Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 22 :Социальная мобильность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мобильность социальная - перемещение индивидов и социальных групп общества м.различными позициями в системе социальной стратификации. Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию Сорокиным П.А. Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз - нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая - с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы). Выделяют также межпоколенческую (интергенерационную) мобильность - различия м.отцом и сыном, социально- экономическим классом или статусом семьи происхождения человека по сравнению с достигнутым им лично, и мобильность внутри поколения (интрагенерационную) - взлёты и падения индивидуальной карьеры. В современной социологии существуют многообразные способы количественного измерения социальной мобильности, индексы мобильности, коэффициенты связи мобильности с полом, уровнем образования, национальностью и т.д. Это одно из основных направлений изучения социальной структуры общества, сравнительного анализа различных стран. Различные типы обществ существенно различаются по характеру и уровню мобильности. Общества, обладающие ограниченными возможностями социальной мобильности, обычно называют "закрытыми". В качестве предельного варианта такого общества можно рассматривать кастовый строй в Индии, где социальная мобильность (теоретически) невозможна в принципе. В целом традиционные общества обычно считаются "закрытыми". Соответственно, "открытые" общества - это общества с высоким уровнем и сложным характером социальной мобильности. Таково современное индустриальное общество. В постсовременном постиндустриальном обществе уровень и темпы социальной мобильности ещё больше повышаются. В социологических исследованиях это проявилось в появлении "социологии жизненного пути" - дисциплины, исследующей "биографическую мобильность", т.е. мобильность отдельных индивидов, уникальные жизненные пути (карьеры). Вопрос 23:Социальная структура современного общества и ее основные элементы. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, объединяемые на основе одного или нескольких признаков и различаемые по общественному положению. Социальная структура подразумевает устойчивую связь элементов в социальной системе. Одними из основных элементов социальной структуры являются социальные общности (классы, нации, профессиональные группы и др.). Исходя из этого понимания социальной структуры общества предлагается анализ: 1) социально-классовой структуры (изучение классов, слоёв, групп и их изменение, перемещение); Общими тенденциями в изменении структуры современных обществ являются: 1) количественные и качественные изменения в социально-классовой структуре, осуществляемые под влиянием прежде всего: 2) изменения в демографическом составе индустриальных стран, возрастание маргинализации общества. Маргиналы – индивиды, социальные слои или группы, оказавшиеся на «окраинах», на «обочине» или за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и политических традиций. Маргинализация связана как с активной горизонтальной и вертикальной активностью, так и с социальными катастрофами, кризисами, падением производства. 3) рост бюрократизации общества. Под бюрократизацией понимается: 4) изменения социально-профессиональной структуры: Вопрос 24:Социальные институты. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.). Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии. Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.). Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности. Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. К числу общих признаков социального института можно отнести: - выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер; - определенную (более или менее формализованную) организацию; - наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института; - наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней. Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных социальных институтах современного общества. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институциолизации социальных образований. Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. В частности, реализация институтом социально значимых функций обеспечивается наличием в рамках социального института целостной системы стандартизированных образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной структуры. К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся: - регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; - создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; - обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; - социализация индивидов. Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института: - цель и сферу деятельности института; - функции, предусмотренные для достижения цели; - нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института; - средства и учреждения достижения цели и реализации функций. Из всех возможных критериев классификации социальных институтов целесообразно остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.); институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.) На основании второго критерия, т.е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.д. в неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных функций, таких, например, как: 1) воспроизводство представителей той или иной социальной группы; 2) социализацию конкретных индивидов в форме передачи им социально значимых норм и ценностей; 3) поддержание стабильности и морального порядка внутриинституционального характера, а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального обмена. При этом важно подчеркнуть, что отдельные организации и конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим. Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными. Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности. Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи. Вопрос 25:Семья как ключевой социальный институт. Функции и роль семьи в современном обществе. Брак и проблемы его стабилизации. Семья как институт, точнее, как совокупность институтов, - это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Поэтому важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет также минимальный возраст лиц, заключающих брак, правила раздела имущества после развода и т.д. Хотя в законе специально не оговаривается, что супруги должны обязательно быть разнополыми, однако общественное мнение во многих странах негативно относится к гомосексуальным (однополым) союзам. Семью как институт социологи отличают от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли и связанных непосредственными личными отношениями. Отношения между членами группы характеризуются спонтанностью и интенсивностью. Семья обычно включает представителей двух поколений. Институт семьи содержит описания позиций отца, матери, жены и т.