Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение пилотажного опроса.

Поиск

Логический анализ разработанной анкеты и пилотажный опрос.

1) Выдержанны ли требования к языку опрашиваемого. Не получилось ли так, что для части респондентов язык слишком труден, а для других слишком примитивный.

2) Все ли вопросы и варианты ответов понятны

3) Не слишком ли абстрактны и не слишком ли конкретны вопросы

4) Понятны ли респонденту единицы измерения и термины

5) Компетентны ли опрашиваемые для ответов на вопросы фильтры

6) Нет ли опасности утопить опрашиваемого. Как снизить монотонность

7) Достаточно ли надёжна память опрашиваемого

8) Нет ли опасности получить не угодные и стереотипные ответы

9) Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопросы

10) Нет ли опасения вызвать не доверие или отрицательные эмоции у опрашиваемого

11) Не задевается лм самолюбие и интимные стороны

12) Какие ответы могут быть истолкованы буквально. Как это проверить

13) Всё ли в порядке с графическим оформлением анкеты

14) Ответ «нет ответа» и «затрудняюсь ответить» должен присутствовать в каждом вопросе

15) Проверяем формулировку альтернатив(валитность, полноту, чувствительность шкалы)

16) Относится вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или к отдельной группе

17) Не носит ли вопрос подсказки и внушающий характер

18) Достаточно ли объяснена респонденту техника заполнения

19) Варианты ответа «другое»

Контроль композиции.

1) От простых к сложным, заканчиваем простыми

2) Нет влияния предшествующих вопросов на последующие

3) Отделены ли смысловые блоки вопросов

4) Снабжены ли вопросы фильтры указателями перехода для разных групп респондентов

5) Нет ли скопления однотипных вопросов вызывающих монотонность

Как готовить справку по пилотажу

Где, когда, кем проводился пилотажный опрос

Те люди которых мы опрашивали являются микромоделью.

В пилотажном исследовании проверяются не только вопросы анкеты, но и выдвинутые гипотезы, это тоже отразить в справке. Некоторые вопросы не понятны респондентам, выпишите какая была формулировка и какая стала.

Технология проведения пилотажа.

В пилотажном исследовании выполняются несколько ролей. Две анкеты- одна респонденту, другая исследователю. Каждый вопрос обсуждается.

Недостатки во время пилотажа

Нелогичность, пропуски в ответах

2) Отсутствие порядка в комментариях на открытые вопросы

3) ответы поляризованы (возможночто формулировка вопроса стереотипна или ошибка в альтернативах)

Большое количество ответов «не знаю». «затрудняюсь ответить»

Вопрос и альтернативы слишком не понятны

Анкета не рассчитана на эту аудиторию

Бывает много комментариев там где не надо

 

Логический анализ разработанной анкеты.

Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования

В методологический раздел программы входят:

– формулировка и обоснование проблемы;

– указание цели исследования;

– определение объекта и предмета исследования;

– логический анализ основных понятий;

– формулировка гипотез.

К методическому разделу относятся:

– определение обследуемой совокупности;

– характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации;

– логическая структура инструментария для сбора социологической информации;

– логические схемы обработки полученных данных.

Виды наблюдения.

Наблюдение представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения исследования.

1) Открытое (знают, Что за ними наблюдают)

2) Скрытое(не знают, Что за ними наблюдают. Проводится при помощи технических средств и без них)

3) Прямое (регистрируем действия людей)

4) Не прямое(в поле нашего внимания попадают не сами люди, а результаты их действий)

5) Структурированное(разработанный чёткий инструментарий, исследователь заранее знает что будет наблюдать, какие характеристики будет регистрировать)в этом методе можно использовать 3 методики: 1) карта наблюдения(представляет собой моментальный срез события) 2)протокол наблюдения(процесс растянутый во времени) 3) дневник 9 в динамике, но по памяти) протокол-это то что мы заполняем по ходу дела. Недостатки- часть исследования пропадает.

6) Неструктурированное(чаще используют как качественный метод исследования)

 

Объект наблюдения: социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние.

Предмет наблюдения: признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта.

 

 

Основное назначение: получать объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий), определять их повторяемость, типичность.

Область применения. Все этапы разработки проблемы, в ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез, для коррекции выводов исследовательской работы. Более оптимально использование наблюдения для получения описательной информации, реже – оценочной информации. Может применяться в исследовании всех сфер жизнедеятельности. Сочетается практически со всеми другими методами.

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Экспертный опрос как метод сбора информации.

Экспертными оценками называются оценки экспертов полученные методом опроса.

Эксперты- специалисты в какой-либо области. Эксперт для социолога любой человек, который хорошо знаком с нашим исследованием.

Эксперты отбираются по 2 критериям- должность и стаж работы в этой должности.

Используем экспертов.

На начальном этапе любого исследования.

Виды опросов экспертов.

1) Разовый индивидуальный опрос (анкетирование, интервьюирование)

2) Однократный коллективный опрос (дискуссия, совещание)

3) Индивидуальный опрос несколько туров (дельфийская техника)

4) Коллективный опрос несколько туров

 

Дискуссия делиться на три этапа

1) Подготовительный (обоснование проблемы, подбор экспертов, метериально- техническое оснащение)

2) Основной этап (сама дискуссия, вступительное слово ведущего)

3) Заключение

Технология экспертного опроса.

