Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к пониманию категории «экономика труда»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Системный подход В наиболее общем виде подход к изучению проблем целого нашел выражение в системном подходе, утверждавшем, что окружающий нас мир-это набор систем, связанных между собой. Поэтому, если мы хотим выявить полный набор факторов, влияющих на тот или иной сложный объект, сконструировать его так, чтобы он реализовал заранее заданное поведение, эффективно функционировал, мы должны его рассмотреть как систему. В сферу интересов системного движения попала и трудовая сфера. Понимание различных явлений (в том числе экономических), как результата взаимодействия элементов, образующих единое целое, несводимое к его частям повлекло изменение в категориальном строе. Сторонниками системного подхода на роль универсальных были выдвинуты понятия: «система», «структура», «функция» и др. Деятельность и деятельностный подход. Пожалуй, до настоящего времени в экономике труда не считалось необходимым особо подчеркивать, что объектом исследования является деятельность. И совсем не потому, что эта сторона осталась незамеченной. То, что труд является деятельностью, отмечал еще К. Маркс. Однако в его известном высказывании: «Труд – это целесообразная деятельность...» основное внимание авторов занимал, как правило, момент целесообразности. Ситуация меняется. Понятие деятельности, которое раньше казалось едва ли достойным упоминания, посредством деятельностной методологии должно утвердиться в экономике труда. Основные принципы деятельностного подхода в таком контексте состоят в следующем. В ситуации деятельности следует выделять: субъект деятельности (причина активности); объект деятельности (предмет, на который направлена активность). Деятельность протекает либо по линии субъект-объект (С – О), либо по линии субъект-субъект (С – С). Однако возможны и такие ситуации деятельности, которые можно представить в виде наложенных друг на друга указанных выше связок. Это порождает, в дополнение к выявленным, еще два типа ситуаций деятельности: С – СО (субъективация объекта), С – ОС (объективация субъекта). Причем, если информация идет по линии СО, следует говорить о деятельности направленной на познание собственных качеств объекта (познавательной деятельности), а если по линии СО, то о преобразовательной деятельности.
Когнитивно-ценостный подход
Важнейшей предпосылкой трудовой деятельности выступают потребности. Понимание потребностей как «нужды в чем-то лежащем во вне и необходимом для функционирования организма» присутствует в работах многих авторов. Потребность, встречаясь с объектом, способным ее удовлетворить, инициирует деятельность. Однако специфика деятельности, как формы человеческой активности, состоит в том, что не любой объект, способный удовлетворить потребность, порождает деятельность. Чем объясняется избирательность человека при выборе из ряда объектов, способных удовлетворить потребность, одного (т.н. цели деятельности)? В поисках ответа на этот вопрос исследователи вынуждены были ввести понятие «мотивов» как совокупности внутренних и внешних факторов, определяющих при данных потребностях человека выбор цели его деятельности. В то же время понятием «стимулы» охватывается та часть мотивов, которая относится к внешним факторам. При таком подходе содержание процессов протекающих в период подготовки и осуществления трудовой деятельности, и лежащих на стороне личности авторами сводится к логико-аналитическим процедурам обработки информации о потребностях, ожидаемом вознаграждении (стимуле) и степени его желательности, ожидаемых затратах на осуществление деятельности и прочих параметров.
Воспроизводственный подход к пониманию категории «экономика труда» Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы - ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда. Процесс производства (формирования) рабочей силы (способности к труду), т.е. подготовки работника к труду, начинается со школы., продолжается в вузах, колледжах, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит, • во-первых, на рынке труда при участии трех субъектов института социального партнерства - работодателей, наемных работников и государства; • во-вторых, непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда, производства конкретной общественно полезной продукции или услуг. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, для него надо подготовить соответствующие условия: обеспечить рабочее место, организовать труд и его охрану, стимулирование труда, социальную защиту и т.д. 2. Процессуальные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации - теории, в основе изучения которых лежит поведение людей с учетом их восприятия и познания. Данные теории изучают выбор человека в той или иной ситуации. Теория ожидания Врума- процессуальная теория мотивации, согласно которой мотивация зависит от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько для него это возможно получить, то есть как много усилий он готов затрачивать для этого. Основные понятия: ожидаемые затраты, ожидаемые результаты и ожидаемая ценность вознаграждения. Модель Портера-Лоулера.Теория справедливости - процессуальная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, полученными другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс путем изменения уровня вознаграждения или интенсивности труда. Теория постановки целей - процессуальная теория мотивации, согласно которой поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия. В основе определения поведения человека лежат осознанные цели и намерения. Концепция партисипативного управления - процессуальная теория мотивации, согласно которой человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, получая от этого удовольствие и как следствие, работая с большой отдачей, более качественно и производительно. Данная концепция открывает работнику доступ к процессу принятия решений по поводу вопросов, связанных с его функционированием в организации. Проанализировав факторы ожидания, можно сделать вывод, что при высоких ожиданиях работника, отличных результатах его работы и большой степени удовлетворения полученным вознаграждением наблюдается сильная мотивация.
Теория ожиданий показывает неоднозначность восприятия вознаграждения разными людьми и уникальность мотивационной структуры каждого человека. Теория ориентирует на целый ряд параметров установления мотивационного климата, способствующего эффективному труду работников. Восприятие справедливости носит ярко выраженный субъективный характер, поэтому желательно, чтобы информация о факторах, определяющих вознаграждение и его величину, была широко доступна всем работникам. Важно учитывать комплексную оценку вознаграждения, в которой оплата труда занимает хотя и важную, но не единственную роль. Кроме этого, мотивирующая роль равенства существует при высоком исполнительском уровне работы фирмы, в случае низкого исполнительского уровня равенство играет демотивирующую роль. В модели Портера-Лоулера вознаграждение, оцениваемое как справедливое, положительно влияет на уровень результативности и на удовлетворенность работника. Уровень удовлетворенности, который в будущем снова станет определять ожидания работника и его результативность, является выводом из системы вознаграждений с учетом их справедливости. Модель показывает, что последняя представляет собой не однолинейный процесс, а целостную структуру, взаимосвязывающую ряд поведенческих факторов и фактор вознаграждения. Билет 5. 1. Трудовая теория стоимости Адама Смита. В основу своего исследования Адам Смит положил трудовую теорию стоимости, считая законом определения стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенному в них количеству труда. Смит с большей четкостью, чем кто-либо до него, определил и разграничил меновую и потребительную стоимость товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда как создателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновых пропорциях, в количественном отношении обмена товарами, а при достаточно развитом товарном производстве – в деньгах. Однако Смит не исследовал труд как субстанцию стоимости. Он не различал процесс труда как фактор создания и перенесения стоимости, поскольку все его внимание было направлено на меновую стоимость, на количественную меру стоимости, как она проявляется в меновых пропорциях, в конечном счете – в ценах. Смит понимал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к последнему по средствам некоторых коэффициентов. У него намечалось понятие редукции труда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.008 с.) |