Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История союзного и российского законов о сми

Поиск

Закон в деятельности СМИ

Правовое регулирование в сфере массовой информации прежде всего должно быть направлено на обеспечение, с одной стороны, благоприятных условий для функционирования СМИ как института демократии, а с другой, — охраны интересов личности, общества и государства, прав юридических и физических лиц. Право должно коснуться всех общественных отношений в данной сфере, но не обязательно в смысле их непосредственного регулирования, а в смысле, как минимум, их ориентирования на такие социальные ценности как свобода выражения мнений, политическое и идеологическое разнообразие, честь и достоинство личности, свобода критики, право на доступ к информации и т.д. В этом плане особую роль играют нормы-принципы, которые содержатся в Конституции Российской Федерации и Законе о СМИ.

Не менее важно правовое регулирование общественных отношений, субъекты которых имеют противоположные интересы в сфере массовой информации. Наглядным примером может служить вопрос о праве на доступ к информации: чиновник, естественно, заинтересован в сокрытии компрометирующих его сведений, а журналист, напротив, в их получении и распространении как способе защиты общественных интересов. Средством разрешения конфликта в данном случае может быть только правовое установление и деятельность по его реализации. При этом большое значение имеют именно процедурные нормы, содержащие организационно-юридические гарантии реализации прав, предоставленных нормами материального права.

 

На сегодняшний день сложилась достаточно крупная совокупность правовых норм, непосредственно связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации. Его ядро и основу составляет принцип свободы массовой информации (ст. 29 Конституции Российской Федерации), который играет роль структурообразующего элемента, интегрирующего различные правовые нормы в единую систему взаимосвязанных, взаимодополняемых норм, регулирующих относительно обособленную совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности СМИ как института демократии. Номинально определить данную систему в категориях теории права можно как комплексную правовую отрасль, опирающуюся на одноименную отрасль законодательства.

Необходимо подчеркнуть, что существующие ныне пробелы в правовом регулировании организации и деятельности СМИ нередко восполняются с помощью норм, чья принадлежность к классическим отраслям права может оказаться невыраженной. Так, норма о праве журналиста на запрос информации (ст. 39 Закона о СМИ) не может быть однозначно отнесена ни к одной из классических отраслей права. Именно из таких норм в первую очередь и складывается собственное «тело» права массовой информации как комплексной отрасли права. Одновременно из законодательных актов, регулирующих организацию и деятельность СМИ, складывается право массовой информации как отрасль законодательства.

». Вот пример «прямой цепочки» иерархической взаимосвязанности норм: свобода массовой информации (ст. 29 Конституции Российской Федерации) — право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию (ст. 47 Закона о СМИ) — обязанность соответствующих государственных органов и должностных лиц предоставлять экологическую информацию (Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды») — уголовная ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ). В этой «прямой цепочке» заложены основы и для «ветвления»: так, в третьем звене речь может идти не об экологической информации, а, например, о сведениях, составляющих коммерческую тайну. Соответствующим образом изменятся тогда и все последующие звенья «цепочки».

Обратим внимание на то, что в данной «цепочке» реализуются конституционно-правовые (первое звено), административно-правовые (третье звено) и уголовно-правовые (четвертое звено) отношения. Во втором звене мы имеем дело с особым видом правоотношений — массово-информационными правоотношениями. Их специфика состоит прежде всего в том, что в них информация предстает самостоятельным объектом правоотношений, а значит нуждается в специальном механизме правового регулирования.

 

Но чем же тогда является СМИ в правовом смысле? Поскольку вслед за союзным законом о печати действующий Закон о СМИ рассматривает средство массовой информации как «форму периодического распространения массовой информации», постольку было бы абсолютно некорректно рассматривать СМИ как субъект права. Правда, признание их объектом права также сталкивается с определенными трудностями.

