Социальные системы и условия их сохранения. Понятие и теории общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные системы и условия их сохранения. Понятие и теории общества.



Общество – совокупность вех форм объединения людей и способов взаимодействия.(Орех)

Общество – исторически сложившаяся форма совместной жизни людей, существующая в качестве социальных институтов, организаций, групп, основанных на социальном взаимодействии и коммуникации.

Признаки общества:

  • Связь между людьми, поколениями
  • Упорядоченность отношений
  • Целеустремленность
  • Дифференцированность
  • Длительность существования
  • Наличие окружающей среды
  • Самодостаточность
  • Неоднородность

Общество и социальная система:

Спесер, Парсонс, Лукман: общ-во – самодостаточная динамическая система

Маркс: общ-во – совокупность конфликтных соц.отношений.

Хабермас, Дюркгейм: общво – культура и жизненный (повседневный) мир

Вебер, Зиммель: нет понятия «общество», есть «социальное действие»

С обществом связано понятие социальной системы.

Соц.системы:

· взаимодействие двух людей (первооснова всех отношений)

· соц.группа (комплекс соц.взаимоотношений)

· неформальная организация

· соц.институты

· общество

1) концепции теории общества:

¾ фундаментальные объяснения соц.порядка

¾ психологическая (Гоббс, Руссо)

¾ социологическая

2) идеологические концепции общества:

¾ концепция классического капитализма

¾ концепция совершенного общества

¾ плюралистическая концепция

¾ концепция правового государства

 

(лекции Головина)

 

 

Социальные институты: понятия и основные виды.

Соц.институт – устойчивый комплекс норм, регулирующих взаимодействия индивидов в определнной сфере и удовлетворяющих их потребности. По Спенсеру: 1)домашние 2) обрядовые 3) политические 4) церковные 5)профессиональные

(лекции Орех)

Соц.институт – сложное стандартизованное объединение людей, функция которого – удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Еще функции: рутинизация соц.жизни; селективная; ленитимизирующая; интегративная.

институт Явная функция Латентная функция
семья Воспроизводство общества Социализация
экономика Производство товаров и услуг авторитет
политика Определение общезначимых целей общества Интеграция общества
право Нормотворчество Легитимация власти
религия Выработка мировоззрения Легитимация, соц.порядок
воспитание Формирование человека Самореализация человека
Образование профессия Вторичная социализация
наука познание Рационализация общества
техника Покорение природы Саореализация личности
искусство Эстетическая интерпретация реальности Самореализация
спорт Физическре развитие Интеграция общества
Свободнок время отдых  

 

Аспекты изучения институтов:

¾ Личностный

¾ Общественный

¾ Связь с культурой

¾ Материальный

Теории возниновения институтов:

¾ Бергер, Лукман: хабитуализация – опривычивание соц.действий

¾ Марио Оурио: теория воплощения идеи

¾ Философия институтов А.Гелена: соц.институты следуют из человеческй природы

(лекции Головина)

 

Социальное неравенство и стратификация. Социальная стратификация и социальная мобильность. Типы стратификации.

Социальная стратификация – неравенство, которое существует в человеческих обществах между отдельными людьми и группами людей. Стратификация может быть связана с привилегиями и особенностями, гендером, возрастом, религиозной принадлежностью, военным рангом.

Отдельные люди или группы имеют дифференцированный доступ к благам в зависимости от их положения в системе стратификации, т.е. стратификация – структурированное неравенство между группами людей. С истор.т.зр существуют 4 системы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Теории классов: Маркс – экономические факторы (средства производства); Вебер – экономические факторы+статус и партия; Эрик Олин Райт – три вида контроля над эконом.ресурсами+благоприятные отношения с власть+обладание мастерством и знаниями.

Сорокин – теория социальной мобильности.

Соц.мобильность – движение отдельных людей ли групп от одного социоэкономичесого положения к другому.

Вертикальная мобильность – движение вверх или вниз по социоэкономической лестнице: восходящая и нисходящая.

Горизонтальная мобильность – географическое перемещение людей из одних пунктов в другие, из одних регионов и городов в другие.

Интенсивность соц. Мобильности – количество слоев, которые проходит индивид за определенное время.

Всеобщность соц. Мобильности – некоторое количество индивидов, изменившее Соц.положение за некоторое время.

(лекции Орех и Гидденс)

Социальное действие, взаимодействие и социальная коммуникация.

Поведение носит реактивный характер, а социальное действие – активный.

Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

  • осмысленный характер;
  • ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Идеальные типы:

  • Аффективное
  • Традиционное
  • Ценностно-рациональное
  • Целерациональное

 

Соц.действие состоит из индивида, нормы, условий ситуации и цели.

