Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-правовые процессы.

Поиск

1. Объект изучения, предмет, структура и функции социологии права.

Объект – не просто право как социальный феномен, но вся правовая подсистема общества в единстве входящих в нее структурных компонентов и многообразных связей с другими системами и компонентами общества. То есть непознанная социально-правовая сфера. Социология права изучает и выявляет социальную сущность, структуру, источники и функции права как сложного социального феномена, а также объективные закономерности самоорганизации и устройства правовой сферы общества, ее историческую динамику и взаимодействие с другими составляющими общества.

Структура социологии права: 1.фундаментальные знания о сущности права, правовой сфере общества и т.д.

2.Позитивное социальное знание о состоянии и закономерностях функционирования и развития структурных компонентов правовой сферы общества.

3.Эмпирическое знание о совокупности, включающей результаты эмпирических исследований социально-правовых проблем и мониторинга общественного мнения по этим вопросам.

Функции правовой сферы: юридические профильные(защитная, контрольно-регулятивная, статусно-ролевая) и социально-правовые(функция правовой коммуникации, социализации, моровоззренческая).

2. Социальная сущность, источники и функции права.

Вопрос о сущности права. Философская точка зрения: любая норма права есть форма общественного сознания, которая продуцируется продвинутыми представителями общества.

В юснатурализме право – это нормативная форма сознания общества, в которой должны содержаться ценности свободы, равенства и т.д. В богословской трактовке нормы приобреаают правовой характер, если соотносятся с основными религиозными ценностями и постулатами.

Легисты: не обязательно, чтобы норма права содержала ценности. Главное универсальное правило в форме приказа суверена, подкрепленное силой.

По Марксу, право – форма классового сознания антагонистического общества, выражающая политическую волю господствующиэх классов, закрепленную в несправедливых законах, использование которых воспроизводит несправедливость и лишь формально регулирует социальную жизнедеятельность людей и общества в интересах господствующего класса.

В либертарианской традиции право в неантагонистической обществе – нормативная форма общественного сознания, выражающая политическую волю народного большинства, закрепленную в справедливых законах, исполнение которых оптимизирует и гармонизирует социальные отношения и утверждает справедливый и свободный порядок, обеспечивает основные права и свободы человека.

С точки зрения социологии права, социальным источником права является политическая воля социального класса или другой социальной группы общества. В неантагонистическом обществе речь идет о политической воле народного большинства.

5 источников: обычные правовые постановления, нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, юридические доктрины и правовые теории, договора, контракты соглашения.

Функции правовой сферы: юридические профильные(защитная, контрольно-регулятивная, статусно-ролевая) и социально-правовые(функция правовой коммуникации, социализации, мировоззренческая).

3. Социальные субъекты и институты права в современном обществе.

Социально-правовая сфера – подсистема общества, равноценная экономике и политике, представляющая собой целостную совокупность социальных субъектов и институтов права, социально-правовых процессов, практик, объединенных нормами живого социалььного и позитивного права для защиты основ социально-экономического и конституционного строя, нормативного регулирования жизнедеятельности людей, обеспечения основных прав и свобод.

Социальные субъекты права – разные по численности социально-профессиональные группы, обладающие соответствующими знаниями, навыками, умением, опытом, а также необходимыми полномочиями и ресурсами для продуцирования и исполнения социально-правовых установлений.

1.Народ/нация – в условиях демократии становится главным источником права.

2.Социально-профессиональная группа, депутатский корпус(федеральный парламент, госдума, законодательное собрание субъектов федерации, муниципальные депутаты).

3. Судейский корпус: суды общей юрисдикции, арбитражные, конституционные.

4.Первые лица, руководители исполнительной власти.(больше всего полномочий у президента).

5. Социально-профессиональная группа сотрудников правоохранительных органов. Хотя они должны выступать в роли только правоохранителей, осуществляют подзаконное нормотворчество.

6. Класс бюрократии. Чиновники, вольно-наемные сотрудники гос. И муниципального управления.

7. Адвокатский корпус.

Социальный институт(добреньков) есть устойчивая структура социальных действий и практик на нормативной основе упорядочивающая удовлетворение базисных потребностей людей и консолидирующая их в сплоченные сообщества. Деятельность социально-правового института непосредственно связана с продуцированием живого права. В отличие от социальных субъектов социально-правовые институты равноценный по значимости компонент правовой сферы. Социально-правовая сфера включает нормы права, социально-правовых субъектов и социально-правовые институты.

социально-правовые институты: государственные, муниципальные, гражданско-правовые.

Государственные: институт парламента, судебной власти, главы государства, правительства, правоохранительные органы, адвокатура.

Муниципальные: городские советы, муниципальная администрация.

Гражданско-правовые: общественные палаты, правозащитные организации, общественно-политические организации.

4. Социально-правовые процессы.

Соц процесс – всякое изменение, взаимодействие между двумя и более социальными субъектами, имеющими свою напряженность и локализацию.

Соц-правовые процессы – разновидность форм общественных процессов, содержанием которых выступает деятельность, связанная с правообразованием, нормотворчеством, законотворчеством, а также исполнением норм права на практике. Соц-правовые процессы пространственно и временно локализованы, детерминированы, объективны и содержательны(одни связаны с продуцированием, другие – с исполнением норм).

По содержанию выделяют процессы 1продуцирования норм живого, социального и позитивного права(правообразование, законотворчество, нормотворчество). Процессы 2исполнения(правоприменение, использование норм права в отношении между людьми как субъектами права).

