Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективная модель национальной экономики БеларусиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные черты социально ориентированной экономической системы Каждая страна стремится к общемировым целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территория, население, природные ресурсы, климат и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития. Магистральным путем, намеченным в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, является построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство. Фундаментом построения служит действующая национальная экономическая система; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. Под системной моделью национальной экономики рыночного типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к структуре народного хозяйства, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, к хозяйственному механизму, институтам, обеспечивающим рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие. В прикладном плане — это способ организации и функционирования народного хозяйства на основе рыночных принципов, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования. Белорусская модель национальной экономической системы находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления. Типовой модели социально ориентированной экономики присущи следующие характеристики: • «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности); • макроэкономическое регулирование во всех сферах экономики и трудовых отношений (регулирование занятости); • поддержание конкурентных отношений в экономике, обеспечиваемое средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; • значительная доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»); • развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета; • высокий уровень социальной защиты. Выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики в качестве перспективной — это было стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей страны, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных государств. Перспективная модель экономики Беларуси (ПМЭ) включает следующие принципы и направления государственной политики: • общая социальная ориентация общества, государства, экономической системы; • формирование развитого гражданского общества и системы самоуправления; • приоритетное развитие человеческого потенциала; • выбор социальной ориентации рыночной экономики в качестве стратегического императива; • переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; • повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности; • интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества; • следование экологическому императиву. Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать: • преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт; • единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости; • единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом; • экономическую свободу человека и свободу экономического выбора; • равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений; • экономическое и социальное партнерство; ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния; • приоритет прав граждан; • ответственность государства перед гражданами и социальную защиту; • ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования; • сочетание свободной конкуренции с регулированием. Социально ориентированная рыночная экономика в ее зрелой стадии — это высокоэффективная экономика с развитыми предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам. Базовые принципы белорусской модели свидетельствуют о том, что наша страна выбирает собственный путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций. Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов, гаранта социальной защищенности малоимущих слоев населения и общества в целом от коррупции и криминальной среды, своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др. Предпосылки построения перспективной модели экономики Годы преобразований (особенно начало 1990-х) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок и переходных форм. В краткосрочном плане решению подлежат неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. К текущим задачам относятся: • реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры; • краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств; • максимальное использование наличных производственных мощностей; • совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности; • ориентация финансовой сферы, денежной политики на борьбу с инфляцией, укрепление национальной валюты; • сосредоточение структур экономического управления преимущественно на решении оперативных вопросов сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей. Предпосылки долгосрочного характера (базовые): 1. Инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны носить упреждающий характер. 2. Структурные преобразования. Изменения в структуре реального сектора экономики в пользу отраслей, производящих предметы потребления, в пользу сферы услуг, а также достижение и поддержание прогрессивных пропорций в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах экономики требуют существенных капиталовложений, отладки механизма трансформации сбережений в инвестиции. Столь же инерционен в своей динамике многокомпонентный располагаемый потенциал развития экономики (природные, демографические, производственные, научные, информационные, технологические и иные виды ресурсов). 3. Институциональные преобразования. Внесение изменений в законодательство, разработка и ввод в действие новых законов, утверждающих правовые нормы для становления институтов рыночной экономики (частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков и др.) — многолетний процесс. Но еще более Длительные сроки требуются для утверждения новых неформальных институтов — традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества человека и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д. В число позитивных предпосылок и конструктивных факторов формирования ПМЭ входят: • выгодное экономико-географическое положение Беларуси; • развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; • значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных полезных ископаемых; • достаточно мощная строительная база; • значительный научно-технический потенциал; • многоотраслевой промышленный комплекс; • высокий общеобразовательный уровень населения при, сравнительно низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; • комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов; • многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков; • совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления. В качестве барьеров построения ПМЭ выступают: • несовершенство законодательно-нормативной базы, в которой сегодня преобладают административные рычаги и бюрократические препоны в управлении экономикой; • недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы; • критический уровень износа активной части основных средств и устаревшие в своем большинстве производственные технологии, неразвитость инновационной и информационно-коммуникационной инфраструктур; • недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; • значительное налоговое бремя на товаропроизводителей. Приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение перспективной модели экономики, являются: • создание структурного и институционального каркаса ПМЗ; • формирование национальной инновационной системы; • реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства; • развитие человеческого потенциала; • оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики Смена базисных основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует достаточно длительного переходного периода. Диалектика развития предполагает, как минимум три стадии перехода к новой экономической системе: • стартовая — стадия преобладания элементов старой системы с ростками новых общественных отношений и структур — характеризуется постепенным демонтажем прежних институтов, сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На этой стадии еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государственной собственности; отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций; • смешанная — стадия сосуществования в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов — характеризуется в концептуальном плане как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой институциональной средой, новой ролью государства и государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной политикой. Социальная ориентация, в отличие от первой стадии, уже не является всеобъемлющей, все пронизывающей идеей, определяющей (как при социализме) построение всех государственных и общественных структур. Появляются структурированное гражданское общество и достаточно сильный и эффективный частный сектор; • зрелая — стадия преобладания правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя — характеризуется достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой с полным соблюдением ее основных принципов — свободы личности, социальной сбалансированности, развитых конкурентных условий, сильного государства, которое определяет рамочные политические и правовые условия, сотрудничает с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором. Практика формирования национальной экономики последнего пятнадцатилетия позволяет выделить следующие этапы социально-экономического развития в направлении построения ПМЭ. Первый этап (1996—2005 гг.) — создание необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось решение следующих задач: разработка необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на основе внедрения современных технологий, машин и оборудования; создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры путем приоритетного развития систем здравоохранения и образования, культуры, спорта и туризма; снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население; улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы; обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизация ситуации в проблемных регионах. Второй этап (2006—2010 гг.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа за счет роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе осуществлялась разработка законодательно-правовой базы инновационного развития, создавались основы построения новой модели белорусской экономики, предусматривающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что требовало усиления экономической функции государства. Формировались условия для перехода к активной структурной перестройке и модернизации экономики. Приоритетными направлениями были определены: развитие человеческого потенциала путем совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; инновационное, развитие национальной экономики; наращивание экспортного потенциала за счет повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села. В настоящее время формируется третий этап (2011—2020 гг.) — гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе предусматривается построение основы информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно опираться на деятельность зрелых институтов рыночной экономики, углубление структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкое внедрение достижений науки и техники, создание экологически чистых производств, ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированное развитие территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества. Практическая реализация первого и второго этапов осуществлялась в рамках Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы и программ социально-экономического развития страны на 2001—2005 и на 2006—2010 годы. Реализация третьего этапа осуществляется в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, главными целями которой являются: • рост благосостояния и улучшение условий жизни населения путем совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики; • формирование условий для развития человеческого потенциала на основе создания полноценной семьи, роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, улучшения здоровья и повышения уровня культуры и качества образования граждан; • создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования, в том числе усиление мотивации к труду и повышение ответственности работников за его результаты и качество; • совершенствование структуры экономики за счет приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологических производств с высокой долей добавленной стоимости, а также прогрессивных видов услуг; • выполнение целевых ориентиров социально-экономического развития по росту ВВП, производительности труда, объему промышленного и сельскохозяйственного производства, объему услуг, инвестициям в основной капитал, экспорту товаров и услуг и др. Приоритет социальных целей, выдвижение развития человека как цели прогресса на первый план, подход к уровню развития человеческого потенциала как к мере зрелости общества, государства, его социально-экономической политики — все это и образует содержание социального императива государственного регулирования экономического развития. Социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию; преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе: рост доходов и уровня потребления населения, повышение качества различных сторон жизнедеятельности, социальная защита граждан страны. Социальная политика охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и, искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Основными