Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мультикультурализм: основные типы и формы

Поиск

Мультикультурализм как новое направление социальной теории получил развитие в 1960-1970-х гг. В современных социальных науках мультикултурализм определяется как одна из форм либеральной идеологии, посредством которой полиэтнические и культурно плюральные национальные общества реализуют в границах своих национальных государств стратегии социальной интеграции, гражданского согласия и стабильности на основе принципов равноправного сосуществования различных форм культурной жизни.

 

2 основные формы мультикультурализма:

 

- мультикултурализм в странах классической иммиграции

- мультикултурализм в заподноевропейских странах

 

Различие заключается в том, что:

 

1) европейские государства, несмотря на стремление к мультикултурализму на словах, на деле пытаются подвергать иммигрантов культурной ассимиляции, интегрировать в национальную общность посредством усвоения ими культуры большинства населения.

2) в Европе имеется значительное количество исторических национальных меньшинств

 

В целом политику мультикультурализма западноевропейских государств можно определить, как политику, балансирующую между двумя полюсами – «включением» и «исключением», это политика «сдержанной интеграции».

 

В мультикультурализме как форме либеральной идеологии выделяются два основных типа либерализма:

 

Сущность либерализма первого типа состоит в том, что государство придерживается в отношениях с меньшинствами такой стратегии, которая позволила бы включать различные их группы в процесс управления и самоуправления на различных уровнях государственной иерархии. Только таким путем возможно достижение национального согласия. Задача – выравнивание степени риска для «большинсва» и «меньшинства».

 

Принцип обеспечения социального равенства в границах государства позволяет определить мультикультурализм как «политику признания». В этом состоит сущность либерализма второго типа. Он означает, что государство несет ответственность за выживание все групп меньшинств, сохранения их этнического и культурного своеобразия. По существу речь идет о таком типе отношений между меньшинством и национальным большинством, при котором они стремятся на паритетном основании сохранить свои культуры и идентичности.

 

Концепции культуры в социологии и социальной антропологии.

 

Термин культура (К.) – 1 из самых многозначных; существует более 200 определений.

 

Основные подходы к пониманию К. в антропологии.

 

I. Дескриптивный подход.

Исследование проблемы нарастающего К. плюрализма, миграций населения, миграций знаков и стиля.

 

Эдуард Тэйлор “Первобытная К.”:

 

К. – сложное целое, кот. Включает знания, верования, искусство, направленность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

 

Основные идеи подхода:

1) К. – целое, состоящее из элементов, кот. Мб различными

 

2) от Тэйлора до Питера Бергера продолжает сохраняться такой набор

 

3) кол-во признаков:

От 75 – Йель

До 1-2 – основной: язык/диалект --- значит, м. выделить 2,5-5 тыс. культур (выделяют до 5 тыс. языков; тогда как кол-во народов 2400-2500)

 

4) отдельные элементы отличаются как в синхронии, так и в диахронии

 

Синхрония – изучение КК, существующих в 1 время

Диахрония – ист. Развитие культур. Элементов, культур. Комплексов; основ. Проблема – исследование происхождения и развития культурных элементов

 

5) разложение целого на части

 

6) осн. Методы: систематизация и классификация

 

7) К. – социальна!

Мы принадлежим к соц. Группе --- приобретаем К.

 

К. опред. Группы – наследие, опыт поколений

 

Культур. Традиция – механизмы наследования культур. Достижения; механизм аккумуляции, передачи и актуализации

 

Традиция предполагает устойчивость, длительность функционирования опред. Культур. Форм; и, тем самым, наличие фактора, стабилизир. традицию и поддержив. Ее воспроизводство – стереотипа

 

Стереотип – тип модели поведения в типич. Ситуациях; матрица соц. И культур. Поведения в типовых соц. Ситуациях

 

Стереотип – стереотипизир. Формы человеч. Поведения, кот. Связаны с повторяемостью опред. Ситуаций, реализации одних и тех же потребностей; это способ решения конфликтов, Сп. Поведения в повторяющ. Ситуациях

 

Стереотипы:

  1. поведенческие
  2. представления
  3. соц. Правила и норм
  4. вещи, исп. В опред. Ситуации опред. Образом
  5. лингвистика (пример: правила построения текста)

 

Стереотип дБ пластичен – д. изменяться при изменении соц. Среды

 

Дескриптивный подход не м. объяснить многие современные социокультурные реалии.