 

В классических представлениях объектами права могут быть, во-первых, вещи, во-вторых, действия лица, в-третьих, само лицо. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 128) относит к объектам гражданских прав: а) вещи, включая деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права; б) работы и услуги; в) информацию; г) результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); д) нематериальные блага. Казалось бы, СМИ должны относиться к такому виду объектов гражданских прав как информация. Однако Гражданский кодекс конкретизирует особенности правового статуса информации лишь применительно к служебной и коммерческой тайнам (ст. 139), а также договору возмездного оказания информационных услуг (ст. 779). Можно даже предположить, что отношения между газетой и подписчиком имеют правовую природу договора возмездного оказания информационных услуг. Однако если читатель приобретает газету в розницу или получает информацию по телевидению, не внося при этом никакой платы в пользу телекомпании, то содержащаяся в ст. 779 Гражданского кодекса правовая схема оказывается неприменима.

 

Конечно, вполне логично рассматривать массовую информацию как разновидность информации, а значит как объект гражданских прав. Но СМИ — это не сама информация, а форма ее периодического распространения. И здесь мы должны обратить внимание на другой вид объектов гражданских прав, в котором принципиальное значение имеет именно форма, которая собственно и подлежит правовой охране. Речь идет об авторских и смежных правах.

 

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» авторское право распрост­раняется на «произведения, существующие в какой-либо объективной форме». Точно так же и средства массовой информации фигурируют в законодательстве именно как форма. Нельзя не обратить внимание и на то, что газеты, журналы и другие периодические печатные издания являются самостоятельными объектами авторского права (п. 2 ст. 11), исключительное право на использование которых принадлежат лицу, осуществляющему их выпуск (издание). Точно так же самостоятельными объектами смежных прав являются передачи организаций эфирного и кабельного вещания (ст.ст. 40, 41).

 

Вот почему средства массовой информации могут быть интерпретированы как объект права sui generis, сконструи­рованный как юридическая фикция. Согласно классическому определению Г.Ф. Дормидонтова, под юридической фикцией следует понимать допускаемый объективным правом «известный прием мышления, состоящий в допущении признания существующим заведомо не существующего и наоборот»1. В случае СМИ мы имеем дело именно с юридической фикцией, поскольку в реальности существует каждый отдельный экземпляр каждого отдельного номера газеты, но не существует газеты как некоего обобщенного объекта, объемлющего как все вышедшие ранее, так и все будущие номера этого периодического издания.

Закон РФ О СМИ

Принят 27 декабря 1991г. «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации».

Под информацией закон понимает любые сообщения и материалы. Массовый характер информации говорит о её доступности для неограниченного круга лиц. Даже если то или иное издание нельзя купить в киоске в зоне его распространения, должна быть потенциальная возможность для всех желающих на него подписаться. Доступность для неограниченного круга лиц к тому или иному СМИ предполагает и доступность его цены для аудитории. Периодичность выхода СМИ в свет определена в той же статье 2 Закона о СМИ – «не реже одного раза в год». При этом СМИ должно оставаться узнаваемым: иметь постоянное название, нумерацию, быть однотипно оформленным, но при этом не повторяться по содержанию. Массовая информация распространяется через СМИ, что подразумевает обязательную продажу (подписку, доставку, раздачу) печатных изданий, трансляцию (вещание) теле- и радиопрограмм. Распространение массовой информации включает в себя понятие одновременности. Это означает, что сообщения СМИ должны быть доступны неограниченному кругу лиц приблизительно в одно и то же время. И наоборот, возможность части аудитории получать сообщения по прошествии времени, когда они уже потеряли свою актуальность и новизну (т.е. распространение во времени, а не в пространстве), не должно считаться распространением СМИ.

Другая важная формулировка Закона о СМИ – определение понятия журналиста. «Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию». Главное здесь – связь с редакцией. Как только он становится связанным с редакцией любым договором (трудовым, авторским или др.), по которому обязуется редактировать, сочинять материалы, готовить фоторепортажи и т.п. – даже если обязательства по данному договору им не будут выполнены, – он всё равно считается журналистом.

Как уже было сказано в главе I, Закон не даёт понятия учредителя СМИ, но он определяет круг лиц, которые могут им стать. Учредителем средства массовой информации может быть как физическое лицо, так и юридическое. Но учредителем не может быть человек, не достигший 18-летнего возраста; человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда; душевнобольной; организация, деятельность которой запрещена по закону; и, наконец, что очень важно, учредителем не может быть гражданин другого государства либо не проживающее постоянно в Российской Федерации лицо без гражданства, т.е. иностранцы.

