Фаза - фаза истощения, которая вызывает напряжение функций всех



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фаза - фаза истощения, которая вызывает напряжение функций всех



систем организма и состояние дезадаптации.

32.) Понятие социального взаимодействия является центральным в социологии в силу того, что возник целый ряд социологических тео­рий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования: микроуровне и макроуровне. На микроуровне изучаются процес­сы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосред­ственном контакте; такое взаимодействие протекает, главным образом, в пределах малых групп. На макроуровне социального взаимодей­ствия возникает взаимодействие крупных социальных групп и струк­тур; здесь интерес исследователей охватывает, прежде всего, соци­альные институты. В этом параграфе мы кратко рассмотрим лишь некоторые из наиболее распространенных теорий и их «ответвлений».
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи. Социальные действия отличаются от всех других действий людей и представляют собой такие действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, то есть осмысленны и преследуют определенную цель. В этом отношении они отличают действия человека от животных, подчиняющихся инстинкту.

Следует помнить, что эти два условия существования социальных действий должны обязательно присутствовать вместе, то есть социальное действие должно быть направлено или ориентировано на других людей, а также должно быть осмыслено, иметь ярко выраженную цель. Условием возникновения этой цели должна быть потребность в удовлетворении какого-либо стремления или желания индивида.

Социальные взаимодействия
Действия людей в условиях социального окружения всегда связаны с реакциями других людей. Эти реакции являются следствиями предыдущих социальных действий. Все социальные отношения основаны на социальных взаимодействиях. Социальные взаимодействия составляют цепи взаимодействий, которые имеют разную длительность и разное содержание в отношении достижения целей. Каждый индивид может продолжать или прекращать взаимодействия, если позволяет ситуация. Одним из основных видов социальных взаимодействий следует считать наличие взаимодействий сотрудничества и конкурентных взаимодействий.

В социологии считается, что взаимодействия представляют собой безликий вид социальных связей, который первоначально определяет возможность возникновения неравенства, дифференциации общества или социальной группы.

Социальные отношения
Высшим видом по своему значению и сложности являются социальные отношения. Социальные отношения определяются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и содержание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по сравнению с социальными взаимодействиями, они в большей степени осознаются людьми с точки зрения из значения и содержания.

Социальные отношения возникают из взаимодействий на основе потребности индивидов в каких либо ценностях или владении этими ценностями. Социальные отношения крайне разнообразны и имеют разные оттенки. Любая потребность в ценности, удовлетворение этой потребности или ее блокирование могут привести к целому комплексу социальных отношений. Например, блокирование потребности в достижении определенного статуса могут привести к отношениям зависимости, власти, ненависти, неприязни, патернализма.

Совокупность социальных отношений определяет место человека в социальной среде, оказывает решающее влияние на его поведение.

Социальный контакт - процесс установления социальной связи; начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами.

33.) Термином «культура» в социологии обозначается жизнен­ный уклад общества, под которым понимаются все дости­жения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенно­сти одежды, созданные людьми символы и объекты мате­риальной культуры.
1. Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).

2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).

3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

4. Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).

5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.

6. Из теории обучения следует, что культура – это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.

7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку спомощью различныхдействий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).

8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.

9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.

Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.

Мы можем рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятель-ностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются продуктами этой деятельности.

34.) Функции культуры в социуме таковы.

Преобразовательная функция. Человек преобразо­вывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жиз­ненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Из­меняя природу, приспосабливая ее к своим потреб­ностям, человек в то же время преобразует себя.

Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и уг­лубление знаний о свойствах вещей, явлениях внеш­него мира и законах его развития. Без этих знаний не­возможно преобразование и освоение природы чело­веком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное по­знание. Она дает целостную картину познания и ос­воения мира.

Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение яв­лений, ставших объектами культуры, с целью опре­деления их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все выше­перечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует по­средством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.

Функция исторической преемственности, переда­чи социального опыта. Культура сохраняет и пере­дает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму че­ловеческой памяти.

Коммуникативная функция. Культура обеспечива­ет духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.

Ценностно-ориентационная функция. Являясь си­стемой материальных и духовных ценностей, культу­ра дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, спра­ведливость и др.

Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, уме­ния, навыки, а также моральные принципы и др.

35.) Культуру любого народа можно представить в виде си­стемы, состоящей из множества элементов. Каждый из них выполняет свою определенную функцию. Важнейший элемент культуры — язык.
Язык— это совокупность знаков и сигналов, которые люди используют для передачи информации. Также с его помо­щью человек определяет «своего» среди других людей.

Без наличия общего языка невозможно образование ни одного сообщества, так как оно строится на взаи­модействии и при его отсутствии понимания не будет. В обществе язык выполняет определенные функции.

