Виды социологических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социологических исследований.



Виды социологических исследований.

Социологическое исследование – это процесс познания, в котором проявляются два уровня знания: эмпирический и теоретико-методолгический.

Различают три основных вида социологического исследования.

1. Разведывательное (пилотажное) исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, идёт обкатка инструментария (методики оформления и обработки документов): анкеты. Бланка, интервью, опросного листа, карточек, изучения документов. Это исследование проводится на ограниченном объеме объектов исследования- части большой группы людей, части выпускаемой продукции. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Особый тип разведывательного исследования - зондажное. Оно позволяет быстро собрать информацию.

2. Описательное исследование - обычно проводится, когда объект анализа – большая совокупность данных, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола возраста, стажа работы. Могут быть применены один или несколько методов сбора информации. Это позволяет сделать глубокие выводы и дать основные рекомендации.

3. Аналитическое исследование – самое сложное. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и выявляет причины, лежащие в их основе. Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария, методологии. На разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. В Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира - малых социальных групп, социальных слоев общностей.

Возможна и другая типология социологического исследования.

По методу сбора информации различаю следующие виды соц. Исследования.

1. Анкетирование

2. Интервьюирование

Анкетирование и интервьюирование различаются ролью респондента.

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный `срез` объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

Количественные исследования опираются на позитивизм. Качественное исследование опирается на феномен качественную социологию.

Качественное исследование -

1.глубинное интервью (не надо опрашивать много людей, мы стремимся к пониманию внутреннего мира человека)

2. метод включённого наблюдения- это метод изучения какой-либо ситуации с разных точек зрения.

3. кейсстади-(изучение случая, забастовка, поход в кино) в основе метода- проблемная ситуация.

4. метод фокус группы (фокусированные групповые дискуссии) фокусируемся на проблеме.

 

Методы, техника, процедуры в соц. исследовании.

Методы и процедуры ис­следованияэто система более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулиро­вать в открытой форме, а часть — в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют тех­нику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т. е. инстру­мент для сбора первичных данных, и соответствующая инст­рукция анкетеру образуют в нашем случае методику.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, при­том собирательное понятие, относимое к системе при­емов сбора и обработки социологической информации.

Определение объекта и предмета исследования.

Объект социоло­гического исследования — это то, на что направлен, процесс познания.

Помимо объекта выделяется также предмет, изуче­ния, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особен­ности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект — то, что содержит социальную про­блему, постольку предмет — это те его свойства и сторо­ны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организа­ций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.

Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. В автореферате диссертации по экономике «Пути повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» (2003) объектом исследования названы «социально-трудовые отношения, реализуемые в процессе обеспечения занятости молодежи»; а предметом исследования – «организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи».

 

Понятие социального факта.

Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты суть любые не зависящие от наблюдателя состояния действитель­ности или свершившиеся события. В логико-гно­сеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном ин­тервале [28а]. Это — элементарные компоненты систе­мы знания.

В современной социологии социальными фактами

принято считать: (а) совокупные, систематизированные

характеристики массового поведения; (б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания -мнений, оценок, суждений, верований и т. п.; (в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной; наконец, (г) в феноменологически ориентированной со­циологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаи­модействия, подлежащее интерпретации с позиций дея­тельного субъекта. Мы в дальнейшем будем исходить из представления о социальном факте в его социально-типическом, не единичном проявлении.10

В гносеологическом плане социальные факты обре­тают смысл благодаря той или иной системе понятий, в которых мы описываем фрагменты социальной дей­ствительности. Как это ни парадоксально, научный факт есть определенный итог познавательного процесса, а не его начало. Разумеется, это предварительный, промежуточный итог на уровне эмпирического обобще­ния

Теперь мы знаем, что (а) социальные факты — абст­ракции, коль скоро они — описания некоторых собы­тий в общих понятиях, и (б) что по преимуществу это социально-статистические обобщения.

Рекомендации при выдвижении гипотез.

Что бы выдвинуть гипотезы мы обращаемся к схеме операционализации понятий. Анкета должна отражать гипотезы.

Предшествующие исследования могут быть источником выдвижения гипотез.

 

Типология эксперимента.

1) Лабораторный(сама ситуация и группы которые в ней участвуют формируются искусственно. Чаще всего люди знают что участвуют в эксперименте.

