Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По способам получения выгоды от обращения экономических ресурсов↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
10.02.12 Лекция №1 Смелзер Н.: Социология экономки последовательно проводит линию на применения социологической теории и соц исследований к комплексу деятельности, связанной с производством, распределением, обменом экономических товаров и услуг. Предметом соц экономики, по Смелзеру: 1.Конкретная категориально понятийная система сформированная в рамках социологии. 2.Система методов соц познания, с помощью которых конструируется, интерпретируется. Первый категориальный слой – субъективные категории и сопутствующие им теории: Они дают представление о строении, функциях и поведении различных субъектов социальной жизни. К ним относятся6 социальный индивид, социальная ячейка, соц группа, соц организация, соц общность, диффузные группы и т.д. Второй категориальный слой –категории, сопутствующие им теории, отражающие структурно-функциональные связи, механизмы взаимодействия и взаимной детерминации различных элементов социальных систем: соц коммуникация, соц взаимодействие, соц обмен и т.д Третий категориальный слой- акционно-поведенческие категории и расширяющие их теории. В рамках этих категорий интерпретируются и объясняются различные формы социальной активности. Фундаментальное понятие «социальное поведение». Эта категория разделяется на множество своих модификаций: индивидуальное, груповое, коллективное, массовое и т.д.
Четвертый категориальный слой –интегративные категории и теории, которые отражают и объясняют действие механизмов институциональной и культурной. Пятый категориальный слой – процессуальные категории и теории. Отражают динамику различных элементов соц жизни, времени и пространства. Шестой категориальный слой – этологические и витально-биологические категории. Отражают и объясняют природно-биологические основы социальной жизни и человеческого поведения. Второй вариант определения. Классические подходы. Один из нихповеденческая парадигма. Поведенческую трактовку в определении экономической социологии использовал Шумпетр. Выделял четыре фундаментальные обслати экономической жизни:Эк.статистика, эк. Истоия, эк. Теория, эк. Социология. Шумпетр: Предметом Э.С. является общие формы человеческого поведения, которые мы принимаем или абсолютно, или применительно лишь к некоторым общественным институтам. Человеческое поведение включает общ институты. Верховин: Предметом экономической социологии является фундаментальный элемент хозяйственной жизни – экономическое поведение, которое реализуется в разнообразных индивидуальных, групповых, организационных, массовых формах, и детерминируется и интегрируется в социальных системах различными специальными институтами, механизмами и ценностями. Проблемная область: -проблема субстрата эк процессов -соц порядка эк поведения -соотнесенности эк-х действий и тех институтов, которые их регламентируют, номинируют и регулируют -субъекта экономических дейсвий -соц-эк неравенства. 1.Проблема социального субстрата экономических процессов: 1.Речь идет о выделении в структуре экономических процесов той социальной основы, которая является областью исследований социологов 2.Этой основой являются социальные действия людей, которые являются причиной движения всех экономических ресурсов в системе рыночной экономики 3.В рамках социологической (и экономической) теории существуют мощная. Освоение и продолжение этой традиции позволяет разрабатывать проблематику экономической социологии: -рациональных основ экономического действия и их критериального обоснования -интитуциональных матриц, в рамках которых оно реализуется -ограничение и лимитов эконом выбора -баланса инновационнных, рутинных элементов в структуре экономического действий -фактов специализации эк поведения 2.Проблема социального порядка экономического поведения: -Институт собственности -Ин экономического обмена -Ин денег -Ин контрактных отношений 3.Проблема соотношения экономических действий и тех институтов, котрые их номинируют и регулируют.
