Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В конечном счете, мы сами создаем свои притязания и связываем их с определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу.

Поиск

Из этих теоретических рассуждений вытекает один довольно проблематичный вывод, а именно: быть лучшим в какой-то области автоматически означает высокую самооценку для данного индивида. Однако есть профессии, которые в обществе котируются не слишком высоко. Например, человек, считающий себя самым квалифицированным мусорщиком, вряд ли имеет при этом высокую самооценку. Как бы то ни было, Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного «Я», рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального «Я»; многие его формулировки, касающиеся дескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности «Я», предвосхитили развитые впоследствии представления о «Я»-концепции.

Символический интеракционизм развил собственную исследовательскую стратегию, основывающуюся на описании, близком этнографическому, и включенном наблюдении. В идеале социолог должен включаться в социальную ситуацию самих субъектов, наблюдать их поведение, “понимать” интерпретации и практики их повседневной жизни, отражая это в своих социологических отчетах. Эти описания должны составлять как бы “портреты” отдельных социальных “миров”, такие как мир профессий, мир преступности, мир деятельности и тому подобное. В портретах, прежде всего, должны фиксироваться основные практики, организующие эти миры, и сопровождающие их символические структуры (идеологии, интерпретации, объяснения). Адекватность этих портретов должна проверяться не путем применения к ним стандартных методологических процедур, а путем консультаций с самими заинтересованными субъектами. Сторонники Символического интеракциониста полагают, что социология должна “делаться” путем исследования, а не путем сочинения теоретических трактатов. Это -- последовательный вывод из их видения общества как социального процесса, состоящего из совокупности самоорганизующихся и замкнутых в себе контекстов. Социология сводится к анализу частных проблем в специфических контекстах. Попытка универсализировать определенные закономерности, вывести их за границы того опыта, в котором они обнаружились, незаконна, ибо оказывается отрицанием самого интеракционистского видения общества. В общем, интеракционисты вполне последовательно считают свою собственную дисциплину -- социологию -- частью общества, на которую распространяются те же принципы исследования, что и на общество вообще.

Кульминация научного и обществ, успеха Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология, родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самом мировоззренческом фундаменте.

Вывод.

С точки зрения интеракционистов, человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.

"Смысл возникает и располагается в пространстве отношения между жестом данного человеческого организма и последующим поведением этого организма, возвещенным другому человеческому организму посредством этого жеста. Если этот жест возвещает, таким образом, другому организму последующее поведение данного организма, то он обладает смыслом."

Вопрос 19:Теории происхождения общества.

Общество – это совокупность всех способов взаимодействия людей и форм их объединений, в которых выражается их взаимозависимость.

Но среди социологов нет однозначного мнения в определении этого понятия. Так целый ряд ученых рассматривают общество как некую особую реальность, наделенную, в той или иной степени, свойствами живого или духовного организма. Так один из первых социологов Г. Спенсер сравнивал общество с биологическим существом. Позже другой известный социолог Э. Дюргейм рассматривал общество, как индивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. В тоже время целый ряд ученых считают, что общество это лишь сумма входящих в него элементов, основанным из которых является человек с его желаниями и мыслями, где последние и определяют характер общественных взаимосвязей.

Так Георг Зиммель писал, что общество это прежде всего взаимодействие индивидов, которое складывается ради в следствии определенных влечений и ради определенной цели. Инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита и нападение, игра и предпринимательство, стремление к знаниям и множество других мотивов побуждают человека к деятельности для другого. Эти взаимные воздействия основанные на индивидуальных побудительных импульсах в итоге образуют общество. (социс1984, 2,стр.170). В современной социологии данная концепция называется сетевой теорией.

В теориях “социальных групп” общество рассматривается, как система взаимопересекающихся групп людей в частности такой подход представлен в идеях Ф. Знанецкого и Г. Тарда.

С другой стороны, например, американский социолог Т.Парсонс считал, что общество это, прежде всего система и структура, связующим началом, которой выступают нормы и ценности, а индивид или группа людей, обусловленные функциональными обязанностями, выполняют лишь отведенные им роли.

В марксизме же общество рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в результате материального производства. И здесь самым важным является то что в отличии от предыдущих теорий, где происходит отождествление понятий общество и гражданское общество, в марксизме разрабатывается вопрос о материальной основе общества. В которой основным структура образующим элементом является производительные силы и система производственных отношений. Последняя закрепляется господствующим классом по средствам государства.