Наконец, под издателем Закон о СМИ понимает юридическое или физическое лицо (предпринимателя), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ. По смыслу понятие «издатель» здесь ближе понятию «полиграфическое предприятие»; на Западе понятие «издатель газеты или журнала» фактически синонимично понятию «владелец». Закон 1991 года рассматривает функции издателя в узком смысле, что, видимо, обусловлено сугубо технической ролью издательств в советское время.

Периодическое печатное издание – газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Радиотелепрограмма – совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название, и выходящих в свет не реже раза в год.

Редакция СМИ – организация, учреждение, либо гражданин, осуществляющее производство и выпуск СМИ.

Главный редактор – лицо, возглавляющее редакцию и, принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска СМИ.

Цензура – требование от редакции СМИ, журналиста, со стороны должностных лиц, власти и т.д. предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также изложение запретов на сообщения и материалы.

 

Учредитель СМИ, его роль

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного СМИ может быть орган местного самоуправления.

Не может выступать учредителем:

* гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

* объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

* гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Средство массовой информации может быть учреждено как одним, так и несколькими учредителями (соучредителями). Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. Между учредителями целесообразно заключить договор, который будет определять их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.

После государственной регистрации СМИ учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.

Учредитель СМИ:

* вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя).

* не вправе вмешиваться в деятельность СМИ, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О средствах массовой информации», уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

* может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Издатель СМИ, его роль

Учитывая то, что издатель является полноправным субъектом отношений по выпуску продукции СМИ, тесно взаимодействуя с редакцией, учредителем и распространителями в процессе своей деятельности, авторы Закона о СМИ совершенно обоснованно предусмотрели норму, регламентирующую правовой статус издателя.

Порядок приобретения и осуществления издателем своих прав и обязанностей регулируется следующими нормами:

законодательство о СМИ, которое включает Закон о СМИ и Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";

-законодательство об издательском деле;

-законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Существенным моментом является то, что на издательскую и полиграфическую деятельность, с момента вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" более не требуется получения лицензий. Исключение составляют лишь деятельность по изготовлению полиграфической продукции, защищенной от подделок, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией.

Законодатель предоставил издателю возможность совмещать свою роль с функциями других субъектов отношений в сфере массовой информации. Издатель вправе учреждать СМИ и принимать права и обязанности учредителя (соучредителя) уже зарегистрированного СМИ, выступать в качестве редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакция СМИ, ее роль

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

В течение двух лет со дня первого выхода в свет (в эфир) продукции средства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей. Перерегистрация средства массовой информации не влияет на исчисление данного срока. В случае, если учредитель прекратил деятельность средства массовой информации до истечения указанного срока, платежи взыскиваются в полном объеме за весь срок.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).

Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

 

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственный органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

• Право на жизнь

• Право на свободу и личную неприкосновенность

• Право на достоинство личности

• Право на неприкосновенность частной жизни

• Право на неприкосновенность жилища

• Право на национальную и культурную самоидентификацию

• Свобода совести и свобода мысли

• Свобода передвижения и выбора местожительства;

• Свобода выбора национальности и языка общения

• Право на судебную защиту

• Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

• Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[2])

 

• Свобода слова (свобода информации)

• Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

• Право на объединение (свобода союзов)

• Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

• Право на участие в управлении делами государства (Избирательные права) и на равный доступ к государственной службе

• Право на участие в отправлении правосудия

 

• Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

• Право на частную собственность

• Трудовые права (право на труд и свободу труда)

• Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

• Право на социальное обеспечение

• Право на жилище

• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

• Право на справедливое взимание налогов

 

• Право на образование

• Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

• Право на участие в культурной жизни

• Академические свободы

• Право на благоприятную окружающую среду

 

Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

 

Право на ответ

Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43 - 45 настоящего Закона.

Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

Возложение на редакцию обязанности предоставить гражданину возможность опубликовать ответ на компрометирующую его информацию является проявлением закрепленных в Законе принципов социально ответственной журналистики, уважения прав и законных интересов граждан. Гражданину, ставшему “антигероем” публикации, трудно тягаться с возможностями СМИ, поэтому справедливым является предоставление ему права на ответ и корреспондирующая ему обязанность редакции СМИ (в Законе или этическом кодексе) опубликовать данный ответ в том же средстве массовой информации. В Кодексе профессиональной этики российского журналиста, принятом Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года, в пункте 3 устанавливается, что “журналист прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. <...> Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати”. Право на ответ прямо закреплено как один из принципов журналистской этики.

Правом на ответ можно воспользоваться тогда, когда распространенные сведения имеют лишь один из признаков: они не соответствуют действительности или ущемляют права и законные интересы гражданина. То есть устанавливается порядок защиты своих прав и интересов в том случае, когда в СМИ распространены сведения, лишенные признаков, дающих право на опровержение.

Речь может идти, например:

* о порочащих, но соответствующих действительности сведениях (в случае, например, одностороннего освещения события, тенденциозного подбора материала, замалчивания важных обстоятельств, которые представляют события и их участников в неприглядном виде и т.п.);

* о непорочащих сведениях, но не соответствующих действительности сведениях (фактических ошибках, например в дате рождения, каком-либо факте, названии);

* непорочащих и не соответствующих действительности сведениях, распространение которых тем не менее каким-то образом ущемляет права и законные интересы гражданина.

Специальный способ защиты – ответ, как, впрочем, и опровержение, на распространенные в СМИ сведения, применяется независимо от вины лиц, допустивших распространение таких сведений.

 

Понятия деловой репутации.

Под репутацией обычно подразумевается добрая или дурная слава человека, общее мнение о ком-либо; приобретаемая общественная оценка качеств, достоинств и недостатков кого-либо.

Деловая репутация, как юридического лица, так и гражданина это - одно из условий его успешной деятельности; признания, востребованности, ведущего не только к уважению, но и достатку. «Белая» (чистая, хорошая) деловая репутация имеет определяющее значение, как для крупной, так и маленькой компании, так и для гражданина.

В условиях рынка и конкуренции, широкого предложения и спроса на квалифицированных специалистов, качественные товары и услуги - репутация высоко ценится в деловом мире.

Деловая репутация гражданина (физического лица) - характеризует его как работника (профессионала в какой-либо области), представляет собой оценку его качеств, значимых для востребованности на рынке труда. В одном из судебных решений ФАС определил деловую репутацию как «оценку профессиональных качеств гражданина и юридического лица».

В юридической литературе деловая репутация юридического лица определяется как сложившееся в предпринимательской среде мнение о деловых качествах юридического лица. Деловая репутация юридического лица является неимущественным правом, которое принадлежит юридическому лицу с момента его образования и составляет неотъемлемую часть его правоспособности (ст. 150 ГК РФ). Как подчеркнул ФАС «Деловая репутация должна быть непосредственно связана с предпринимательской деятельностью» (в этой связи в иске было отказано Департаменту федеральной государственной службы занятости населения – в виду того, что Департамент не занимается предпринимательской деятельностью). Критерий «предпринимательская» (профессиональная) – является определяющим. По одному из дел ФАС указал: «Оценив содержание оспариваемого истцом письма ответчика, суд правомерно указал на то, что содержащиеся в нем сведения не дают оценку профессиональной деятельности истца, а потому не могут рассматриваться как умаляющие его деловую репутацию».

С возникновением правоспособности, началом трудовой и иной профессиональной деятельности у физического лица складывается репутация. С момента возникновения правоспособности лица (создания юридического лица) все, что так или иначе относится к существованию такового, влияет на формирование его репутации.

Репутация формируется главным образом в процессе публичной (трудовой, профессиональной) деятельности юридического лица (физического лица), вследствие открытого распространения информации о нем, а также благодаря сведениям, скрываемым самим лицом во избежание своей дискредитации.

Важно заметить, что в силу своего содержания репутация, в отличие от таких благ, как честь и достоинство, может иметь не только положительное содержание, но и отрицательно характеризовать ее обладателя.

В условиях рыночной экономики деловая репутация приобретает особое значение как одной из условий для эффективного хозяйствования; имеет стоимостную оценку (так, например, репутация компании напрямую влияет на стоимость ее активов, курс акций на торгах и т.д.).

