Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2 Функции социологической науки

Поиск

Вопрос 2 Функции социологической науки

Познавательная -связана с изучением закономерностей и тенденций развития и функционирования соц. системы.

Прогностическая -выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития соц. процессов в будущем.

Управленческая -связана с проблемами управления соц. системой.

Организационно-прогностич. -создание соц. технологий и их внедрение.

Вопрос 3 Структура социологии

Теоретическая социология-социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей.

Эмпирическая социология-это сов.исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Прикладная социология-область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне

1.Макросоциология- изучение крупных закономерностей в развитии об-ва взаимоотношение между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений(семья, религия, экономич. и политич. институты)

2.Микросоциология- поведение индивидов на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодйствие, которые влияют на процесс возникновения и развития об-ва(покупка газет)

Вопрос 4 Взаимосвязь социологии с др науками

1.Социология и психология. Сфера психологии- изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодействие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

2. Социология и история. Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества.

3. Экономика и социология. Общее в этих науках- понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического пр-ва и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях.

4. Социология и политология. Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

5. Социология и философия. Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие.

Вопрос 5 Предпосылки развития социологии и этапы её развития

На рубеже XVIII-XIX веков сложились предпосылки для возникновения социологии как науки, а именно:

− промышленная революция, следствием которой стало возникновение нового типа общества– современного индустриального взамен традиционного, породившего новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью, а также новый строй мышления;

− буржуазные революции, которые способствовали переходу от традиционной власти аристократии к организации государственной власти на принципах демократии, распространению избирательного права;

− обострение социальных проблем как отражения внутренних противоречий индустриальной эпохи и осознание необходимости изучения общества на научной основе в целях более эффективного воздействия на него;

− расцвет естествознания вследствие торжества научной картины мира.

Первый этап связан с появлением первых социологических теорий. В этот период социология развивается в основном как теоретическая наука. Представители: Огюст Конт, Карл Маркс,Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер.

Второй этап хронологически ограничивается 20–40-ми г. ХХ столетия.В этот период бурно развивается эмпирическая социология, внедряются методы конкретных исследований в сферу производства, политическую практику, межличностные и межгрупповые отношения.Представ: Элтон Мейо, Джорж Герберт Мид, Гюстав Лебóн.

Третий этап-современный, с конца 40-х годов ХХ века. Для этого этапа характерно усиление как теоретической, так и прикладной социологии. Активизируются попытки преодоления разрыва между теоретическим и эмпирическим уровнями социологического знания. Для этого создаются так называемые теории среднего уровня. Предст: Мертон, Сорокин.

Вопрос 7 Развитие социологии в России

История социологии в России стала зарождаться в 60-х годах 19века. Большое внимание на развитие отечественной социологии оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Создателем первой в истории социологии антиэволюционной модели общественного прогресса явл. Данилевский. Он предложил естественную систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определённых типов её развития. Каждый социальный организм рассматривался им как целостная система, как целостный организм.

В сепед.19века сформировалось два направления: западничество и славянофильство. Славянофилы подчёркивали особенность русской духовной культуры, самобытность русского народа, противопоставляя российское об-во западу. Они считали, что только путём соблюдения традиций, под руководством церкви, русское об-во может достичь гармонического единства в желаниях, эмоциях, разуме. Западники считали, об-во частью западной цивилизации, и выступали за более глубокую интеграцию российской культуры в мировую. З. полагали, то наука, как часть духовной культуры не имеет национальных границ и потому всячески способствовали распространению в российском об-ве учений европейских философов, историков, социологов.

Вопрос 8 Определение об-ва и его признаки

Общество -это универсальный способ организации соц. связей и соц. взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

Признаки: 1. Отличительным признаком общества является наличие в нём специальных органов для осуществления его саморегуляции и воспроизводства.

2. Самодеятельность, автономность, самоорганизация и саморазвитие

3. Наличие социальной общности, которая выражает общественную природу жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий.

4. существование в социальном пространстве и социальном времени.

Вопрос 9 Основные теоретические подходы к анализу об-ва

1)общество можно рассматривать как социальную систему. В этом случае основными компонентами анализа являются сферы жизнедеятельности человека: экономическая, социальная, политическая, духовная.

2)общество так же можно рассматривать на уровне функционирования. В этом случае общество проявляет себя в следующих явлениях: институционализация, социализация, социальный контроль, социальная стратификация, социальная мобильность.

