ПО Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПО Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А



УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО “ВГУ им. П.М. Машерова”

(проректор по учебной работе)

 

_____________________

(И.О. Фамилия)

“_____” ______________2012 г.

 

Регистрационный № УД-__________/баз.

 

 

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ

(название экзамена)

 

 

Программа

Государственного экзамена

 

для студентов специальности 1- 86 01 01-02социальная работа

( социально-педагогическая деятельность)

 

 

2012 г.


 

Программа составленана основе «Образовательного стандарта РБ. Высшее

образование. 1 ступень. (спец. 1-86 01 01 Социальная работа (по

направлениям)» ОСРБ 1-86 01 01 – 2008 и предназначена для студентов,

обучающихся по специальности 1-86 01 01 «Социальная работа»

Составители:

Г.А. Качан, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогической работы ВГУ им.П.М. Машерова;

С.Д. Матюшкова, старший преподаватель кафедрысоциально-педагогической работы ВГУ им.П.М. Машерова;

И.В. Шабашева, преподаватель кафедры социально- педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

 

 

Рецензент(внутренний): В.В. Тетерина , кандидат педагогических наук , доцент кафедры педагогики УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

 

 

Рекомендована к утверждению:

Кафедрой социально-педагогической работы

 

(протокол № 4 апреля 2012 );

 

Научно-методическим советом УО “ВГУ им. П.М. Машерова”

(протокол №___ от ________________);

 

Ответственный за редакцию ________________________________________

 

Ответственный за выпуск___________________________________________


 

ПО Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

 

В современном стремительно меняющемся мире социальная работа стала одной из важнейших гуманитарных профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества. Профессионализм специалиста по социальной работе складывается из профессиональных знаний, умений и навыков, фундамент которых закладывается в период обучения в высшем учебном заведении.

Освоение образовательных программ высшего профессио­нального образования завершается обязательной итоговой аттеста­цией выпускников, обучающихся по всем формам получения выс­шего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация специалиста социальной работы проводится в соответствии с требованиями «Образовательного стандарта РБ. Высшее образование. 1 ступень. (спец. 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям)» ОСРБ 1-86 01 01 – 2008 и включает выпускную квалификационную (дипломную) работу и государственный экзамен по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации.

Целью итоговой государственной аттестации является уста­новление соответствия между требованиями государственного об­разовательного стандарта по специальности 1-86 01 01 «Социальная работа» и фактическими знаниями, навыками и умениями выпуск­ников, полученными в процессе освоения образовательной программы в период обучения в Витебском государственном университете им. П.М. Машерова.

Целью итоговой государственной аттестации является установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических и практических знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне.

Общие требования к уровню подготовки выпускника

Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин создающих теоретическую базу знаний и практические навыки по специальности.

Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать современные социальные проблемы в настоящем и в исторической перспективе общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности.

Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским,
русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

В рамках соответствующего направления социальной работы выпускник должен владеть конкретными навыками и умениями оказания социальных услуг пользующихся спросом среди отдельных клиентов и социальных групп, обеспечивающих конкурентоспособность специалиста на рынке труда в данной отрасли.

 

Требованияк академическим компетенциям

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

· владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

· владеть исследовательскими навыками;

· уметь самостоятельно оказывать социальную помощь и обслуживать различные категории населения в соответствии с направлением социальной работы, положенным в основу приобретенной квалификации, разрабатывать социальные профилактические
программы;

· иметь навыки пользования техническими устройствами, применяемыми для установления психофизиологических качеств клиента, реализации индивидуальной программы выбора профессии, социальной реабилитации при различных ограничениях жизнедеятельности, ведущих к социальной недостаточности; современными технологиями поиска информации, работы с компьютером;

· иметь навыки проведения коррекционных методик и тренингов, применяемых в социальной работе;

· иметь навыки применения литературного и специального языка;

· быть способным повышать квалификацию в течение всего периода работы но специальности.