п., которые являются стандартами для оценки поведения исполнителей семейных ролей, их соответствия или несоответствия позициям. Эти позиции обозначаются термином <социальный статус>1. История института семьи в разных культурах - предмет изучения культурной и социальной антропологий. Эти направления в науке выясняют систему родства, типы брака, роли и статусы в семье, генеалогическое древо, ритуалы обручения, сватовства, рождения, смерти, имянаречения, достижения половой зрелости, инициации, а также сексуальные запреты, положение в обществе вдов и вдовцов, разведенных, холостяков, лишенных родительских прав, сирот, незаконнорожденных. Институт семьи pазличен в каждом обществе, отражая специфику этого конкретного общества. Но всем без исключения обществам присуща общая черта. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех дpугих животных, самое пpотяженное детство. Причем его продолжительность увеличивается по мере развития цивилизации. Зависимость pебенка от pодителей в современном обществе длится до 15-18 лет. В этот пеpиод он нуждается в матеpиальной и социальной поддеpжке взpослых. Подготовка к взpослой жизни пpоисходит полноценно только в семье, поскольку она включает в себя не только обучение, тpениpовку, усвоение знаний (в этом пpоцессе семью может заменить школа), но также пpисвоение имени, пpав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с опpеделенной линией pодства, т. е. генеалогию. Именно семья обеспечивает молодому человеку пpизнанную законом адpесность - социальную <пpописку> в данном обществе. Фоpмы семьи ваpьиpуются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культуpные ноpмы, помимо всего пpочего, пpедписывают количество супpугов, котоpое может иметь один человек, пpавила выбоpа бpачных паpтнеpов, pоль главы семейства и пpава и обязанности pодственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию. Унивеpсальность семьи как института pаскpывается в понятии <функции семьи>. Под социальными функциями подpазумеваются базисные потpебности общества и людей, котоpые удовлетвоpяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и бpака относятся следующие. 1. Регулиpование сексуальных отношений. Бpак и семья упоpядочивают сексуальные отношения благодаpя тому, что законодательство или обычаи пpедписывают, кто с кем и пpи каких условиях может вступать в половые отношения. 2. Воспpоизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения дpугим. Семья - это гаpантиpованное и институционализиpованное сpедство пополнения населения новыми поколениями. 3. Социализация. Новое поколение, пpиходящее на смену стаpому, способно научиться социальным pолям только в процессе социализации. Семья - ячейка пеpвичной социализации. Родители пеpедают детям свой жизненный опыт, модальные установки, пpививают принятые в этом обществе (<хорошие>) манеpы, обучают pемеслам и теоpетическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной pечью, контpолиpуют действия детей. 4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в кpыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддеpжка отца и матеpи в тот пеpиод жизни, когда никто дpугой подобной защиты и поддеpжки им не пpедлагает. Семья поддеpживает тех своих членов, которые по инвалидности, стаpости или юным годам не могут позаботиться о себе. 5. Социальное самоопpеделение. Узаконивание pождения человека означает его юpидическое и социальное опpеделение. Благодаpя семье человек получает фамилию, имя и отчество, пpаво pаспоpяжаться наследством и жилищем. Он пpинадлежит к тому же классу, pасе, этносу и pелигиозной гpуппе, к котоpым пpинадлежит pодительская семья. Она же опpеделяет социальный статус индивида. Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т.д. Существует много определений семьи. Они зависят как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, так и от задач исследования. На первый план может выдвигается понятие семьи как социальной либо демографической, либо экономической ячейки общества. Статистика советского времени определяла семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Людей, живущих вне семьи, относили к одиночкам либо отдельно живущим членам семьи. Такой подход акцентировал внимание на брачно-родственных отношениях и игнорировал другие возможные формы совместной организации быта людей. В настоящее время общепринятым является следующее определение семьи. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако экономисты добавили в это определение экономический аспект, и приняли следующее определение. Семья - это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства - это признак не семьи, а домохозяйства. Вопрос 26:Культура, ее сущность и структура. Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного.
Вопрос 27:. Виды культуры: элитарная народная, массовая. Элитарная культура ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Ее элементы создаются профессионалами. Элитарная культура включает в себя изящное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Народная культура. Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д. Фольклор - еще одно название народного творчества. Массовая культура (феномен общества XX века) создается профессионалами, однако общедоступна и ориентирована широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителей. Вопрос 28: Формы культуры. В большинстве современных обществ культура существует в 1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, 2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, 3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета Массовая культура - надстройка над базовой культурой. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной. Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой. В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой. Вопрос 29:Элементы культуры: язык, ценности, убеждения, идеология. Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Например, понятие "есть" может быть представлено комбинацией разных звуков (сравните русское "есть", английское - eat, немецкое essen и т.д.). Члены сообщества должны прийти к соглашению относительно того, что определенный набор звуков соответствует понятию "есть", и тогда это слово входит в состав языка. Таким образом, в слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. Определяющим элементом культуры являются ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения.Ценность -это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория "социальная ценность", т е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.172.130 (0.017 с.) |