54 членов, которые избираются сроком на 3 года с правом немедленного переизбрания. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия — 11, Африка — 14, Восточная Европа — 6, Западная Европа — 13, Латинская Америка — 10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве. Экосос состоит из трех сессионных комитетов: первого (экономического), второго (социального), третьего (по программам и сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов. В составе Экосос имеются 9 функциональных комиссий (статистическая, по народонаселению, по социальному развитию, по правам человека, по положению женщин, по наркотическим средствам и др.), а также ряд постоянных комитетов и экспертных органов: по программам и координации, по неправительственным организациям, по переговорам с межправительственными агентствами, по планированию развития, по природным ресурсам, по предотвращению преступности, по транснациональным корпорациям.

Экосос подотчетны региональные комиссии ООН: Европейская эконом. комиссия (Женева, Швейцария);Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана (Бангкок, Таиланд); Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия); Эконом. комиссия для латинской Америки и Карибского региона (Сантьяго, Чили) и Эконом. и соц. комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан). Региональные эконом. комиссии занимаются выработкой рекомендаций по региональным проблемам, выступают как исследовательские и информационно-аналитические центры. Комиссии призваны способствовать экономическому и социальному развитию соответствующих регионов. Так, в 90-х гг. Европейская экономическая комиссия, куда входит и Россия, предприняла усилия, направленные на оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы в переходе к рыночной экономике.

 

Международный туризм

 

1. Субъекты: турист, экскурсант

2. Туризм в мировом ВВП – 11%, мировой экспорт товаров и услуг – 6%, 10% рабочих мест

3. По темпам роста мировой туризм обгоняет мировой ВВП

 

 

Что такое франчайзинг?

Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера

В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простых, до очень сложных, содержащих мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определенный период, процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае, франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара/работ/услуг.

Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например франчайзи может использовать бренд в определенной отрасли), так и жесткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера, от размеров и цвета полок до униформы персонала)

 

Цели ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность в 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Основная задача ВТО - содействие беспрепятственной международной торговле, не допуская при этом злоупотреблений и отрицательных последствий. Во многих случаях это означает устранение барьеров, препятствующих торговле. Это также означает, что отдельные предприниматели, предприятия, ведомственные организации должны быть хорошо знакомы с нормами международной торговли, и уверены в том, что эти нормы не изменятся резко и без предупреждения.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются сообществом стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают значительные дебаты и споры. В связи с этим, одна из основных целей ВТО заключается в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах.

Третьим важным аспектом работы ВТО является урегулирование споров. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Соглашения и контракты часто нуждаются в последующем толковании. Лучше всего решать спорные вопросы в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности.

Суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что лучше всего цели ВТО раскрываются в функциях организации, а именно:

  • Контроль за выполнением торговых контрактов ВТО.
  • Создание условий для торговых переговоров.
  • Урегулирование споров между сторонами.
  • Контроль за политикой государств-членов ВТО в области торговли.
  • Оказание технической помощи и обучение специалистов из развивающихся стран.
  • Сотрудничество с другими международными организациями

 

СЭЗ в мировой экономике

К совокупности условий, способствующих росту международного движения капиталов, а также либерализации международного движения товаров и услуг, относятся создание и функционирование свободных (или специальных) экономических зон. СЭЗ -часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной, деятельности. Если страна в данный момент времени не может пойти на широкое открытие своей экономики для ин. капитала, то она может «открыть себя» для мирохозяйственных связей в рамках конкретных, более или менее компактных территорий. В рамках этих территорий (зон) создается специальный, более благоприятный, чем на территории всей страны, инвестиционный климат для зарубежных инвестиций и льготный внешнеторговый режим. При этом в виде части экономического пространства может выступать и отдельное предприятие (группа предприятий)- функциональный подход к образованию СЭЗ. Более распространен другой подход — территориальный ( особый режим получают все предприятия, расположенные на конкретной территории, определенной как СЭЗ). Основные признаки СЭЗ: 1. обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, внешнеторговом, инвестиционном, валютно-финансовом отношениях; 2. беспошлинный /льготный режим ввоза и вывоза товаров; 3. создание льготных условий экон. деятельности и финансовых стимулов для ин. Инвесторов 4. тесная связь с мировым рынком, чем у нац. Экономики в целом. виды зон: 1. Зоны беспошлинной (или свободной) торговли. Исторически самый ранний тип СЭЗ. Создаются на пересечениях транспортных магистралей (в морских портах, железнодорожных узлах, аэропортах). СЭЗ выделяются из таможенной территории данной страны для обеспечения свободного и беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Здесь создаются транзитные или консигнационные склады. Функционирование СЭЗ такого вида дает возможность не спешить с реализацией товаров до тех пор, пока не сложится благоприятная конъюнктура, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать продукцию с целью уплаты в дальнейшем меньшей пошлины. 2. Экспортные промышленные зоны (или свободные зоны поощрения экспорта). Цель: поощрение развития экспортоориентированных современных производств. используются экономические и финансовые стимулы (освобождение на определенный период от налогов и тамож. пошлин машин, сырья и комплектующих изделий, завозимых в данную страну для организации производства конечной продукции;освобождение прямых иностранных инвестиций на определенный срок от уплаты подоходного налога, а также предоставление льготного периода и/ или пониженных тарифов уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов; льготное кредитование инвесторов; предоставление на льготных условиях в аренду земли, зданий, помещений, а также транспортных услуг; создание в такой зоне необходимой социальной инфраструктуры; создание в СЭЗ такого вида правомочной административной структуры, имеющей право решать вопросы вхождения иностранных инвесторов в зону, оформлять соответствующие документы). З. Зоны развития новых и высоких технологий. (технопарки в США, технополисы в Японии) цель— развитие наукоемких отраслей высоких технологий. В них концентрируются в лучшие научно-технические кадры мира, высококвалифицированные специалисты и рабочие. 4. Специальные экономические зоны. создаются для развития конкретного, очень важного для страны направления деятельности (например, так называемые агрополисы, экополисьг. В России для развития такого вида СЭЗ имеются значительные возможности - районы Алтая, озера Байкал, регион Сочи. 5. Комплексные, многоотраслевые и многофункциональные зоны. Обладают всеми чертами других специальных зон. Вывод: создание СЭЗ позволяет решать ряд задач: повышение межд. конкурентоспособности нац. производства; увеличение притока в страну свободно конвертируемой валюты; ускорение развития новых видов производства и изменение структуры нац. производства; научно-техническое развитие страны решение соц. проблем;приобщение к совр. менеджменту, эффект. формам организации производства, освоение совр. маркетинговой деятельности. Стремление воспользоваться в условиях России международным опытом вылилось в образование ряда СЭЗ, зоны в Калининградской области, СЭЗ «Находка» на дальнем Востоке. Однако практика их функционирования показывает, что они не стали ускорителями экон. роста и в целом пока не оправдали возлагавшихся на них надежд, хотя и позволили решить некоторые локальные проблемы. Среди основных причин слабого развития этой формы хозяйствования — незавершенность нормативно-правовой базы.