Требований к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

· гражданскую ответственность и этическое сознание, основанное на общечеловеческих нормах морали;

· социальную компетентность;

· чувство эмпатии и способность к доброжелательному отношению к клиенту;

· готовность и умения к формированию собственного этического сознания и этического сознания подчиненных до уровня убеждений и потребности в этических действиях;

· коммуникативность;

· необходимый уровень личного физического состояния и психологического здоровья;

· адекватную оценку собственной деятельности;

· конструктивное профессиональное общение в коллективе.

Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в социально-педагогической деятельности:

· осуществлять педагогическое взаимодействие в учебных и трудовых коллективах;

· оценивать взаимодействие в сообществах с точки зрения педагогических норм и принципов;

· оценивать педагогический потенциал клиента, прогнозировать развитие его воспитательного и образовательного потенциала;

· выявлять и анализировать педагогические потребности клиента;

· варьировать специфику педагогического взаимодействия в соответствии с возрастными и статусными особенностями клиента;

· осуществлять педагогический анализ развития личности;

· корректировать педагогическое взаимодействие в семье;

· формировать установку на ответственное родительство;

· осуществлять планирование педагогической работы в различных типах учреждений с учетом особенностей клиента;

· осуществлять педагогическую диагностику и педагогическое консультирование, оказывать помощь в жизненном самоопределении и самоактуализации.

в социально-психологической деятельности:

· диагностировать психологические особенности личности,

· оценивать уровень психологического развития личности с учетом возрастных периодов;

· анализировать особенности девиантного поведения подростков и других категорий населения и давать рекомендации по их коррекции;

выявлять неблагоприятные психические состояния и провоцирующие их факторы;

· взаимодействовать с психиатрической службой в случае необходимости консультации психиатра;

· осуществлять психологическое консультирование;

· осуществлять психологическую коррекцию кризисных и других неблагоприятных психических состояний;

· формировать тренинговые группы по направлениям и осуществлять в них коррекционыую работу;

· организовывать и проводить социально-психологическое исследование.

в психолого-педагогической деятельности:

· использовать психолого-педагогические знания в социальной работе;

· определять цели, задачи и содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях социальной защиты и реабилитации;

· применять психолого-педагогические методы и технологии в решении профессиональных задач;

· осуществлять психологический анализ социально-педагогической деятельности,

· разрабатывать программы развивающего обучения детей с особенностями психического развития;

· организовывать взаимодействие психолого-педагогических структур в учебно-воспитательном процессе в учреждениях образования;

· оказывать дифференцированное психолого-педагогическое воздействие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей личности.

в медико-социально-профилактической деятельности:

· применять в практике социальной работы Международную классификацию ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности;

· использовать в практической деятельности социальную сущность определения здоровья, регламентируемую Уставом Всемирной организации здравоохранения;

· анализировать значение социальных детерминант здоровья с учетом социальных теорий медицины и выдавать рекомендации по их коррекции;

· анализировать социальные составляющие, входящие в сферу социальной медицины, используя их для социальной зашиты человека через профилактику болезней, обусловленных социальными факторами;

· формировать и осуществлять планы работы в соответствии с требованиями общественной социальной защиты населения;

· использовать в практике профилактики болезней цивилизации индивидуальные особенности клиента, касающиеся его конституции и темперамента;

· осуществлять социальные мероприятия по снижению распространенности в обществе поведенческих факторов риска основных неинфекционных заболеваний (употребление алкоголя, курение табака, гиподинамия, психологический стресс);

в организационно-управленческой деятельности:

· работать с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность в социальной сфере, прежде всего деятельность в области социальною обслуживания, социальной защиты и социального страхования;

· контролировать и поддерживать учебную, трудовую и производственную дисциплину;

· составлять документацию (графики работ, расписания, планы, заявки, деловые письма и т.п.). а также отчетную документацию по установленным формам;

· взаимодействовать со специалистами смежных профессий, совместно решать задачи основной деятельности,

· анализировать и оценивать ход и результаты деятельности в социальной сфере,

· взаимодействовать со сторонами - участниками деятельности по социальному обслуживанию, социальному страхованию и организации социальной помощи различным группам населения;

· готовить доклады, аналитические и информационные отчеты, материалы к научно-практическим конференциям и семинарам;

· владеть современными средствами коммуникаций;

· пользоваться современными информационными ресурсами;

· обобщать и систематизировать опыт организации социальной работы;

· применять различные виды анализа к явлениям социальной сферы (системный, исторический, сравнительный, логический) и предлагать программы улучшения основных показателей деятельности социального учреждения;

· уметь собрать социальный анамнез, сформулировать социальный диагноз с учетом ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, составить и реализовать на практике индивидуальную программу реабилитации личности.

