Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика



В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших в первые годы суверенного существования. Основными из них являлись:

• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей производственных мощностей, больших объемах нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолженностей;

• наличие в структуре экономики значительного числа материало- и энергоемких отраслей и производств, что в новых условиях хозяйствования привело к снижению эффективности производства, его зависимости от внешних поставок постоянно возрастающих в цене топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

• технологическое отставание производственной базы национального хозяйства от экономически развитых европейских государств, высокий уровень физического и морального износа активной части основных средств вследствие недостатка инвестиций не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;

• не отвечающий современным реалиям уровень развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных с высокой долей добавленной стоимости производств.

В этих условиях стала очевидной необходимость: формирования новой структуры национальной экономики в направлении роста ее наукоемкости и техновооруженности, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевода системы управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечения на этой базе качественно новых стимулов инновационного развития; завершения начатых институциональных преобразований; создания адекватной рыночным условиям системы мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достижения радикального повышения уровня жизни населения; оптимального встраивания белорусской экономики в мировое хозяйство с использованием двух- и многосторонних связей.

При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции (между государственным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары и оказывающими услуги; между крупным и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в социально-экономическом развитии областей и г. Минска, усилить социальную составляющую.

При определении направлений структурных преобразований необходимо исходить из принципов:

• перехода на инновационный путь развития;

• многоукладное экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

• последовательной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;

• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

• социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренной динамики развития сферы услуг;

приоритетности наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ;

•гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

• экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

• рационального сочетания систем государственного регулирования и рыночного саморегулирования;

• государственной поддержки наиболее эффективных экспортоориентированных и импортозамещающих предприятий и производств.

Структурная политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесообразно сгруппировать отрасли по следующей схеме:

1. Базирующиеся на использовании региональных факторных условий и ресурсов, а также ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам.

К этой группе относятся специализированные отрасли и производства АПК (животноводство, льноводство и картофелеводство), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, транспорт. Основное направление структурной перестройки и повышения конкурентоспособности — наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения ПИИ.

2. Традиционные отрасли промышленности, которые обладают высоким научно-техническим потенциалом, способны в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, отвечающие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но в то же время нуждаются в государственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станкостроение, черная металлургия и легкая промышленность). Основные направления структурной перестройки — модернизация, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий, закупки нового оборудования, выпуск конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков.

3.Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения НТП и наиболее полно использующие человеческий потенциал страны — высококвалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших объемов инвестиций и затрат человеческого капитала группа. Она включает отрасли, разрабатывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии (прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов); производства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений, а также реализующие технологии тонкого химического синтеза, нанотехнологии, импортозамещающие; предприятия по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных; подотрасли системы образования и научного обслуживания.

Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и территориальные корпоративные объединения в форме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, кластеров, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производства, научно-технические и финансовые структуры.

Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких видов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.

Оценка структурных сдвигов производится с использованием различных показателей, таких, например, как удельный вес отрасли в объеме производства продукции комплекса, валовом внутреннем продукте; удельный вес занятых в отрасли (сфере деятельности) в общей численности занятых в экономике; доля отрасли в стоимости основных средств.

 

Динамика структуры производства ВВП Республики Беларусь (в текущих ценах), %

 

Показатель Год
Валовой внутренний продукт – всего 100,0 100,0 100,0
В том числе: сфера производства 46,1 45,8 47,2
сфера услуг 44,3 45,1 42,4
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества -3,1 -3,1 -2,4
чистые налоги на продукты 12,7 12,2 12,8

 

Региональная структура характеризует территориальные пропорции размещения видов экономической деятельности, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспечения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов и условий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на этих территориях, и, главное, — углубления территориального разделения труда.

Инновационная и инвестиционная политика

Структурная трансформация экономики осуществляется на базе научно обоснованной инновационной и инвестиционной политики — составной части экономической политики государства.

Инновационная политика — совокупность мер государственного регулирования, направленная на повышение инновационной активности и поддержку базисных (важнейших) инноваций, на формирование национальной инновационной системы. Она определяет специфический вид деятельности, связанный с внедрением результатов ИР (новшеств) и нововведений в производство, которые затем трансформируются в инновационный продукт — новые виды продукции и услуг, в новые технологии, новые формы организации труда и управления — программные продукты, обеспечивающие экономический и социальный прогресс в обществе.

Стратегическая цель инновационной политики Беларуси — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение уровня и качества жизни народа.

Основными задачами инновационной политики являются:

- построение национальной инновационной системы;

- создание благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и. социально-культурной среды;

- модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы за счет применения новых и высоких технологий;

- формирование качественно новых технологических укладов в секторах и отраслях экономики;

- достижение высокого уровня экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности;

- развитие интеллектуального потенциала и творческой активности работника.

Важнейшие параметры инновационного развития (ИР) Беларуси приведены.

 

Показатели инновационной деятельности в Республике Беларусь

 

Показатели Годы
Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности, %      
Число организаций, осуществлявших технологические инновации      
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе организаций промышленности, %     15,4     22,7     22,8
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 14,5 14,4 17,8
Удельный вес экспорта в общем объеме отгруженной инновационной продукции   50,7   62,3   64,3

 

Основными направлениями ее развития на перспективу должны стать:

• ускоренная разработка и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий;

• создание новых институциональных и организационных форм, формирование научного потенциала в крупных организациях и концернах в целях превращения их в саморазвивающиеся конкурентоспособные фирмы;

• развитие Парка высоких технологий и других инновационных центров;

• обоснование долгосрочной стратегии развития инновационной сферы за счет использования эффективных форм интеграции науки, образования и производства;

• усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны задач;

• стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма их отбора;

• первоочередная поддержка инновационных проектов, выполняемых в рамках государственных народнохозяйственных и научно-технических программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещения, ресурсосбережение, модернизацию наиболее эффективных производств.

Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Основными источниками инвестиций являются: ВВП (валовые накопления); зарубежные займы; инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения, возмещение страховых сумм), заемных финансовых ресурсов (облигации, банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств (продажа акций, паевых и других поступлений), централизованных ресурсов министерств и концернов, бюджетных ассигнований, Денежных средств населения.

Оценка современного состояния инвестиционной деятельности, цели и ориентиры Национальной стратегии (НСУР—2020) и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определяют направления инвестиционной политики страны на долгосрочный период:

• повышение инвестиционного рейтинга путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестиционных рисков;

• выделение инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;

• разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику посредством дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;

• усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;

• расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала;

• стимулирование роста объемов ПИИ и долгосрочных кредитов;

• развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами.

Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается применить на приоритетных направлениях социально-экономического развития Беларуси: модернизация производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции; увеличение объемов производства и расширение ассортимента продуктов питания; разработка и внедрение современных технологий их хранения, транспортировки, переработки и упаковки; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; развитие современных транспортных коммуникаций и сетей связи.

Реализация данных направлений должна осуществляться на основе инвестиционных проектов. К важнейшим инновационным и инвестиционным проектам относятся:

• в промышленности — модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-сельхозмашиностроения, точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) в целях увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях техники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности; производство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии). Реформирование предприятий должно включать широкий комплекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее адаптации к рыночным условиям. В качестве основных направлений комплексной реструктуризации предприятий предусматриваются перепрофилирование производства, совершенствование его организации, внедрение маркетинга, переход к новым организационным формам корпоративного управления (кластеры, холдинги и др.), внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;

• в строительном комплексе — модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций (цемент, эффективные стеновые, кровельные и теплоизоляционные материалы, столярные изделия, гипсовые вяжущие, строительное стекло, конструкции из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;

• в агропромышленном комплексе — углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофеле- и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества; совершенствование государственной поддержки и реформирование сельскохозяйственных организаций в соответствии с государственной программой возрождения и развития села;

• в системах производственной и социальной инфраструктур — реализация инновационных и инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура). Наиболее важные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основе.

Основными источниками инвестиций станут внутренние накопления — республиканский и местные бюджеты, инновационные фонды, собственные средства юридических лиц и населения (включая кредиты), ПИИ. В структуре инвестиций по-прежнему будут доминировать собственные средства юридических лиц (амортизация, прибыль) и кредиты. Расширению инвестиционных возможностей предприятий будут способствовать новая амортизационная политика, либерализация налогового режима и ценообразования, снижение инфляции.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы закономерности, основные черты и стадии перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике социально ориентированного типа?

2. Приведите характеристики перспективной модели экономики Беларуси в ее зрелом виде. Как они соотносятся с принципами белорусской модели развития?

3. Назовите политические и социально-экономические предпосылки, внешние и внутренние, общесистемные и системные условия построения перспективной модели экономики Беларуси.

4. Какие этапы построения перспективной модели экономики предусмотрены НСУР—2020?

5. Что такое социальный императив государственной политики?

6. Что означает социальный механизм развития экономики?

7. Дайте определение понятия «человеческий капитал».

8. Охарактеризуйте направления социальной политики и реформирования социальной сферы.

9. Назовите стратегическую цель и основные направления развития институциональных преобразований.

10. Какова роль институциональной структуры в развитии социально ориентированной рыночной экономики?

11. В чем заключается системообразующая функция рынков факторов производства в рыночной экономике?

12. Укажите причины, сдерживающие развитие рынка труда в Беларуси.

13. Охарактеризуйте структуру и место рынка капитала в системе рынка факторов производства и финансовых рынков.

1.4. Как оцениваются потенциал и инфраструктура валютного рынка?

15. Чем объясняется слабый рост фондового рынка Беларуси?

16. Назовите основные институты товарных рынков и механизмы их развития.

17. Раскройте содержание понятия «предпринимательство».

18. В чем состоит роль государственного предпринимательства в развитии национальной экономики?

19. Что следует понимать под государственно-частным партнерством?

20. Укажите пути решения проблем развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.

21. Назовите цели и задачи, основные принципы и критерии структурных преобразований в экономике Беларуси.

22. Охарактеризуйте цели и задачи, приведите основные направления инновационной политики Республики Беларусь.

23. Каковы сущность и важнейшие направления инвестиционной политики Беларуси, в том числе по секторам экономики, на перспективу?

 

Литература

 

1. Богомолов, О. Государственно-частное партнерство: меж­дународный опыт и российская практика / О. Богомолов // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 5.

2. Национальная программа привлечения инвестиций в эко­номику Республики Беларусь. — Минск, 2010.

3. Национальная экономика Беларуси: учебник/ В.Н.Шимов и [др.], под ред. В.Н. Шимова. – 4-е изд. перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2012.- 651с.

4. 0 развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы. — Минск, 2011.

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.

7. Структурная перестройка и конкурентоспособность экономики Республики Беларусь: проблемы и пути решения / под ред. Я.М. Александровича. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.014 с.)