Национальная экономика как многоуровневая сбалансированная хозяйственная система, интегрированная в мировую экономику. Вертикальные и горизонтальные связи в национальной экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная экономика как многоуровневая сбалансированная хозяйственная система, интегрированная в мировую экономику. Вертикальные и горизонтальные связи в национальной экономике.



Национальная экономика как многоуровневая сбалансированная хозяйственная система, интегрированная в мировую экономику. Вертикальные и горизонтальные связи в национальной экономике.

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространств о с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Субъект национальной экономики — органы управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования:

· фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

· денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

· политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

· внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.

В национальной экономике взаимодействуют вертикальные и горизонтальные экономические, административные, социальные, культурные и т.п. связи между людьми, взаимодействие государства и рынка. По вертикали превалируют административные отношения человека, общества и государства, но горизонтали — экономические, рыночные отношения между социальными группами, деловыми партнерами и т.п.

Единство и гармония вертикальных и горизонтальных отношений обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие страны, что предполагает соответствующую экономическую и социальную политику, использование механизмов государства и рынка. Нарушение гармонии административных и экономических отношений по вертикали и горизонтали проявляется в кризисах, росте социальной напряженности, забастовках, протестных выступлениях и т.п.


 

В данную статью расходов не включают трансферты.

Чистый экспорт - разница между объемом экспорта и объемом импорта товаров и услуг.


 

Национальное богатство: понятие и структура.

Национальное богатство -совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

Согласно современным статистическим представлениям в объем национального богатства включается:

а) нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности);

в) непроизведенные активы, в том числе материальные (земля, богатство недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы);

в) нематериальные активы (лицензии на использование изобретений, передаваемые договора и т. п.);

г) финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции, займы и пр.)

Национальное богатство состоит из различных элементов и имеет свою структуру. Элементами национального богатства является:

Основной производительный капитал - это функционирующие заводы, фабрики, производственный и технический потенциал которых создает национальный продукт.

Оборотный капитал - это произведенное и накопленное сырье и материалы, необходимые для производства. Стоимость сырья и материалов может составлять до 25% от стоимости основного капитала.

Резервы и запасы так же относятся к национальному богатству. Они есть на каждом предприятии и гарантируют непрерывность производственного процесса. Сюда же относят готовую, но нереализованную в сфере обращения продукцию, и страховые фонды.

Основной капитал, функционирующий в непроизводственной сфере. Это жилые дома и учреждения социально-культурной сферы.

Имущество населения так же входит в состав национального богатства. Все, что накоплено семьей за длительный период, позволяет ей нормально существовать и служит основой ее дальнейшего процветания, является одновременно составной частью богатства страны.

Используемые богатства природы т. е. Природные ресурсы, к которым приложен труд человека. Остальное представляет собой потенциальное богатство, которое может превратиться в реальное через какой-то промежуток времени.

Все перечисленные элементы национального богатства имеют вещественное содержание т.е. представляют материальное богатство общества. Но, с приходом научно-технического прогресса, большую роль стала играть информация и в национальное богатство были включены нематериальные элементы.

К ним относили человеческий капитал и информацию. В наше время появляется такая точка зрения, что действительным богатством страны должен стать интеллектуальный и духовный потенциал населения.

Считается, что именно он заставит развиваться экономику, политику, менять характер социальных и производственных отношений и весь облик страны. Поэтому в состав национального богатства включили человеческий капитал, впитавший в себя все достижения современной науки и техники.

Информация сама по себе тоже становится национальным богатством с появлением современной информационной технологии, основанной на компьютерной технике. Но ее ценность неодинакова для получателей: кто-то готов заплатить за нее миллионы, а для кого-то она не обладает никакой ценностью.

С ускоренным прогрессом человеческого общества и экономики были попытки включить в состав национального богатства такие элементы как, экологическая обстановка в стране, безопасность населения и др. Но нужно, чтоб они соответствовали основным признакам национального богатства: материальности, накопляемости, долговременности использования, воспроизводимости, отчуждаемости и возможности превращаться в элемент рыночного оборота.

Таким образом, современное понятие национального богатства можно определить как созданную трудом и накопленную обществом совокупность материальных и духовных ценностей, служащую основой дальнейшего развития.


 

2.5. Инвестиционный процесс в национальной экономике. Выбор эффективного варианта инвестиций.

