Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-трудовая сфера и рыночная экономика

Поиск

Билет 1.

Социально-трудовая сфера и рыночная экономика

Социально-трудовая сфера (СТС) — это составная часть социальной рыночной экономики (главная цель и задача которой — рост эффективности производства и прибыли), ключевой объект и предмет социальной политики. Она вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения — отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.

Основными блоками СТС являются, прежде всего те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:

· социальная сфера, то есть отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

· рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

· сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:

· система социальной защиты населения;

· система социального партнерства;

· система социального страхования;

· пенсионная система;

· охрана труда и т.д.

Эти и некоторые другие блоки, отрасли и компоненты различны по уровням, сущности и содержанию, месту и значению в единой структуре СТС. Но их важно выделять вместе, ибо только интегрально они дают наиболее полное представление о СТС.

В процессе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики социально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям в большей мере. Об этом свидетельствует, в частности, резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д.

Нужда, потребность, мотив, стимул, мотивация в системе развития трудовых отношений

Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужда - это состояние индивидуума, вызванное конкретными факторам среды, порождающими представление образа товара (услуги) соответствующего стандарта и дающее возможность потенциальному потребителю быть отнесенным к соответствующей потребительской группе. Нужда, связанная с личностью индивидуума, формирует конкретную потребность.

Мотивация труда. В процессе ее исследования используются такие категории, как «потребности», «мотивы» и «стимулы».

Первичным источником мотивации трудового поведения работников являются потребности - определенная нужда субъекта (работника, коллектива, общества) в чем-либо для своего нормального функционирования. А. Маслоу выделял 5 основных уровней человеческих потребностей-мотиваций:

1. Основные физиологические потребности: пища, отдых, жилище, сексуальное удовлетворение и пр.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в социальной общности.

4. Потребность в уважении и самоуважении.

5. Потребность в самореализации.

С одной стороны, потребность стимулирует деятельность, выступает как ее первопричина; с другой стороны, одновременно сама деятельность становится предметом потребности, а также вызывает своими результатами формирование новых потребностей.

Под мотивом понимается возникающее в сознании работника внутреннее побуждение к трудовому поведению, направленному на удовлетворение своих потребностей. Мотив характеризует субъективное отношение человека к своим действиям, сознательно поставленную направляющую цель, объясняющую поведение индивида. Мотив определяет выбор работником того или иного варианта поведения, мобилизует физические и интеллектуальные способности человека для достижения поставленных целей. Под мотивацией понимается совокупность различных и в то же время связанных мотивов, определяющих целенаправленность поведения работника. Трудовые мотивы в значительной степени определяются ценностными ориентациями индивидов, сформировавшимися в процессе их социализации и носящими достаточно устойчивый характер. В силу этого существуют и наиболее устойчивые мотивы трудовой деятельности, образующие мотивационное ядро. Повседневное трудовое поведение характеризуется тремя укрупненными элементами мотивационного ядра: мотивы обеспеченности, мотивы призвания и мотивы престижа. Мотивы обеспеченности связаны с повышением благосостояния работника и его семьи. Мотивы призвания работников состоят в стремлении реализовать в труде возможности профессионального роста и творчества. Мотивы престижа выражаются в стремлении работников реализовать свою социальную роль, получить общественную оценку, достойную своей трудовой деятельности.

Стимул представляет собой внешний фактор, направленный на формирование или усиление мотивов трудового поведения работника. В системе стимулов к труду выделяют материальные и нематериальные стимулы.

Материальные стимулы могут быть выражены как в денежной (заработная плата, премии, доплаты, надбавки), так и в неденежной форме (обеспечение жильем, путевки на отдых, лечение, в детские учреждения, улучшение условий труда, льготное питание и др.).

Нематериальные стимулы связаны с удовлетворением потребностей работника в самоутверждении, уважении со стороны трудового коллектива, самореализации и самосовершенствовании. Они проявляются в самых разнообразных формах: благодарность (устная или письменная), занесение на Доску почета предприятия, присвоение различных званий, награждение медалями и орденами и т.д.

Билет 2.

Современные теории мотивации труда (Ретлисбергер, Олдхэм, Хакман).

Теория человеческих отношений (Ф.Дж. Ретлисбергер, Элтон Мэйо, Ренсис Лайкерт)

Ключевым фактором мотивации является руководитель. Именно руководитель должен дать почувствовать сотруднику, что он является членом коллектива и занимает в нем важное место. При этом исповедуется демократический стиль руководства.

Концепция Дж. Хакмана и Грега Олдхэма

Мотивированность работой следует измерять посредством следующих пяти характеристик 1) разнообразие работы, 2) законченность работы, 3) значимость работы, 4) автономность в работе, 5) обратная связь (возможность оценки результатов собственных усилий).

