Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В системе экономических наукСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение из белорусского учебника: Национальная экономика – это хозяйственная система страны, обладающая признаками суверенности, целостности, социальности и национальной ориентации. Определение из российского энциклопедического словаря: Национальная экономика – экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая совокупным экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техни-ческую и технико-технологическую, информационно-управленческую, финансовую составляющие, функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений. Охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств. Как наука – изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.). Предпосылки появления термина «Национальная экономика». В советское время вместо термина «Национальная экономика» использовался термин «Народное хозяйство». Причем, что интересно, этот термин продолжает использоваться в других странах и сегодня. Например, в Германии. (Примеч. И если погружаться в исследование этого вопроса еще глубже, то стоит отметить, что именно из Германии в середине XIX века, под влиянием трудов представителей немецкой исторической школы, этот термин тогда к нам и пришел). Обычно в литературе становление наук о национальной экономике связывают с так называемой исторической школой в экономической науке (в политической экономии). Определение из немецкого учебника: Народное хозяйство (die Volkswirtschaft) – исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. Кстати, важно помнить, что в советское время существовало понятие «Белорусский экономический район» и белорусские экономисты исследовали именно экономику Белорусской ССР. Практически все труды местных экономистов в советский период 1917-1991 гг. были посвящены проблемам развития экономики на территории белорусской республики. Поэтому традиция исследовать проблемы отечественной экономики и определять ее основные пути и направления развития зародилась в Беларуси, по крайней мере, около ста лет назад. Хотя называть экономику «национальной» – эта традиция зародилась уже в период новейшей истории, в последние 20 лет, и является, по всей видимости, отголоском процесса строительства на территории Беларуси суверенного государства. Белорусские экономисты предыдущих поколений помимо термина «народное хозяйство» использовали также термины «общественная экономика», «народная экономика». Это видно из названий их книг: Більдзюкевіч А. Асновы грамадзкай гаспадаркі. Вільня. 1926.; Довнар-Запольский М. Народное хозяйство Белоруссии в 1861-1914 гг. 1926; Стройновский В. Всеобщая экономия народов. Варшава. Пер. с польск. В 4-х т. 1817. В России в прошлые века использовался также термин – «Государственное хозяйство», в Италии – «Публичная экономика». Но смысл везде один – объектом исследования была, как и в случае с «национальной экономикой», – экономика конкретной страны. Разные трактовки понятия «национальная экономика». Многие экономисты придерживаются мнения, что такого понятия как «национальная экономика» вообще не существует, или, иначе говоря, оно имеет регрессивный характер. При этом они приводят, как правило, следующие аргументы: - Международное разделение труда и международная экономическая интеграция настолько развиты сегодня, что говорить о каких-то национальных границах в отношении экономик отдельных стран не приходится; - В экономической науке также нет сегодня таких теорий, учений и школ, которые были бы посвящены проблемам формирования «национальной экономики отдельной страны», а те, что были, например, меркантилизм, немецкая историческая школа, и др. оказались тупиковыми. Действительно при определенном толковании, понятие «национальная экономика» может входить в противоречие с такими важными для экономики любой страны процессами как – структурная перестройка экономики и реструктуризация предприятий, привлечение иностранных инвестиций, приватизация и приход в страну иностранных собственников, включение местных предприятий в производственные цепочки ТНК, в международные схемы производства, основанные на субконтрактации, аутсорсинге и логистике. Бывает, что в понятие «национальная экономика» вкладывается такой смысл, что это государственный сектор экономики, состоящий из предприятий, собственником которых является государство. В этом смысле, если например, сравнить Беларусь с Польшей, то можно было бы сказать, что наша страна в большей степени сохранила «национальную экономику», чем соседняя Польша. Поскольку в Польше на государственный сектор экономики приходится 20% ВВП и в нем занято 28% работников, в то время как в Беларуси госсектор создает порядка 60-70% ВВП и занято в нем порядка 70% работников. Однако в программе НСУР-2020 (Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь) запланировано, что к 2020 году в Беларуси на государственный сектор экономики будет приходиться лишь 30% ВВП, а остальное будет создаваться в частном секторе экономики. Значит, по крайней мере, с государственной позиции понятие «национальная экономика» так не трактуется. Хотя с консервативным пониманием терминов «национальная экономика», «национальное производство» в Беларуси можно столкнуться довольно часто. Вот пример такого высказывания: «Мы будем еще более энергично поддерживать национальное производство. Чем больше будет белорусских фирм, белорусских брендов, успешных белорусских предпринимателей, тем сильнее будет страна. Будет свое – мы защитимся, выстоим и достигнем всех наших целей». (Источник: Из выступления 1 июля 2011 г. Ссылка: http://sb.by/post/118621/). Тем не менее, сегодня в мире в чистом виде понятия «национальная экономика», «национальный производитель» практически утратили смысл. Поскольку производство товаров, как правило, носит транснациональный характер (то есть осуществляется на территориях разных стран с участием трудовых ресурсов из разных стран), а средства производства принадлежат довольно часто собственникам не из тех стран, на территории которых это производство осуществляется. Сегодня важно не то, кому принадлежат предприятия, а то, чтобы они были эффективными и конкурентоспособными. Даже в Беларуси достаточно много предприятий, которые под белорусскими брендами собирают продукцию, которая на 90% состоит из импортных комплектующих. Приведем характерный пример, сборка телевизоров на заводе «Витязь» из китайских комплектующих. В таких случаях, было бы более правильно говорить, что это не национальное производство, а китайское производство на территории Беларуси. Это, по сути, экспорт китайского капитала и приход его под видом иностранных инвестиций, под видом субконтрактных и контрактных схем организации производства, в форме создания совместных предприятий. Плохо это или хорошо? Так однозначно, сразу не ответишь. Нужно смотреть в каждом конкретном случае, что от такого производства имеет Беларусь, а именно граждане, которые проживают на территории нашей страны? На сколько выгоды от такого производства меньшие, чем если бы те же телевизоры собирались преимущественно из белорусских комплектующих. В любом случае, это лучше, чем если бы вообще не было никакого производства. Или еще один пример, – сборка грузовых автомобилей на ОАО «МАЗ» с импортными двигателями, стоимость которых составляет 30% от всей стоимости машины (хотя, имеется свой Минский моторный завод, который не смог довести свой двигатель до нужных параметров). Грузовик МАЗ с импортным двигателем, который поставляется на экспорт в другие страны, – это как минимум на 30% не отечественный автомобиль. И поставляя эти автомобили на экспорт, мы таким образом помогаем продавать иностранным производителям их двигатели, а из вырученной добавленной стоимости от этой продукции, в Беларуси оседает лишь 70%. Есть подобные примеры и обратного характера. Это когда белорусы организуют сборочные производства в других странах. Например, из белорусских комплектов собираются трактора в Азербайджане. Таким образом, может быть ситуация, когда местные заводы загружены на всю проектную мощность, но на них осуществляется лишь сборка продукции из иностранных комплектующих, и в этом случае говорить о национальном производстве не приходится, а может быть ситуация, когда местный завод открывает еще одно производство за пределами территории Беларуси, экономическая деятельность на территории страны не осуществляется, но полученная от этого производства прибыль оседает на территории Беларуси. И в том и в другом случае, номинально, производство не является национальным (в первом случае – по содержанию, во втором случае – по территориальной принадлежности). Но и в первом и во втором случае, выгода от такого производства, безусловно, имеется. А в каком случае – бόльшая, в каком – меньшая, нужно считать в каждом конкретном случае. В первом случае – это зарплата рабочим, налоги в бюджет, инвестиции в инфраструктуру, передача знаний, навыков рабочим и управленцам (трансфер технологий и инвестиции в человеческий капитал). Во втором случае – это получение прибыли собственником производства. Может быть и третий случай, когда на местном заводе собирается продукция из преимущественно местных комплектующих, в том числе собственного производства на данном предприятии. Это как раз тот случай, когда мы в чистом виде имеем – национальное производство. Но следствием такой архаичной схемы организации производства может стать выпуск неконкурентоспособной продукции, как по цене, так и по качеству. В результате завод может обанкротиться, и выгоды от его существования будут явно меньшими, чем в первом и во втором случаях, хотя он больше других имел бы право называться национальным, как – по содержанию, так и по территориальной принадлежности. Вывод: эпитет «национальный» более применим к сфере культуры, спорта, к таким понятиям, как традиции, менталитет, патриотизм, но он очень плохо применим к сфере экономики. В экономике самое главное – это производительность, эффективность, прибыльность. Именно такими понятиями нужно оперировать. Идеология экономического национализма с его торговыми войнами, протекционизмом, импортозамещением – это для стран с развитой рыночной экономикой давно уже не актуально. Сегодня эти страны интегрированы в более широкие общности, чем национальные (характерным примером здесь могут быть 27 стран Европейского Союза). В подобных наднациональных общностях не действуют прежние представления о государственном суверенитете, характерные, скажем, для XIX века. Хотя в той же Европе есть и исключения, например, – Швейцария, Норвегия, Исландия, которые сохраняют относительный нейтралитет, в том числе в экономике. Кроме того, есть исключения для многих стран (Великобритания, Польша) по отдельным направлениям и сферам экономической интеграции. С другой стороны, если смотреть с позиции наличия собственных органов государственной власти и наличия собственной территории, возможности использования властных рычагов для проведения структурных и институциональных реформ, для формирования собственной экономической модели развития, структуры экономики и поиска собственных ниш в мировой экономике, то, безусловно, «национальная экономика» есть. На то, что понятие «национальная экономика» (примеч. в смысле влияния на экономическое развитие органов государственного управления) существует, указывает и ретроспектива экономического развития Беларуси. Так, в истории Беларуси были периоды, когда наша территория вырывалась вперед, или наоборот отставала, в уровне экономического развития, по сравнению с соседними странами в своем регионе.