2) Полевой (объект находится в естественных условиях своего функционирования, а его члены могут быть не осведомлены об участии в эксперименте. Полевые наиболее эффективны, но он дорогой. Исключение может составить мысленный эксперимент)

По логической структуре эксперименты бывают:

1) Линейные(участвует одна и та же группа, мы анализируем контрольные характеристики до экспериментальной ситуации и после неё. При этом важно исключить воздействие на объект мешающим факторам)

2) Параллельные (участвуют несколько групп. Их состав должен быть идентичен по всем характеристикам; финансовые группы подвергают разному воздействию, результаты анализируются)

Итоги:

Контрольные факторы

 

Виды опросов.

Телефонный опрос

Применение
Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках)
Методика проведения
На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.
Достоинства телефонного опроса
-Высокая скорость проведения опроса.
-Относительно низкая стоимость проведения опроса.
-Возможность широкого географического охвата.
-Возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса групп респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтеры, и т.д.)
-Легкость контроля качества работы интервьюеров
Недостатки телефонного опроса
-Серьезное ограничение продолжительности интервью (до 7 минут).
-Невозможность использования стимульных материалов
-Низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России

Анкета на самозаполнение

Применение
Иногда это единственный адекватный способ опросить свою целевую группу. В целом, можно выделить два способа сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после заполнения (например, на выставках и презентациях). Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (как разновидность – почтовый опрос).
Достоинства анкет на самозаполнение
-Относительно низкая, в некоторых случаях, стоимость проведения
-Отсутствие «эффекта интервьюера»; более высокая откровенность респондентов.
Недостатки анкет на самозаполнение
-Недостаточная скорость сбора данных
-Проблема возврата анкет.
-Проблема репрезентативности выборки

Интернет-опросы

Применение
При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.)
Достоинства интернет опросов
-Оперативность результатов.
Недостатки интернет опросов
-Стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос
-Стихийность выборки
-Нерепрезентативность выборки
-Отсутствие контроля за действиями респондента

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов.

Контроль композиции.

1) От простых к сложным, заканчиваем простыми

2) Нет влияния предшествующих вопросов на последующие

3) Отделены ли смысловые блоки вопросов

4) Снабжены ли вопросы фильтры указателями перехода для разных групп респондентов

5) Нет ли скопления однотипных вопросов вызывающих монотонность

Виды наблюдения.

Наблюдение представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения исследования.

1) Открытое (знают, Что за ними наблюдают)

2) Скрытое(не знают, Что за ними наблюдают. Проводится при помощи технических средств и без них)

3) Прямое (регистрируем действия людей)

4) Не прямое(в поле нашего внимания попадают не сами люди, а результаты их действий)

5) Структурированное(разработанный чёткий инструментарий, исследователь заранее знает что будет наблюдать, какие характеристики будет регистрировать)в этом методе можно использовать 3 методики: 1) карта наблюдения(представляет собой моментальный срез события) 2)протокол наблюдения(процесс растянутый во времени) 3) дневник 9 в динамике, но по памяти) протокол-это то что мы заполняем по ходу дела. Недостатки- часть исследования пропадает.

6) Неструктурированное(чаще используют как качественный метод исследования)

 

Объект наблюдения: социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние.

Предмет наблюдения: признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта.

 

 

Основное назначение: получать объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий), определять их повторяемость, типичность.

Область применения. Все этапы разработки проблемы, в ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез, для коррекции выводов исследовательской работы. Более оптимально использование наблюдения для получения описательной информации, реже – оценочной информации. Может применяться в исследовании всех сфер жизнедеятельности. Сочетается практически со всеми другими методами.

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Используем экспертов.

На начальном этапе любого исследования.

Виды опросов экспертов.

1) Разовый индивидуальный опрос (анкетирование, интервьюирование)

2) Однократный коллективный опрос (дискуссия, совещание)

3) Индивидуальный опрос несколько туров (дельфийская техника)

4) Коллективный опрос несколько туров

 

Дискуссия делиться на три этапа

1) Подготовительный (обоснование проблемы, подбор экспертов, метериально- техническое оснащение)

2) Основной этап (сама дискуссия, вступительное слово ведущего)

3) Заключение

Телефонное интервью.

Смотреть 11 вопрос.

Виды интервью.

По содержанию:

1) Формализованное ((беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами. Этому виду можно было бы дать максимальную оценку по шкале стандартизации, если бы мы ее построили.

2) Полуформализованное( интервью, при котором используются заранее определенные темы и рекомендации вопросов, но вместе с тем интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, выражении вопросов.

3) Свободное ( При проведении свободного интервью актуальной задачей интервьюера становится выбор компетентного респондента. Другим необходимым условием успешного интервью является готовность респондента к сотрудничеству.