 

50.Какое событие следует считать исходной точкой образования ЕС. Какие страны приняли в нем участие?

Историю основания Европейского Союза можно разделить на несколько этапов. В1951 году шесть стран: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), с целью объединения европейских ресурсов по производству стали и угля. Данный договор вступил в силу с июля 1952 года.

В 1957 году те же шесть государств для углубления экономической интеграции учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). ЕЭС являлось самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ. В 1993 году ЕЭС было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - European Community).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский Союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

 

Что такое мировая цена.

Как и на внутреннем рынке, ценообразование связано с конкретной рыночной ситуацией.

Цена - денежная сумма денег, которую хочет получить продавец предлагая свой товар или услугу и кот готов заплатить покупатель за этот же товар.

Ценообразующие факторы:

1) общеэкономические факторы (не зависят от продукции и условий ее пр-ва и реализации)

-стадии экономич цикла

-соотношение сов спроса и пред-я

-темпы инфляции

2) конкретно-экономические (опр. особ-ми прод-ии, условиями ее реализации и пр-ва)

-издержки-налоги-уровень прибыли-потреб св-ва

3) специфические условия (для некоторых товаров и услуг)

-сезонность-гарантии и условия сервиса-эксплуатационные расходы

4) специальные ценообр-е факторы

-гос регулирование –валютный курс

5) внеэкономические (полит, воен, религ, этнич)

Мировая цена - цена крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мир тов рынках в основных центрах мировой торговли. При этом операции должны осуществляться на регулируемой основе, так как цены сделок, носящих случайный или эпизодический характер не считаются представительными. Операции носят раздельный комм хар-р (не учитывается встречная торговля и операции связанного хар-ра). Операции в условиях свободных торгово-политических режимов. (в кач мир цен не могут служить цены в рамках закрытого рынка) Мировая цена- в свободно конвертируемой валюте.

Множественность цен - сущест-е ряда цен на один и тот же товар в одной и той же сфере обращения одинакового качества на одинаковой транспортной основе. (сырье)

Характеристики мир. цен.

  • Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен).
  • Это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках.
  • Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах).
  • Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).

 

 

В чем отличие ГАТТ и ГАТС

ГАТТ, ГАТС, ТРИМС и ТРИПС – 4 основных элемента ВТО.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация).

Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле.

ГАТТ — соглашение, не организация. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Генеральное соглашение по торговле услугами — первое многосторонне межгосударственное соглашение по торговле услугами — важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов:

Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугам.

Основные положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ. Однако некоторые положения ГАТС относятся ко специфическим обязательствам, т.е. те, которые касаются конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны.. Например, обязательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны (иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и национальные).

 

Функции таможенной пошлины.

Та­мо­жен­ные по­шли­ны - это гос. де­не­ж­ные сбо­ры, взи­ма­е­мые че­рез та­мо­жен­ные уч­ре­ж­де­ния с то­ва­ров, цен­но­стей и иму­ще­ст­ва, про­во­зи­мо­го че­рез гра­ни­цу стра­ны. ТП вы­пол­ня­ют функ­цию на­ло­га. Их став­ки ус­та­на­в­ли­ва­ют­ся на нац. уров­не.

Выделяется ряд экономических функций Таможенные Пошлины: протекционистская-для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров;преференциальная - для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;статистическая - для более точного учета внешнеторгового оборота; уравнительная - для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.137 с.)