Выступает в качестве идентификатора. В про­цессе общения у собеседников возникают ассоци­ации с определенными предметами, отношениями, действительностью. Понимание должно быть одно­значным. Словарный запас любого народа формиру­ется не стихийно, а под воздействием определенных факторов. К ним относятся особенности историче­ского и культурного развития, географическое поло­жение, спецификахозяйственной деятельности.

Является интерпретатором. С помощью языка на­роды воспринимают внешний мир. Здесь большой интерес представляют словарный запас и граммати­ческая структура языка, а также смысловой контекст в зависимости от ситуации.

Является носителем культуры. Культура народа наиболее точно передается с помощью языка: специ­фических акцентов, стилистических приемов языка. В культуру входят и определенные правила, образцы по­ведения человека в той или иной ситуации. Это касается не только каждодневного поведения, но и средств осмысления окружающего мира, духовной сущности человека.

Существует два основных типа социокультурной ре­гуляции.

Традиционное, шаблонное поведение. Эти действия производятся человеком автоматически, он не заду­мывается над их смыслом. К ним относят такие пра­вила, как приветствие правой рукой, письмо слева направо, а также обычаи, свойственные данному на­роду, религиозные ритуалы. Преобладание поведения шаблонного типа было характерно для традиционных обществ. Шаблонное поведение предполагает нали­чие прямых запретов и указаний по действиям в оп­ределенной ситуации.

Ценностная регуляция. При данном типе регу­ляции характерно, что при принятии решений ин­дивид руководствуется не традициями, а разумом, ценностями и нормами, принятыми в обществе. При этом можно говорить о «навязывании» обществом человеку определенных ценностей, что происходит не напрямую, а опосредованно. Человек осмысли­вает предложенные обществом и временем ценно­сти и предпринимает самостоятельные решения и действия в соответствии с предоставленной инфор­мацией.

36.) Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.
Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

37.) Семья — первичная ячейка общества; она обеспечивает биологическое воспроизводство населения, передачу из поколения в поколения накопленных обществом социаль­ного опыта и знаний.
В социологии выделяют два подхода к исследованию семьи: семья как социальный

институт (анализирует внешние связи семьи, нормы и образцы семейного поведения); семья как малая социальная группа (рассматривает внутренние связи семьи и отношения между ее чле­нами). Такой подход позволяет зафиксировать харак­тер взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а следовательно, мотивы и причины их по­ведения, конфликтов и разводов.

Семья — это социальная группа, имеющая общее место жительства, выполняющая функцию воспроизводства и эко­номически кооперированна.

В современной социологии встречаются и другие опре­деления.

Семья — это санкционированная обществом, объединен­ная по принципу кровного род-ства, браком или усыновлением детей группа людей, экономически связанных между собой. Семья — это малая социальная группа, в основе которой лежат брак и родство, а также заинтересованность в совме­стном проживании и взаимопомощи. Семья — это исторически конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми, между детьми.

Несмотря на различия в определениях семьи, можно отметить ряд общих положений:

· семья — это малая социальная группа, объединенная кровным родством;

· семья — это социальная общность, внутренние отно­шения которой определены экономической коопера­цией и воспроизводством.



38.)
Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:

  • репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
  • социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
  • содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:

  • коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,
  • регулятивная — регулирует поведение своих членов,
  • накопление и передача собственности и статуса,
  • рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

39.) По составу:
-нуклеарная или простая-наиболее распространенный тип.Состоит из одного поколения,представленного родителями или родителем с детьми или без детей.Она подразделяется на:
-элеметарную-муж,жена и ребенок.Такая семья в свою очередь может быть:
~полной-есть оба родителя и хотя бы один ребенок.
~неполной-только один родитель с детьми или оба родителя,но без детей.
-составная-полная нуклеарная семья,где воспитываются несколько детей.
-сложная-большая семья из нескольких поколений,может включать бабушек и дедушек,братьев и их жен,сестер и их мужей,племянниц и племянников.
В зависимости от кол-ва детей:
-бездетная или инфертильная
-малодетная(1-2 ребенка)
-среднедетная(3-4 ребенка)
-многодетная(5 и более детей)
Но сейчас многодетной считается семья с тремя и более несовершеннолетними детьми.
В зависимости от пола супругов:
-однополая семья- двое мужчин или две женщины,совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
-разнополая семья
В зависимости от форм брака:
-моногамная семья-состоящая из двух партнёров.
-полигамная семья-один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
Полигиния-одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами.Причём,брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно.
Полиандрия-одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами.
В зависимости от места человека в семье:
-родительская-это семья, в которой человек рождается.
-репродуктивная-семья, которую человек создаёт сам.
В зависимости от проживания семьи:
-матрилокальная-семья,проживающая с родителями жены.
-патрилокальная-семья,проживающая совместно с родителями мужа.
-неолокальная-семья переезжает в жилище,удалённое от места проживания родителей.
По типу взаимотношений:
-патриархальная-где главой семьи,является мужчина.
-матриархальная-где главой семьи,является женщина=)
-партнерский тип-семейная жизнь основана на доверии и равноправии.
Так же семья может быть традиционной-модель семьи базируется на родственных,кровных связях, где важнейшей частью отношений является постоянное общение с родственниками.Такой тип семьи,как правило,содержит три поколения: родители,дети,внуки,где слово старших, фактически, является законом для их детей.В основе традиционной семьи лежат нерушимые законы прочности отношений и ответственного родительства. В традиционной семье,как правило,супруги вступают в брак один раз на всю жизнь.Существует четкое распределение обязанностей между ее членами.Чаще всего такие семьи являются многодетными.
Есть такое понятие,как современная семья-акцент уже делается на удовлетворенности супругов совместной жизнью,а не на их обязанностях.Нынешний брак подчеркивает индивидуализм, партнерство и равенство мужичины и женщины.