4.Проблема субъекта экономического действия: Это положение получило свое развитие в интерпретации таких субъектных категорий эк мотивация, эк. Предпочтения, эк сознание. Можно выделить три направления решения проблемы ЭП: 1.Выбор принципов соц анализа субъекта ЭП в рамках двух полярных соц традиций – номиналогической (Вебер) и реалистической(Дюркгейм) 2. Соц анализ субъектов, являющихся традиционным предметом эк теории. 3. Соц трактовка эк ролей 5.Проблема социального неравенства: Монополия Конкуренция
17.02.12 Лекция №2 Структура и функции экономического поведения Экономическое поведение – система социальных действий, связанных с использованием ограниченных ресурсов с целью получения выгоды (пользы, вознаграждение). Основной результат экономических действий: Различного рода выгоды, которые достигаются (или не достигаются) в процессе экономического обмена между множеством агентов. Основное отличие экономических действий от других видов действий: Экономические действия – разновидность социальных действий, связанных оборотом ограниченных экономических ресурсов в процессе рыночного обмена. Природа и функции ЭД определяются многими факторами: 1.Эк ресурсы, которые находятся в пользовании эк субъектов 2.Экономические интересы, который преследуют эк субъекты экономического поведения 3.Различные технологиями максимизации выгоды 4.Институциональная среда, которая регулирует поведение экономических субъектов. Экономический ресурс – все ценности, которые обращаются на рынке и служат предметом экономических интересом или предметом максимизации выгоды. Экономические ресурсы: 1.Различные материальные блага и услуги 2.Капитал в различных формах 3.Движимое и недвижимое имущество 4Информация 5.Технология, средства, методы максимизации выгоды 6.Профессиональные способности 7Ликвилные средства Особенности Эконмических ресурсов: Первая: 1.Обладают дуальными способом существования 2.Они функционируют как потребительские ценности, которые не сравнимы друг с другом 3.Они функционируют как товарные ценности, которые являются предметом эквивалентного экономического обмена Вторая: ЭР существуют в различной форме: 1.Метериальные предметы, процессы, вещи 2.Различные полезные социальные действия 3.Идеальные объекты (идеи, ценности) 4.Разлинчые обязательства (деньги, ценные бумаги) 5.Права, статус, привилегии (права собственности) 6.Технологии 7.Информации 8.Компетенции (профессиональные способности) Третья: ЭР в процессе обращения изменяют свои кондиции и ценностные свойства. По следующим причинам: -изменяются вкусы и потребности людей -происходит их физический износ -проявляются более эффективные заменители -изменяется конъюнктура рыночных колебаний Четвертая: ЭР трансляторы рыночного обмена, поэтому они: 1.Постоянно конвертируются друг в друга 2.Способствуют перманентному обмену выгодами между множеством людей Пятая: ЭР находятся в цикличном процессе включения и выключения из рыночного оборота Шестая: ЭР имеют различные циклы существования во времени: 1.Длительные циклы 2.Среднесрочные циклы (сырье, полуфабрикаты, товары потребления) 3.Краткосрочные циклы Седьмая: ЭР имеют конкретные ареалы своего обращения в пространстве, которые определяются: 1.Государственными границами 2.Территориальныеми коммуникациями и издержками 4.Потребностями потребителей и пользователей 5.Соглашения между странами 6.Требования спроса и предложения Восьмая: ЭР являются предметом: 1.профессиональных действий, требующих специальной подготовки и 2.непрофессиональных действий, приобретаемых традиционным путем Субъекты экономического поведения – индивиды, группы, организации, преследующие свои собственные экономические интересы в процессе рыночного обмена друг с другом. Основные особенности Субъектов экономического поведения. 1.Мотивы и интересы людей, связанные с максимизацией выгоды 2.Рациональный расчет, калькуляция ориентированная на получение выгоды 3.Компетентность –способность реализовать эти действия в соответствии с поставленной целью. Классификация СЭП: 1.Первая: основания ее – число пользователей и институциональный статус: 1.индивидуальные субъекты, физические лица 2.Домашние хозяйства 3.институциалнальные субъекты, юридические лица, которые участвуют в обороте экономических ресурсов 4.Ассоциальные субъекты, юридические лица, являющиеся долевыми собственниками активов (Ао, партнерства, корпорации) 2) Вторая: основания: степень доступа и контроль над экономическими ресурсами 1.Лица, имеющие исключительное право доступа к экономическому ресурсу 2.Лица, имеющие долевые участие в собственности (акционеры) 3.Лица, обладающие правом распоряжения и управления чужими экономическими ресурсами по доверенности их хозяев 4.Лица, которые являются пользователями чужих экономических ресурсов 3)Третья: основания: способ максимизации выгоды: 1.