3)общество так же можно рассматривать с точки зрения личности.

Каждый из этих подходов является самостоятельным и равноправным.

Типология обществ

Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

Первая типология: дописьменные, т.е умеющие говорить, но не умеющие писать. Письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописные таблицы, берестяные грамоты, книги, компьютеры.

Вторая: Простые(догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения

Третья типология: Общество охотников и собирателей. Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь. Пр: Африка-бушмены, пигмеи.

Скотоводческие общества. Скотоводство – способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных.

Аграрное общество. На этом этапе уже появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком.

Индустриальное общество- тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслю национальной экономики является промышленность. Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон.

Характерны след. черты:

1. индустриализация – создание крупного машинного производства.

2. урбанизация – рост численности городского населенияи распространение городских ценностей жизни на все слои населения.

3. гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей людей.

4. социальная мобильность- это возможность смены социального слоя.

5. развитая система коммуникаций.

Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Обобщение. Доиндустриальные общества - это общества, где не было индустрии, т.е. промышленности (Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной).. Индустриально е - тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

Постиндустриальное – на первое место выступает теоретические знания, преобладает промышленность, а информация и сфера обслуживания, научные разработки становятся главной движущей силой экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм.

Личность и ее структура.

 

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

 

Под социальной структурой личности понимается совокупность устойчивых социальных качеств индивида, формирующихся в процессе деятельности, общения, включенного в те или иные социальные общности, группы, социальные связи и отношения общества.

 

Среди подходов к пониманию содержания структуры личности выделим три.

Согласно первому подходу компонентами структуры личности выступают:

а) память – система знаний, которые личность приобрела, освоила в течение своей жизни;

б) культура, представляющая собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность;

в) деятельность – целенаправленное воздействие личности на объекты, которыми могут быть и другой человек, и социальные группы, социальные системы.

 

В рамках второго подхода социальная структура личности раскрывается в двух отношениях:

 

1) в объективном плане – как система статусов и ролей;

2) в субъективном плане – как система диспозиций и ролевых ожиданий.

 

При третьем подходе социальная структура личности составляет совокупность социальных сил человека:

 

целенаправленной деятельности;

сознания/мышления;

потребностей и способностей;

статусов и ролей;

ценностных ориентаций (диспозиций);

культуры – знаний, убеждений, норм и ценностей.

 

Но независимо от подхода к анализу социальной структуры личности суть заключается в том, какие структурные социальные качества формируются в личности в процессе ее практического включения в социум и общения.

 

Теории развития личности.

Вопрос 39

Как мы показали, эффективность коммуникации в организации во многом связана с развитием навыков общения персонала. Результат этого процесса обозначается понятием коммуникативной компетентности личности.

Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность личности – это выраженность в личности таких необходимых для общения свойств, как:

• умение кодирования, т.е. вербальный опыт, запас слов, использование знаков, навыки успешной публичной речи;

• познавательный опыт, т.е. система ценностей, мировоззрение;

• ситуативный опыт, т.е. наличие целей, потребностей и мотивов личности как субъекта мотивации.

Таким образом, коммуникативная компетентность есть знание норм и правил общения, и связана она с более глубинными свойствами личности: общим духовным развитием, харизматичностью, обаянием.

Рассмотрим более подробно социально-психологическую модель коммуникативной компетентности личности. Базовую структуру коммуникативного человека можно представить, как "могу", "хочу", "знаю", "умею", "действую". Эта структура есть синтез упомянутых выше свойств коммуникативной или общительной личности, куда входят:

• коммуникативное "могу", или коммуникативные возможности и способности личности;

• коммуникативное "хочу", или потребности и мотивы личности как субъекта коммуникации;

• коммуникативное "знаю", или знания, позволяющие личности выступать в качестве коммуникатора;

• коммуникативное "умею", или инструменты и операции, коммуникативные навыки и умения, реализующие непосредственно коммуникацию.

Данная модель, излишне прагматичная, направлена на профессиональную компетентность и формирование социально-психологических навыков межличностного общения в организации. Из такого понимания коммуникативной компетентности личности выпадают мировоззренческий, ценностный, этический аспекты, хотя именно они определяют особенности межличностной коммуникации в сегодняшних СМИ, Интернете и косвенно – в организациях.