Инвестиции - это вложения средств в основной капитал и прочие экономические объекты, требующие отвлечения на достаточно длительное время для достижения стратегических целей инвестора (получения прибыли и (или) иного полезного эффекта).

Виды инвестиций.

Реальные инвестиции – любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг для извлечения прибыли

Финансовые инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг.

Краткосрочные инвестиции – до одного года.

Долгосрочные инвестиции – больше, чем один год.

В случае прямых инвестиций подразумевается непосредственное участие фирмы-инвестора в выборе объектов вложения капитала, к ним относятся капитальные вложения, вложения в уставные фонды других фирм, в некоторые виды ценных бумаг.

Портфельные инвестиции подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника. Чаще всего это инвестиции в ценные бумаги.

функции: осуществление политики расширенного воспроизводства; ускорения научно-технического прогресса; структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства.

Основные источники инвестиций: Сбережения населения, Государственные бюджетные ассигнования,Собственные и привлеченные средства предприятий (прибыль, амортиз. отчисления, банковские кредиты),Иностранные инвестиции

Главная цель инвестиционного процесса – это вложение капитала в наиболее привлекательные объекты с целью получения максимальной прибыли или достижения социального, либо какого-то иного полезного для инвестора эффекта.

Инвестиционный процесс обладает всеми признаками си стемы: в нем всегда присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестиций), связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода), среда, в которой они существуют (инвестиционная среда).

Инвестиционный процесс - специфичный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования.

К основным субъектам инвестиционного процесса в национальной экономике относятся: государство, население, действующие предприятия, банки и прочие финансовые институты, иностранные инвесторы.

Показатели инвестиционного процесса:

¨ 1. Динамика объёма инвестиций по годам

¨ 2. Динамика доли инвестиций в ВВП (валовые инвестиции Россия - 464 млрд. долл. - 25% в ВВП, 2,82% - в мировых валовых инвестициях)

¨ 3. Производственная (отраслевая) структура инвестиций

¨ 4. Географическая структура инвестиций

¨ 5. Воспроизводственная структура - соотношение между вложениями в новое строительство, расширение и техническую реконструкцию действующих предприятий;

¨ 6. Технологическая структура – соотношение затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования;

¨ 7. Показатель концентрации инвестиций –

К= Незавершенное строительство/ ∑ инвестиции

Выбор эффективного варианта инвестиций.

С понятием выбора эффективного варианта инвестиций тесно связано понятие инвестиционного проекта.

Инвестиционным проектом называется план вложений экономических и иных ресурсов с целью получения прибыли или решения других задач (например, социальных, экологических, инфраструктурных).

Финансово-экономический

¨ Выясняющий степень эффективности инвестиций путем сопоставления затрат и выгод во времени (потоки доходов и расходов).

¨ Затраты на осуществление проекта растягиваются во времени, а доходы возникают обычно после осуществления затрат.

¨ Измеряется стоимость денег во времени. Технический прием для измерения текущей и будущей стоимости называется дисконтированием (связывает время и деньги).

 

Показатель эффективности инвестиций – чистая приведенная стоимость.

NPV = ∑ (Выгоды – Затраты) t / 1+r t - единица времени r - ставка дисконта

Эффективность инвестиций:

· Коммерческая эффективность учитывает финансовые последствия реализации инвестиционного проекта для его непосредственных участников, причем для каждого отдельно. (NPY, срок окупаемости, рентабельность инвестиций)

· Бюджетная эффективность отражает финансовые результаты осуществления инвестиционного проекта для федерального, регионального или местного бюджетов (налоговые поступления, количество рабочих мест). Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект.

Бюджетный эффектБt определяется как превышение доходов соответствующего бюджета Д, над расходами Рtв связи с осуществлением данного проекта:

Бt = Дt - Рt

§ Общественная эффективность учитывает социально-экономические последствия реализации ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и внешние эффекты – социальные, экологические и иные эффекты.