1)критерий отбора экспертов (род занятий, стаж работы,Уровень квалификации)

2)оценка компетентности экспертов (самооценка компетентности, коллективная оценка авторитетности эксперта)

3)цели опроса(оценка состояния объекта исследования)

 

Разработка инструментария для телефонного опроса.

Телефонный опрос 2 вида: интервьер сам набирает номера телефонов и колцентр

Алгоритм работы кол-центра

В основе колцентра находится мощный компьютер. Он пропускает базу данных телефонов и осуществляет дозвон. Как только происходит соединение, звонок передаётся оператору. У оператора свой компьютер и вносит ответы в анкету. Данные обрабатываются. колцентр опрашивает за 2 часа до 1000 человек. Телефонные опросы имеют ряд ограничений: уровень телефогинизации в том районе. В котором идёт опрос(если уровень меньше 75%, то опрос проводить нельзя) мы не можем получить много информации. Мы можем рассчитывать на 10-15 минут. Опрашивать лучше с 19 до 22 часов.

Почтовый опрос как метод сбора информации

Почтовый опрос- вкладывается конверт с маркой для обратного ответа. Можно проводить опрос в удалённых местах. Стоимость опроса не велика. Недостаток в том. Что это длительный метод и письма плохо возвращаются. Систематическая ошибка выборки. Посылаем уведомление. Вкладываем бонус, напоминание, проведём коррекцию выборки.

Телефонное интервью.

Смотреть 11 вопрос.

Виды интервью.

По содержанию:

1) Формализованное ((беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами. Этому виду можно было бы дать максимальную оценку по шкале стандартизации, если бы мы ее построили.

2) Полуформализованное( интервью, при котором используются заранее определенные темы и рекомендации вопросов, но вместе с тем интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, выражении вопросов.

3) Свободное ( При проведении свободного интервью актуальной задачей интервьюера становится выбор компетентного респондента. Другим необходимым условием успешного интервью является готовность респондента к сотрудничеству.

4) Биографическое (блоки возникают естественным образом)

5) Неформализованное ( задаём только тему, достоинства: получаем много инфы, проводится редко, потому что нужны интервьюеры высокой квалификации и полученную информацию сложно анализировать)

Индивидуальное

Групповое

Подготовка интервью.Подготовка интервьюеров. Должны отобрать людей, которые обладают определёнными качествами. Эффект интервьюера- влияние интервьюера на респондента. Наша задача свести этот эффект к минимуму. Эффект усталости интервьюера- заключается в том, что когда мы даём интервьюеру много работы, то ему кажется что он знает ответы респондента. Опрашивать человека без посторонних людей.

Виды экспериментов.

Типология эксперимента.

3) Лабораторный(сама ситуация и группы которые в ней участвуют формируются искусственно. Чаще всего люди знают что участвуют в эксперименте.

4) Полевой (объект находится в естественных условиях своего функционирования, а его члены могут быть не осведомлены об участии в эксперименте. Полевые наиболее эффективны, но он дорогой. Исключение может составить мысленный эксперимент)

По логической структуре эксперименты бывают:

3) Линейные(участвует одна и та же группа, мы анализируем контрольные характеристики до экспериментальной ситуации и после неё. При этом важно исключить воздействие на объект мешающим факторам)

4) Параллельные (участвуют несколько групп. Их состав должен быть идентичен по всем характеристикам; финансовые группы подвергают разному воздействию, результаты анализируются)

Типичные ошибки в анкете.

27. Виды вопросов в социологической анкете.

1) Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы-человек сам записывает ответы в свободной форме. Открытые вопросы плохо заполняют. Если открытые вопросы заполняют меньше чем на 30%, то их вообще снимают. Открытые вопросы приводят к удорожанию стоимости исследования. Закрытые представляют собой форму вопроса и варианты ответов на него. Респонденту следует указать только вариант ответа.

2) Дихотомические и не дихотомические. Дихотомический вопрос подразумевает два ответа «да» или «нет».

3) Прожективные вопросы. Они значительны по смыслу, дают лёгкость, могут быть нарисованы, предполагают не только вопросы, но и альтернативы.

4) Вопросы фильтры. Призваны отсечь ту аудиторию, которая является бесполезной для изучения какого-либо ответа.

5) Вопросы ловушки. Составляются в виде теста, в котором только один вопрос правильный, или 1 не правильный. Применяются только тогда, когда надо узнать сколько человек знает о товаре.

6) Шкальные вопросы. Содержат шкалу измерения признака вопроса. При ответе следует отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

7) Ранговые. Респонденту надо упорядочить ответы по степени значимости.

Все вопросы по содержанию можно разделить на 2 группы:

1) О фактах (не вызывают особой сложности, кроме ретроспективных вопросов: допустим надо узнать какое шампанское люди пили на нг. Сначала узнаём где. С кем встречали нг, а потом уже про шампанское)

2) Об оценках. Суждениях. Мнениях.(Существует такое правило, если вопросы задевают личность респондента, если касаются каких-то его убеждений, то они зщадаются в виде прожективных вопросов или в косвенной форме) пример: почему вы развелись?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.011 с.)