Перейдем к характеристике конкретных индивидуальных действий, стимулирующих эффективное коммуникативное поведение. Для анализа таких действий в научной литературе используется понятие коммуникационного стиля.

Коммуникационный стиль – тип действий, с помощью которых работник строит свое коммуникативное поведение. Знание стилей помогает определить тип коммуникативного поведения со всеми его плюсами и минусами. В измерении коммуникационного стиля используются две переменные величины: открытость личности и адекватность обратной связи. Открытость личности – это степень искренности человека в коммуникации. Адекватность обратной связи – уровень ответной реакции на искренность человека в коммуникации.

Выделяют пять стилей межличностной коммуникации.

1. "Открытие себя" – характеризуется высокой степенью открытости: от среднего до максимального. Индивид открывает себя другим, вызывая внимание к себе. К сожалению, обратная связь неадекватно низкая. Использующий данный стиль человек, слишком эмоционально, близко к сердцу принимает реакцию других на свое поведение; это может проявляться в бесконечных эмоциональных разговорах среди коллег, с целью прояснить ситуацию, коллеги слушают, но прямой поддержки не выражают.

2. " Реализация себя" – характеризуется максимальной открытостью и максимальной ответной реакцией на искренность. Этот стиль хорош для идеальных условий. В реальных буднях организационной жизни всегда есть ограничения, не позволяющие человеку применять этот стиль, среди которых разница в возрасте, статусе, мировоззренческие разногласия и т.д.

3. "Замыкание в себе" – характеризуется низким уровнем открытости и низким уровнем ответной реакции. Человек замыкается в себе, устанавливая четкую грань между собой и коллективом.

4. "Защита себя" – характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Этот стиль используют люди, любящие обсуждать других, но не себя. Про таких людей можно сказать: видят соломинку в глазах ближнего, а в своем глазу бревна не замечают.

5. "Торговля за себя " – характеризуется умеренной открытостью и умеренной ответной реакцией. Человек порой бывает поставлен в такую ситуацию, когда становится выгодным распространение о себе всевозможной информации, правдивой и не очень, с целью привлечь к себе внимание для последующих выгод.

Определяя коммуникационные стили, необходимо помнить, что лучшим из них будет тот, при помощи которого раскроется личность человека. Поиск стиля – это поиск самого себя, открытие самого себя, и происходит это с человеком в течение всей его жизни. Это сложный и противоречивый процесс, в ходе которого человек обретает себя и свой стиль через пробы других стилей и ошибки, которые неминуемы на этом пути. Но главное – обязательно встать на этот путь! Встав на него, мы уже что-то начнем понимать о себе!

Еще одним понятием, отражающим особенности коммуникации индивидов в группе и организации, является понятие " коммуникационная роль ". Принятие коммуникационных ролей означает выполнение индивидами различных функций в групповых и организационных коммуникационных сетях, что обеспечивает их целостность. Выдающийся немецкий и американский социальный психолог К. Левин выделил следующие коммуникационные роли:

• "сторож", "привратник" – предотвращает информационные перегрузки, фильтруя и отсеивая избыточные сообщения (секретарша);

• "связной" – интегрирует и объединяет части сети;

• "космополит" – связывает систему с внешней средой, придавая ей открытый характер (отдел по внешним связям);

• "лидер мнений" – доступный для общения авторитет.

Существуют и другие классификации коммуникационных ролей.

Например, такая:

• председатель (координирует сотрудничество);

• работник команды (поддерживает других членов);

chaper (доминантный участник, придает идеям форму);

• работник компании (практический организатор);

• оценщик (критический аналитик идей);

• исследователь (сотрудничающий аналитик);

plant (производитель идей и хороший контактер);

• завершитель (отвечающий за план и сроки его реализации).

Обобщив опыт теоретических исследований коммуникативной личности, а также коммуникационных стилей и ролей, рассмотрим далее проблему проектирования коммуникативного поведения в современной организации. Согласно теории коммуникативной личности, необходимо развивать ее компетенции, которые воплощаются в знаниях, умениях, навыках и действиях в сети коммуникаций.