В социально-реабилитационной деятельности:

· обеспечивать социальный блок работы в деятельности медико-социальных экспертных комиссий;

· формулировать социальный диагноз с учетом ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, исходя из соответствующей международной классификации;

· выполнять социально-реабилитационные функции в бригадной фирме организации реабилитационной работы;

· разрабатывать и обеспечивать реализацию социального блока индивидуальной программы реабилитации;

· проводить информационную работу в обществе по социальным проблемам реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе с лицами, имеющими особенности психофизического развития;

· обеспечивать профессиональную диагностику и профориентацию лиц с ограничениями жизнедеятельности.

 

 

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в со­став государственной аттестации, допускаются лица, успешно за­вершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности 1-86 01 01 «Социальная работа» в соответствии с избранной специализацией.

При условии успешного прохождения всех видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается квалификация «специалист по социальной работе» по специальности «социальная ра­бота», с соответствующей специализацией и выдается диплом госу­дарственного образца о высшем профессиональном образовании.

Целью государственного экзамена по «Истории, теории и технологии социальной работы» является установление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне. В соответствии с этим программа составлена на базе программ специальных дисциплин («Теория социальной работы», «история отечественной и зарубежной социальной работы», «Социальная геронтология», «Технологии социальной работы» определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.

Самостоятельная подготовка к государственному экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и закрепление, углубление и самопроверку приобретенных знаний.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:

· сущность феномена, лежащего в основе проблемы;

· место и роль феномена в жизнедеятельности общества, сис­теме социальной работы, его взаимосвязь с другими феноменами;

· основные характеристики феномена (детерминанты, стати­стические и другие данные), характеризующие его масштабность и зна­чимость;

· исторические, правовые, экономические, психологические и другие аспекты феномена;

· категориальный аппарат, используемый при изучении фено­мена;

· наиболее значимые подходы к определению и изучению фе­номена, важные исследования и достижения в данной области;

· основные способы и направления разрешения индивидуаль­ной и социальной проблематики, вызванной наличием данного фено­мена, с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта;

· перспективы развития феномена.

 

Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия) по образованию в области социальной работы, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточно для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт.

Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экза­мену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изуче­нии различных феноменов, а значит уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного фено­мена, с другой - дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкрет­ной деятельности специалистов могут стать доказательством его про­фессиональной компетентности.

Сдача экзамена проводится в устной форме по экзаменационному билету, который содержит два теоретических вопроса из разных разделов программы.

При ответе на каждый вопрос, поставленный в экзаменационных билетах, выпускник должен продемонстрировать свои знания комплекса учебных дисциплин, что позволит вынести заключе­ние об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

Ответы на государственном экзамене должны свидетельствовать о глубокой гуманитарно-социальной, общенаучной и общепрофессиональной и специальной подготовке выпускника, об осознании им закономерностей развития как отдельной личности, так и политических, социальных и экономических процессов в обществе, характере их влияния на человека, определенные социальные группы, о знании особенностей, закономерностей функционирования системы социальной защиты и социального обслуживания населения.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование /А.В. Мартыненко.- М.:, Наука, 1999

2.Основы социальной работы : Учебник /Под ред. П.Д.Павленок.-- М., 2003

3. Социальная работа /Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов на/Д: «Феникс», 2003 . – 576 с.

4.Социальная работа: теория и практика: Учеб пособие / Отв.ред. оф. Е.И.Холостова , проф. А.С.Сорвина . – М.: ИНФРА-М,2001-427 с.

5.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.-432 с.

5.Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М,2001. – 400 с.

7.Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М.: Академический проект,2000.- 496 с.