Субъеты, функция максимизации выгоды которых стремится к предельному значению 2.Субъекты, функция максимизации выгоды которых стремится к средне-статистическому значению (менеджеры, управляющие чужой собственностью по поручению хозяев) 3.Субъекты, функция максимизации выгоды которых стремится к нормальному значению (наемные работники) Институциональная среда, регулирующая поведение эк субъектов Институциональная среда- система….. социальных институтов, норм, правил, регулирующих и нормирующих поведение экономических субъектов, ориентированных на получении выгоды в системе рыночного обмена. Особенности Ин Ср: 1.Правила рыночного поведения устанавливаются двояким способом: опытно-эмпирическим путем или путем специального обучения 2.Эти нормы и правила являются обязательными для всех легально действующих субъектов ЭП 3.Правила рыночного поведения закреплены: -законодательно в рамках трудового, коммерческого права -в соглашениях между экономическими агентами - в традициях и стереотипах традиционного поведения - в природе и функциях экономических ресурсов -в навыках и знаниях экономических агентов 4.Система правил рыночного поведения определяет порядок, алгоритм рыночного поведения 5. Эти правила являются исходными стартовыми условием поведения всех рыночных агентов, на основе которых строятся различные варианты и комбинации действий и программ 6. Правила и нормы, заданные институциональной средой определяют: -альтернативны экономического поведения -его лимиты и ограничения
- порядок и рамки взаимодействия экономических субъетов -их социально-экономические роли и статусы -вектора максимизации возможностей субъектов ЭП -способы и методы реализации экономических ресурсов 7.Особенночти институциональной регуляции в условиях рыночной экономики: -рыночные правила игры менее жесткие, чем в условиях плановой экономики - они представляют субъектам ЭП с одной стороны, больше степеней свободы, с другой – повышают уровень их ответственности, компетентности и риска - институты рыночной экономики: стимулируют индивидуальны, частный интерес, свободу выборы и риска, защищают частную собственность и индивидуальность выборы 8.Особености институциональной регуляции в условиях директивной экономики - правила экономического поведения в командной экономике более жесткие - они представляют субъектами ЭП, меньше альтернатив и степеней свободы, что понижает уровень их ответственности, кометентности и риска - они регулируют поведение эс -доминантой является защита гос собственности и нивелировнание частного интереса Структура мотиваторов социального поведения:
Культурологическая интерпретация мотивации ЭП: -архитипом экономического поведения является универсальная формула=максимум вознаграждения путем минимума затрат -эта формула поведения заложена в каждом индивидуальном человеческом сознании как результат эволюции экономической культуры Мотивы экономического поведения
Особенности лимитов эп: 1.Лимиты ЭА бывают абсолютными и относительными 2.Абсолютные лимиты – ограничения, которые нельзя преодолеть ни в настоящем, ни в будущем 3.относительные- ограничения, которые могут передоваться с целью максимизации экономического интиреса. 4.Все лимиты трансформируются в определенные виды мотивов ЭП Мотивы экономического поведения: 1.Мотив, связанный с преодолением неопределенности информации 2.Мотив, связанный с преодолением преимуществ других агентов рынка: Основа его – минимизация факторов неравенства различных эк. Субъектов, включенных в систему рыночного обмена. Минимизация неравенства- конкурентное действие, связанное с выравниванием шансов дискриминирующей стороны. Способы выравнивания шансов: Редистрибуция, перераспределение ресурсов за счет налогооблажения Фиксирование личностных ресурсов, например, повышение квалификации Перераспределение прав собственности Поиск и использование конфиденциальной информации Удачное стечение обстоятельств Кооперация ресурсов нескольких эк. Агентов против конкурентов Создание и внедрение иннофация 3.Мотив, связанный с преодолением функциональных лимитов: Особенности: -мотивы направлены на развитие профессиональных способностей субъектов ЭП, что позволяет решать им более сложные инновационные задачи 4.Мотив, связанный с преодолением ресурсных лимитов Легальные формы борьбы за ресурсы: Происходит смена экономических лидеров, перманентно достигающих свои преимущества Нелегальные: Перераспределение на основе произвола