 

Г. – импорт

Машиностроительная продукция — 44,5 %, Химическая продукция — 16,3 %

Продовольственные товары и сельхозсырьё — 15,9 % (кроме текстильного)

Металлы и изделия из них 7,6 %, Текстиль, обувь – 6,2%, Прочие товары — 3,8 %

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 2,6 %, Минеральные продукты — 2,6 %

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них — 0,5 %

Основными торговыми партнерами России в 2011 году Китай, товарооборот с которым составил 88,4 млрд долларов США (99,5 % к январю-декабрю 2013 года), Нидерланды – 73,2 млрд долл.США (96,4%), Германия – 70,1 млрд долл.США (93,5%), Италия – 48,5 млрд долл. США (90,0%), Турция – 31,1 млрд долл. США (95,0%), Япония – 30,8 млрд долл. США (92,7%), США – 29,2 млрд долл.США (105,7%), Республика Корея – 27,3 млрд долл. США (108,5%), Польша – 23,0 млрд долл.США (82,4%), Соединенное Королевство – 19,3 млрд долл.США (78,7%).

Основными недостатками структуры экспорта и импорта России являются:

- значительные объемы экспорта невозобновляемых ресурсов;

- зависимость от развитых стран по вопросам инновационного развития экономики и модернизации производства;

- значительные объемы импорта товаров, являющихся жизненно необходимыми благами;

- зависимость от динамики цен на нефть, создающая большую степень риска для макроэкономики страны;

Основные достоинства экспортно-импортной структуры России:

- зависимость экономики практически всех стран мира от экспорта сырья, топливных и энергетических ресурсов из России

СТАДИИ

а) составление проектов бюджетов; б) рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете; в) исполнение законов (решений) о бюджете; г) составление и утверждение бюджетной отчетности.

Все стадии бюджетного процесса являются обязательными, время, круг участников, их полномочия и решаемые задачи строго согласованы.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов: налоги на прибыль, доход, прирост капитала, налоги на совокупный доход; налоги на имущество;· платежи за пользование природными ресурсами и др.

Из неналоговых доходов основными являются следующие виды: доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; административные платежи и сборы; доходы от внешнеэкономической деятельности и др.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; оплата по государственным (муниципальным) контрактам; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам; средства на обслуживание и погашение долговых обязательств и др.

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный:

1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды; 7) образование; 8) культура, кинематография;

9) здравоохранение; 10) социальная политика; 11) физическая культура и спорт; 12) средства массовой информации; 13) обслуживание государственного и муниципального долга; 14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и МО.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

1. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.

2. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат: заработная плата; начисления на заработную плату; приобретение медикаментов и перевязочных средств; приобретение оборудования и инвентаря; капитальный ремонт и др.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Ставка НДС (Налога на добавленную стоимость) в 2014 году.

1. Ставка НДС - 18%. Применяется чаще всего

2. Ставка НДС на отдельные группы товаров - 10%

3. Ставка НДС - 0%, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос.

Ставка ндфл в 2013 году.

3. Ставкой НДФЛ 30% облагаются доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися резидентами РФ

4. Ставка НДФЛ 15% действует в отношении: доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

5. Ставка НДФЛ 9% применяется для:

А) доходов от долевого участия в деят-ти организаций, полученных в виде дивид., физ. лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ

Ставка налога на прибыль в 2013 году.

1. С 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль - 20%

Из которых 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

2. Ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%

3. Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов - 0%, 9%, 15%

4. Размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства - 10%, 20%

5. Ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%

Ставки налогов в 2013 году при применении специальных налоговых режимов:

1. Ставка ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) - 6%

2. Ставка ЕНВД (единый налог на вмененный доход) - 15% от вмененного дохода

3. Ставка УСНО с объектом обложения доходы (упрощенная система налогообложения) - 6%

4. Ставка УСНО с объектом обложения доходы минус расходы - 15%

5. Ставка по патентной системе налогообложения - 6%

Однако законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки по УСНО (доходы минус расходы), в размерах от 5 до 15%

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов

1. Фискальная функция: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

2. Распределительная (социальная): перераспределение общественных доходов между различными категориями населения.

3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.

4. Регулирующая функция налогов. Направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

(Стимулирующая, Дестимулирующая, Воспроизводственная)

КЛАССИФИКАЦИИ НаЛОГОВ

* 1. Федеральные налоги, которые устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории РФ. (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина).

2. Региональные налоги, которые вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории (налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог).

3. Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории (земельный налог; налог на имущество физических лиц).

* Классификация налогов по способу взимания:

1) Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать (налог на прибыль организации, подоходный).

2) Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара.