8.Теория социальной работы: Учебник \Под ред.проф. Е.И.Холостовой.- М.: Юристъ, 1998.- 334 с.

9. Кунгурова, Н.И., Терехов, В.К. Социальная работа/- Мн.: МФЦП, 2007

10.Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2000.-416 с.

11.Холостава Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми :Учеб. пособие. – М.:Дашков и К, 2002,-296

12.Теория социальной работы: Курс лекций /авт.-сост. Г.А. Качан. –Витебск:Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007

13. Холостова, Е.И. Социальная работа.- М.: ,2004

14. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы /И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010 г.- 388с

15.Социальная работа: теория и организация: Учеб. Пособие /П.П. Украинец, С.В.

 

 

Предмет и задачи курса

Предпосылки возникновения технологий социальной работы. Глобальные проблемы человечества: экономические; экологические; демографические (неравномерный рост населения); нарушение генофонда; увеличение количества человек, находящихся за чертой бедности и другие.

Понятие технологии, социальной технологии, технологии социальной работы. Сопоставление понятий «социальная технология» и «технологии социальной работы»: социальная технология - технологии, касающиеся всех социальных процессов в обществе; технология социальной работы - объектом исследования является конкретные социальные процессы на всех уровнях.

Различные подходы к технологизации социальной работы:

· социальная работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, интуиции и личного обаяния социального работника. Не все действия социального работника можно технологизировать;

· технологизация будет стимулировать достижения поставленные цели. Абстрактный язык науки, отражающий закономерности развития общества будет переведен на конкретный язык решений, нормативов и так далее.

Необходимые условия для технологизации социальной работы:

· объект воздействия должен иметь признаки социальной системы, то есть быть сложным;

· должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения и функционирования;

· возможность формализации реально происходящих процессов и представление их в виде операций;

· возможность воспроизводства и повторение операций, процедур и показателей в новых условиях.

Основные этапы разработки технологий социальной работы: теоретический, методологический, процедурный.

Характеристики технологии социальной работы: динамичность, непрерывность, цикличность, дискретность.

Технология социальной работы как учебный предмет: цели, задачи, структура курса.

Технологический процесс в социальной работе. Сущностная характеристика технологического процесса: устойчивая, повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом.

Основа технологического процесса: алгоритм действий, операций (программа решения задач).

Компоненты технологического процесса:

· Операция – это простейшие действия, которые направлены на достижение конкретной, осознанной цели.

· Инструментарий – это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность клиента.

Этапы технологического процесса: формулирование цели воздействия; выработка и выбор способов воздействия; организация воздействия; оценка и анализ результатов воздействия.

Технологическая последовательность решения социальных проблем: предварительный этап, целеполагание, этап обработки информации, этап процедурно-организационной работы, контрольно-аналитический этап.

Социальная адаптация

Понятие «адаптация», «социальная адаптация».

Уровни социальной адаптации: общество (адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества); социальная группа (адаптация человека в социальной группе); сам индивид (стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки).

Виды социальной адаптации: производственная, профессиональная, политическая, экономическая, бытовая, досуговая, управленческая, психологическая, педагогическая и т.д.

Сложности в понимании социальной адаптации объясняется взаимодействием двух структурно сложных систем – личности и социальной среды. Социальная адаптация – это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. Социальная адаптация формируется по двум основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном.

Типология личности: личность с положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями; личность с отрицательной направленностью, с устойчивой антиобщественной индивидуальной направленностью, отрицательными взглядами и установками. Типология социальной среды: микросреда с положительной направленностью; микросреда с отрицательной направленностью.

Механизмы социальной адаптации: первый тип, второй тип (в двух вариантах), третий тип. Псевдоадаптация. Социальная адаптация как двуединый процесс, в ходе которого субъект испытывает воздействие со стороны социальной среды и сам активно воздействует на внешнюю среду.

Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов. Формы проявления адаптационных процессов: стихийное, сознательная, комплексное (характеризуется равным соотношением стихийного и сознательного протекания адаптационных процессов). Стадии социальной адаптации: начальная; терпимость; приспособление; полная адаптация. Особенности технологии социальной адаптации.