 

Этноцентризм.

 

Внешняя гетерогенность и внутренняя гомогенность – это 2 константы, которые связывают м/у собой все понятия К.

 

Как правило, люди противопоставляют чужую К. своей.

 

Основ. Идеи:

1) этноцентризм – описание др. К. через призму своей: своя К. понимается как некий стандарт, модель сравнения

 

этноцентризм – форма мышления и действия, кот. Исходит из более высокого положения своей К.; убежденности в бесспорной, не подлежащей сомнению правильности СП. Жизни своей группы и ее исключит. Ценности

 

2) эгоцентризм – характеризует европ. Стиль соц. Взаимодействия: нацелен на фокусирование на индивидуальности

 

3) логоцентризм – европ. Форма рациональности – единственно возможная; все остальные формы игнорируются или девальвируются

 

Понимание культуры через паттерны.

Осн. Идеи:

1) “культур. непрерывность” – взгляд на культур/этнич. Группу как на групп, облад. Общей К., признается устаревшим, т.к.

 

Невозможно выделить группы людей, у кот. Абсолютно идентич. Культур. Признаки

 

Необходимо исследовать не содержание К., а те соц. Принципы, которые формируют ее границы.

 

2) внутрикультур. Различия являются более значительным, чем межкультурные

 

пример: субкультуры врачей Петербурга и врачей Париже ближе, чем субкультура русских врачей и русских крестьян.

 

 

Роберт Бирстет:

К К. относится все то, что люди как члены общества делают, думают и чем они владеют ---- триада в К.:

 

  1. норматив. К. – совокупность характер. Д. данного общества правил поведения, норм и ценностей, в соответствии с кот. Типизируется поведение и появляются стереотипы;

 

она поддерживается с пом. Ряда К. практик, паттернов

 

  1. символич./идейная К. – характерная для данного общества совокупность убеждений, взглядов, верований, а также значений, связанных с материальными артефактами, закодир. Например, в языке

 

  1. материаль. К. – совокупность характер. Для данной общности объектов, таких как: жилище, одежда, система питания, инструменты

 

Уровни структуры К.

 

1) культур. Элемент/артефакт - явления и формы, объективирующие любые возможные результаты детельности

этнографич. Тип (термин Э. Тэйлора) – некий усредненный продукт, кот. Выводится на основе варьирования функционально-однородных элементов.

 

Признаки этнографич. Типа:

v устойчивость

v локальность – укорененность элемента К.

 

К. паттерн (Дж. Хонингам) – обозначение для 2 явлений:

v модели соц стандартизир поведения в сообществе

v матер. Продукт группов. Деятельности ---- из единиц такого рода формируются опред. Конфигурации, кот. Можно назвать

 

культур. Паттерны – относит. Устойчивые и повтор. Способы восприятия, чувствования, мышления, поведения (мб универсальны для данной К., а мб специфичны для опред. Сообщества/региона)

 

культур. Паттерн – м. использоваться по отношению как к культур. Элементу, так и к культурному комплексу

 

2) культурный комплекс – совокупность культурных элементов, однородных с тз их содержания и функционирования

пример: шаманизм, костюм, язычество

 

3) культурная конфигурация – наиб. сложный вид культур. Структуры, когда различ. В плане содержания и функционирования культур. Элементы/комплексы объединяются в единое целое

пример: К. опред. Фирмы; нац. К.

 

Основ. Объяснит. Модели, связан. С таким пониманием культуры:

  1. эволюционизм
  2. диффузионизм


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.007 с.)