ТОП 10:

Курса лекций по истории беларуси



Курса лекций по истории беларуси

Авторы : ст. преп. Артемчик В.В.

Доц. Лопацкий Ю.Н

Доц. макарова С.Е.

Доц. моргунов А.Н.

 

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_______________А.А. Катькало

«_____»______________2005.

Рабочая программа

дисциплины «История Беларуси» для специальностей

1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-36 01 03 «Технологическое оборудование машиностроительного производства», 1- 26 02 03 «Маркетинг»., 1-36 01 01 «Технология машиностроения», 1-37 01 02 « Автомобилестроение», 1-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей», 1-36 11 01 «Подъемно-транспортные строительные, дорожные машины и оборудование», 1-54 01 02 «Методы и приборы контроля качества и диагностики состояния объектов», 1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации», 1-53 01 05 «Автоматизированные электроприводы», 1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство, 1-70 03 01 «Автомобильные дороги», 1-36 01 06 «Оборудование и технология сварочного производства».

Факультет Автомеханический, Электротехнический, Экономический, Строительный, Машиностроительный

Кафедра гуманитарных дисциплин

Дневной факультет все специальности кроме 1- 36 01 01 (сокр.) и 1- 36 01 06 (сокр.) Специальности 1- 36 01 01(сокр.) – Технология машиностроения и 1- 36 01 06 (сокр.) —Оборудование и технология сварочного производства.   Заочный факультет все специальности  
Курс 1 Семестр I Лекции 36 Семинарские занятия 30 Экзамен I Всего часов 92 Курс 2 Семестр Ш Лекции 36 Семинарские занятия 30 Экзамен Ш Всего часов 92 Курс I Семестр I Лекции 4 Семинарские занятия 4 Экзамен I Всего часов 8

 

Могилев 2005г.

 

Рабочая программа составлена на основе типовой рабочей программы по истории Беларуси для высших учебных заведений. Минск, 2000г. Утверждена 24.01.2000г.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

Гуманитарных дисциплин пр. № 14 от 23.05.06 г.

 

1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

 

1.1. Цель преподавания дисциплины

Целью изучения курса является изучение основных направлений развития истории Республики Беларусь и наиболее важных исторических событий с древнейших времен до современности. Необходимость изучения курса диктуется как потребностями повышения общеобразовательного и культурного уровня, так и необходимостью патриотического воспитания студенческой молодежи.

Место курса в системе гуманитарных дисциплин: данный курс имеет тесную взаимосвязь с такими учебными дисциплинами как философия, история культуры Беларуси, религиоведение, культурология, социология, политология.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Студент, изучавший дисциплину, должен знать:

– основные понятия курса;

– этапы развития исторического процесса на территории Республики Беларусь;

– современные проблемы Республики Беларусь

 

Студент, изучавший дисциплину, должен уметь:

– делать научно-обоснованный анализ событий и явлений истории белорусского народа;

– понимать логические взаимосвязи между событиями политической, социальной, экономической жизнью белорусского этноса;

– использовать знания по истории Беларуси для обоснования современных тенденций развития и их проявлений в развитии РБ.

 

 


2 Содержание дисциплины

2.1 Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.

 

Введение (установочная лекция)

Место и роль исторической науки в современном обществе. Содержание и структура курса «История Беларуси».

 

Тема 2.1.1 Великое переселение народов и Беларусь

 

2.1.1.1. Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Беларуси.

2.1.1.2. Начало расселения славян и их появление на территории Беларуси. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.

 

Тема 2.1.2 Становление христианской цивилизации в Европе и Беларуси

2.1.2.1 Происхождение христианства. Славяне и христианство.

2.1.2.2 Княжества на территории Беларуси. Западные Земли Руси и Киев.

2.1.2.3 Социально-экономическое развитие западных земель Руси.

2.1.2.4 Духовная жизнь восточных славян. Культура Беларуси (IX –XIIIвв.).

 

Тема 2.1.3 Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (втор.пол. ХIII-первая пол. ХVIв.).

2.1.3.1 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ.

2.1.3.2 Органы государственной власти , их эволюция и функции. Статуты ВКЛ.

3.1.3.3 Социально-экономическое развитие ВКЛ. Социально-политический развитие городов.