Итак, для эффективного общения необходимо уметь:

• слушать и слышать собеседника. Слушать надо активно, т.е. задавать вопросы, повторять услышанное, для подтверждения адекватности восприятия передаваемого сообщения;

• правильно выбирать канал сообщения; более личное или более сложное лучше передавать с глазу на глаз. Рутинные сообщения могут передаваться по проверенным, формализованным каналам: презентации, деловые записки, письма, e-mail;

• понимать смысл сообщений и отправителю, и получателю. Для этого отправитель, если это менеджер, должен изучать мнения, настроения, предпочтения персонала, что поможет ему адекватно сформулировать сообщение, а работникам объективно истолковать его;

• руководителям нужно чаще использовать различные формы непосредственных коммуникаций с персоналом, клиентами и другими группами, заинтересованными в успешной работе организации. Здесь могут применяться такие виды общения, как наблюдение, личные беседы, в ходе которых можно лучше понять организационные проблемы, обменяться мнениями, идеями и ценностями.

Еще раз напомним о взаимосвязи между групповыми коммуникациями и основными задачами группы. Их решение определяет структуру и характер коммуникационных сетей в группе. Например, для группы, работающей над концепцией нового товара, и для группы, занимающейся окраской запасных частей кухонной мебели, коммуникации и барьеры будут разными. Группа-комитет, работающая над новым проектом, будет нуждаться в расширении коммуникационных каналов, так как ей необходим выход как на формальные, так и на неформальные каналы коммуникации; а на уровне формальных каналов необходим доступ как к вертикальным, так и к горизонтальным коммуникациям. А рабочая или целевая группа, выполняющая рутинные задачи, вполне может обойтись информацией, поступающей к ней через горизонтальные каналы.

Для преодоления коммуникативных барьеров в группах необходимо доверие людей друг к другу, осознание каждым своих обязанностей и ответственности. Нужно создавать в группе атмосферу товарищеской взаимопомощи, когда коллектив не подменяет индивида, а создает условия для более полной его самореализации. Важно также добиваться адекватного понимания сути групповых и организационных задач и их взаимосвязи. При этом одни групповые задачи будут требовать доступа к вертикальным коммуникациям, а при решении других можно будет обойтись и горизонтальными каналами связи.

Но прежде всего необходимо совершенствовать и развивать формальные организационные коммуникации – как вертикальные, так и горизонтальные. В последние годы в организациях используются такие каналы обратной связи с персоналом, как специальные доски для выражения общественного мнения, адресные рассылки, опросы, письменные директивы, дискуссии лицом к лицу, издание корпоративных газет и журналов, встречи в неформальной обстановке. Иногда для передачи важных сообщений используют сразу несколько каналов связи. Например, e-mail и специальный дисплей в холле или столовой. Для решения сложных задач, организационная структура должна быть децентрализована для свободного вовлечения сотрудников в процесс управления.

Очень важным аспектом повышения эффективности коммуникационных процессов в организации является создание специальных комитетов для решения данных проблем, а также внедрение современных информационных технологий: компьютерных информационных сетей, систем видеообщения, автоматизированного контроля.

Таким образом, эффективное управление организационными коммуникациями основано на формировании коммуникативных свойств личности, выборе индивидуального стиля коммуникации и принятии коммуникационных ролей.

 

Вопрос 40

Вопрос 41

Правила бесконфликтного общения

Принципы бесконфликтного общения гласят: самое главное, если уж начались разногласия с собеседником, старайтесь как можно быстрее превратить их в конструктивные (обе стороны стремятся избавиться от конфликта).

Но любых конфликтов, даже зародышей таких ситуаций стоит избегать, потому не будет лишним знать правила, которые, несомненно, помогут предотвратить появления столь раздражительных событий:

Избегайте действия или, наоборот, бездействия, которое порождает конфликт. Иными словами: не стоит создавать конфликтоген, в роли которого могут выступать как интонация, которую собеседник сочтет за оскорбительную, так и выражение вашего лица.

  1. Будьте внимательны к своему партнеру. Всегда его слушайте. Никто не обязывает вас соглашаться с его мнением, но проявите малейшее уважение и выслушайте собеседника.
  2. Если и принялись критиковать, то делайте это осторожно. Для многих людей даже малейшее критическое замечание выступает ранее упомянутым конфликтогеном. Критику следует направлять не на личность, ее индивидуальные качества, а на конкретный поступок.
  3. Суть всех приемов бесконфликтного общения такова, что еще до начала разговора нужно настраивать себя только позитивно. Не стоит заранее в собеседнике видеть врага. Будьте доброжелательны, улыбчивы. Не будет лишним сделать ему комплимент. Нет, вы не подлизываетесь к партнеру по беседе, а просто стараетесь создать теплую атмосферу во время взаимодействия.