Основные характеристики экономического поведения: По степени и факторам риска По степени легальности 1. По способам получения выгоды от обращения экономических ресурсов: -продажа рабочей силы работодателям -получение максимизации выгоды от использования различных факторов производства -экономическая рента- получение дохода от экономических ресурсов. - доход, получаемый от деятельности предпринимателя -возмещение упущенной выгоды в процессе кредитования или инвестирования -максимизация выгоды за счет использования монопольных эффектов -получение прибыли за счет использования конъюктурных-игровых ресурсов -нелегальное получение выгоды за счет запрещенных благ и услуг -нелегальная редистрибуция –различные способы изъятия благ 2. По степени и факторам риска: Виды рисковых действий: Условно можно выделить два вида экономических действий: -типовые -нетиповые Фактор риска- события, явления, обстоятельства, условия и субъект, которые вносят непредсказуемость в процесс достижения цели. Объективные факторы Субъективные Институциональная ФР: -нормативна база экономических действий, которая обуславливает степень Политический –действия и решения политических структур, которые могут изменять политическую конъюнктуру и влиять на степень риска экономических действия Экономические: -Экономическая конъюнктура – могут изменять параметр и степень экономической среды: Колебание спроса на рынке благ и услуг, колебание ставок, изменение ставок налогов, колебание котировок валют, ценовые колебания -Поведение партнеров: степень их платежеспособности и компетентности и т.п. Природно-экономические Социальные факторы риска – различные компоненты социальной среды, в рамках которой реализуются те или иные модели экономического поведения: -менталитет и социальные установки населения Менталитет и социальные установки бизнеса -уровни развития экономической морали -уровень образования населения
По степени легальности -полное запрещение законом производства и продажа благ и услуг -разрешено производства благ и услуг, но запрещен свободный сбыт -разрешено производство благ и услуг, но определенно их качество -разрешено производство благ и услуг, но определена квота -------но для определенных категорий покупателей ----но при наличии лицензий -----при наличии регистрации -------при условии платы налогов.
02.03.2012 Лекция №4 Лекция 9. Каждый человек обладает собственной шкалой ценностей и целей, которая не сводима к шкалам ценностей других людей. 10. Объективное межличностное сравнение ценностей благ, которые потребляются множеством людей, невозможно вне рыночного обмена. Только в условиях рынка мы получаем инструменты и возможности сравнивать наши механизмы и ценности. 11. Миллионы людей, обладающие своими собственными шкалами, координируют свои действия в рамках системы рыночного обмена. 12. В рамках рыночного обмена возникает возможность сопоставления и сведения индивидуальных шкал множества людей к единой шкале экономических ценностей, т.е. к ценам. 13. Цена – информация о том, что данное благо может быть, при определенных условиях, использовано для удовлетворения человеческих потребностей, т.е. продано или куплено. 14. Колебания цен – информация о том, что те или иные блага изменяют свою ценность (относительную редкость) в процессе обращения на рынке. 15. Изменение ценности (цены) благ (товаров) является стимулом поведения для продавцов и покупателей, которые вступают в обмен только в том случае, если хотят выгодно купить или продать что-либо (продать дороже или купить дешевле). 16. Конъюнктура рыночных колебаний, которая фиксируется в ценах, управляет поведением множества экономических агентов, ориентированных на получение выгоды. Универсальная формула КП «Чем меньше контроля за поведением продавцов, тем больше у них возможностей для минимизации издержек и максимизации выгоды (прибыли) за счет покупателей и наоборот». (Т.е. в большинстве случаев на рынке существует асимметрия между продавцом и покупателем в пользу продавца). Из этой формулы вытекает следствие: Мораль продавца и его ответственность перед покупателем прямо пропорциональны жесткости контроля за его поведением со стороны покупателей. Нарисовать треугольник В условиях монополии продавца и дефицита товаров продавец диктует свои условия покупателю (рынок продавца)
В условиях рынка совершенной конкуренции, когда много продавцов В действительности существует множество видов рынков продавцов и покупателей. Виды рынков: 1. Рынок чистой совершенной конкуренции 2. Рынок несовершенной конкуренции 3. Олигополистический рынок 4. Монополистический рынок Рынок совершенной конкуренции (РСК) 1. Особенности РСК: - на рынке много продавцов и покупателей - они продают и покупают идентичную продукцию - типичные РСК – это продажа некоторых видов с/х продукции, некоторых видов ценных бумаг. - цены на РСК формируются стихийно - институтом формирования цен на РСК является биржа. 