Экономического развития отдельных стран с рыночной экономикой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономического развития отдельных стран с рыночной экономикой



Понятия экономической системы и экономической модели

Экономическая система – организационная форма экономики абстрактной страны.

Смысл этого понятия довольно точно передавал австрийский экономист Л. Мизес (1881-1973), заменяя словосочетание «экономическая система» словосочетанием – «система организации экономической жизни общества».

Экономическая модель (порядок) – организационная форма экономики конкретной страны. В принципе, сколько стран в мире, столько может быть экономических моделей. Но чтобы упростить их характеристику, используют их различные классификации (по разным признакам).

Современные рыночные модели экономики страны. Одна из классификаций.

– Социальное рыночное хозяйство (рыночно ориентированная социальная экономика) (Германия, Франция).

– Либеральная модель (США, Канада, Англия, Австралия, Сингапур, Тайвань, Япония).

– Социально ориентированная рыночная экономика (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды).

– Социал-демократические модели рыночной экономики (Греция, Испания, Италия).

Национальные хозяйственные рыночные системы ведущих стран мира можно разбить на две группы: те страны, которые давно захватили лидерство и считались всегда относительно развитыми – это Великобритания, США, Бельгия, Нидерланды, Германия; и те страны, которые совершили рывок на определенном этапе своего развития и вошли в число развитых стран – это Дания, Япония, Южная Корея, и др. Для Беларуси представляют интерес и те и другие страны, но особенно страны из второй группы.

Самой первой в конце XIX века рывок в своем развития совершила небольшая Дания. Эта страна на то время обошла в развитии такие крупные соседствующие с ней страны, как Германия, Швеция, Англия. Это заставило говорить об этой стране, были написаны несколько книг об экономике Дании, в том числе на русском языке. В этот период на территории Беларуси среди местных экономистов появилось много сторонников датского пути развития. Позже в 1930-е годы те из них, которые были на тот момент еще живы, были обвинены в разработке концепции «Беларусь-Дания» и в буржуазных взглядах. В те времена в качестве образца для Беларуси чаще других назывались также – Швеция, Бельгия, Нидерланды, Польша. Действительно, если смотреть вторую группу, то для Беларуси особый интерес представляют страны со схожими природно-климатическими, ландшафтными, сырьевыми, территориальными, демографическими характеристиками. К числу таких стран можно отнести в первую очередь – Швейцарию, Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Ирландию. В меньшей степени, но также представляют интерес – Япония, Южная Корея, Тайвань.

Япония. Японская экономическая модель.

Территория – 377 тыс. км² (61-я в мире). Население – 127 млн. чел. (10-е место), трудоспособное – 67 млн., 89% – проживает в городах. Уровень безработицы – 4%. Распространено пожизненное трудоустройство работника в одной и той же компании.

Расположена на большом стратовулканическом архипелаге. Практически отсутствуют полезные ископаемые. Леса покрывают 66% страны. Почвы Японии плохо пригодны для земледелия. Много озер и рек. Территория покрыта возвышенностями и низкими и средневысотными горами, которые составляют 75%.

Средняя продолжительность жизни – 82 года.

Япония занимает второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн. долларов США, и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая).

Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны.

Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.

19-е место по отношению ВВП к отработанным часам. Согласно индексу Биг-Мака японские рабочие получают самую высокую почасовую зарплату в мире.

13 место по индексу легкости ведения бизнеса.

Экспортирует транспортные средства, электронику и химические вещества, покупает за границей – станки и оборудование, ископаемое топливо, еда (в особенности говядина), текстиль и промышленное сырье.

Япония вложила много средств в строительство дорог. Имеется 1,2 млн. км. шоссейных дорог.

Единая сеть высокоскоростных платных дорог связывает крупные города страны. Развит также железнодорожный транспорт. Причем десятки железнодорожных компаний конкурируют на национальном и региональных рынках.

Япония – одна из лидирующих стран в области научных исследований, в особенности в высоких технологиях, биомедицине, роботехнике. Занимает третье место в мире по средствам, затрачиваемым на науку.

12 летнее школьное образование – с 6-ти до 18-ти лет.

Начиная с конца XIX века судебная система Японии в основном строилась на романо-германском праве, в частности на правовых системах Франции и Германии. Еще в 1896 году японское правительство создало гражданский кодекс на основе германской модели.

Япония поддерживает близкие экономические и военные отношения с США.

Из истории: После победы в японо-китайской (1894-1895) и русско-японской (1904-1905) войнах Япония обеспечила себе господство на Японском и Желтом морях и присоединила к себе Корею, Тайвань и южный Сахалин.

Япония приняла участие в Первой мировой войне на стороне Антанты.

В 1936 году Япония подписала Антикоминтерновский пакт с нацистской Германией. После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года авиацией США, а также после присоединения СССР к военным действиями против Японии, Япония подписала 2 сентября 1945 года Акт о безоговорочной капитуляции.

В 1947 году Япония приняла новую конституцию, в которой делается акцент на либеральную демократию. Оккупация Японии союзными войсками закончилась с принятием Сан-Францисского мирного договора. Позже Япония добилась рекордного экономического роста, который продолжался четыре десятилетия и составлял в среднем 10% ежегодно.

В Японии нет мусорных баков, так как весь мусор перерабатывается. Отходы делятся на четыре вида: стекло, сжигаемый, перерабатываемый и не сжигаемый мусор. Каждый тип отходов вывозят в определенный день и выбрасывать его можно только по строго отведенным числам. За нарушение процедуры - большой штраф (где-то тысяча долларов). На улицах урн также совсем нет, только специальные баки для сбора бутылок.

Япония вложила много средств в строительство дорог. Основным средством передвижения является автотранспорт, использующий около 1,2 млн. км. мощенных дорог. Единая сеть высокоскоростных платных дорог связывает крупные города страны. Налоги для владельцев автомобилей и налоги на топливо используются для поощрения экономичных технологий.

Десятки железнодорожных компаний конкурируют на национальном и региональных рынках, например, 7 компаний Японских железных дорог, Kintetsu, Seibu Railway и Keio Corporation. Больше половины железных дорог в Японии частные. Частные перевозчики отвечают за 70% всего железнодорожного сообщения страны. Около 250 скоростных поездов синкансэн соединяют главные города страны. Японские машинисты известны своей пунктуальностью. В Японии дорогой транспорт. Самый дешевый билет на метро обойдется в Br15 тыс. ($1,6)

В Японии работники получают самую высокую почасовую зарплату в мире. При этом в Японии нет гастарбайтеров. Это достигнуто простым законом: минимальная зарплата, на которую разрешено нанимать иностранного рабочего в Японии превышает средний оклад труда японца. Таким образом, для высокооплачиваемых специалистов путь в страну остается открытым, а неквалифицированный приезжий труд не демпингует зарплату местных жителей.

В Японии очень низкие пенсии. Максимальная социальная выплата бедствующим старикам составляет примерно $300. Обязательного пенсионного страхования также нет. Предполагается, что каждый японец сам должен позаботиться о своей старости.

В Японии имеется центральное отопление тротуаров и дорог, но не предусмотрено центральное отопление домов. Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогреваются тротуары и улицы. Гололеда не бывает, и снег убирать не надо. Очень удобно! В Японии нет центрального отопления. Каждый обогревает квартиру как может.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.005 с.)