Вопрос 22 :Социальная мобильность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 22 :Социальная мобильность.



Мобильность социальная - перемещение индивидов и социальных групп общества м.различными позициями в системе социальной стратификации. Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию Сорокиным П.А.

Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз - нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая - с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы). Выделяют также межпоколенческую (интергенерационную) мобильность - различия м.отцом и сыном, социально- экономическим классом или статусом семьи происхождения человека по сравнению с достигнутым им лично, и мобильность внутри поколения (интрагенерационную) - взлёты и падения индивидуальной карьеры.

В современной социологии существуют многообразные способы количественного измерения социальной мобильности, индексы мобильности, коэффициенты связи мобильности с полом, уровнем образования, национальностью и т.д. Это одно из основных направлений изучения социальной структуры общества, сравнительного анализа различных стран.

Различные типы обществ существенно различаются по характеру и уровню мобильности. Общества, обладающие ограниченными возможностями социальной мобильности, обычно называют "закрытыми". В качестве предельного варианта такого общества можно рассматривать кастовый строй в Индии, где социальная мобильность (теоретически) невозможна в принципе. В целом традиционные общества обычно считаются "закрытыми". Соответственно, "открытые" общества - это общества с высоким уровнем и сложным характером социальной мобильности. Таково современное индустриальное общество. В постсовременном постиндустриальном обществе уровень и темпы социальной мобильности ещё больше повышаются. В социологических исследованиях это проявилось в появлении "социологии жизненного пути" - дисциплины, исследующей "биографическую мобильность", т.е. мобильность отдельных индивидов, уникальные жизненные пути (карьеры).

Вопрос 23:Социальная структура современного общества и ее основные элементы.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, объединяемые на основе одного или нескольких признаков и различаемые по общественному положению. Социальная структура подразумевает устойчивую связь элементов в социальной системе. Одними из основных элементов социальной структуры являются социальные общности (классы, нации, профессиональные группы и др.). Исходя из этого понимания социальной структуры общества предлагается анализ:

1) социально-классовой структуры (изучение классов, слоёв, групп и их изменение, перемещение);
2) социально-профессиональной структуры, связанной с разделением труда;
3) социально-этнической структуры (основным элементом этнической структуры рассматриваются нации. Под нациями могут пониматься исторически сложившиеся устойчивые общности людей, возникшие на основе единства происхождения, территории, экономической жизни, культуры, языка, самосознания);
4) социально-демографические структуры. Важные срезы: половозрастная структура, семейная структура, генетическая структура, формирующаяся под влиянием естественного и механического движения населения. Под естественным движением понимается изменение населения в ходе рождений, смертей, браков и разводов. Под механическим движением понимаются перемещения по территории (миграции);
5) социально-политическая структура.

Общими тенденциями в изменении структуры современных обществ являются:

1) количественные и качественные изменения в социально-классовой структуре, осуществляемые под влиянием прежде всего:
а) изменений в соотношении городского и сельского населения;
б) изменения соотношения населения занятого физическим и умственным трудом. Это связано с НТР и НТП и формированием нового класса инженерно-технических работников. Таким образом, пролетариат как производитель основных материальных благ утрачивает свой статус, уступая место высококвалифицированным инженерным работникам, обслуживающим сложные производственные процессы;
в) изменений в соотношении занятых в производственной и непроизводственной сфере.

2) изменения в демографическом составе индустриальных стран, возрастание маргинализации общества. Маргиналы – индивиды, социальные слои или группы, оказавшиеся на «окраинах», на «обочине» или за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и политических традиций. Маргинализация связана как с активной горизонтальной и вертикальной активностью, так и с социальными катастрофами, кризисами, падением производства.

3) рост бюрократизации общества. Под бюрократизацией понимается:
а) система управления, характеризующаяся усилением государственности в ущерб гражданскому обществу, чрезмерное усиление власти аппарата управления, наделённого специальными функциями и привилегиями (оторванного от народа).
б) социальная группа людей, связанных с системой государственного управления, значение которой усиливается в условиях монополизма государства.
в) черта личности, выражающаяся в пренебрежительном, канцелярском, формальном отношении к потребностям и интересам человека.
Как международное явление бюрократизм приобретает следующие негативные черты:
а) стремление к расширению (увеличению штата, финансирования и т.д.);
б) снижение качества аппарата управления в силу антидемократического подбора кадров (связи, семейственность и др.);
в) обезличивание и уход от ответственности;
г) тенденция аппарата к старению в желании сохранить своё место.

