ТОП 10:

Роль ВТО в регулировании международной торговли



ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

 

Место России в МЭО

Международная торговля является самой древней операцией МЭО, т. к. экспортно-импортные операции являются наиболее выгодными.

Внешняя торговля для России:

1. 90-е гг. изменение роли внешней торговли в экономике России (рост экспорта, обеспечение устойчивости валютного курса рубля, увеличение поступлений в бюджет, рост валютных ресурсов и занятости)

2. Новая модель экономического развития с сильной зависимостью от экспорта и импорта

3. В мире коэффициент опережения внешней торговли роста ВВП за 1997-2008 год составил -1,5 , в России – 3,0

4. Внешний рынок развивался динамичней внутреннего

Положительные тенденции:

1. Формирование торгового законодательства

2. Положительное сальдо торгового баланса

3. Формирование российских ТНК

4. Увеличение потока прямых иностранных инвестций

5. Новые торговые контракты

Проблемы:

1. Усиление внешнеторговой зависимости

2. Рост экспорта природных ресурсов

3. Низкая дифференциация экспорта

4. Участие во внешней торговле ограниченного числа регионов

5. Усиленная зависимость от импорта по ряду товаров

6. Увеличение себестоимости производства (становление монополий)

Структура внешней торговли

Экспорт:

- мин. продукты – 65% ( ДТ, мазут, бензин, нефть, газ)

- металлы и драг. камни – 16,5 %

- хим. продукция – 5,6 %

- лес – 8,5 %

- машины и оборудование – 6%

- зерно (третье место в мире на 2010 год)

- вооружение (второе место в мире после США)

Импорт:

- машины и оборудование – 48%

- хим. товары – 15 %

- прод. товары – 20 %

- медикаменты – 10%

- целюлозобумажные товары – 4 %

Для торговых отношений между ЕС и Россией ( 52,7% от внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья) характерна ассиметрия:

1. Россия НЕ основной торговый партнер для ЕС, но для России ЕС ЯВЛЯЕТСЯ основным торговым партнером (основные торговые партнеры для России по экспорту: Нидерланды – 90% (экспортируем мы туда сырье, а импортируем машины и оборудование) Италия , Германия, Польша, Финляндия

2. Россия в международной торговле с европейскими странами имеет положительный баланс, чего не скажешь о ЕС, для которого в целом характерен дефицит торговли с Россией, но стоит заметить, что обратная тенденция прослеживается с Данией, Ирландией и Австрией.

3. Основные статьи нашего экспорта – энергоресурсы, а импорта – промышленные товары ( основные импортеры нефти для России – Нидерланды и Италия, газа – Чехия, Словакия, Германия)

КИТАЙ для России: основной торговый партнер в азиатско-тихоокеанском регионе + он экспортирует промышленную продукцию в Россию, поставки которой выросли на 90 %)

Важное значение с точки зрения перспектив России на мировой экономической арене имеет конкурентоспособность отдельных отраслей и видов производства. По степени конкурентоспособности на мировых товарных рынках (как и на внутреннем рынке страны) выделяются три различных группы отраслей российской экономики:

1) конкурентоспособные на мировом рынке ресурсоемкие отрасли, способные развиваться на базе самофинансирования, а также привлечения иностранных инвестиций (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия химическая промышленность);

2) отрасли обрабатывающей промышленности, располагающие значительным научно-техническим потенциалом и способные производить конкурентоспособную на мировых товарных рынках продукцию (аэрокосмическая, атомная промышленность, в определенной степени энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, целлюлозно-бумажная промышленность);

3) группа отраслей, способных удовлетворять значительную часть спроса на внутреннем рынке страны, но не обладающих в полной мере международной конкурентоспособностью (автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, сельское хозяйство).

Отрицательное воздействие на конкурентоспособность российской продукции оказывают: относительно низкая производительность и интенсивность труда; высокая энергоемкость производства; значительный физический и моральный износ используемого оборудования; недостаточная инновационная активность, технологическое отставание от ведущих промышленно развитых стран; сохраняющаяся неравномерность социально-экономического развития регионов России; значительный удельный вес в структуре экономики страны «теневой» экономики, бюрократизация и криминализация экономики. Современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, производственному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалам.. С целью сохранить и упрочить особые эк. связи с бывшими советскими респ. Р. предпринимает усилия по налаживанию тесных интеграц. связей со своими ближайшими соседями: Казахстаном, Киргизстаном и особенно Беларусью. Р. обладает положительным торговым сальдо. Привлечение ин. инв-й находится на низком уровне, что объясняется малопривлекательным инвестиционным климатом, нестабильностью полит. положения и высоким уровнем налогообложения. Исправление сложной эк-ко-полит. обстановки связывается с расширением участия страны в м-ун. торгово-эк. орг-ях и прежде всего в ВТО.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.117 (0.004 с.)