Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фаза - фаза истощения, которая вызывает напряжение функций всех
систем организма и состояние дезадаптации. 32.) Понятие социального взаимодействия является центральным в социологии в силу того, что возник целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования: микроуровне и макроуровне. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте; такое взаимодействие протекает, главным образом, в пределах малых групп. На макроуровне социального взаимодействия возникает взаимодействие крупных социальных групп и структур; здесь интерес исследователей охватывает, прежде всего, социальные институты. В этом параграфе мы кратко рассмотрим лишь некоторые из наиболее распространенных теорий и их «ответвлений». Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи. Социальные действия отличаются от всех других действий людей и представляют собой такие действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, то есть осмысленны и преследуют определенную цель. В этом отношении они отличают действия человека от животных, подчиняющихся инстинкту. Следует помнить, что эти два условия существования социальных действий должны обязательно присутствовать вместе, то есть социальное действие должно быть направлено или ориентировано на других людей, а также должно быть осмыслено, иметь ярко выраженную цель. Условием возникновения этой цели должна быть потребность в удовлетворении какого-либо стремления или желания индивида. Социальные взаимодействия
В социологии считается, что взаимодействия представляют собой безликий вид социальных связей, который первоначально определяет возможность возникновения неравенства, дифференциации общества или социальной группы. Социальные отношения Социальные отношения возникают из взаимодействий на основе потребности индивидов в каких либо ценностях или владении этими ценностями. Социальные отношения крайне разнообразны и имеют разные оттенки. Любая потребность в ценности, удовлетворение этой потребности или ее блокирование могут привести к целому комплексу социальных отношений. Например, блокирование потребности в достижении определенного статуса могут привести к отношениям зависимости, власти, ненависти, неприязни, патернализма. Совокупность социальных отношений определяет место человека в социальной среде, оказывает решающее влияние на его поведение. Социальный контакт - процесс установления социальной связи; начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами. 33.) Термином «культура» в социологии обозначается жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры. 2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).
3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты. 4. Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.). 5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования. 6. Из теории обучения следует, что культура – это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство. 7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку спомощью различныхдействий, средств общения (слова, повторение чужого опыта). 8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений. 9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов. Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению. Мы можем рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятель-ностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются продуктами этой деятельности. 34.) Функции культуры в социуме таковы. Преобразовательная функция. Человек преобразовывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жизненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Изменяя природу, приспосабливая ее к своим потребностям, человек в то же время преобразует себя. Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и углубление знаний о свойствах вещей, явлениях внешнего мира и законах его развития. Без этих знаний невозможно преобразование и освоение природы человеком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное познание. Она дает целостную картину познания и освоения мира.
Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение явлений, ставших объектами культуры, с целью определения их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все вышеперечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует посредством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества. Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти. Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей. Ценностно-ориентационная функция. Являясь системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др. Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др. 35.) Культуру любого народа можно представить в виде системы, состоящей из множества элементов. Каждый из них выполняет свою определенную функцию. Важнейший элемент культуры — язык. Без наличия общего языка невозможно образование ни одного сообщества, так как оно строится на взаимодействии и при его отсутствии понимания не будет. В обществе язык выполняет определенные функции. Выступает в качестве идентификатора. В процессе общения у собеседников возникают ассоциации с определенными предметами, отношениями, действительностью. Понимание должно быть однозначным. Словарный запас любого народа формируется не стихийно, а под воздействием определенных факторов. К ним относятся особенности исторического и культурного развития, географическое положение, спецификахозяйственной деятельности.
