Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беларусь в период октябрьской революции 1917г. И гражданской войны. Становление нового уклада жизни (1917 – июнь 1941гг. ) –8ч.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.2.10 Беларусь в период соревнования и конфронтации двух социально-политических систем (1944г. – конец 80-х годов) –4ч. 2.2.11 Путь к суверенитету и государственной независимости Беларуси (1991 – 2005гг.) –2ч.
3.Учебно-методические материалы по дисциплине 3.1 Основная литература 3.1.1 Беларусазнаўства: навук. дапам. / Пад рэд. Брыгадзіна П.1. -Мн., 1997 30экз. 3.1.2 Ермаловiч М.I. Старажытная Беларусь. Навагрудскi перыяд. Гicтарычны нарыс, -Мiнск, 1990.-366с., 10экз. 3.1.3 Гicторыя Беларусi. /А.Л. Абецедорская, П.I. Брыгодзiн.-Мн. 1997.-208с., 25экз. 3.1.4 Гicторыя Беларусi: у 2ч. /Под рэд. Новiка Я.К. Морцуля Г.С. -Мн., 1998. -400с., 150экз. 3.1.5 Дзмітрачкоў П, Ф, Аб паходжанні беларусаў, фарміраванні і развіцці беларускай народнасці.—Маг., 1992, 30 экз. 3.1.6 Iгнатоускi У.М. Кароткi нарыс гicторыi Беларусi. -Мн. 1991.-190с., 5экз. 3.1.7 История Беларуси. Часть 2 /Под ред. Трещенка Я.И. –Могилев, 2005. -310с., 86 экз. 3.1.8 Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси. -Мн. 2001.-592с., 15экз. 3.1.9 Лыч Л., Навіцкі Ул. Гісторыя культуры Беларусi. -Мн., Экаперспектыва.,1997 г.-453с., 100 экз. 3.1.10 Нарысы гiсторыi Беларусi. /Пад рэд. М.П. Касцюка: У 2-х ч. Мн. 1994, 1995. -500с. 300экз. 3.1.11 Саракавiк I. А. Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветнай гiсторыi. Мн., 2006. -456., 30 экз. 3.1.12 Юхо Я.А. Кароткі нарыс дзяржавы i права Беларусi. -212с., 80 экз. 3.1.13 Пилипенко М.Ф. Возникновение Белоруссии, Мн., 1991 г. -213с., 56 экз. 3.1.14 Этнаграфія беларусаў: гісторыяграфія, этнагенез, этнічная гісторыя. Мінск, 1975. 302с, 23 экз. 3.1.15 Эканамічная гісторыя Беларусі. Мн. Экаперспектыва, 1996. -192с., 60 экз. 3.1.16 Кузнецов И.Н. История государства и права Беларуси: Учеб. пособие /И.Н. Кузнецов В.А., В.А. Шекопяс. –Мн.: Тесей, 2004 -320с. 3экз. 3.1.17 Мяснiкоў А.Ф. Гicторыя Беларусi: Пытаннi I адказы. –Мн.: ТэтраСiстэмс, 2004. -160с. 50экз. 3.1.18 Котов А.И. История Беларуси и мировая цивилизация: Учеб. пособие. –Мн.: БГУ, 2004, -161с. 10экз. 3.1.19 Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. –Мн.: Вышэйшая школа, 2004. -463с., 30экз. 3.1.20 Вiшнеўская I. У. Гicторыя палiтычнай i правовой думкi Беларусi: Дапаможнiк. –Мн. Тэсей, 2004, -272с., 5экз. 3.1.21 Трещенок Я.И. История Беларуси: Учеб. пособие. В 2ч. Ч 1. Досоветский период. 2-е изд. –Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. 176 экз.
