![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные системы и условия их сохранения. Понятие и теории общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общество – совокупность вех форм объединения людей и способов взаимодействия.(Орех) Общество – исторически сложившаяся форма совместной жизни людей, существующая в качестве социальных институтов, организаций, групп, основанных на социальном взаимодействии и коммуникации. Признаки общества:
Общество и социальная система: Спесер, Парсонс, Лукман: общ-во – самодостаточная динамическая система Маркс: общ-во – совокупность конфликтных соц.отношений. Хабермас, Дюркгейм: общво – культура и жизненный (повседневный) мир Вебер, Зиммель: нет понятия «общество», есть «социальное действие» С обществом связано понятие социальной системы. Соц.системы: · взаимодействие двух людей (первооснова всех отношений) · соц.группа (комплекс соц.взаимоотношений) · неформальная организация · соц.институты · общество 1) концепции теории общества: ¾ фундаментальные объяснения соц.порядка ¾ психологическая (Гоббс, Руссо) ¾ социологическая 2) идеологические концепции общества: ¾ концепция классического капитализма ¾ концепция совершенного общества ¾ плюралистическая концепция ¾ концепция правового государства
(лекции Головина)
Социальные институты: понятия и основные виды. Соц.институт – устойчивый комплекс норм, регулирующих взаимодействия индивидов в определнной сфере и удовлетворяющих их потребности. По Спенсеру: 1)домашние 2) обрядовые 3) политические 4) церковные 5)профессиональные (лекции Орех) Соц.институт – сложное стандартизованное объединение людей, функция которого – удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Еще функции: рутинизация соц.жизни; селективная; ленитимизирующая; интегративная.
Аспекты изучения институтов: ¾ Личностный ¾ Общественный ¾ Связь с культурой ¾ Материальный Теории возниновения институтов: ¾ Бергер, Лукман: хабитуализация – опривычивание соц.действий ¾ Марио Оурио: теория воплощения идеи ¾ Философия институтов А.Гелена: соц.институты следуют из человеческй природы (лекции Головина)
Социальное неравенство и стратификация. Социальная стратификация и социальная мобильность. Типы стратификации. Социальная стратификация – неравенство, которое существует в человеческих обществах между отдельными людьми и группами людей. Стратификация может быть связана с привилегиями и особенностями, гендером, возрастом, религиозной принадлежностью, военным рангом. Отдельные люди или группы имеют дифференцированный доступ к благам в зависимости от их положения в системе стратификации, т.е. стратификация – структурированное неравенство между группами людей. С истор.т.зр существуют 4 системы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Теории классов: Маркс – экономические факторы (средства производства); Вебер – экономические факторы+статус и партия; Эрик Олин Райт – три вида контроля над эконом.ресурсами+благоприятные отношения с власть+обладание мастерством и знаниями. Сорокин – теория социальной мобильности. Соц.мобильность – движение отдельных людей ли групп от одного социоэкономичесого положения к другому. Вертикальная мобильность – движение вверх или вниз по социоэкономической лестнице: восходящая и нисходящая. Горизонтальная мобильность – географическое перемещение людей из одних пунктов в другие, из одних регионов и городов в другие. Интенсивность соц. Мобильности – количество слоев, которые проходит индивид за определенное время. Всеобщность соц. Мобильности – некоторое количество индивидов, изменившее Соц.положение за некоторое время.