целями социальной политики являются обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, получение гарантии на оказание медицинской помощи, полноценное питание, образование, социальную защиту и др. Уровень инновационного развития экономики зависит от того, насколько эффективны воспроизводство и использование человеческого капитала. В качестве приоритета в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определено развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования. Реализация данного приоритета потребует: • формирования условий для роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан; • модернизации организационно-экономических механизмов и институтов, создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования; • построения эффективной инновационной системы; • совершенствования структуры экономики на основе первоочередного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг; • активизации инвестиционных процессов и стимулирования притока в страну прямых иностранных инвестиций; • развития интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ; • повышения эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечения сбалансированности экономики, выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 г.; • обеспечения энергетической безопасности страны.
2. Институциональные преобразования и развитие институтов рынка
Стратегической целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения природной среды. Институциональные преобразования предполагают: • изменение отношений собственности и организационно-экономической структуры экономики; • изменение роли различного типа хозяйствующих субъектов; • создание необходимых условий и форм привлечения капитала; • усиление управленческих и регулирующих функций в новых социально-экономических отношениях и др. Ключевая цель институциональных преобразований состоит в создании основополагающей системно полной совокупности институтов, необходимых для устойчивого функционирования экономики рыночного типа. Комплекс институциональных мер по формированию правового пространства страны включает два направления: 1) ликвидацию разбалансированности отдельных элементов системы законодательства, обновление устаревших правовых актов, их согласование с международными нормами в области социально-экономических и экологических отношений; 2) создание институционально-правового пространства для развития рыночных отношений, становления конкурентной среды, поддержки предпринимательства и т.д. По море формирования правового сознания и неформальных институтов рыночного типа целесообразно постепенно сокращать нормы административного регулирования экономики. Начало институциональных реформ в странах с переходной экономикой было связано с трансформацией института собственности. Трансформация отношений собственности ведет к смене ценностных (идеологических, философских) ориентиров общества. Институциональная структура национальной экономики, регулирующая нормы поведения хозяйствующих субъектов, включает две важнейшие системы - 1) систему прав собственности; 2) систему правил обмена продуктами. Собственность выступает как институт, который определяет сферу волеизъявления субъекта, ее конфигурацию и уровень защиты личности. Критерии трансформации собственности в переходный период: - экономический критерий - повышение эффективности национального производства; - социальный критерий - повышение жизненного уровня населения, развитие экономических свобод, деотчуждение и возвращение человека в экономику; - политический критерий - снятие надстроечных факторов торможения экономического развития, обеспечение политической стабилизации общества. Основные компоненты программы реформирования отношений собственности: 1) разгосударствление (деэтатизация) национальной экономики – сокращение государственного вмешательства, выведение из-под административного управления предприятий всех форм собственности, их превращение в полноценных субъектов рынка; 2) приватизация экономики – т.е. восстановление в обществе института частной собственности на средства производства; 3) плюрализм частной собственности – расширение перечня объектов и форм частной собственности; 4) обогащение форм реализации частной и государственной собственности – появление многообразных организационно-правовых форм предприятий; 5) признание прав собственника на различные экономические ресурсы – появление разнообразных форм пофакторного дохода; 6) ликвидация товарного голода – развитие полноценной личной собственности граждан. Этапы реформирования институтов собственности в Беларуси. 1) номенклатурная приватизация (1987 - 1992 гг.). В этот период «перестройки Горбачева» бюрократия и технократия делают попытку перейти от номенклатурной (обезличенной)к индивидуальной госсобственности. Прежде всего, за счет расширения прав предприятия в ценообразовании, распоряжении продукцией и т. п. Госпредприятия окружаются кооперативами, развивается аренда, что способствует первоначальному накоплению капитала. 2) этап массовой приватизации, возникновение системы легальной частной собственности (1992 - 1996 гг.). Ежегодно принимаются государственные программы приватизации. Выключается механизм чековой(бесплатной) приватизации. В Конституции РБ (1994 г.) формами собственности на средства производства признаются частная и государственная собственность. 3) реставрация «власти-собственности» (1997 - 2005 гг.). Массовая приватизация останавливается. Накладывается запрет на реализацию акций, приобретенных при акционировании госпредприятий членами коллектива на льготных условиях. Государство усиливает контроль за государственной собственностью. Нарастает давление на частный сектор, вплоть до доведения административных заданий объема выпуска. Противоречия коллективных предприятий разрешаются посредством их трансформации в ЗАО. Ряд стратегических предприятий из АХ) вновь превращается в унитарны госпредприятия. Блокируется механизм банкротства убыточных предприятий госсектора. Для этого используется ряд формальных правил, включая зачет налоговых платежей в обмен па просроченную дебиторскую задолженность, уплата налогов продукцией, погашение убытков AО за счет расширения участия государства в акционерном капитале, а также легализация неплатежей среди предприятий госсектора; 4) этап апробирования форм «новой экономики» (с 2005 г.). Дефицит бюджета и платежного баланса, а также общий дефицит накоплений в условиях нарастания технологической отсталости заставляют активизировать денежную приватизацию госпредприятий. На современном этапе признается важность процесса концентрации и централизации собственности, что отражается через принятие ряда документов, ускоряющих формирование ФПГ, холдингов и т.п. Новая редакция Закона РБ «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» вступила в силу с 1. 