3.2 Дополнительная литература 3.2.1 Цітоў А.К. Гарадская геральдыка Беларусi. Мн., 1989г. -132с., 30 экз. 3.2.2 Ф. Турук Белорусское движение: очерк истории национального и революционного движения белорусов. Мн., 1994 г. -144с., 2экз. 3.2.3 Пилипенко М.Ф. Возникновение Белоруссии, Мн., 1991 г. -213с., 56 экз. 3.2.4 Загорульский Э.М. Древняя история Белоруссии. Мн.,1977г. -253с., 30 экз. 3.2.5 Игнатенко И.М. Октябрьская революция и самоопределение Белоруссии. Мн., 1992. -254с., 3экз. 3.2.6 Круталевич В.А. История Беларуси: становление национальной государственности. -Мн., 1999.200с., 3экз. 3.2.7 Ластоускi В.Ю. Кароткая гiсторыя Беларусi. -Мн., 1992.126с, 20экз. 3.2.8 Конституция Республики Беларусь (с доп. и изм.). -Мн.,1994 10экз. 3.2.9 Закон Бел.Сов.Респ. аб мовах у Бел.ССР.-Мн.,1990 г. 20экз. 3.2.10 Энцыклапедыя гісторы1 Беларусі. У 6 т. Т. 1-4. -Мн.,1993-1997 г. 3экз. 3.2.11 Новейшая история Отечества. ХХ век. /Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. -М., 1998. 2экз. 3.2.12. Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX в. М., 1995. -78с., 3 экз. 3.2.13. Палiтычныя партыi Беларусi (аутары Брыгадзiн П.I., Ладысеу У.Ф., Сташкевiч М.С. i iнш.) -Мн., 1994. 262с., 3экз. 3.2.14. Пашута В.Т. Образование Литовского государства. -М., 1989. 3экз. 3.2.15. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588: Тэкст. Даведнік Каментарыі. -Мінск, 1989. -378с., 10 экз. 3.2.16. Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. Под ред. Э.М. Энтина: в 3-х томах, -Гомель, 1993. -380с. 2экз. 3.2.17. Штыхов Г.В. Города Белоруссии по летописям и рукописям (IX-XIII). -Минск, 1975. -212с. 2экз. 3.2.18. Этнаграфія беларусаў: гісторыяграфія, этнагенез, этнічная гісторыя. -Мінск, 1975. -302с., 23 экз. 3.2.19. Туронак Ю. Беларусь пад нямецкай акупацыяй. Мінск, 1993. -197с., 20 экз. 3.2.20. Лосинский Н.Б. Революционно-демократическое движение в Беларуси (1870-1884). М., 1983. -234с. 3.2.21. Седов В.В. Славяне в древности: В 2-х т. М., 1994. 3.2.22. Ф. Скарына i яго час. Мн., 1988. 1экз. 3.2.24. Шалькевич В.Ф. Калиновский: страницы истории. Мн., 1989. 0экз. 3.2.25. Марзалюк I. Mагілёў у ХП-ХУШ ст ст. Мн. Веды 1998 г. -138с., 17 экз. 3.2.26. Культура беларускага замежжа. Кн.1,2. Мн., 1993. -220с., 60 экз. 3.2.27. Жак А., Бендер И., Иржи Г. и др. История Европы. Москва – Минск, 1996. 296с., 1экз. 3.2.28. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. -257с., 4экз. 3.2.29. Этнаграфія беларускага Падняпроўя: Матэрыялы навуковай канферэнцыі 30 лістапада – 1 снежаня 1999 г. Магілеў. МГУ імя А.А. Куляшова, 1999. -135с., 15 экз. 3.2.30 Этнаграфія Беларусi. Энцыклапедыя. Мн., 1989.-500с., 1экз. 3.2.31. Загарульскі Э. М. Заходняя Русь 9-13 стст.