4) изменения социально-профессиональной структуры:
В России с переходом к рыночным отношениям появляются новые статусы (акционер, фермер). Осуществляется приватизация предприятий, создаются различного типа организации; в связи с этим появляются новые социальные группы и в то же время происходит размывание ряда групп (интеллигенция).

Вопрос 24:Социальные институты.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

- выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

- определенную (более или менее формализованную) организацию;

- наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

- наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных социальных институтах современного общества. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институциолизации социальных образований.

Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. В частности, реализация институтом социально значимых функций обеспечивается наличием в рамках социального института целостной системы стандартизированных образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной структуры.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

- регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;

- создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

- обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;

- социализация индивидов.

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института:

- цель и сферу деятельности института;

- функции, предусмотренные для достижения цели;

- нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;

- средства и учреждения достижения цели и реализации функций.

Из всех возможных критериев классификации социальных институтов целесообразно остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.); институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.)

На основании второго критерия, т.е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.д. в неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п.

Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных функций, таких, например, как: 1) воспроизводство представителей той или иной социальной группы; 2) социализацию конкретных индивидов в форме передачи им социально значимых норм и ценностей; 3) поддержание стабильности и морального порядка внутриинституционального характера, а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального обмена. При этом важно подчеркнуть, что отдельные организации и конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными.

Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Потребности в воспроизводстве рода 1. Институт семьи и брака
2. Потребности в безопасности и социальном порядке 2. Политические институты
3. Потребности в добывании средств существования 3. Экономические институты
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. 4. Институты образования
5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни 5. Институт религии

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Вопрос 25:Семья как ключевой социальный институт. Функции и роль семьи в современном обществе. Брак и проблемы его стабилизации.

Семья как институт, точнее, как совокупность институтов, - это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Поэтому важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет также минимальный возраст лиц, заключающих брак, правила раздела имущества после развода и т.д. Хотя в законе специально не оговаривается, что супруги должны обязательно быть разнополыми, однако общественное мнение во многих странах негативно относится к гомосексуальным (однополым) союзам.

Семью как институт социологи отличают от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли и связанных непосредственными личными отношениями. Отношения между членами группы характеризуются спонтанностью и интенсивностью. Семья обычно включает представителей двух поколений. Институт семьи содержит описания позиций отца, матери, жены и т.п., которые являются стандартами для оценки поведения исполнителей семейных ролей, их соответствия или несоответствия позициям. Эти позиции обозначаются термином <социальный статус>1.

История института семьи в разных культурах - предмет изучения культурной и социальной антропологий. Эти направления в науке выясняют систему родства, типы брака, роли и статусы в семье, генеалогическое древо, ритуалы обручения, сватовства, рождения, смерти, имянаречения, достижения половой зрелости, инициации, а также сексуальные запреты, положение в обществе вдов и вдовцов, разведенных, холостяков, лишенных родительских прав, сирот, незаконнорожденных.

Институт семьи pазличен в каждом обществе, отражая специфику этого конкретного общества. Но всем без исключения обществам присуща общая черта. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех дpугих животных, самое пpотяженное детство. Причем его продолжительность увеличивается по мере развития цивилизации. Зависимость pебенка от pодителей в современном обществе длится до 15-18 лет. В этот пеpиод он нуждается в матеpиальной и социальной поддеpжке взpослых. Подготовка к взpослой жизни пpоисходит полноценно только в семье, поскольку она включает в себя не только обучение, тpениpовку, усвоение знаний (в этом пpоцессе семью может заменить школа), но также пpисвоение имени, пpав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с опpеделенной линией pодства, т. е. генеалогию. Именно семья обеспечивает молодому человеку пpизнанную законом адpесность - социальную <пpописку> в данном обществе.