3.1.3.4 Взаимоотношения ВКЛ с Московским великим княжеством и Польшей.

 

Тема 2.1.4 Консолидация белорусской народности. Духовная жизнь, культура Беларуси в эпоху Возрождения.

2.1.4.1 Ведущие факторы консолидации белорусского народа.

2.1.4.2 Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ.

2.1.4.3 Брестская церковная уния.

2.1.4.4 Культура Беларуси в XIV-XVI вв.

 

Тема 2.1.5 Беларусь от Люблинской унии (1569 г.) до разделов Речи Посполитой (конец XVIII века).

2.1.5.1 Создание Речи Посполитой. Люблинская уния.

2.1.5.2 Государственно-правовое положение ВКЛ в Речи Посполитой.

2.1.5.3 Политический кризис Речи Посполитой в ХVIII в. Раздел Речи Посполитой.

2.1.5.4 Конституция 1791г. Второй раздел Речи Посполитой.

2.1.5.5 Попытки национал-патриотов возродить независимость Речи Посполитой. Окончательный раздел Речи Посполитой.

 

Тема 2.1.6 Рождение индустриальной цивилизации и ее влияние на Беларусь (первая половина XIX века).

2.1.6.1 Основные направления политики Российского самодержавия.

2.1.6.2 Особенности социально-экономического развития Беларуси в составе Российской империи.

2.1.6.3 Становление белорусской нации.

2.1.6.4 Культурная жизнь. Развитие научных знаний о белорусском народе.

 

Тема 2.1.7 Беларусь в период становления буржуазного общества (вторая половина XIXв.- февраль 1917г.). Борьба за демократию и национальное возрождение.

2.1.7.1 Аграрная реформа 1861г. и механизм ее реализации на Беларуси.

2.1.7.2 Буржуазные реформы 60-70-х и контрреформы 80-90-х годов, особенности их проведения на Беларуси.

2.1.7.3 Сложности перестройки экономики Беларуси на капиталистический путь. Столыпинские реформы.

2.1.7.4 Революция 1905-1907гг. на Беларуси.

2.1.7.5 Первая мировая война и Беларусь.

2.1.7.6 Социально-экономический кризис в России и февральская революция 1917г. Особенности двоевластия в Беларуси.

 

 

Тема 2.1.8. Беларусь в период Октябрьской революции и гражданской войны. Становление нового уклада жизни

2.1.8.1 Октябрьская революция и установление Советской власти в Беларуси.

2.1.8.2 Белорусское национальное движение после Октябрьской революции. Провозглашение Белорусской Народной Республики.

2.1.8.3 Создание БССР.

2.1.8.4 Советско-польская война Рижский мирный договор. Второе провозглашение БССР.

 

Тема 2.1.9.Беларусь в межвоенный период (1921-1941г.г.)

 

2.1.9.1 Переход к НЭПу, его особенности .

2.1.9.2 Индустриализация. Технический прорыв в 30-е годы.

2.1.9.3 Осуществление политики коллективизации и ее последствия для БССР.

2.1.9.4 Общественно-политическая система БССР в 20-30-е годы.

 

Тема 2.1.10. Беларусь в период соревнования мировых сверхдержав.

 

2.1.10.1 Положение народного хозяйства БССР в первое послевоенное десятилетие; пути и методы восстановления экономики.

2.1.10.2 Развитие промышленности, сельского хозяйства в 70 – 80-е годы ХХ века.

2.1.10.3 Общественно-политическая жизнь во второй половине 40-х – начале 80-х годов XX века.

 

Тема 2.1.11 К новой модели общественного устройства (80-е годы ХХв.) –2 ч.

2.1.11.1 Нарастание кризисных явлений в СССР, странах социализма на рубеже 70 – 80-х г.г. Концепция перестройки.

2.1.11.2 Начало процесса демократизации в БССР. Гласность и идеологический плюрализм.

2.1.11.3 Изменения в духовной жизни белорусского народа в конце 80-х годов. Национально-культурное и духовное возрождение.

 

 

Тема 2.1.12 Путь к суверенитету и государственной независимости Беларуси (1991-2006 гг.)

2.1.12.1 Усиление движения за национальное возрождение Беларуси. Законодательное оформление независимости Республики Беларусь.