Брачность и разводимость

В некоторых обществах и группах брак является обычной основой для семейной жизни, в других существует большая терпимость к различным отношениям в семье и укладам. Так, в Нигерии мужчины из племени тив могут иметь несколько жен. В других обществах у женщин может быть несколько мужей. Это полигамные отношения.

В настоящее время в большинстве стран существует моногамия -- брак одного мужчины с одной женщиной одновременно. Однако все более обычным становится развод и повторный брак, что называют серийной моногамией. В ряде обществ или культурных групп практикуется свобода выбора партнера на основе индивидуальной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо или даже вопреки предписаниям родства и традиций. В других -- преобладают браки, организуемые родителями и другими родственниками при минимальном учете интересов и желаний самих вступающих в брак. В некоторых -- существует значительное давление с целью заставить вступать в брак внутри определенной религиозной общины, этнической группы, общественного класса.

Постоянство или неустойчивость брака также различна. Традиционное христианское учение настаивает на отношениях, продолжающихся до самой смерти. Вместе с тем во многих странах, особенно европейских, законодательство о разводе значительно изменилось, облегчив процесс развода.

Современная форма брака:

* традиционная форма (гражданский или церковный брак). Эта форма более всего охраняет права детей, но содержит максимальное число запретов для супругов (как правило, для жены, но именно женщины чаще всего его сторонники). Все другие формы отличаются от традиционной большей свободой, меньшими запретами;

* незарегистрированный брак -- все более распространенная форма брака во всех странах.

* ограниченный временем брак: заключается на время. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги решают расстаться им или заключить брак снова, на срок или бессрочно;

* прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок;

* встречающаяся семья. Зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя, встречаясь раз или несколько раз в неделю;

* открытый брак -- распространенный вариант, в котором супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи.

 

41.) РОЖДАЕМОСТЬ, процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение или в совокупности поколений - населении.., взаимодействуя со смертностью, образует воспроизводство населения. Смертность

- процесс вымирания поколений, складывающийся из множества единичных смертей;

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью. Считается[1], что для сохранения простого воспроизводстПроцесс самосохранения населения в ходе непрерывных изменений называют воспроизводством населения, и именно он является предметом демографии. Воспроизводство населения — постоянное возобновление численности и структуры населения в процессе смены поколений людей на основе рождаемости и смертности, а также миграции. Совокупность параметров, определяющих этот процесс, называется режимом воспроизводства населения.ва населения необходимо, чтобы на 100 супружеских пар приходилось 258 детей.

Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которое обеспечивает беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

42.) Эмпирическая социология — это не что иное, как совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда ее называют прикладной социологией. Строго говоря, это не очень правильно. Поскольку методы и независимые открытия социологии часто носят прикладной характер, понятие прикладной социологии не представляет собой ни отдельной развитой отрасли дисциплины, ни термина, обычно используемого социологами. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

1.Наибольшего развития эмпирическая социология достигает в США благодаря исследованиям Чикагской школы — группы ученых, целью таких исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни на основе собранного эмпирического материала. Для этого они впервые стали использовать полевые исследования, опрос, интервью.

2.Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях: бихевиористское направление отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида как реакции на поведение других людей. Психологическое направление объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания.

Современный вариант эмпирической социологии возник в 20-30-е гг. XX в. в США. Причины ее возникновения связаны с теоретико-методологической беспомощностью раннего позитивизма, попыткой преодолеть теоретизирование, а также с возникновением идей о необходимости объективного эмпирического обоснования социальных явлений. Развитие эмпирической социологии вызвано усилением реформаторского движения, частью которого становится социология. На нее возлагают большие надежды. В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую. Прикладная решает практические задачи. Объект академической — системное знание отдельных областей общественной жизни.