Вопрос 42

Правила бесконфликтного общения

Принципы бесконфликтного общения гласят: самое главное, если уж начались разногласия с собеседником, старайтесь как можно быстрее превратить их в конструктивные (обе стороны стремятся избавиться от конфликта).

Но любых конфликтов, даже зародышей таких ситуаций стоит избегать, потому не будет лишним знать правила, которые, несомненно, помогут предотвратить появления столь раздражительных событий:

  1. Избегайте действия или, наоборот, бездействия, которое порождает конфликт. Иными словами: не стоит создавать конфликтоген, в роли которого могут выступать как интонация, которую собеседник сочтет за оскорбительную, так и выражение вашего лица.
  2. Будьте внимательны к своему партнеру. Всегда его слушайте. Никто не обязывает вас соглашаться с его мнением, но проявите малейшее уважение и выслушайте собеседника.
  3. Если и принялись критиковать, то делайте это осторожно. Для многих людей даже малейшее критическое замечание выступает ранее упомянутым конфликтогеном. Критику следует направлять не на личность, ее индивидуальные качества, а на конкретный поступок.
  4. Суть всех приемов бесконфликтного общения такова, что еще до начала разговора нужно настраивать себя только позитивно. Не стоит заранее в собеседнике видеть врага. Будьте доброжелательны, улыбчивы. Не будет лишним сделать ему комплимент. Нет, вы не подлизываетесь к партнеру по беседе, а просто стараетесь создать теплую атмосферу во время взаимодействия.

Вопрос 43

Деловая коммуникация и ее характеристики

Деловое общение - многогранный процесс, изучаемый разными науками: лингвистикой, психологией, философией, социологией, педагогикой и многими другими смежными науками.

В деловом общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

перцептивную - процесс восприятия друг друга коммуникантами;

коммуникативную - процесс обмена информацией;

интерактивную - процесс взаимодействия коммуникантов.

Перцептивная функция делового общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

формирование содержания межличностного восприятия;

содействие установлению взаимопонимания;

обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Зачастую отражение другого, как партнера по деловому общению, бывает неадекватным из-за индивидуальных особенностей коммуникантов и отсутствия навыков общения.

Интерактивная функция обеспечивается следующими условиями:

равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;

равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

равенство в психологической взаимоподдержке.

Деловая коммуникация - это особый вид речевого общения, это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр.

Основные задачи деловой коммуникации - продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений. А.П. Панфилова Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2004.с 15 Реализуется деловая коммуникация в трех основных коммуникативных формах:

монологической, где преобладают такие коммуникативные действия как высказывания личности как субъекта-организатора процесса слушания у других субъектов-участников;

диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны;

полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.

С понятием видов общения, единиц общения и коммуникативной ситуации связаны принципы и постулаты прагматики, регулирующие речевое поведение коммуникантов. Прагматический аспект языка и общения связан с отношением человека к языковым знакам, с выражением его установок, оценок, эмоций, интенций при производстве и восприятии речевых действий в высказываниях и дискурсах. Прагматика следует определенным принципам и постулатам, которые в идеале должны соблюдаться общающимися для достижения практических результатов. Таким образом, речевое общение, являясь одним из видов социальной деятельности, подчиняется правилам, регулирующим социальное поведение. Коммуниканты строят свои отношения на тех же принципах сотрудничества. В современной лингвистике эти правила речевого взаимодействия сформулированы в виде норм, постулатов или максим.

 

Принципы речевого общения

Деловое общение бывает кооперативным или конфликтным. В кооперативном общении каждый из участников коммуникации вносит свой вклад для достижения поставленных целей. Таким образом, кооперативное (сотрудничающее) общение конструктивно и плодотворно. Конфликтное общение деструктивно, в зоне его действия не могут быть достигнуты позитивные результаты. В лингвистике существует еще одна разновидность неудачного и безуспешного общения, которая носит название коммуникативной неудачи. Коммуникативные неудачи постоянны в общении людей, они естественны, так как непонимание, недопонимание, неумение слушать - довольно частые и распространенные явления в естественном речевом общении, и они также сопряжены с вопросами нормативного знания и постулатов общения.