2. Особенности поведения продавцов на РСК: - продавцы должны приспосабливаться к конъюнктуре рыночных цен - затраты и выгоды должны соотноситься с колебанием цен 3. Маркетинг продавцов на РСК: - сокращение издержек обращения - поиск покупателей, которые могут купить товар выше рыночных цен - умение угадывать изменение рыночных цен с целью опережения конкурентов - оперативная смена номенклатуры продаваемых товаров, на которые наблюдается спрос - обеспечение оптимального объема продаж для минимизации накладных расходов. 4. Особенности поведения покупателей на РСК: - приспособление к конъюнктуре рыночных цен - поиск продавцов, которые предлагают минимальные цены - увеличение объемов покупок в связи с падением цен и уменьшение объемов покупок в связи с их повышением - уменьшение издержек обращения - увеличение доходов или уменьшение потребностей - поиск продавцов, которые могут обеспечить более высокое качество товаров и оперативное их предложение. 10.02.12 Лекция №1 Смелзер Н.: Социология экономки последовательно проводит линию на применения социологической теории и соц исследований к комплексу деятельности, связанной с производством, распределением, обменом экономических товаров и услуг. Предметом соц экономики, по Смелзеру: 1.Конкретная категориально понятийная система сформированная в рамках социологии. 2.Система методов соц познания, с помощью которых конструируется, интерпретируется. Первый категориальный слой – субъективные категории и сопутствующие им теории: Они дают представление о строении, функциях и поведении различных субъектов социальной жизни. К ним относятся6 социальный индивид, социальная ячейка, соц группа, соц организация, соц общность, диффузные группы и т.д. Второй категориальный слой –категории, сопутствующие им теории, отражающие структурно-функциональные связи, механизмы взаимодействия и взаимной детерминации различных элементов социальных систем: соц коммуникация, соц взаимодействие, соц обмен и т.д Третий категориальный слой- акционно-поведенческие категории и расширяющие их теории. В рамках этих категорий интерпретируются и объясняются различные формы социальной активности. Фундаментальное понятие «социальное поведение». Эта категория разделяется на множество своих модификаций: индивидуальное, груповое, коллективное, массовое и т.д.
Четвертый категориальный слой –интегративные категории и теории, которые отражают и объясняют действие механизмов институциональной и культурной. Пятый категориальный слой – процессуальные категории и теории. Отражают динамику различных элементов соц жизни, времени и пространства. Шестой категориальный слой – этологические и витально-биологические категории. Отражают и объясняют природно-биологические основы социальной жизни и человеческого поведения. Второй вариант определения. Классические подходы. Один из нихповеденческая парадигма. Поведенческую трактовку в определении экономической социологии использовал Шумпетр. Выделял четыре фундаментальные обслати экономической жизни:Эк.статистика, эк. Истоия, эк. Теория, эк. Социология. Шумпетр: Предметом Э.С. является общие формы человеческого поведения, которые мы принимаем или абсолютно, или применительно лишь к некоторым общественным институтам. Человеческое поведение включает общ институты. Верховин: Предметом экономической социологии является фундаментальный элемент хозяйственной жизни – экономическое поведение, которое реализуется в разнообразных индивидуальных, групповых, организационных, массовых формах, и детерминируется и интегрируется в социальных системах различными специальными институтами, механизмами и ценностями. Проблемная область: -проблема субстрата эк процессов -соц порядка эк поведения -соотнесенности эк-х действий и тех институтов, которые их регламентируют, номинируют и регулируют -субъекта экономических дейсвий -соц-эк неравенства. 1.Проблема социального субстрата экономических процессов: 1.Речь идет о выделении в структуре экономических процесов той социальной основы, которая является областью исследований социологов 2.Этой основой являются социальные действия людей, которые являются причиной движения всех экономических ресурсов в системе рыночной экономики 3.В рамках социологической (и экономической) теории существуют мощная. Освоение и продолжение этой традиции позволяет разрабатывать проблематику экономической социологии: -рациональных основ экономического действия и их критериального обоснования -интитуциональных матриц, в рамках которых оно реализуется -ограничение и лимитов эконом выбора -баланса инновационнных, рутинных элементов в структуре экономического действий -фактов специализации эк поведения 2.Проблема социального порядка экономического поведения: -Институт собственности -Ин экономического обмена -Ин денег -Ин контрактных отношений 3.Проблема соотношения экономических действий и тех институтов, котрые их номинируют и регулируют.