2.1.12.2 Трудности и сложности экономических реформ 1992 – 1994 гг. Коррекция программы экономического развития в 1995г.

2.1.12.3 Референдумы 1995 и 1996 годов. Конституция Республики 1994г. с изменениями и дополнениями.

2.1.12.4 Союз Беларуси и России.

2.1.12.5 Торгово-экономические и научные связи РБ с государствами СНГ, европейскими и другими странами.

2.1.12.6 III Всебелорусское собрание. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг.

 

2. 2 Семинарские занятия, их содержание и объем в часах:

И Беларусь - 2ч.

Общественный строй.

На территории Беларуси славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев. На территории Беларуси балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне смогли включить в состав своих племенных союзов племена балтов, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из стадий этногенеза белорусов. На территории Беларуси образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.

Возникновение союзов племён свидетельствовало о переходе от кровного или мифического родства как консолидирующего фактора к территориальному единству (этап, предшествующий появлению государства). Политическая власть, охрана порядка, защита территории принадлежали вождю, совету старейшин и полноправным мужчинам. Решения племенного центра были обязательны для выполнения на периферии. Расселение славян на больших территориях в окружении местных балтских племён только содействовало усилению территориальной консолидации славян и быстрому вызреванию государственности, которая формируется у них уже в период колонизации Северо-восточной и Юго-восточной Европы.

Происходит переход от кровно-родственной общины к территориальной (соседской). Соседская община обладала собственностью на землю, пастбища, леса, но не могла претендовать на результаты индивидуального труда общинников, что способствовало накоплению богатства в наиболее удачливых семьях и увеличивало их влияние.

Восточнославянская колонизация Восточной Европы ускорила процесс разложения родоплеменного строя и переходу к государственности. Кроме того, балто-славянское смешивание при доминировании славянского начала повлияло на процесс этногенеза белорусов – этноса, который доминирует на этой территории до наших дней.

Брестская церковная уния.

Брестская церковная уния

Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. Идея унии появилась еще в период раскола христианской церкви на православную и католическую (1054 г). В середине ХV в. на Флорентийском соборе провозглашена уния, объединявшая два направления христианства, однако она не была поддержана православным населением ВКЛ. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть видела возможность объединения всего населения страны с помощью единой религии – католичества. Католическое руководство надеялось на победу над православием и расширением своего влияния в Восточной Европе. Руководство православной церкви надеялось через унию вернуть себе ведущее положение [8, С. 78 – 82; 10, С. 129 - 136].

В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви. Предусматривалось признание верховной власти Ватикана и католических догматов при сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках.

Инициатива со стороны католической церкви была поддержана многими руководителями православной церкви ВКЛ, в частности епископом Ипатием Потеем, ставшим одним из организаторов унии.

Подготовка унии продолжалась 5 лет, было подготовлено 8 вариантов текста. Ее возглавили епископы владимирский и брестский, И. Потей, луцкий и острожский К. Терлецкий. На первом этапе их подержал весьма авторитетный в православном мире магнат К. Острожский. Были выработаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в Ватикане.

6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было сформировано новое направление в христианстве – униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность, юлианский календарь, традиционные праздники, но признавало верховенство католического вероучения. Так началась крупная церковная реформа, которая повлекла за собой переориентацию духовной жизни Беларуси с Востока на Запад и преобразование многих сторон жизни общества.

В конце ХVΙ в. – первые десятилетия ХVΙΙ в.в. униатство как новая религия нередко навязывалась силой: закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. Уния не объединила, а разъединила людей. Убит один из униатских епископов И. Кунцевич, который жестокими методами вводил новую веру в Полоцке и Витебске.

Правящие круги Речи Посполитой изменили тактику: остановили давление на православную церковь. Судьбу униатства определил выбор народа. В условиях давления со стороны московского православия и польского католицизма он остановился на униатстве как наиболее отвечающим его национально – культурным запросам. В униатских церквях более широко, чем в храмах других компрессий, использовался белорусский язык. На рубеже ХVП-ХVШ в.в. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу ХVШ в. достигло 2/3 населения, в основном крестьян [2, С. 197 - 199].

Создание БССР.

Белорусская Советская Социалистическая Республика была провозглашена в Смоленске 1 января 1919г.