—Мн,1998, -260с., 2 экз. 3.2.32.Штыхаў Г. Вытокі беларускай дзяржаўнасці. //Беларускі гістарычны часопіс, 1993, №1. 3.2.33. Быкаў У. Эканамічныя праблемы феадальнай раздробленасці Старажытнай Русі. //Беларускі гістарычны часопіс, 1997, №4. 3.2.34. Филист Г.М. История «преступлений» Святополка Окаянного.—Мн; Беларусь, 1990.-156с., 2 экз. 3.2.35. Тарасаў С.В. Чарадзей сёмага веку Траяна: Усяслаў полацкі.—Мн.: Навука і тэхніка, 1991. -67с., 2 экз. 3.2.36. Падокшын С.А. Унія. Дзяржаўнасць. Культура. –Мн.: Беларуская навука, 1998, -80с., 1 экз. 3.2.37. Цітоў В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь. Краіна і людзі.—Мн.: Беларусь, 1996, -206с., 2 экз. 3.2.38. Канфесіі на Беларусі (к. 18-20ст.) /В.В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. І Навіцкі. —Мн., 1998, -380с., 2 экз. 3.2.39. Грибко И. Л. Выборы в городские думы в Беларуси во второй половине 70-х –начале 90-х годов 19 в. //Беларускі гістарычны часопіс, 2000г., №6. 3.2.40.Прымачук І.П. Прававое рэгуляванне ўзаемаадносін прадпрымальнікаў і рабочых Беларусі (60-я гг. 19—пачатак 20 стст.). //Беларускі гістарычны часопіс, 1999г., № 2. 3.2.41.Цітоў В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь. Традыцыйна-бытавая культура.—Мн.: Беларусь, 1997, -246с., 1 экз.
3.3 Учебно-методические разработки
3.3.1 Лапацкi Ю.М. Беларуская дзяржаунасць у ХХ ст. Магiлёў, 1997.100экз. 3.3.2 Моргунов А.Н. Беларусь в период становления буржуазного общества (11 пол. Х1Хв. – 1917г.) Магiлёў, 2002г. 100экз. 3.3.3 Арцёмчык В.В. Эпоха Адраджэння і Рэфармацыі на Беларусі. -Магілёў, 1998г. 3.3.4 Лапацкi Ю.М. Станауленне i развiцце беларускай дзяржаунасцi (Х-Х1Хст.ст.) Магiлёў, 1996. 100экз. 3.3.5 Лапацкi Ю.М. Самосвядомасць беларусау: мова. Магiлёў, 1994.100экз. 3.3.6 Лапацкi Ю.М. Вялiкае княства Лiтоускае – аснова беларуска-лiтоускай дзяржавы. Магiлёў, 1993. 100экз.
Вопросы к экзамену по дисциплине «История Беларуси» 2006/ 2007 уч.г. для студентов-заочников всех специальностей
1 Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Беларуси. 2 Начало расселения славян и их появление на территории Беларуси. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.
3 Происхождение христианства. Славяне и христианство. 4 Княжества на территории Беларуси. Западные Земли Руси и Киев. 5 Социально-экономическое развитие западных земель Руси. 6 Духовная жизнь восточных славян. Культура Беларуси (IX –XIIIвв.).
7 2.1.3.1 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ. 8 Органы государственной власти, их эволюция и функции. Статуты ВКЛ. 9 Социально-экономическое развитие ВКЛ. Социально-политический развитие городов. 10 Взаимоотношения ВКЛ с Московским великим княжеством и Польшей.