4.Проблема субъекта экономического действия: Это положение получило свое развитие в интерпретации таких субъектных категорий эк мотивация, эк. Предпочтения, эк сознание. Можно выделить три направления решения проблемы ЭП: 1.Выбор принципов соц анализа субъекта ЭП в рамках двух полярных соц традиций – номиналогической (Вебер) и реалистической(Дюркгейм) 2. Соц анализ субъектов, являющихся традиционным предметом эк теории. 3. Соц трактовка эк ролей 5.Проблема социального неравенства: Монополия Конкуренция
17.02.12 Лекция №2 Структура и функции экономического поведения Экономическое поведение – система социальных действий, связанных с использованием ограниченных ресурсов с целью получения выгоды (пользы, вознаграждение). Основной результат экономических действий: Различного рода выгоды, которые достигаются (или не достигаются) в процессе экономического обмена между множеством агентов. Основное отличие экономических действий от других видов действий: Экономические действия – разновидность социальных действий, связанных оборотом ограниченных экономических ресурсов в процессе рыночного обмена. Природа и функции ЭД определяются многими факторами: 1.Эк ресурсы, которые находятся в пользовании эк субъектов 2.Экономические интересы, который преследуют эк субъекты экономического поведения 3.Различные технологиями максимизации выгоды 4.Институциональная среда, которая регулирует поведение экономических субъектов. Экономический ресурс – все ценности, которые обращаются на рынке и служат предметом экономических интересом или предметом максимизации выгоды. Экономические ресурсы: 1.Различные материальные блага и услуги 2.Капитал в различных формах 3.Движимое и недвижимое имущество 4Информация 5.Технология, средства, методы максимизации выгоды 6.Профессиональные способности 7Ликвилные средства Особенности Эконмических ресурсов: Первая: 1.Обладают дуальными способом существования 2.Они функционируют как потребительские ценности, которые не сравнимы друг с другом 3.Они функционируют как товарные ценности, которые являются предметом эквивалентного экономического обмена Вторая: ЭР существуют в различной форме: 1.Метериальные предметы, процессы, вещи 2.Различные полезные социальные действия 3.Идеальные объекты (идеи, ценности) 4.Разлинчые обязательства (деньги, ценные бумаги) 5.Права, статус, привилегии (права собственности) 6.Технологии 7.Информации 8.Компетенции (профессиональные способности) Третья: ЭР в процессе обращения изменяют свои кондиции и ценностные свойства. По следующим причинам: -изменяются вкусы и потребности людей -происходит их физический износ -проявляются более эффективные заменители -изменяется конъюнктура рыночных колебаний Четвертая: ЭР трансляторы рыночного обмена, поэтому они: 1.Постоянно конвертируются друг в друга 2.Способствуют перманентному обмену выгодами между множеством людей Пятая: ЭР находятся в цикличном процессе включения и выключения из рыночного оборота Шестая: ЭР имеют различные циклы существования во времени: 1.Длительные циклы 2.Среднесрочные циклы (сырье, полуфабрикаты, товары потребления) 3.Краткосрочные циклы Седьмая: ЭР имеют конкретные ареалы своего обращения в пространстве, которые определяются: 1.Государственными границами 2.Территориальныеми коммуникациями и издержками 4.Потребностями потребителей и пользователей 5.Соглашения между странами 6.Требования спроса и предложения Восьмая: ЭР являются предметом: 1.профессиональных действий, требующих специальной подготовки и 2.непрофессиональных действий, приобретаемых традиционным путем Субъекты экономического поведения – индивиды, группы, организации, преследующие свои собственные экономические интересы в процессе рыночного обмена друг с другом. Основные особенности Субъектов экономического поведения. 1.Мотивы и интересы людей, связанные с максимизацией выгоды 2.