Среди политических предпосылок провозглашения белорусской советской государственности можно выделить следующие:

- наличие белорусского национального движения, которое высказывалось за создание белорусской государственности (Первый Всебелорусский съезд в Минске 15 декабря 1917г., конференция белорусских коммунистических секций РКП(б) в Москве 21-23 декабря 1918г.);

- образование Белорусской Народной Республики, руководство которой поставило целью добиться международного признания и не признавало единовластия большевиков, соответственно была необходимость создать белорусское государство, политические лидеры которого выступали бы за построение коммунизма;

- возрождение Польши, которая не признала территориальных разделов последней трети 18в. и ставила целью возврат, захваченных Россией земель и восстановления границ 1772г. Это требовало создание некого коммунистического буферного государства, которое бы заявляло о своих правах на территории, на которые претендует Польша.

Левое крыло белорусского движения консолидировалось вокруг Белнацкома – белорусского отдела Народного комиссариата по делам национальностей Российской Советской Социалистической Республики. Белнацком был создан в феврале 1918г. Советом Народных Комиссаров РСФСР и крайне отрицательно относился к деятелям БНР, считая их контрреволюционерами. Возглавили Белнацком Александр Червяков и Дмитрий Жилунович. Инициаторами создания Белнацкома выступили члены Белорусской социал-демократической рабочей партии (БСДРП), возникшей осенью 1917г. на базе петроградской организации БСГ, отличавшейся левыми взглядами. В апреле 1918г. БСДРП преобразовалась в белорусскую секцию Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)).

25 декабря 1918г. правительство (Всероссийский центральный исполнительный комитет) РСФСР, принимая во внимания внешнеполитические проблемы, направило в Облисполкомзап телеграмму с разрешением на создание белорусского социалистического государства.

30 – 31 декабря в Смоленске Облисполкомзап проводит VI Северо-Западную областную конференцию РКП(б), было принято решение создать Коммунистическую партию большевиков Беларуси и провозгласить советскую Беларусь в границах Смоленской, Витебской, Могилёвской (Гомель был уездным городом могилёвской губернии), Минской и Гродненской губерний и белорусских частях Виленской и Черниговской губерний. Председателем Цэнтрального бюро КП(б)Б стал один из руководителей Облисполкомзапа – Александр Мясников.

1 января было провозглашено Временное рабоче-крестьянское правительство во главе с Д. Жилуновичем, тогда же вышел «Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси». В манифесте провозглашалось, что рабочие, крестьянская беднота и красноармейцы Беларуси становятся свободными и полноправными хозяевами свободной независимой Белорусской Социалистической Республики. Все буржуазные правительства, «где бы их власть не сохранялась, будь то поганая Рада, немецкое оккупационное начальство, польское и украинское посягательство – считаются свергнутыми и провозглашаются, со всеми членами и сторонниками... врагами, заслуживающими беспощадной революционной кары». [История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец – Мн.: Амалфея, 2000. с. 342]

16 января 1919г. ЦК РКП(б) принял решение об отторжении в пользу РСФСР восточных губерний БССР (Смоленской, Витебской и Могилёвской).

2-3 февраля 1919г. под руководством А. Мясникова состоялся Первый Всебелорусский Съезд Советов, на котором присутствовало около 230 депутатов, была принята Конституция БССР и одобрено решение о объединении Беларуси с Литвой в Литовско-Белорусскую ССР, что означало фактическую ликвидацию БССР.

Главной причиной образования «Литбела» объявлялась необходимость объединения усилий Литвы и Беларуси для противостояния польской агрессии.

27 февраля 1919 г.на объединённом заседании ЦИК Литвы и Беларуси было создано правительство, что свидетельствовало о образовании нового государства. Председателем Центрального исполнительного комитета Литовско-Белорусской ССР стал Казимир Циховский; Винцас Мицкявичус-Капсукас занимал посты Председателя Совета Народных Комиссаров Литовско-Белорусской ССР, Председателя Совета Обороны Литовско-Белорусской ССР, Председатель ЦК Компартии (большевиков) Литвы и Беларуси.