(лекции Орех и Гидденс) Социальное действие, взаимодействие и социальная коммуникация. Поведение носит реактивный характер, а социальное действие – активный. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:
Идеальные типы:
Соц.действие состоит из индивида, нормы, условий ситуации и цели. Взаимодействие: присутствие в ситуации; взаимное влияние; активное внимание; дефицит времени; активное использование ресурсов. (лекции Головина)
Социальное взаимодействие – процесс, посредством которого мы воздействуем на окружающих и вызываем ответную реакцию с их стороны. (Гидденс Социология) Социальная коммуникация – многомерный, сложноорганизованный процесс передачи и обмена социально значимой информации между различными социальными субъектами, который способствует созданию, функционированию и поддержанию социальной целостности (социального порядка). Подходы: 1) Объективная традиция (макросоциология): Р.Парк: коммуникация – фактор социальной эволюции и наиболее зрелая форма социального контроля; общество как взаимодействие. Т.Парсонс: акторы взаимодействуют в рамках символических систем культуры, включающих обобщенные нормы, значения, абстрактные культуры. Д.Белл: эволюция способов и институтов коммуникации под воздействием «индустрии знания». А.Тоффлер: трансформация основных характеристик общества в информационную эпоху «третьей волны». М.Кастельс: глобаьлная компьютеризация ведет к замене традиционных интситиутов сетевыми структурами. 2) Субъективная традиция (микросоциология):коммуникация – результат взаимодействия соц.субъектов. Символический интеракционизм (Мид, Блумер и др): кооперация – мы понимаем намерения других, а они – наши. Гофман: порядок взаимодействия – система определенных правил, образцов и способов действия (фреймов), используемых для создания впечатления. Щюц: коммуникация, в ходе которой осуществляется обмен субъективными образами мира и типизация сходного образа. Гарфинкель: коммуникативные константы, делающие общение осмысленным. 3) информационный подход: коммуникация – процесс - обработки и передачи информации. Составляющие: коммуникатор-источник, сообщение (сигнал), коммуникатор-реципиент, код, канал, шум. 4) системно-кибернетический подход: коммуникация – процесс взаимодействия между коммуникаторами как элементами соц.системы. 5) семиотический подход: коммуникация – процесс образования знаков и значений, их восприятия и понимания субъектами. 6) феноменологический подход: коммуникация – живой диалог или проживание иного опыта. 7) критический подход: коммуникация – дискурсивная рефлексия. Формы коммуникации: вербальная, невербальная, слушание. Уровни коммуникации (Литлджон): внутриличностная, межличностная, групповая – внутригрупповая и межгрупповая, организационная – внутриорганизационная и межорганизационная, массовая. Внутриорганизационная делится на формальную и неформальную, вертикальную и горизонтальную.
(Социология под.ред.Скворцова. Глава 6 – Василькова) Понятие социального статуса и социальной роли. Ролевой конфликт. Статусно-ролевая концепция. Социальный статус характеризует место или положение личности в системе социальных отношений (группах, организациях в соответствии с ее рангом) Социальный статус – показатель положения. Каждый человек обладает множеством социальных статусов (статусный набор), один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие – второстепенными. В зависимости от жизненной ситуации статусы подразделяются на приписываемые, то есть заданные внешними обстоятельствами (пол, возраст, раса, социальное происхождение) и достигаемыми, являющиеся результатом свободного выбора и собственных усилий (образование, профессия, семейное положение, вероисповедание, уровень доходов).
Социальная роль выражает динамическую сторону социального статуса, или нормативно одобренный способ поведения личности. Роль – это тип поведения личности, обусловленный ее статусом. Т. Парсонс: Роль есть сумма нормативных ожиданий, обращенных к индивиду, занимающем определенное положение в обществе.
Социальный статус реализуется как правило в системе социальных ролей - ролевом наборе. Социальные роли включают в себя, с одной стороны, нормативные требования (предписания, положения), а с другой стороны, нормативные ожидания участников взаимодействия. Ролевое поведение является результатом исполнения ролей, которому предшествуют процессы обучения и принятия ролей. В случае расхождения между реальным поведением и нормативными предписаниями и ожиданиями могут возникнуть ролевые напряженности и конфликты.
Причины возникновения конфликтов (по Парсонсу):
- когда индивид выполняет одновременно несколько социальных ролей с противоположными требованиями - когда недостаточное ролевое обучение - ожидания в одной и той же роли не находятся в гармонии друг с другом
Для предотвращения ролевых напряжений и преодоления конфликтов участники взаимодействия используют несколько процедур – рационализация, различение социальных ролей (дифференциация) и регулирование ролей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.170.2 (0.011 с.) |