 

 

Билет 3.

Билет 4.

Билет 5.

1. Трудовая теория стоимости Адама Смита.

В основу своего исследования Адам Смит положил трудовую теорию стоимости, считая законом определения стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенному в них количеству труда. Смит с большей четкостью, чем кто-либо до него, определил и разграничил меновую и потребительную стоимость товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда как создателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновых пропорциях, в количественном отношении обмена товарами, а при достаточно развитом товарном производстве – в деньгах. Однако Смит не исследовал труд как субстанцию стоимости. Он не различал процесс труда как фактор создания и перенесения стоимости, поскольку все его внимание было направлено на меновую стоимость, на количественную меру стоимости, как она проявляется в меновых пропорциях, в конечном счете – в ценах.

Смит понимал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к последнему по средствам некоторых коэффициентов. У него намечалось понятие редукции труда.

Билет 8.

Билет 9.

1 Значение теории предельной производительности А.Маршала и её применения в изучении социально-трудовых отношений.

Неоклассический экономический анализ а Маршала (1842 - 1924). Маржиналистский подход превратился в неоклассический анализ — сопоставление результатов и затрат или соединение полезности с общественными издержками (предельной производительностью).

Маршал исследовал процесс формирования рыночных цен. Он отказался от принципа, согласно которому за количественными пропорциями обмена товаров кроется одна причина (стоимость, предельная полезность и т.п.). Маршал считал ненаучной саму постановку вопроса о решающем значении какого-либо одного фактора. По его мнению, теория призвана показать взаимодействие факторов — функциональные формы связей, а не каузальные (причинно-следственные) связи явлений.

Его постулаты:

1. центральное место – проблема рыночного формирования цен. При этом,

* рыночная цена – результат пересечения цены спроса и предложения

* равновесная цена находится в точке равновесия спроса и предложения (крест Маршала)

* идеальная картина рыночного взаимодействия – спрос и предложение в равной степени влияют на изменение цены

* на разных отрезках времени проявляются разные закономерности: в краткосрочном периоде спрос берет на себя роль главного регулятора цены, в долгосрочном – предложение выполняет эту функцию

2. концепция об эластичности спроса является показателем зависимости объема спроса от изменения цены. При этом эластичность спроса зависит от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода

3. чтобы иметь более низкие издержки разумная производительность стремится к самому эффективному сочетанию факторов производства

4. теория распределения определяется четырьмя факторами:

* земля – рента

* труд – зарплата

* капитал – процент

* предпринимательство – прибыль

В сумме всё это дает национальный доход.

Все это привело к разработке метода анализа равновесных цен. В таком случае кривая спроса отражает убывающую предельную полезность, а кривая предложения отражает степень развития технологии, факторов производства, издержки производства. Иначе полезность определяет спрос. В результате возникает график взаимодействия этих факторов, который показывает условия возникновения равновесных цен. Тем самым трудовая (затратная) теория и теория предельной полезности объединяются теорией равновесия.

На основе равновесных цен им разработано учение о замещении факторов производства, что является основой максимальной эффективности использования ресурсов. В таком случае главным оказывается комбинация факторов производства, которая сокращала бы нищету, неравенство, рост национального дохода.

Маршал не отрицал возможность воздействия общества на процессы распределения. Однако воздействовать на распределение нужно без его разрушения, без подрыва стимулов к накоплению. Это значит, что не нужно навязывать ни огосударствления ресурсов, ни высокой зарплаты, но с помощью образования, культуры ограничивать предложение неквалифицированного труда, вызвать повышение предельной эффективности труда и его оплаты одновременно с ростом технического прогресса.

Билет 14.

Билет 15.

Билет 16.

Билет 17.

Билет 1.

Социально-трудовая сфера и рыночная экономика

Социально-трудовая сфера (СТС) — это составная часть социальной рыночной экономики (главная цель и задача которой — рост эффективности производства и прибыли), ключевой объект и предмет социальной политики. Она вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения — отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.

Основными блоками СТС являются, прежде всего те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:

· социальная сфера, то есть отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

· рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

· сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:

· система социальной защиты населения;

· система социального партнерства;

· система социального страхования;

· пенсионная система;

· охрана труда и т.д.

Эти и некоторые другие блоки, отрасли и компоненты различны по уровням, сущности и содержанию, месту и значению в единой структуре СТС. Но их важно выделять вместе, ибо только интегрально они дают наиболее полное представление о СТС.

В процессе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики социально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям в большей мере. Об этом свидетельствует, в частности, резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.98 (0.007 с.)