Хотя Литбел провозглашалась преимущественно на территории белорусских губерний (Виленской, Гродненской и Минской), но в её руководстве преобладали поляки и литовцы, белорусов представлял только один человек, рабочими языками были – польский, русский и литовский. По мере наступления польских войск перемещалась и столица Литбела: Вильно, Минск, Смоленск, который уже являлся территорией РСФСР. С августа 1919 г. Литовско-Белорусская ССР уже была государством-фантомом.

В целом можно отметить неуклонное стремление большевиков-белорусов к утверждению белорусской социалистической государственности в интересах трудящихся, которые, не смотря на противоречивую политику, проводимую в отношении Беларуси Российской коммунистической партией большевиков, добились провозглашения БССР 1 января 1919г. и восстановления её государственности 31 июля 1920г.

Октября 1920 г. подписано перемирие, но польские войска продолжают наступление и 15 октября снова захватывают Минск. 17 октября Польша приступила к мирным переговорам (в Минске). 20 октября 1920г. фронт стабилизировался.

18 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и УССР (БССР делегировала свои права делегации РСФСР) с одной стороны, и Польшей — с другой.Война окончилась.

Согласно договору советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «Керзона линии»: к Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии;обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны; Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины.

Х – нач. 80-х годов ХХ в.

В послевоенные годы сохранялась тоталитарная политическая система, которая сложилась в 20 – 30 –е года.

Первым шагом в общественно-политической жизни после войны стали выборы в Верховный Совет БССР (1947г), местные советы (1948г). Они прошли при высокой активности избирателей.

Но, к великому сожалению, Беларусь покрывает новая волна репрессий – очередные аресты, ссылки, ограничения на некоторые виды деятельности. Они продолжались до 1953 г. Необоснованно были репрессированы по политическим мотивам тысячи людей, которые позже были реабилитированы.

В 1951 г широкий отзвук получило «дело Саевича». Нарком просвещения Беларуси был обвинен в сговоре с югославскими ревизионистами. Абсурдность обвинения была очевидна, но Саевич был осужден на десять лет. Были осуждены на различные сроки Дубовка, Александрович, Граховский, Прудников и др.

Таким образом, репрессии были направлены главным образом на интеллигенцию, т.к. в ее среде рождались идеи обновления общества. Обоснование репрессий против интеллигенции содержалось в Постановлении ЦК ВКП (б) “О журналах ”Звезда” и “Ленинград”1946г. Здесь критиковалась творческая деятельность писателей, поэтов, театров за низкий идейно-художественный уровень, аполитичность, низкопоклонство перед западом.

В работе литературных журналов “Беларусь”, “Полымя” был выявлен ряд “безыдейных” и “идеологически вредных” произведений.

Началась борьба с, так называемым, космополитизмом, низкопоклонством перед западом. Началось преследование видных ученых, научных направлений (генетика), вернувшихся военнопленных.

Сложная ситуация сложилась в Западной Беларуси. Здесь имело место вооруженная борьба против Советской власти военизированных групп. Жертвами этой борьбы становятся партийные и комсомольские активисты, учителя, военнослужащие. Только летом 1946г. бандиты провели 120 убийств, 190 грабежей, 18 разбоев[15].

Таким образом, обстановка в Западной Беларуси вызывает недоверие власти к некоторым местным жителям (бывшим партизанам, священникам и т.д.). Необходимо отметить, что бандиты действовали не только на территории Западной Беларуси, но и в целом по всей территории. Но они не ставили политических целей. Это был просто грабеж и насилие.

Смерть Сталина (5.03.1953 г.) способствовала обновлению общества. Этот процесс получил название “Хрущевская оттепель”. На ХХ съезде (1956 г.) были вскрыты причины культа личности и показаны негативные процессы в обществе.

Предпринимаются действия по совершенствованию политической системы:

- 1953-1956гг. расширяются права союзных республик, что способствует их суверенитету. Республики могли утверждать планы производства, распределять все виды промышленной продукции, ряд предприятий союзного подчинения передаются в республиканское подчинение.

- В первой половине 60-х годов возрождается территориально-производственный принцип построения государственных организаций.

- Провозглашается программа построения коммунизма (1961г. ХХII съезд КПСС). Но она принималась без достаточной оценки объективных условий.

Со второй половины 70-х годов концепция построения коммунизма получает свое продолжение в концепции развитого социализма.