К вышесказанному можно добавить, что в вузах России, Украины, Китая, Болгарии, Вьетнама готовят студентов по специальности «национальная экономика». Термин «национальная экономика» используется практически во всех странах Европейского Союза. Исследовательские Институты национальной экономики имеются в Италии (Istituto Nazionale di Economia), Дании (Institut for Nationaløkonomi), Болгарии (University of National and World Economy, UNWE) и других европейских странах. В Хорватии выходит научный журнал под названием «Национальная экономика». В экономическом университете в Братиславе (Словакия) имеется факультет национальной экономики. В сложных условиях глобализирующегося мира внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения внутренних потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из государств Содружества. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики. Общесистемные, или макросистемные, предпосылки, задаваемые обществом в целом и внешними вызовами, носят конституционно-правовой,мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества). Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 года, в качестве общесистемных условий стратегического характера определены: построение унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь); формирование современного гражданского общества; создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Мировоззренческой и идеологической основой общесистемных предпосылок служат новая цивилизационная стратегия, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, а также новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности. Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентаций народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципов социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах. Системные предпосылки, обеспечивающие целостность национальной экономики, включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой. Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается созданием единой институционально-правовой среды, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, деятельность реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией, гражданским, банковским, налоговым, таможенным и другими кодексами, а также законами Республики Беларусь. К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Так, республика располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим имеются и устойчивые негативные аспекты (несовершенная структура воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др.), которые должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной хозяйственной системы. Наконец, последняя группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий для достижения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики и ее компонентов на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования, перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной ее структур. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития — обязательная предпосылка эффективного хозяйствования. Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими и упреждающими условиями, с другой — постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране. Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации. В экономической истории Беларуси, так же как и в мировой, четко прослеживается действиепринципа исторического детерминизма: развитие экономической науки и реализация ее положений в макроэкономической политике определяются состоянием общества и решаемыми практическими задачами. С середины XIX в. и до начала Великой Отечественной войны территория современной Беларуси находилась вначале в составе Российской Империи, позже – Польши, затем – СССР. Приграничное расположение белорусских земель препятствовало притоку в страну крупного промышленного капитала как с запада, так и с востока. А в связи с тем, что таможенная граница Российской империи проходила не на территории Польши, а между Полыней и Беларусью, европейский капитал «поднимал» промышленность в Варшаве, Лодзи, Белостоке. Беларусь же оставалась сельскохозяйственным регионом: доля сельского хозяйства в ВВП превышала 60 %, агрохозяйства формировались преимущественно по хуторской системе. В 1920-е гг., в период НЭПа, на базе Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках такими учеными, как Г. Горецкий, А. Смолич, С. Жданович, Я. Кисляков и другими, являющимися представителями признанной в мире организационно-производственной школы, основанной российскими исследователями А. Чаяновым, А. Челинцевым, Н. Макаровым и Н. Кондратьевым, проводились исследования, развивающие положения пространственной экономики. Они были направлены на рационализацию деятельности крестьянских хозяйств с учетом природно-исторических, экономических и географических условий, на оптимизацию размещения агрохозяйств, осуществление экономического районирования. Впоследствии белорусские ученые разработали концепцию «Беларусь-Дания», предполагающую использование в местных условиях передового опыта европейских стран (Дания, Бельгия, Голландия) с высокоразвитым сельским хозяйством при сохранении хуторской системы и частной собственности. Данная концепция опиралась на исторически сложившиеся социально-экономические условия, но не вписывалась в новую