Является интерпретатором. С помощью языка народы воспринимают внешний мир. Здесь большой интерес представляют словарный запас и грамматическая структура языка, а также смысловой контекст в зависимости от ситуации. Является носителем культуры. Культура народа наиболее точно передается с помощью языка: специфических акцентов, стилистических приемов языка. В культуру входят и определенные правила, образцы поведения человека в той или иной ситуации. Это касается не только каждодневного поведения, но и средств осмысления окружающего мира, духовной сущности человека. Существует два основных типа социокультурной регуляции. Традиционное, шаблонное поведение. Эти действия производятся человеком автоматически, он не задумывается над их смыслом. К ним относят такие правила, как приветствие правой рукой, письмо слева направо, а также обычаи, свойственные данному народу, религиозные ритуалы. Преобладание поведения шаблонного типа было характерно для традиционных обществ. Шаблонное поведение предполагает наличие прямых запретов и указаний по действиям в определенной ситуации. Ценностная регуляция. При данном типе регуляции характерно, что при принятии решений индивид руководствуется не традициями, а разумом, ценностями и нормами, принятыми в обществе. При этом можно говорить о «навязывании» обществом человеку определенных ценностей, что происходит не напрямую, а опосредованно. Человек осмысливает предложенные обществом и временем ценности и предпринимает самостоятельные решения и действия в соответствии с предоставленной информацией. 36.) Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
37.) Семья — первичная ячейка общества; она обеспечивает биологическое воспроизводство населения, передачу из поколения в поколения накопленных обществом социального опыта и знаний. институт (анализирует внешние связи семьи, нормы и образцы семейного поведения); семья как малая социальная группа (рассматривает внутренние связи семьи и отношения между ее членами). Такой подход позволяет зафиксировать характер взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а следовательно, мотивы и причины их поведения, конфликтов и разводов. Семья — это социальная группа, имеющая общее место жительства, выполняющая функцию воспроизводства и экономически кооперированна. В современной социологии встречаются и другие определения. Семья — это санкционированная обществом, объединенная по принципу кровного род-ства, браком или усыновлением детей группа людей, экономически связанных между собой. Семья — это малая социальная группа, в основе которой лежат брак и родство, а также заинтересованность в совместном проживании и взаимопомощи. Семья — это исторически конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми, между детьми. Несмотря на различия в определениях семьи, можно отметить ряд общих положений: · семья — это малая социальная группа, объединенная кровным родством; · семья — это социальная общность, внутренние отношения которой определены экономической кооперацией и воспроизводством.
Функции второго плана:
Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость. 39.) По составу: Брачность и разводимость В некоторых обществах и группах брак является обычной основой для семейной жизни, в других существует большая терпимость к различным отношениям в семье и укладам. Так, в Нигерии мужчины из племени тив могут иметь несколько жен. В других обществах у женщин может быть несколько мужей. Это полигамные отношения. В настоящее время в большинстве стран существует моногамия -- брак одного мужчины с одной женщиной одновременно. Однако все более обычным становится развод и повторный брак, что называют серийной моногамией. В ряде обществ или культурных групп практикуется свобода выбора партнера на основе индивидуальной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо или даже вопреки предписаниям родства и традиций. В других -- преобладают браки, организуемые родителями и другими родственниками при минимальном учете интересов и желаний самих вступающих в брак. В некоторых -- существует значительное давление с целью заставить вступать в брак внутри определенной религиозной общины, этнической группы, общественного класса. Постоянство или неустойчивость брака также различна. Традиционное христианское учение настаивает на отношениях, продолжающихся до самой смерти. Вместе с тем во многих странах, особенно европейских, законодательство о разводе значительно изменилось, облегчив процесс развода. Современная форма брака: * традиционная форма (гражданский или церковный брак). Эта форма более всего охраняет права детей, но содержит максимальное число запретов для супругов (как правило, для жены, но именно женщины чаще всего его сторонники). Все другие формы отличаются от традиционной большей свободой, меньшими запретами; * незарегистрированный брак -- все более распространенная форма брака во всех странах. * ограниченный временем брак: заключается на время. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги решают расстаться им или заключить брак снова, на срок или бессрочно; * прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок; * встречающаяся семья. Зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя, встречаясь раз или несколько раз в неделю; * открытый брак -- распространенный вариант, в котором супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи.