правообразование – социально-правовой процесс, содержанием которого является естественное складывание и формирование норм живого и социального права на основе повседневного общения и целенаправленной деятельности людей, в ходе которой ими осознавались собственные права и свободы, обязанности и заключались договора и соглашения о правилах, закрепляющих и обеспечивающих их гармоничное соотношение. Со временем процесс правообразования дополняется нормотворчеством. Нормотворчество - соц-правовой процесс планомерной и целенаправленной подготовки, издания и введения в действие норм позитивного права полномочными соц.субъектами и институтами государственной и муниципальной власти.

Законотворчество – также планомерное и целенаправленное издание норм права. Процесс планомерное подготовки, издания и введения следующих норм позитивного права: конституции, поправок, кодексов и законов. 5 этапов процесса законотворчества: 1. Подготовка и уяснение предпосылок, 2проективный, 3экспертный, 4законодательный, 5введение закона в действие.

Правоприменение – организация исполнения введения в действие нормативно-правовых актов путем реализации органами власти соответствующих решений. Это социально-правовой процесс, содержанием которого является обеспечение наступления позитивных социальных последствий, предусмотренных нормами позитивного права, действиями социальных субъектов и правовой сферы общества.

 

Планирование социального развития: теория, методология, организация.

планирование соц. Развития: теория, методология, организация

П-механизм увязки потребностей и возможностей. Основной метод – балансовый. То есть расходы на корнец периода не долны превышать расходы. П важно для социальной политики(расходная часть бюджета).

Задача соц развития – распределить полученные средства.

Методы: программно-целевой. В первую очередь ставится пролема, определяются субъекты, программа социального развития.

Нормативный метод. Количественные показатели нормы(потребительская корзина). Метод социальных образцов и передвижек.

Типы: директивный, индирективный(нек элементы рын экономики), регулятивный(план + рынок, регулирование проблемных областей), индикативный.

Методология планирования.

Теория расширенного воспроизводства C+V+M(затраты овеществленного труда, живого труда, прибыль).

простое воспроизводство (англ. simple reproduction) — возобновляющееся в неизменном объёме;

расширенное воспроизводство (англ. expanded reproduction) — возобновляющееся в возрастающем объёме

Планирование (П) – сложный соц-эк и организационно-политический процесс >нет одного определения.

• Сыроежин И. М. (советский экономист): П – процесс принятия решений, охватывающий все элементы стр-ры общ хоз-ва.

• К. Ландауэр: П – процесс сознательной координирующей деятельности по регулированию обществом процессов функционирования индивидуальных агентов, ориентированной на принятие решений в общих целях.

Т. о., П – прагматическая деят-ть, не только инструмент познания, но и средство, метод преобразования окр мира.

П – механизм увязки потребностей и возможностей.

Недостатки П: предвидение, моделировние будущего, к-е относительно.

Конечный рез-т П на определенный момент времени – план: по форме - документ, к-ый включает: текстовая часть, плановые таблицы (показатели на базовый период и плановые паоказатели), мероприятия; по содержанию – выражение потребностей, интересов и целей и возможностей по их достижению.

Понятие «развитие» было введено в научную терминологию социологии Г. Спенсером в противовес понятию прогресса. По определению Г. Спенсера, «развитие есть переход от неопределенной бессвязной однородности, к определенной связной разнородности путем беспрерывных дифференциаций и интеграции».

Процесс развития, по Гегелю, состоит в развертывании присущих данному явлению, процессу свойств, всех его внутренних сил. Всякое развитие есть восхождение от низших форм, ступеней, к высшим.

Социальное планирование — это планирование прогрессивных преобразований, т. е. направлений свободного всестороннего развития всех членов общества на основе преодоления социально-экономического неравенства, а также условий, обеспечивающих эти прогрессивные преобразования.

Научной основой планирования является познание и реализация объективных закономерностей социального развития. Закономерности социального развития характеризуют устойчивые тенденции и выражают направленность социального развития, его темпы, отражают сущностные прочные связи явлений и процессов. Закономерность, будучи формой проявления закона, в то же время определяется как форма взаимодействия законов, как результат их взаимодействия.

Для предвидения социальных изменений особое значение имеет знание динамических и статистических закономерностей. Динамические закономерности — форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние системы однозначно определяет ее последующие состояния. Эти закономерности наблюдаются в ходе событий во времени. Поэтому знание динамических закономерностей особенно важно для стратегического долгосрочного планирования. Статистические закономерности — форма причинной связи, при которой данное состояние определяет будущее с большой долей вероятности. Они отражают постоянно меняющиеся условия, характеризуют сложный, противоречивый процесс развития. Знание статистических закономерностей — необходимое условие научного обоснования текущего планирования.

В макропланировании следует учитывать следующие динамические закономерности:

1. Развитие (социальное) — закономерное необратимое изменение структуры, т. е. соотношение элементов, связей между ними, имеющее положительную направленность.

2. Социальное развитие — не линейный процесс, осуществляется по спирали, включая в себя нисходящую кривую— цикл. Цикличность есть результат единства и борьбы противоположностей — прогресса и регресса.

3. Цикличность социального развития определяется цикличностью общественного воспроизводства и обеспечивает динамическое равновесие, достигаемое на основе пропорционального роста благосостояния.

4. Прогресс осуществляется на основе последовательного преодоления социально-экономического неравенства между людьми.

5. Социальному прогрессу присуще ускорение (Кондорсе, Конт, Гердер, Маркс). Темпы социального прогресса зависят от пропорций социального развития и динамики процессов, характеризующих социально-экономические различия между людьми.

6. Процесс преодоления социально-экономических различий не линейный, он тоже характеризуется цикличностью. Пропорции между равенством и неравенством складываются как результат взаимодействия научно-технического и социального прогресса.

7. Прогресс зависит от того, насколько совершенно государственное устройство (Кетле). Искусство государственного управления — средство ограничения регрессивной тенденции.

8. Разум, мудрость, справедливость, нравственность, духовность — факторы, усиливающие прогресс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.011 с.)