 

Социальная реабилитация

Понятие «социальная реабилитация».

Принципы социальной реабилитации: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.

Уровни социально-реабилитационной деятельности: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.

Направления социальной реабилитации: социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями, пожилыми людьми, военнослужащими, участвовавших в войнах и военных конфликтах, лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Социальная реабилитация инвалидов. Виды и характеристика социальной реабилитации инвалидов: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая, психолого-педагогическая. Особенности социальной реабилитации детей- инвалидов.

Социальная реабилитация пожилых людей. Виды и характеристика социальной реабилитации пожилых людей: социальная, медико-социальная.

Социальная реабилитация военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах. Виды и характеристика социальной реабилитации военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах: социальная, психологическая, медицинская.

История социальной работы

 

1. Социальная помощь нуждающимся в древнем мире ( Древняя Греция, Древний Рим, Египет).

2.Становление и развитие социального призрения в эпоху средневековья в Западной Европе.

3. Становление и развитие государственной системы помощи в Западной Европе в XYI- первая половинаXYIII вв.

4. Развитие системы социальной помощи нуждающимся в Западной Европе (вторая половина XYIII – нач. ХХ вв.)

5. Социальная работа в странах Западной Европы и США в ХХ вв.

6. Становление и развитие системы социальной помощи нуждающимся в ВКЛ (XIII- XYII вв.)

7. Развитие на Беларуси филантропии и меценатства (XYIII- XIX вв.).

8. Система социальной помощи нуждающимся на Беларуси (Х1Х в).

9. Становление и развитие земской системы социальной помощи на Беларуси (конец Х1Х – начало ХХ ст).

10. Тенденции развития на Беларуси системы социальной помощи детям.

11.Тенденции развития системы социальной помощи нуждающимся на Беларуси в советский период.

12.Формирование на Беларуси современной системы социальной работы.

 

 

Теория социальной работы

1. Социальная работа как отрасль научного знания, учебная

дисциплина. Объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат,

функции и задачи теории социальной работы.

2. Исторические этапы становления социальной работы за рубежом.

3. Оформление теории социальной работы в Беларуси и России

4. Закономерности и принципы социальной работы. Социальная работа как многоуровневая теория.

5. Теория социальной работы в системе общественных и социальных наук.

6. Социолого-ориентированные и комплексные модели теоретиче­ского обоснования социальной работы.

7. Психолого-ориентированные модели теоретического обоснова­ния социальной работы.

8. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Попечение и формы устройства детей – сирот в Беларуси: нормативно- правовые основания.

9. Молодежь как объект социальной работы. Молодежная политика в Республике Беларусь. Структура и задачи служб по работе с молодежью.

10. Социальная работа в системе образования: особенности, цели и задачи, формы. Основные проблемы социальной работы в школе. Социальный педагог и социальный работник: сущность и различие.

11. Социальная защита населения: сущность и организационно-правовые формы. Принципы, функции ССЗН

12. Социальное обслуживание как часть системы социальной защиты населения: цели, задачи, принципы, функции, учреждения, виды и формы. Правовые основы социального обслуживания населения в РБ.

13. Социальная служба как организационная форма социальной работы. ТЦСОН. Основания, порядок и условия предоставления социальных услуг ТЦСОН.

14. Проблема занятости в современном обществе и социальная защита безработных в Республике Беларусь.

15. Старение населения как социальная проблема современного общества. Специфика соци­альной работы с людьми пожилого возраста.

16. Социальная защита и социальное обслуживание пожилых людей в Республике Беларусь: нормативно-правовые основы.

17. Проблема инвалидности в контексте социальной работы. Модели инвалидности.

18. Социальная защита и социальное обслуживание инвалидов в Республике Беларусь: нормативно-правовые основы.

19. Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние.

20. Семья как социальный институт и объект социальной работы. Государственная семейная политика РБ. Нормативно-правовые основы социальной защиты семьи, материнства и детства.

21. Женщины и мужчины как субъекты общества и клиента социальной работы. Государственная политика по улучшению положения женщин в Республике Беларусь.