41.) РОЖДАЕМОСТЬ, процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение или в совокупности поколений - населении.., взаимодействуя со смертностью, образует воспроизводство населения. Смертность - процесс вымирания поколений, складывающийся из множества единичных смертей; Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью. Считается[1], что для сохранения простого воспроизводстПроцесс самосохранения населения в ходе непрерывных изменений называют воспроизводством населения, и именно он является предметом демографии. Воспроизводство населения — постоянное возобновление численности и структуры населения в процессе смены поколений людей на основе рождаемости и смертности, а также миграции. Совокупность параметров, определяющих этот процесс, называется режимом воспроизводства населения. ва населения необходимо, чтобы на 100 супружеских пар приходилось 258 детей. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которое обеспечивает беспрерывное возобновление и смену людских поколений. 42.) Эмпирическая социология — это не что иное, как совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда ее называют прикладной социологией. Строго говоря, это не очень правильно. Поскольку методы и независимые открытия социологии часто носят прикладной характер, понятие прикладной социологии не представляет собой ни отдельной развитой отрасли дисциплины, ни термина, обычно используемого социологами. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. 1.Наибольшего развития эмпирическая социология достигает в США благодаря исследованиям Чикагской школы — группы ученых, целью таких исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни на основе собранного эмпирического материала. Для этого они впервые стали использовать полевые исследования, опрос, интервью. 2.Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях: бихевиористское направление отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида как реакции на поведение других людей. Психологическое направление объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания. Современный вариант эмпирической социологии возник в 20-30-е гг. XX в. в США. Причины ее возникновения связаны с теоретико-методологической беспомощностью раннего позитивизма, попыткой преодолеть теоретизирование, а также с возникновением идей о необходимости объективного эмпирического обоснования социальных явлений. Развитие эмпирической социологии вызвано усилением реформаторского движения, частью которого становится социология. На нее возлагают большие надежды. В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую. Прикладная решает практические задачи. Объект академической — системное знание отдельных областей общественной жизни. Место прикладной социологии в системе обществоведения еще не совсем осознано и не определено. Чаще всего ее отождествляют с проведением эмпирических или конкретных социологических исследований: полагают, что прикладная социология - это наука, изучающая конкретные общественные процессы, системы, институты, социальные структуры, организации и их компоненты. При таком подходе прикладная социология выглядит как совокупность или отраслевых социологии, или проводимых в их рамках эмпирических социологических исследований, ставящих задачу эмпирического обоснования научного вывода, и лишь на заключительной стадии - разработку практических рекомендаций, преследующих внешние по отношению к социологии цели. 43.) Социологическое исследование — это совокупность действий по сбору, обработке и анализу информации для получения сведений об объекте исследования. Существует несколько классификаций социологических исследований. Программа социологического исследования — обоснование использования методов, законов и инструментов, применяемых для изучения явления. Программа излагается в специальном документе, который состоит из двух частей: методологической и методической. В методологической части программы должна быть представлена проблема и цель всего исследования, сформулирована предполагаемая гипотеза, которая подлежит проверке. На этой стадии определяется вид социологического исследования. Выбор зависит от формулировки проблемы. При постановке цели социологического исследования необходимо учитывать, что она должна включать и будущий результат, который может быть получен в теоретическом, практическом или прикладном виде. Для этого этапа характерна формулировка гипотезы. Это то утверждение, которое с помощью проведенного исследования должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто. Разрабатываются понятия, которые необходимо определить четко и адекватно. При неточном определении понятий результаты будут отражать неверные закономерности или несуществующие явления. Отбираются показатели, необходимые для конкретного исследования. Важно не пропустить ни одного из них на стадии теоретических разработок, нежелательны также избыточные показатели, усложняющие изучение данного объекта. После проведения всех этих действий перед учеными возникает проблема определения методов, которые будут использованы при сборе и обработке полученных данных. Это осуществляется в методической, части программы. Первый этап — определение выборки. В большинстве случаев генеральная совокупность велика, и проводить ее исследование либо не представляется возможным, либо нецелесообразно, поэтому очень важно установить необходимый размер выборочной совокупности. Применяется несколько методов выборки: · метод серийной выборки. При использовании этого метода вся совокупность делится на группы с определенными характеристиками. Из каждой такой группы производится отбор для дальнейшего изучения; · метод механической выборки. Изучение совокупности производится путем выбора объектов через какой-либо интервал. В этом случае обследованию подвергается, например, каждый десятый, сотый... объект исследования; · метод основного массива заключается в исключении из рассмотрения меньшей доли генеральной совокупности. Как правило, исключается от 30 до 40%; · метод гнездовой выборки. При этом способе для изучения отбирается определенная группа людей, обладающая наиболее характерными признаками, присущими всей совокупности; · квотная выборка. Она производится путем выбора людей для исследования по определенным признакам: возрасту, уровню образования, статусу и другим критериям. Проведенное исследование будет считаться достоверным или недостоверным в зависимости от того, насколько различаются значения по контрольным признакам. Если отклонение от признаков генеральной совокупности больше 5%, то исследование нерепрезентативное.
В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется. Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов [2, с. 450]. На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации - специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов. В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности: § опрос (анкетирование и интервьюирование); § анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ)); § наблюдение (невключенное и включенное); § эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Опрос -- это форма социально-психологического общения между социологом (исследователем) и обследуемым (респондентом), благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов. Не менее важным методом сбора первичной информации является изучение документов. Т. к. сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию. Существует несколько классификаций социологических исследований. По типам задач: разведывательное исследование (используется до основного и служит индикатором качества подготовки к нему); описательное исследование (цель — получение конкретной информации об изучаемом предмете); аналитическое исследование — анализ полученных данных с целью определения причин изучаемого явления, его характера и возможных способов устранения противоречий.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.79 (0.065 с.) |