Принципы прагматики отражают преимущественно общение кооперативное, направленное на благоприятные взаимодействия партнеров, приводящие к согласию, что естественно. Эти принципы выделены в прагматике на основании практических наблюдений за действительными взаимодействиями людей. Знание правил и конвенций речевого общения, образующее знания о межличностных взаимодействиях, и умение их использовать в условиях реальной деловой коммуникации входят составной частью в коммуникативную компетенцию любого участника общения.

Вопрос 44

Поведение с собеседниками различных психологических типов

 

Чтобы не совершать поведенческих ошибок, полезно знать, к какому типу характера принадлежит собеседник. Быстро и точно определив его психологический тип, вы уже не рискуете нечаянно его обидеть, а станете соответствующим образом реагировать на него, чтобы изме­нить направление беседы в нужном направлении и добиться от нее боль­ших результатов. Поэтому имеет смысл рассмотреть основные психо­логические типы собеседников и наиболее целесообразную тактику об­щения с каждым из них.

ПОЗИТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. С таким собеседником можно спокой­но провести беседу и подвести ее итоги. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

— вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопро­сов;

— следить за тем, чтобы все остальные собеседники были соглас­ны с его позитивным подходом;

— в спорных и трудных случаях искать поддержку у собеседников этого типа.

ВЗДОРНЫЙ. Этот собеседник часто выходит за профессиональ­ные рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. По отно­шению к нему следует вести себя следующим образом:

— обсудить с ним спорные моменты (если они известны) до нача­ла беседы;

— всегда оставаться хладнокровным:

— когда есть возможность, предоставлять другим опровергать его утверждения, а затем отклонять их;

— следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии решения учитывались его предложения;

— привлечь его на свою сторону;

— беседовать с ним в перерывах и паузах переговоров, чтобы уз­нать истинные причины его негативной позиции;

— в экстремальных случаях настоять на том, чтобы беседа была приостановлена, а позднее, когда атмосфера станет менее напряжен­ной, продолжить ее;

— за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол».

ВСЕЗНАЙКА. Этот собеседник думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение. Он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться следующих правил:

— посадить его рядом с позитивным собеседником или с собой;

— время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят выс­казаться;

— дать ему возможность сформулировать промежуточные заклю­чения;

— при незначительных и рискованных утверждениях дать возмож­ность остальным собеседникам выразить свою точку зрения;

— иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые ответить можете только вы.

БОЛТУН. Этот собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время. К нему относиться нужно так:

— как и «всезнайку», посадить его поближе к позитивному собе­седнику или к авторитетной личности;

— когда он начнет отклоняться от темы, его нужно тактично оста­новить и спросить, в чем он видит связь с предметом беседы.

ТРУСИШКА. Для этого типа собеседника характерна неуверен­ность при публичных выступлениях. Он охотно промолчит, боясь ска­зать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. С та­ким собеседником нужно обходиться очень деликатно:

— задавать ему несложные информативные вопросы;

— обращаться к нему с предложением пояснить свое замечание;

— помогать ему формулировать мысли;

— решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес;

— обращаться к нему приблизительно так: «Все бы хотели услы­шать и ваше мнение»;

— специально благодарить его за любой вклад в беседу, но делать это тактично.

ХЛАДНОКРОВНЫЙ, НЕПРИСТУПНЫЙ. Такой собеседник зам­кнут, обычно чувствует себя вне времени и пространства, а также, что хуже всего, вне темы и ситуации беседы. Все кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:

— заинтересовать его в обмене опытом;

— спросить его примерно так: «Кажется, вы не совсем согласны с тем, что сейчас было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать: почему?»;

— в перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведе­ния.

НЕЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ. Тема беседы вообще не интересует такого собеседника. Он бы охотно «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

— задавать ему вопросы информативного характера;

— придать беседе интересную и привлекательную форму;

— попытаться выяснить, что интересует лично его.

«ВАЖНАЯ ПТИЦА». Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Он ведет себя как человек, обладающий боль­шим самомнением. С таким собеседником вы должны вести себя сле­дующим образом:

— нельзя позволять разыгрывать ему роль гостя;

— нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное положение с остальными участниками беседы;

— не допускать никакой критики в адрес присутствую



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.022 с.)