Место прикладной социологии в системе обществоведения еще не совсем осознано и не определено. Чаще всего ее отождествляют с проведением эмпирических или конкретных социологических исследований: полагают, что прикладная социология - это наука, изучающая конкретные общественные процессы, системы, институты, социальные структуры, организации и их компоненты.

При таком подходе прикладная социология выглядит как совокупность или отраслевых социологии, или проводимых в их рамках эмпирических социологических исследований, ставящих задачу эмпирического обоснования научного вывода, и лишь на заключительной стадии - разработку практических рекомендаций, преследующих внешние по отношению к социологии цели.

43.) Социологическое исследование — это совокупность действий по сбору, обработке и анализу информации для получения сведений об объекте исследования. Существует несколько классификаций социологических исследований.
Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ). Можно выделить методологические, методические и организационно-технические процедуры, общей целью которых является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе...

Программа социологического исследования — обосно­вание использования методов, законов и инструментов, применяемых для изучения явления. Программа излагается в специальном документе, ко­торый состоит из двух частей: методологической и методической.

В методологической части программы должна быть представлена проблема и цель всего исследования, сформулирована предполагаемая гипотеза, которая подлежит проверке.

На этой стадии определяется вид социологического ис­следования. Выбор зависит от формулировки проблемы. При постановке цели социологического исследования необходимо учитывать, что она должна включать и будущий результат, который может быть получен в

теоретическом, практическом или прикладном виде.

Для этого этапа характерна формулировка гипотезы. Это то утверждение, которое с помощью проведенного исследо­вания должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто.

Разрабатываются понятия, которые необходимо опреде­лить четко и адекватно. При неточном определении понятий результаты будут отражать неверные закономерности или несуществующие явления.

Отбираются показатели, необходимые для конкретного исследования. Важно не пропустить ни одного из них на ста­дии теоретических разработок, нежелательны также избыточ­ные показатели, усложняющие изучение данного объекта.

После проведения всех этих действий перед учеными возникает проблема определения методов, которые будут использованы при сборе и обработке получен­ных данных. Это осуществляется в методической, части программы.

Первый этап — определение выборки. В большинстве случаев генеральная совокупность велика, и проводить ее ис­следование либо не представляется возможным, либо неце­лесообразно, поэтому очень важно установить необходимый размер выборочной совокупности. Применяется несколько методов выборки:

· метод серийной выборки. При использовании этого метода вся совокупность делится на группы с опре­деленными характеристиками. Из каждой такой груп­пы производится отбор для дальнейшего изучения;

· метод механической выборки. Изучение совокупно­сти производится путем выбора объектов через ка­кой-либо интервал. В этом случае обследованию подвергается, например, каждый десятый, сотый... объект исследования;

· метод основного массива заключается в исключении из рассмотрения меньшей доли генеральной совокуп­ности. Как правило, исключается от 30 до 40%;

· метод гнездовой выборки. При этом способе для изу­чения отбирается определенная группа людей, обла­дающая наиболее характерными признаками, прису­щими всей

совокупности;

· квотная выборка. Она производится путем выбора лю­дей для исследования по определенным признакам: возрасту, уровню образования, статусу и другим кри­териям.

Проведенное исследование будет считаться достовер­ным или недостоверным в зависимости от того, насколь­ко различаются значения по контрольным признакам. Если отклонение от признаков генеральной совокупности больше 5%, то исследование нерепрезентативное.


44.) Основные методы сбора социологической информации

В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.

Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов [2, с. 450].

На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации - специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:

§ опрос (анкетирование и интервьюирование);

§ анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));

§ наблюдение (невключенное и включенное);

§ эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Опрос -- это форма социально-психологического общения между социологом (исследователем) и обследуемым (респондентом), благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов.
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера и респондента. Заполнение анкет происходит либо в присутствии анкетера, либо без него. По форме проведения оно может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы, то есть там, где за короткое время нужно опросить значительное число людей. Обычно один анкетер работает с группой в 15-- 20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с вопросником. У человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей и анкетера (случай, когда анкеты раздаются заранее и респондент заполняет их дома и через некоторое время возвращает обратно). Главный недостаток индивидуального анкетирования, то, что не все опрашиваемые возвращают обратно анкеты. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего - почтовый опрос, опрос через газету.
Интервью -- это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.
Анализ документов

Не менее важным методом сбора первичной информации является изучение документов. Т. к. сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.

Существует несколько классификаций социологических исследований.

По типам задач: разведывательное исследование (используется до ос­новного и служит индикатором качества подготовки к нему); описательное исследование (цель — получение кон­кретной информации об изучаемом предмете); аналитическое исследование — анализ полученных данных с целью определения причин изучаемого яв­ления, его характера и возможных способов устра­нения противоречий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.022 с.)