В конце 50-х гг. Верховным Советом СССР принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного просвещения». Началось проведение реформы школы. Вводится восьмилетнее и одиннадцатилетнее образование. Создаются школы-интернаты, школы-продленки. Утверждаются новые учебные планы, программы, учитывающие научно-технические достижения. Для совершенствования производственного обучения создаются мастерские и учебные кабинеты. Еще одна реформа школьного образования проходит в конце 60-х – начале 70-х гг. Она предполагает переход к всеобщему среднему образованию. Растет число средних специальных учебных заведений, увеличивается подготовка молодежи, которая получает высшее образование с 10 тыс. в 1960 г. до 31,9 тыс. в 1985 г.[16]

Значительные успехи приходятся на развитие науки. Осуществляется ее интеграция с производством, создаются научно-производственные объединения, расширяется сеть исследовательских институтов, динамично развивается процесс подготовки научных кадров.

Растет число культурно-просветительских учреждений. Они организовывали лекции, спектакли, концерты и другие мероприятия среди населения.

Значительных успехов достигает белорусская литература за счет плодотворного труда писателей всех поколений. Раскрывается талант таких мастеров слова как: С. Греховский, В. Дубовка, А. Адамович, В. Быков, И. Шемякин, И. Мележ, М. Танк, К. Крапива.

В середине 60-х годов в стране произошла очередная смена власти. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. Начались крупные преобразования в с/х и промышленности, государственном руководстве. Однако эти новации не были долговременными. Происходит откат к методам административно-командной системы.

С 1965 по 1980 гг. партийную организацию Беларуси возглавил П.М. Машеров. Он внес весомый вклад в развитие экономики, культуры, науки. После его трагической гибели, КПБ с 1980 по 1983 возглавлял Т.Я. Киселев.

В 70-х 80-х годах ограничивается инициатива Советов, происходит “огосударствление” профсоюзов. Они становятся одним из звеньев партийно-государственной системы. Формализм и показуха характерны для деятельности комсомола наряду с идейно-политическим и патриотическим воспитанием молодежи.

Добросовестный труд не получал достойного вознаграждения. Проявлялась “уравниловка” в оплате. Падала производственная дисциплина.

Таким образом, общественно политическая жизнь в стране характеризовалась относительным потеплением политического климата и демократизацией. С другой стороны - новыми деформациями, всевластью партийно-государственной бюрократии.

 

Референдумы 1995 и 1996 гг.

С целью обеспечения эффективной государственной политики Президентом А. Лукашенко была проведена реформа системы исполнительной власти. В начале 1995г. была создана вертикальная структура власти. Она включала исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах.

Между тем в обществе продолжались политические разногласия и борьба.

Важным этапом борьбы между властью и оппозицией стали парламентские выборы, назначенные на 14 мая 1995г. Для участия в выборах оппозиционные партии организовали предвыборный блок, но победить на выборах не смогли. Президент инициировал проведение в один день с парламентскими выборами республиканского референдума.

На референдум были вынесены следующие четыре вопроса:

1 о придании русскому языку равного статуса с белорусским;

2 о введении нового государственного флага Республики Беларусь и Государственного Герба Республики Беларусь;

3 об одобрении действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;

4 о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривали возможность приостановления полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

Эти вопросы получили поддержку граждан Республики Беларусь.

В голосовании приняло участие 64,8% избирателей, имевших право участвовать в референдуме. По первому вопросу положительно ответило 83% избирателей, по второму вопросу – 75,1%, за одобрение действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией проголосовало 83,3% избирателей, по четвертому вопросу положительно проголосовало 77,7%, принявших участия в референдуме.

В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референдума была введена новая государственная символика, сняты ограничения в использовании русского языка, более интенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.

Летом – осенью 1996 г. в Беларуси обострился конфликт из-за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом. Постепенно он приобрел характер конфронтации. Каждая из сторон предлагала вынести на референдум свой вариант поправок к действующему с 1994 г. Основному Закону. Согласно президентскому проекту, многих властных полномочий лишался Верховный Совет, согласно позиции парламента – упразднялся даже президентский пост.

В июне 1996 г. Президент внес в Верховный Совет предложение о референдуме по вопросам, которые касались, в том числе, и проблем, закрепленных в Конституции.