4) Биографическое (блоки возникают естественным образом)

5) Неформализованное ( задаём только тему, достоинства: получаем много инфы, проводится редко, потому что нужны интервьюеры высокой квалификации и полученную информацию сложно анализировать)

Индивидуальное

Групповое

Подготовка интервью.Подготовка интервьюеров. Должны отобрать людей, которые обладают определёнными качествами. Эффект интервьюера- влияние интервьюера на респондента. Наша задача свести этот эффект к минимуму. Эффект усталости интервьюера- заключается в том, что когда мы даём интервьюеру много работы, то ему кажется что он знает ответы респондента. Опрашивать человека без посторонних людей.

Виды экспериментов.

Типология эксперимента.

3) Лабораторный(сама ситуация и группы которые в ней участвуют формируются искусственно. Чаще всего люди знают что участвуют в эксперименте.

4) Полевой (объект находится в естественных условиях своего функционирования, а его члены могут быть не осведомлены об участии в эксперименте. Полевые наиболее эффективны, но он дорогой. Исключение может составить мысленный эксперимент)

По логической структуре эксперименты бывают:

3) Линейные(участвует одна и та же группа, мы анализируем контрольные характеристики до экспериментальной ситуации и после неё. При этом важно исключить воздействие на объект мешающим факторам)

4) Параллельные (участвуют несколько групп. Их состав должен быть идентичен по всем характеристикам; финансовые группы подвергают разному воздействию, результаты анализируются)

Типичные ошибки в анкете.

27. Виды вопросов в социологической анкете.

1) Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы-человек сам записывает ответы в свободной форме. Открытые вопросы плохо заполняют. Если открытые вопросы заполняют меньше чем на 30%, то их вообще снимают. Открытые вопросы приводят к удорожанию стоимости исследования. Закрытые представляют собой форму вопроса и варианты ответов на него. Респонденту следует указать только вариант ответа.

2) Дихотомические и не дихотомические. Дихотомический вопрос подразумевает два ответа «да» или «нет».

3) Прожективные вопросы. Они значительны по смыслу, дают лёгкость, могут быть нарисованы, предполагают не только вопросы, но и альтернативы.

4) Вопросы фильтры. Призваны отсечь ту аудиторию, которая является бесполезной для изучения какого-либо ответа.

5) Вопросы ловушки. Составляются в виде теста, в котором только один вопрос правильный, или 1 не правильный. Применяются только тогда, когда надо узнать сколько человек знает о товаре.

6) Шкальные вопросы. Содержат шкалу измерения признака вопроса. При ответе следует отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

7) Ранговые. Респонденту надо упорядочить ответы по степени значимости.

Все вопросы по содержанию можно разделить на 2 группы:

1) О фактах (не вызывают особой сложности, кроме ретроспективных вопросов: допустим надо узнать какое шампанское люди пили на нг. Сначала узнаём где. С кем встречали нг, а потом уже про шампанское)

2) Об оценках. Суждениях. Мнениях.(Существует такое правило, если вопросы задевают личность респондента, если касаются каких-то его убеждений, то они зщадаются в виде прожективных вопросов или в косвенной форме) пример: почему вы развелись?

Используем экспертов.

На начальном этапе любого исследования.

Виды опросов экспертов.

5) Разовый индивидуальный опрос (анкетирование, интервьюирование)

6) Однократный коллективный опрос (дискуссия, совещание)

7) Индивидуальный опрос несколько туров (дельфийская техника)

8) Коллективный опрос несколько туров

 

Дискуссия делиться на три этапа

4) Подготовительный (обоснование проблемы, подбор экспертов, метериально- техническое оснащение)

5) Основной этап (сама дискуссия, вступительное слово ведущего)

6) Заключение

Виды социологических исследований.

Социологическое исследование – это процесс познания, в котором проявляются два уровня знания: эмпирический и теоретико-методолгический.

Различают три основных вида социологического исследования.

1. Разведывательное (пилотажное) исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, идёт обкатка инструментария (методики оформления и обработки документов): анкеты. Бланка, интервью, опросного листа, карточек, изучения документов. Это исследование проводится на ограниченном объеме объектов исследования- части большой группы людей, части выпускаемой продукции. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Особый тип разведывательного исследования - зондажное. Оно позволяет быстро собрать информацию.

2. Описательное исследование - обычно проводится, когда объект анализа – большая совокупность данных, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола возраста, стажа работы. Могут быть применены один или несколько методов сбора информации. Это позволяет сделать глубокие выводы и дать основные рекомендации.

3. Аналитическое исследование – самое сложное. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и выявляет причины, лежащие в их основе. Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария, методологии. На разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. В Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира - малых социальных групп, социальных слоев общностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 6108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.42.205 (0.086 с.)