01. 2011 года. Изменены подходы к оценке приватизируемого имущества. Вместо прежних четырех выделены только два объекта приватизации (предприятие как имущественный комплекс и доли акций (паи)). Преобразование государственных унитарных предприятий в ОАО признано подготовительным этапом. Конкретизирована способы приватизации, включая использование аукционов. Отменена льготная продажа акций работникам предприятия. Один из основных принципов приватизации – возмездность отчуждения. Обмен акций на чеки «Имущество» завершается со дня прекращения обращения этих чеков. Становление частной собственности, служащей базисом для утверждения рыночных отношений при формировании социального рыночного хозяйства, сопровождается и дополняется адекватными процессами, происходящими во всех других составляющих рынка. Благоприятные институциональные условия предполагают, прежде всего, неприкосновенность прав собственности и эффективность механизмов, обеспечивающих переход прав на имущество, т.е. внедрение действенных рычагов защиты прав собственности, повышение роли малого и среднего предпринимательства, способствующего формированию конкурентной среды и инновационному развитию. Институты инновационного и инвестиционного развития являются основой становления рыночной инфраструктуры, обеспечивающей и поддерживающей финансовые рынки, функционирование которых в свою очередь требует наличия институтов кредитования, надзора, страхования и др. Совокупность институтов (рис. 1) образует целостную систему или институциональную среду. «Рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики: • свободы хозяйственной деятельности; • всеобщности рыночных отношений; • плюрализма и равноправия форм собственности; • саморегулирования хозяйственной деятельности; • свободного ценообразования; • самофинансирования и экономической ответственности; • гармоничного сочетания государства и рынка. Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, денежный, валютный, фондовый, товарные. Рынок факторов производства (рынок ресурсов) выполняет системообразующую функцию в рыночной экономике. Факторы производства представляют собой используемые в производственном процессе материальные блага и услуги ресурсов экономики. Обычно их делят на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Иногда, в зависимости от цели анализа, к ним относят технологию, информацию и экологию. Рынок труда является ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования. Его можно определить как многомерную, многоуровневую систему рыночных институтов, организаций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (типа профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и использования труда и выполняющих многочисленные функции как на микро-, так и на макроуровне. Это, прежде всего, условия, и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и т.д. Для эффективного функционирования рынков рабочей силы в условиях свободы предпринимательства требуется соответствующая экономическая инфраструктура. Совершенно новым явлением для переходного периода стало появление безработицы — чрезвычайно сложного по своей экономической, социальной, политической природе феномена рыночной экономики. Определенный уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка. Задача состоит в удержании безработицы на экономически эффективном и политически приемлемом уровне. С 1995 г. в Беларуси начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости. В целом ситуация на рынке труда остается стабильной, уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах (0,5 % численности экономически активного населения), однако сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии — около 78 % общего количества вакансий. Государственное регулирование занятости населения представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Перспективным является формирование в рамках СНГ, стран ЕЭП общего рынка труда. Приоритетами политики на нем должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан, признание их профессионально-квалификационного статуса и подтверждающих его документов, разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ. Рынок капитала — это рынок финансового капитала (прежде всего, кредитный рынок), т.е. финансовых средств, предназначенных для приобретения оборудования, зданий и сооружений. Рынок капитала делится на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала. Кроме того, выделяют следующие формы потоков капитала, в том числе международных: по функциональному назначению — ссудный капитал (в виде кредита) и предпринимательский капитал (в виде инвестиций); по принадлежности — частный и государственный капитал; по целевому назначению — частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции; по срокам движения — кратко-, средне- и долгосрочный капитал. Рынок ссудного капитала — это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредующий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для целей финансирования (инвестиции). Рынок ценных бумаг — часть рынка капитала, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них. Основными ценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские акценты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты. На рынке капитала аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности. Фондовые биржи, являясь частью рынка капитала, формируют на нем рынок акций и облигаций, которые будучи выпущенными и представляют собой капитал. Именно наличие и развитость рынков капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся и стран с переходной экономикой, где возможности мобилизации промышленного и торгового капиталов либо отсутствуют, либо весьма ограничены. Становление рынка капитала в Беларуси началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» и предусматривает формирование национальной финансово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондового рынков. Технико-организационную основу функционирования рынка ссудного капитала составляют Национальный банк, коммерческие банки, брокеры и другие учреждения, являющиеся посредниками в движении ссудного капитала. В настоящее время институциональный механизм включает также биржи, расчетные центры, электронные операционные системы и др. Валютный рынок — это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах; это рынок, посредством которого реализуются краткосрочные кредитные операции с валютой; официальный или неофициальный центр, где осуществляются операции по купле-продаже иностранных валют; валютная биржа. Рассмотрим архитектуру и инфраструктуру валютного рынка и перечень основных операций. Институциональными участниками валютного рынка выступают коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации (суб |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.018 с.)