22. Социальная работа как особый вид профессиональная деятельности, ее характеристика. Должностные и функциональные обязанности специалиста по социальной работе.

23. Специалист по социальной работе как субъект профессиональ­ной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность.

24. Кодекс этики социального работника. Профессиональные риски в социальной работе. Синдром профессионального выгорания специалиста.

25. Система профессиональной подготовки специалистов социаль­ной работы за рубежом и в Беларуси. Образовательный стандарт по специальности социальная работа (2008 г., 2011 г.)).

26. Насилие в семье как социальная проблема и направление социальной работы. Законодательство в области защиты детей от насилия.

27. Девиация как проблема социальной работы. Алкоголизм и наркомания как факторы девиации жизненного сценария человека: причины и последствия.

28. Детская инвалидность в контексте социальной работы, ее причины и последствия. Типы учреждений в системе образования и социальной защиты для детей с особенностями в развитии.

29. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. Социальная защита граждан, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях.

30. Медико-социальные аспекты социальной работы: цели, задачи, функции, содержание и формы.

31. Правовое регулирование социальной работы в Республике Беларусь.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО “ВГУ им. П.М. Машерова”

(проректор по учебной работе)

 

_____________________

(И.О. Фамилия)

“_____” ______________2012 г.

 

Регистрационный № УД-__________/баз.

 

 

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ

(название экзамена)

 

 

Программа

Государственного экзамена

 

для студентов специальности 1- 86 01 01-02социальная работа

( социально-педагогическая деятельность)

 

 

2012 г.


 

Программа составленана основе «Образовательного стандарта РБ. Высшее

образование. 1 ступень. (спец. 1-86 01 01 Социальная работа (по

направлениям)» ОСРБ 1-86 01 01 – 2008 и предназначена для студентов,

обучающихся по специальности 1-86 01 01 «Социальная работа»

Составители:

Г.А. Качан, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогической работы ВГУ им.П.М. Машерова;

С.Д. Матюшкова, старший преподаватель кафедрысоциально-педагогической работы ВГУ им.П.М. Машерова;

И.В. Шабашева, преподаватель кафедры социально- педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

 

 

Рецензент(внутренний): В.В. Тетерина , кандидат педагогических наук , доцент кафедры педагогики УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

 

 

Рекомендована к утверждению:

Кафедрой социально-педагогической работы

 

(протокол № 4 апреля 2012 );

 

Научно-методическим советом УО “ВГУ им. П.М. Машерова”

(протокол №___ от ________________);

 

Ответственный за редакцию ________________________________________

 

Ответственный за выпуск___________________________________________


 

ПО Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

 

В современном стремительно меняющемся мире социальная работа стала одной из важнейших гуманитарных профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества. Профессионализм специалиста по социальной работе складывается из профессиональных знаний, умений и навыков, фундамент которых закладывается в период обучения в высшем учебном заведении.

Освоение образовательных программ высшего профессио­нального образования завершается обязательной итоговой аттеста­цией выпускников, обучающихся по всем формам получения выс­шего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация специалиста социальной работы проводится в соответствии с требованиями «Образовательного стандарта РБ. Высшее образование. 1 ступень. (спец. 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям)» ОСРБ 1-86 01 01 – 2008 и включает выпускную квалификационную (дипломную) работу и государственный экзамен по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации.

Целью итоговой государственной аттестации является уста­новление соответствия между требованиями государственного об­разовательного стандарта по специальности 1-86 01 01 «Социальная работа» и фактическими знаниями, навыками и умениями выпуск­ников, полученными в процессе освоения образовательной программы в период обучения в Витебском государственном университете им. П.М. Машерова.

Целью итоговой государственной аттестации является установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических и практических знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне.

Общие требования к уровню подготовки выпускника

Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин создающих теоретическую базу знаний и практические навыки по специальности.

Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать современные социальные проблемы в настоящем и в исторической перспективе общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности.

Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским,
русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

В рамках соответствующего направления социальной работы выпускник должен владеть ко





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.24.9 (0.029 с.)