3) Пошлины и сборы

* Налоги, которые платятся в бюджет делятся на закрепленные (в конкретный бюджет)и регулирующие (пропорционально распределяются).

Налоговая система – это совокупность законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также система государственных органов и институтов, ответственных за формирование налоговой политики государства.

Уполномоченные органы ( Гос.Дума РФ, Правительство, Президент, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд, МинФин, Федеральная налоговая служба, Сетная Палата, Казначейство, Прокуратура, Представительство вышеобозначенных органов на территории субъектов РФ и МО.

Общая система налогообложения (общий налоговый режим).

ОСН – понятие, существующее для совокупности законов, правил, которыми регламентируются учет и налоги предприятий различных организационных форм (ИП, ООО, ЗАО, ОАО прочих), не находящихся на специальных налоговых режимах (специальных системах налогообложения – УСН, ЕНВД, ЕСХН, Соглашение о разделе продукции).

Предприятия на ОСНО платят следующие налоги и взносы:

§ Налог на прибыль организаций (20%).

§ Налог на имущество

§ Налог на добавленную стоимость (18%, 10%, 0%.)

§ Страховые взносы за работников (34%)

§ Местные налоги

ЕНВД (Единый налог на вмененный доход, может сосуществовать с ОСН, УСН, ЕСХН): на этом режиме ОБЯЗАНЫ находиться (выбора нет!) предприятия, ведущие розничную торговлю, за исключением торговли в торговых залах свыше 150кв. м., или оказывающие бытовые услуги населению, некоторые другие виды деятельности, т.е, в основном, предприятия, непосредственно работающие с физическими лицами.

УСН (Упрощенная система налогообложения, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ одновременно с ОСН, т.е. либо ОСН, либо УСН) – это налоговый спецрежим, целью которого является уменьшение налоговой нагрузки на компании, представители малого и среднего бизнеса, а также для снижения объема работ по бухгалтерскому учету.

Объекты налогообложения:

1. Если в качестве налоговой базы выбраны только полученные доходы, то налог составит 6%

2. В том случае, когда объектом налогообложения считаются доходы, уменьшенные на объем расходов, налоговая ставка составит 15%. Стоит отметить, что субъекты РФ имеют право дифференцированные налоговые ставки для конкретных групп налогоплательщиков (от 5 до 15 процентов)

ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ одновременно с ОСН, т.е. либо ОСН, либо ЕСХН): на этом режиме МОГУТ БЫТЬ – по желанию – предприятия, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Налоговая ставка – 6%

Патентная система налогообложения. нововведения 2013

! Данный режим могут применять только ИП. Введение патентной системы налогообложения с 2013 года на территории отдельных субъектов РФ должно быть предусмотрено местными законами. Однако в четырех российских субъектах работать в рамках патента бизнесмены не смогут: Калмыкия, Северная Осетия, Чечня, а также в С.-Петербург.

Средняя численность наемных работников - 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности. Общая сумма доходов не должна превышать 60 миллионов рублей. Ставка налогообложения составляет 6%.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей.

1) в краткосрочном периоде:

Ø эффективное формирование доходной части бюджета;

Ø реализация бюджетной политики государства;

Ø принятие мер по снижению бюджетного дефицита;

Ø управление государственным долгом;

Ø сглаживание циклических колебаний экономики.

2) в долгосрочном периоде:

Ø поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

Ø поддержание полной занятости ресурсов;

Ø поддержание стабильного уровня цен.

 

Национальная экономика как многоуровневая сбалансированная хозяйственная система, интегрированная в мировую экономику. Вертикальные и горизонтальные связи в национальной экономике.

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространств о с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Субъект национальной экономики — органы управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования:

· фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

· денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

· политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

· внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.

В национальной экономике взаимодействуют вертикальные и горизонтальные экономические, административные, социальные, культурные и т.п. связи между людьми, взаимодействие государства и рынка. По вертикали превалируют административные отношения человека, общества и государства, но горизонтали — экономические, рыночные отношения между социальными группами, деловыми партнерами и т.п.

Единство и гармония вертикальных и горизонтальных отношений обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие страны, что предполагает соответствующую экономическую и социальную политику, использование механизмов государства и рынка. Нарушение гармонии административных и экономических отношений по вертикали и горизонтали проявляется в кризисах, росте социальной напряженности, забастовках, протестных выступлениях и т.п.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.103 с.)