Взаимодействие: присутствие в ситуации; взаимное влияние; активное внимание; дефицит времени; активное использование ресурсов.

(лекции Головина)

 

Социальное взаимодействие – процесс, посредством которого мы воздействуем на окружающих и вызываем ответную реакцию с их стороны. (Гидденс Социология)

Социальная коммуникация – многомерный, сложноорганизованный процесс передачи и обмена социально значимой информации между различными социальными субъектами, который способствует созданию, функционированию и поддержанию социальной целостности (социального порядка).

Подходы:

1) Объективная традиция (макросоциология):

Р.Парк: коммуникация – фактор социальной эволюции и наиболее зрелая форма социального контроля; общество как взаимодействие.

Т.Парсонс: акторы взаимодействуют в рамках символических систем культуры, включающих обобщенные нормы, значения, абстрактные культуры.

Д.Белл: эволюция способов и институтов коммуникации под воздействием «индустрии знания».

А.Тоффлер: трансформация основных характеристик общества в информационную эпоху «третьей волны».

М.Кастельс: глобаьлная компьютеризация ведет к замене традиционных интситиутов сетевыми структурами.

2) Субъективная традиция (микросоциология):коммуникация – результат взаимодействия соц.субъектов.

Символический интеракционизм (Мид, Блумер и др): кооперация – мы понимаем намерения других, а они – наши.

Гофман: порядок взаимодействия – система определенных правил, образцов и способов действия (фреймов), используемых для создания впечатления.

Щюц: коммуникация, в ходе которой осуществляется обмен субъективными образами мира и типизация сходного образа.

Гарфинкель: коммуникативные константы, делающие общение осмысленным.

3) информационный подход: коммуникация – процесс - обработки и передачи информации. Составляющие: коммуникатор-источник, сообщение (сигнал), коммуникатор-реципиент, код, канал, шум.

4) системно-кибернетический подход: коммуникация – процесс взаимодействия между коммуникаторами как элементами соц.системы.

5) семиотический подход: коммуникация – процесс образования знаков и значений, их восприятия и понимания субъектами.

6) феноменологический подход: коммуникация – живой диалог или проживание иного опыта.

7) критический подход: коммуникация – дискурсивная рефлексия.

Формы коммуникации: вербальная, невербальная, слушание.

Уровни коммуникации (Литлджон): внутриличностная, межличностная, групповая – внутригрупповая и межгрупповая, организационная – внутриорганизационная и межорганизационная, массовая. Внутриорганизационная делится на формальную и неформальную, вертикальную и горизонтальную.

(Социология под.ред.Скворцова. Глава 6 – Василькова)

Понятие социального статуса и социальной роли. Ролевой конфликт.

Статусно-ролевая концепция.

Социальный статус характеризует место или положение личности в системе социальных отношений (группах, организациях в соответствии с ее рангом) Социальный статус – показатель положения. Каждый человек обладает множеством социальных статусов (статусный набор), один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие – второстепенными. В зависимости от жизненной ситуации статусы подразделяются на приписываемые, то есть заданные внешними обстоятельствами (пол, возраст, раса, социальное происхождение) и достигаемыми, являющиеся результатом свободного выбора и собственных усилий (образование, профессия, семейное положение, вероисповедание, уровень доходов).

 

Социальная роль выражает динамическую сторону социального статуса, или нормативно одобренный способ поведения личности. Роль – это тип поведения личности, обусловленный ее статусом. Т. Парсонс: Роль есть сумма нормативных ожиданий, обращенных к индивиду, занимающем определенное положение в обществе.

 

Социальный статус реализуется как правило в системе социальных ролей - ролевом наборе. Социальные роли включают в себя, с одной стороны, нормативные требования (предписания, положения), а с другой стороны, нормативные ожидания участников взаимодействия. Ролевое поведение является результатом исполнения ролей, которому предшествуют процессы обучения и принятия ролей. В случае расхождения между реальным поведением и нормативными предписаниями и ожиданиями могут возникнуть ролевые напряженности и конфликты.

 

Причины возникновения конфликтов (по Парсонсу):

 

- когда индивид выполняет одновременно несколько социальных ролей с противоположными требованиями

- когда недостаточное ролевое обучение

- ожидания в одной и той же роли не находятся в гармонии друг с другом

 

Для предотвращения ролевых напряжений и преодоления конфликтов участники взаимодействия используют несколько процедур – рационализация, различение социальных ролей (дифференциация) и регулирование ролей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.012 с.)