На начальном этапе возникновения социологии делались определенные попытки отождествить или перенести законы естественно природных процессов на законы развития общества.

Но данный подход оказался не корректен, потому что социальное бытие качественно отличается от бытия природного, так как в нем присутствует элемент сознательного вмешательства, в отличии от стихийных процессов природы. Общественные процессы носят целенаправленный характер, в отличии от природных процессов. (дискуссия с даосами)

Причем человек не просто решает свои задачи, а, например, в результате производственной деятельности вступает во взаимодействие с природой. Кроме того, одним из основных элементов социальной жизни являются цели духовного порядка, которые связанны с творческой деятельностью человека.

В тоже время, говоря о взаимодействии общества и природы необходимо учитывать целый ряд объективных факторов:

1. 1. Экологический детерминизм.

2. 2. Демографический детерминизм

3. 3. Технологический детерминизм (техногенная цивилизация)

Общности.

Возвращаясь к определению общества необходимо выявить, сущность понятия общности.

Общность изначальное социальное бытие, ограниченное тесными рамками межличностного общения.

Сейчас также возникает феномен глобальной деревни.

Однако еще в прошлом веке Ф.Теннис выделил два специфических вида социальной организации община (традиционное общество) и общество современное сложноструктурное сообщество.

Причем выделяют три типа отношения между этими видами: эволюционное перерастание, интеграционное слияние, параллельное сосуществование (причем они существуют в рамках развитого общества).

Традиционное общество:

1. 1. естественное разделение труда (по половому признаку)

2. 2. персанолизация межличностных отношений (нет формальных)

3. 3. неформальное регулирование взаимодействий

4. 4. родственные связи

5. 5. патриархальность власти

6. 6. включенность индивида в религиозный миф посредствам инициации.

Современное общество:

1. 1. ролевой статус взаимодействий (люди общаются через свои социальные маски, бизнесмен, вор, студент, муж, жена)

2. 2. глубокое разделение труда

3. 3. писаное формализованное право

4. 4. сложная многоуровневая система власти (разделение властей и хозяйственных отраслей)

5. 5. наличие множества социальных институтов

6. 6. секуляризация религий

7. 7. общая культура язык

8. 8. единое определенное жизненное пространство

9. 9. устойчивость.

Наши люди проще общаются они могут спросить: ты кто такой? (особенная проникновенная русская душа от сюда). Связанно это с тем что у нас еще не сформировались “культурные консервы” так как многие стали городскими жителями только в первом поколении.

Критерии общности:

1. 1. Сходство, близость условий жизнедеятельности людей

2. 2. Общность потребностей, субъективное сходство потребностей.

3. 3. Наличие взаимодействия

4. 4. Формирование признанных ценностей и целей.

5. 5. Социальная идентификация

6. 6. Стремление к единству и формирование органов управления.

 

Общности бывают номинальные (классификационные группы рабочий класс) и реальные (собственно общности)

Реальные общности делятся на:

Статусные группы (элиты, безработные)

Функциональные группы (учителя, врачи, военные)

Социумные группы (горожане, колхозники)

Не фиксируемые группы (толпа, аудитория)

 

 

Движущие силы, формирующие современное общество. Однако откудавзялись новые общности, почему пришел в движение процесс модернизации современных сообществ?

Откуда произошло современное общество?

Маргинальность строительный материал новых ассоциаций. М.Вебер исходит из того, что маргинальность позволила появится новым образцам социального поведения и производства. Маргинальность - переходное, структурно неопределенное социальное состояние субъекта.

Недовольные соединяются в новую общность, таким образом, новый тип общества формируется из маргинальных личностей, например Америка. В.Парето говорил, что основой социальных изменений является появление новых элит, которые прорастают из нижних слоев

Вопрос 20:Социологические теории современного общества. (Постиндустриальное общество. Информационное общество. Теория глобального общества И. Валлерстайна.

Вопрос 21:Понятие социальной структуры общества.

В социологии понятия "социальная структура" и "социальная система" тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие "социальная структура общества" есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития. Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любообщности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп.

В широком смысле социальная структура - это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин "социальная структура общества" чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.139 (0.011 с.)