Понятие морального вреда

Моральный вред определяется как:

«физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на другие принадлежащие гражданину нематериальные блага».

Необходимо сказать, что понятие «физические страдания» по своему содержанию не совпадает с понятиями «физический вред» и «вред здоровью». Физические страдания - это одна из форм морального вреда. Физический вред - это «любые негативные изменения в организме человека, препятствующие его благополучному биологическому функционированию».

При причинении вреда здоровью возникают имущественные потери, и возмещение вреда осуществляется только путем взыскания убытков в виде утраченного потерпевшим заработка (иного дохода) и дополнительно понесенных им расходов.

Физические же страдания могут быть, и не сопряжены с органическими повреждениями (травмами, увечьями). Физические страдания и моральный вред лишены экономического содержания, и их возмещение носит компенсационный характер. «Компенсация» в буквальном смысле слова – это возмещение.

Содержание понятия морального вреда заключается в том, что действия причинившие вред обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную негативную психическую реакцию.

Моральный вред касается только психической сферы лица, и не затрагивает его органическую сферу.

Моральный вред - это страдания, связанные с ограничениями, вызванными внешним воздействием на организм человека. Физические страдания могут выступать как последствия причинения человеку морального вреда или как причина его. Например, нравственные переживания в связи с физической болью, связанной с причинением увечья. Компенсация морального вреда направлена на устранение этих переживаний или сглаживание их последствий. Четко видно разницу между этим способом защиты нарушенного блага и возмещение имущественного вреда, во втором случае возмещение физического вреда будет направлено на восстановление нормального функционирования организма человека, устранение внешних проявлений вреда.

Возмещение морального вреда в рамках уголовного судопроизводства является одним из наиболее интересных, спорных вопросов, вызывающих на практике много затруднений. Это связано с новизной института возмещения морального вреда для уголовного процесса, а также обширным спектром охватываемых им последствий преступных посягательств.

Итак, моральный вред - это вредное последствие преступления. Правоотношения, возникающие, в связи с осуществлением права на компенсацию морального вреда носят комплексный характер. Это выражается в том, что при возникновении этих отношений и разрешении вопросов, связанных с их реализацией, а именно вопросах об основаниях возникновения права на компенсацию, условиях компенсации, сумме компенсации, порядке выплаты ее, определении субъектного состава, используются нормы нескольких отраслей права. В частности нормы уголовного и уголовно-процессуального права, гражданского и гражданско-процессуального права.

С точки зрения уголовного процесса компенсация морального вреда - это часть уголовно-процессуальной деятельности, предназначенная для выполнения одной из целей уголовного процесса – защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.

Правовое значение компенсации морального вреда в рамках уголовного процесса можно охарактеризовать следующими особенностями:

· наличие причиненного морального вреда является основанием для признания лица потерпевшим;

· моральный вред является обстоятельством, подлежащим доказыванию и входящим в предмет доказывания в рамках уголовного судопроизводства;

· вернувшись к тому, что моральный вред - это негативное последствие преступления, можно назвать его необходимым условием защиты нарушенного права потерпевшего;

· в некоторых случаях наличие морального вреда является обязательным элементом состава преступления.

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Смежные права, их специфика

Смежные права

Это права исполнителей, производителей фонограмм и организаций радио- и телевещания.

Они являются смежными по отношению к авторским правам, т. е. это права близкие, примыкающие, связанные с авторскими. Их роль своего рода посредническая — между авторами и широкой аудиторией. Вместе с тем они являются вторичными по отношению к авторским правам, ибо обеспечивают использование произведений авторов.

Смежные права обеспечивают защиту творческого труда лиц, доносящих произведения авторов до широкой аудитории, от нелегального использования результатов их работы.

Специфика смежных прав:

1. Они связаны с использованием определенных технических устройств (поэтому они появились лишь в XX веке, с развитием технического прогресса — изобретения звуко- и видеозаписи, радио, кино, телевидения, искусственных спутников).

2. Объекты смежных прав закрепляются на материальных носителях (например, наличие записи исполнения на магнитных пленках, кассетах, видеопленках). Осуществлять исполнение возможно повторно, бесконечно, перед практически неограниченной аудиторией и б



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.017 с.)