1 О перенесении национального праздника с 27 июля (День провозглашения суверенитета в 1990г.) на 3 июля (День освобождения Минска Красной Армией в 1944г.).

2 О свободном обороте земли.

3 Об отмене смертной казни.

4 О принятии новой редакции Конституции Беларуси 1994г.

В условиях обостренной конфронтации в обществе, попыток оппозиции сорвать референдум, а так же неудачной попытки провести Верховным Советом 20 ноября процедуры импичмента Президенту 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум.

За принятия Конституции Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями (новой редакции Конституции Республики Беларусь) проголосовали около 5,2 млн. человек, или 70.45% граждан, внесенных в списки для голосования.

Республика Беларусь – это президентская республика с точки зрения формы правления. Президент является гарантом Конституции, прав человека и гражданина. Исполнительную власть возглавляет Премьер-министр. Новая редакция Конституции расширила права и полномочия Совета Министров.

Вместо однопалатного Верховного Совета был сформирован двухпалатный парламент – Национальное собрание, который состоит из Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (по 8 человек, избранных от каждой области и г. Минска, и 8 человек, назначаемых Президентом).

 

Союз Беларуси и России

Особое значение Республика Беларусь уделяет установлению тесных отношений с Россией. В феврале 1995 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. На его основе были заключены соглашения о таможенном союзе, совместных действиях в охране государственной границы, созданы белорусско-российские финансово-промышленные группы.

29 марта 1996 г. подписан Договор о расширении и углублении экономической интеграции четырех стран – Беларуси, России, Казахстана, Киргизии.

2 апреля 1996 г.подписан Договор о Сообществе суверенных государств - Республики Беларусь и Российской Федерации. Договор обеспечивал гражданам равные права в получении образования, защите здоровья, трудоустройстве, оплате труда, законодательстве. Был создан Высший Совет Содружества.

Важным шагом на пути дальнейшего углубления интеграции двух государств стало подписание 2 апреля 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России.

25 декабря 1997 г. подписана Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Было высказано обоюдное желание двигаться к договорному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза. Эти документы, благодаря настойчивой работе министерств и ведомств, были воплощены в конкретные решения. Было подписано свыше 20 межправительственных и межведомственных договоров по различным направлениям сотрудничества.

Это дало возможность двум государствам 8 декабря 1999 г. подписать Договор о создании Союзного государства. Данный Договор обеспечивает мирное и демократическое развитие двух народов, проведение социальной политики, направленной на создание условий для достойного и свободного развития граждан государств.

Создание Союзного государства предполагает сохранение своего суверенитета. На территориях государств-участников продолжают действовать конституции и национальные законодательства.

Основные политические вопросы остаются в исключительной компетенции государств-участников. По вопросам совместного сотрудничества решение не может быть принято, если одно государство проголосует против. За каждым государством-участником сохраняется право свободного выхода из союзного государства. Основными принципами союзного государства являются суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав человека, сотрудничество и взаимопомощь.

Отличие данного Договора от договоров 1996 и 1997 годов о Создании Сообщества и Союза Беларуси и России заключается в том, что теперь четко определяется и закрепляется компетенция Союзного государства. В его исключительное ведение передаются положения по созданию единого экономического пространства, по функционированию объединенных государственной и энергетической систем, разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства.

Система органов Союзного государства состоит из Высшего государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда и Счетной палаты. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств и руководители обеих палат парламентов.

В 2000 г. подписано межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы. Для проведения единой налоговой политики министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения.

Союзное государство провозглашено как социальное, что предполагает проведение согласованной социальной политики.

Таким образом, всеми структурами власти проделана огромная работа по устранению препятствий, мешающих сближению двух государств.

 

5 Торгово-экономические и научные связи с государствами СНГ, европейскими и другими странами.

 

С принятием 27.07.1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР начался постепенный переход к самостоятельному осуществлению внешнеполитической деятельности. Проводится многовекторная политика.

В декабре 1991 г. по решению руководителей стран СНГ Минск стал официальным местом, где располагались координирующие органы Содружества.

14 февраля 1992 г. руководители СНГ подписали в Минске декларацию о сотрудничестве в рамках этого государственного объединения, о согласовании действий в проведении экономических реформ, соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государству, если они были вывезены без их согласия.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.109.82 (0.032 с.)