систему планового хозяйства и потому не была реализована. Широкомасштабная индустриализация белорусской экономики как части единого народнохозяйственного комплекса СССР началась у нее после Великой Отечественной войны. Построенные в послевоенный период минские автомобильный и тракторный заводы, металлургический завод в Жлобине, нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия в Новополоцке, Мозыре, Могилеве, Гродно, приборостроительные заводы в Минске и Витебске определили впоследствии новое лицо республики как «сборочного цеха» советской промышленности. Подавляющее большинство вновь созданных предприятий использовали сырье и комплектующие из-за пределов Беларуси, за ее пределами потреблялась и выпускаемая продукция. До настоящего времени нет единого мнения о том, являются ли крупные сборочные предприятия благом или обузой для современной белорусской экономики, но очевидно, что сложившаяся к 1991 г. структура промышленности предопределила основные ее проблемы и повлияла на выбор новой модели социально-экономического развития республики. В число известных ученых-экономистов советского периода следует назвать В.Л. Томанхенича, изучавшего проблемы индустриализации белорусской экономики; В.П. "Уварова, организовавшего современную белорусскую научную школу политической экономии и истории экономических учений; B.C. Маврищева одного из основателей научно-педагогической школы методологии оценки и повышения эффективности социально-экономических систем; II.И. Ведуту – основоположника школы экономико-математического моделирования в Беларуси; М.С. Кунявского – первого из отечественных экономистов, проводившего исследования в области формирования рыночных отношений и предпринимательства, развития малого бизнеса. Обретение Республикой Беларусь реального национального суверенитета в 1991 г. (25 августа 1991 г. Декларация о государственном суверенитете от 27.07.1990 г. получила статус конституционного закона) проходило на фоне глубокого экономического кризиса, называемого переходным. Среди причин его возникновения ключевую роль сыграли неэффективность административно-командной экономики, смена теоретической парадигмы развития, разрыв хозяйственных связей с поставщиками сырья и покупателями продукции белорусских предприятий, оказавшимися теперь за рубежом. Большинство стран Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР столкнулось с аналогичными проблемами при переходе от централизованно управляемой к рыночной модели экономики и прибегло к применению в макроэкономической политике рецептов неоклассиков. Эти рекомендации, объединенные термином «шоковая терапия», предполагали проведение приватизации государственной собственности в кратчайшие строки, реорганизацию предприятий путем их разукрупнения, отказ от государственного регулирования рынков товаров (цепового регулирования), труда (государственной поддержки занятости). В некоторых странах, например Польше, Венгрии, Эстонии, подобные шоковые мероприятия на фоне кредитной поддержки со стороны международных финансовых организаций прошли успешно; в ряде постсоветских государств (Россия, Украина, Молдова) они привели к социальной напряженности и длительному экономическому спаду. На начальных этапах переходного периода Беларусь следовала неоклассическим рецептам, снижая участие государства в управлении экономикой. К середине 1990-х гг. стало очевидно, что в белорусских условиях продолжение реформ в этом направлении может вызвать экономический коллапс, поскольку основу хозяйственного комплекса республики составляют крупные экспортоориентированные предприятия, мощности которых многократно превышали потребности внутреннего рынка. Конкурентоспособность этих предприятий по сравнению с зарубежными компаниями была значительно ниже, их разукрупнение влекло за собой риск банкротства, а инвестиций для создания нового промышленного комплекса не существовало. Таким образом, выбор концептуальных подходов к развитию экономики был продиктован жизненной необходимостью, т.е. исторически обусловлен: в середине 1990-х гг. только государство могло взять на себя функции гаранта социальной стабильности, коренным образом изменив макроэкономическую политику. Несмотря на сложные условия переходного периода для научной системы страны, ученые, НИИ, вузы внесли и продолжают вносить свой вклад в решение проблем становления национальной экономики. Речь идет о формировании отечественных научных школ и их участии в подготовке важнейших стратегических и тактических документов развития экономики страны. Позитивные традиции белорусской экономической школы – целостное видение национальной экономики как единой системы, конкретно-исторический подход к анализу процесса воспроизводства в его единстве, государственное мышление, владение современной методологией создания прогнозов и программ по решению стратегических проблем экономического развития и выработке экономической политики – нашли отражение в подготовке многих правительственных документов. В их числе: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года (и до 2020 г.), Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, Концепция и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы (и до 2010 г.), Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001–2005 годы, Концепция и Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000, 2001–2005, 2006–2010 годы, программы по другим секторам и сферам деятельности (структурной перестройке, приватизации, местной и легкой промышленности и т.