Рациональный расчет, калькуляция ориентированная на получение выгоды 3.Компетентность –способность реализовать эти действия в соответствии с поставленной целью. Классификация СЭП: 1.Первая: основания ее – число пользователей и институциональный статус: 1.индивидуальные субъекты, физические лица 2.Домашние хозяйства 3.институциалнальные субъекты, юридические лица, которые участвуют в обороте экономических ресурсов 4.Ассоциальные субъекты, юридические лица, являющиеся долевыми собственниками активов (Ао, партнерства, корпорации) 2) Вторая: основания: степень доступа и контроль над экономическими ресурсами 1.Лица, имеющие исключительное право доступа к экономическому ресурсу 2.Лица, имеющие долевые участие в собственности (акционеры) 3.Лица, обладающие правом распоряжения и управления чужими экономическими ресурсами по доверенности их хозяев 4.Лица, которые являются пользователями чужих экономических ресурсов 3)Третья: основания: способ максимизации выгоды: 1.Субъеты, функция максимизации выгоды которых стремится к предельному значению 2.Субъекты, функция максимизации выгоды которых стремится к средне-статистическому значению (менеджеры, управляющие чужой собственностью по поручению хозяев) 3.Субъекты, функция максимизации выгоды которых стремится к нормальному значению (наемные работники) Институциональная среда, регулирующая поведение эк субъектов Институциональная среда- система….. социальных институтов, норм, правил, регулирующих и нормирующих поведение экономических субъектов, ориентированных на получении выгоды в системе рыночного обмена. Особенности Ин Ср: 1.Правила рыночного поведения устанавливаются двояким способом: опытно-эмпирическим путем или путем специального обучения 2.Эти нормы и правила являются обязательными для всех легально действующих субъектов ЭП 3.Правила рыночного поведения закреплены: -законодательно в рамках трудового, коммерческого права -в соглашениях между экономическими агентами - в традициях и стереотипах традиционного поведения - в природе и функциях экономических ресурсов -в навыках и знаниях экономических агентов 4.Система правил рыночного поведения определяет порядок, алгоритм рыночного поведения 5. Эти правила являются исходными стартовыми условием поведения всех рыночных агентов, на основе которых строятся различные варианты и комбинации действий и программ 6. Правила и нормы, заданные институциональной средой определяют: -альтернативны экономического поведения -его лимиты и ограничения
- порядок и рамки взаимодействия экономических субъетов -их социально-экономические роли и статусы -вектора максимизации возможностей субъектов ЭП -способы и методы реализации экономических ресурсов 7.Особенночти институциональной регуляции в условиях рыночной экономики: -рыночные правила игры менее жесткие, чем в условиях плановой экономики - они представляют субъектам ЭП с одной стороны, больше степеней свободы, с другой – повышают уровень их ответственности, компетентности и риска - институты рыночной экономики: стимулируют индивидуальны, частный интерес, свободу выборы и риска, защищают частную собственность и индивидуальность выборы 8.Особености институциональной регуляции в условиях директивной экономики - правила экономического поведения в командной экономике более жесткие - они представляют субъектами ЭП, меньше альтернатив и степеней свободы, что понижает уровень их ответственности, кометентности и риска - они регулируют поведение эс -доминантой является защита гос собственности и нивелировнание частного интереса Структура мотиваторов социального поведения:
Культурологическая интерпретация мотивации ЭП: -архитипом экономического поведения является универсальная формула=максимум вознаграждения путем минимума затрат -эта формула поведения заложена в каждом индивидуальном человеческом сознании как результат эволюции экономической культуры Мотивы экономического поведения
|