Фоpмы семьи ваpьиpуются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культуpные ноpмы, помимо всего пpочего, пpедписывают количество супpугов, котоpое может иметь один человек, пpавила выбоpа бpачных паpтнеpов, pоль главы семейства и пpава и обязанности pодственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

Унивеpсальность семьи как института pаскpывается в понятии <функции семьи>. Под социальными функциями подpазумеваются базисные потpебности общества и людей, котоpые удовлетвоpяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и бpака относятся следующие.

1. Регулиpование сексуальных отношений. Бpак и семья упоpядочивают сексуальные отношения благодаpя тому, что законодательство или обычаи пpедписывают, кто с кем и пpи каких условиях может вступать в половые отношения.

2. Воспpоизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения дpугим. Семья - это гаpантиpованное и институционализиpованное сpедство пополнения населения новыми поколениями.

3. Социализация. Новое поколение, пpиходящее на смену стаpому, способно научиться социальным pолям только в процессе социализации. Семья - ячейка пеpвичной социализации. Родители пеpедают детям свой жизненный опыт, модальные установки, пpививают принятые в этом обществе (<хорошие>) манеpы, обучают pемеслам и теоpетическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной pечью, контpолиpуют действия детей.

4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в кpыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддеpжка отца и матеpи в тот пеpиод жизни, когда никто дpугой подобной защиты и поддеpжки им не пpедлагает. Семья поддеpживает тех своих членов, которые по инвалидности, стаpости или юным годам не могут позаботиться о себе.

5. Социальное самоопpеделение. Узаконивание pождения человека означает его юpидическое и социальное опpеделение. Благодаpя семье человек получает фамилию, имя и отчество, пpаво pаспоpяжаться наследством и жилищем. Он пpинадлежит к тому же классу, pасе, этносу и pелигиозной гpуппе, к котоpым пpинадлежит pодительская семья. Она же опpеделяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т.д.

Существует много определений семьи. Они зависят как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, так и от задач исследования. На первый план может выдвигается понятие семьи как социальной либо демографической, либо экономической ячейки общества. Статистика советского времени определяла семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Людей, живущих вне семьи, относили к одиночкам либо отдельно живущим членам семьи. Такой подход акцентировал внимание на брачно-родственных отношениях и игнорировал другие возможные формы совместной организации быта людей.

В настоящее время общепринятым является следующее определение семьи. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако экономисты добавили в это определение экономический аспект, и приняли следующее определение. Семья - это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства - это признак не семьи, а домохозяйства.

Вопрос 26:Культура, ее сущность и структура.

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень
развития общества и человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется
для характеристики материального и духовного уровня развития
определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций
, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная
культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности
или жизни (культура труда, художественная культура, культура
быта). В более узком смысле термин "культура" относят только
к сфере духовной жизни людей.

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного.


Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.
Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества)
Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.
В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные
артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает
и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и
религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека
распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующих фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит
использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор
, строитель и житель того природного мира, который называется


-
культурой мира, "второй природой", "искусственно созданным" обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.
МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ
Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.
Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как "homo sapiens", а следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.
Материальная культура, в другом смысле слова - это человеческое "Я", переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.
В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то есть производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная
культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п.
Кроме того материальная культура хранит в себе материальные
ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т.п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того, само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, то есть говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т.п.
Следовательно, в культурологическом подходе материальное
производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, то есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.
Материальная культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его "Я", его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.
Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.

Вопрос 27:. Виды культуры: элитарная народная, массовая.

Элитарная культура ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Ее элементы создаются профессионалами. Элитарная культура включает в себя изящное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества.

Народная культура. Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д. Фольклор - еще одно название народного творчества.

Массовая культура (феномен общества XX века) создается профессионалами, однако общедоступна и ориентирована широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителей.

Вопрос 28: Формы культуры.

В большинстве современных обществ культура существует в
следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство,
классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции,
обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств
массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета
господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно
вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности
страны следует судить не по степени распространенности грамотности и
образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя
населения.

Массовая культура - надстройка над базовой культурой. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.

Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура
продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой
информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им
своих ценностей и стандартов жизни.

Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.

Вопрос 29:Элементы культуры: язык, ценности, убеждения, идеология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.061 с.)