д.), Национальная программа развития экспорта, Национальная программа развития туризма, Комплексный прогноз HTII до 2020 года (и до 2025 г.), Концепция национальной инновационной системы (НЙС) Беларуси и разработанная на ее основе Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, ежегодные Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь и ряд других. В последние годы в стране сложились и действуют научные школы по устойчивому развитию, национальной экономике Беларуси. По обоим направлениям в ВГЭУ, БГУ, Академии управления при Президенте Республики Беларусь созданы научно-педагогические структуры и преподаются соответствующие учебные дисциплины. В НАН Беларуси получили развитие инновационные научно-практические центры по ряду отраслей народного хозяйства, в БГУ ведутся исследования и разработки по экономико-математическому моделированию и т.д. Ученые НИИ и вузов принимают активное участие в подготовке проектов законодательных актов и проведении экспертиз прогнозов и программ социально-экономического развития Беларуси. Научное сообщество, научные школы и исследовательские центры стремятся своевременно и адекватно реагировать на возрастающую сложность проблем развития социума, взаимодействия государства, экономики и науки на основе поиска новых методов научного исследования, техники проведения комплексных НИР на базе междисциплинарных, синергетических подходов, способных адекватно отражать те социально-экономические процессы и взаимосвязи, которые не удается в полной мере описать классической и неоклассической экономической теорией. К 2002 г. в науке и практике страны сложились основные черты белорусской модели развития, т.е. государственной экономической политики с сильной социальной составляющей, важной ролью государственных регуляторов, избирательной приватизацией и многовекторностыо внешнеэкономических связей. Начиная с 2008 г., правительство постепенно ликвидирует старые институты, препятствующие предпринимательству и инновациям, и создает новые. В частности, отменен закон о «золотой акции», предоставляющий государству право участия в управлении крупными акционерными обществами; в малых городах и сельских населенных пунктах установлен режим льготного налогообложения; определены важнейшие меры стимулирования деловой активности и разлития предпринимательской инициативы, предусматривающие переход к рыночным механизмам ценообразования, исключение протекционизма во внешней и межрегиональной торговле, обеспечение электронной государственной регистрации бизнеса, гарантирование права частной собственности и необратимости приватизации государственного имущества, упрощение налогового законодательства и снижение налоговой нагрузки. Таким образом, реализуемые в стране меры по либерализации экономики на данном этапе ее развития в целом обоснованы положениями новой институциональной экономической теории. Важно также учитывать тот факт, что в статистике, используемой международными организациями, в названии ряда показателей употребляется эпитет «национальный». В частности, валовой национальный доход (ВНД), система национальных счетов, национальный уровень цен, национальное богатство, национальная валюта, и др. Поэтому важно то, какой смысл вкладывается в понятие «национальная экономика». Этот смысл может существенно отличаться. В итоге это понятие может быть как «анахронизмом», являясь признаком «мракобесия» и «ретроградства», так и вполне приемлемым, подчеркивающим национальные особенности, традиции и колорит. Кроме того, важно учитывать, что в названии дисциплины помимо словосочетания «национальная экономика» присутствует еще одно, не менее важное, словосочетание, – это «экономика Беларуси». Это второе словосочетание – «экономика Беларуси» – берет в расчет не признак «национальности», а признак «привязки к территории страны». Например, это значит, что успех любых предприятий в Беларуси, кто бы ни был их владельцем (белорусы или иностранцы), – это в интересах самой Беларуси и ее граждан. Именно на этом словосочетании нужно больше акцентировать внимание. При изучении данной дисциплины мы будем понимать под «национальной экономикой» (это будет также предметом данного курса) – изучение экономики определенной территории (в данном случае – Республики Беларусь) и возможностей организовать экономическую жизнь на этой территории наилучшим образом. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики: - Наличие собственной территории, органов государственного управления. - Наличие инфраструктуры, техники и технологий, предприятий и отраслей экономики – в качестве отправной точки. - Наличие населения, и в особенности трудовых ресурсов. Причем не просто трудовых ресурсов, а высококвалифицированных и высококультурных людей в стране. - Наличие программы развития страны. Наличие собственной национальной валюты не является необходимым условием функционирования национальной экономики. Более 40 стран в мире не имеют собственных национальных валют. Часть из этих стран, такие как Панама, Пуэрто-Рико, Гаити, и др. пользуются долларом США, другая часть – пользуется региональными валютами (17 стран еврозоны – евро, 14 африканских стран – франк, 8 стран Карибского бассейна – карибский доллар). Черногория, Косово – используют в качестве национальной валюты евро, хотя не приняты в еврозону. Самоа, Гаити, Гуам, Панама, Пуэрто-Рико – используют доллар США. Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия – Восточно-карибский доллар. Бенин, Буркина – Фасо, Кот дивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того – Франк КФА ВСЕАО. Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Южная Африка – Франк КФА ВЕАС. Источник: http://www.forex-money.org/nacionalnie_valiutnie_simvoli_marketiva.html
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.019 с.) |