11 Ведущие факторы консолидации белорусского народа. 12 Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ. 13 Брестская церковная уния. 14 Культура Беларуси в XIV-XVI вв. 15 Создание Речи Посполитой. Люблинская уния. 16 Государственно-правовое положение ВКЛ в Речи Посполитой. 17 Политический кризис Речи Посполитой в ХVIII в. Раздел Речи Посполитой. 18 Конституция 1791г. Второй раздел Речи Посполитой. 19 Попытки национал-патриотов возродить независимость Речи Посполитой. Окончательный раздел Речи Посполитой. 20 Основные направления политики Российского самодержавия. 21 Особенности социально-экономического развития Беларуси в составе Российской империи. 22 Становление белорусской нации. 23 Культурная жизнь. Развитие научных знаний о белорусском народе. 24 Аграрная реформа 1861г. и механизм ее реализации на Беларуси. 25 Буржуазные реформы 60-70-х и контрреформы 80-90-х годов, особенности их проведения на Беларуси. 26 Сложности перестройки экономики Беларуси на капиталистический путь. Столыпинские реформы. 27 Революция 1905-1907гг. на Беларуси. 28 Первая мировая война и Беларусь. 29 Социально-экономический кризис в России и февральская революция 1917г. Особенности двоевластия в Беларуси. 30 Октябрьская революция и установление Советской власти в Беларуси. 31 Белорусское национальное движение после Октябрьской революции. Провозглашение Белорусской Народной Республики. 32 Создание БССР. 33 Советско-польская война Рижский мирный договор. Второе провозглашение БССР. 34 Переход к НЭПу, его особенности. 35 Индустриализация. Технический прорыв в 30-е годы. 36 Осуществление политики коллективизации и ее последствия для БССР. 37 Общественно-политическая система БССР в 20-30-е годы. 38 Положение народного хозяйства БССР в первое послевоенное десятилетие; пути и методы восстановления экономики. 39 БССР на международной арене в 40-80-е гг. XX в. 40 Развитие промышленности, сельского хозяйства в 70 – 80-е годы ХХ века. 41 Общественно-политическая жизнь во второй половине 40-х – начале 80-х годов XX века. 42 Нарастание кризисных явлений в СССР, странах социализма на рубеже 70 – 80-х г.г. Концепция перестройки.. 43 Начало процесса демократизации в БССР. Гласность и идеологический плюрализм. 44 Изменения в духовной жизни белорусского народа в конце 80-х годов. Национально-культурное и духовное возрождение. 45 Усиление движения за национальное возрождение Беларуси. Законодательное оформление независимости Республики Беларусь. 46 Трудности и сложности экономических реформ 1992 – 1994 годов. Коррекция программы экономического развития в 1995г. 47 Референдумы 1995 и 1996 годов. Конституция Республики 1994г. с изменениями и дополнениями. 48 Союз Беларуси и России. 49 Торгово-экономические и научные связи РБ с государствами СНГ, европейскими и другими странами. 50 III Всебелорусское собрание. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг.
Введение (установочная лекция)
Студенты заочного отделения изучают историю Беларуси на I курсе в I семестре. На ее изучение отводится 6 лекционных и 4 семинарских часа занятий, самостоятельная работа - Экзамен в зимнюю сессию. На установочной лекции и в зимнюю сессию будут прочитаны следующие темы лекций: «Наследие древнего мира, средних веков и Беларусь», «Беларусь в период становления буржуазного общества (вторая половина XIX в. – февраль 1917г.). Борьба за демократию и национальное возрождение», «Путь к суверенитету и государственной независимости Беларуси(1991-2006гг.). На семинарских занятиях со студентами будет изучен материал по проблемам: «Консолидация белорусской народности» и «Беларусь в период Октябрьской революции и гражданской войны. Становление нового уклада жизни». На самостоятельное изучение студентов выносятся следующие темы: «Беларусь от Люблинской унии(1569г.) до разделов Речи Посполитой», «Индустриальная цивилизация (конец XVIII – первая половина XIX в.) и Беларусь», «Беларусь в период соревнования и конфронтации двух социально-экономических систем (вторая половина 40-80-е годы XX в.)», «К новой модели общественного устройства (80-е годы XX в.). В современном мире существует около 2 тыс. различных наук, функций которых является выработка и теоретическая систематизация объективной действительности. Свое, особое место в системе наук принадлежит истории. Важно разобраться в том, что предметом изучения истории как науки является, прежде всего, деятельность людей, вся совокупность отношений в обществе. В отличие от других социально-гуманитарных наук, изучающих какую-нибудь одну из сторон общественной жизни, история имеет дело со всей совокупностью жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Изучение истории Беларуси и мировой цивилизации несет в себе ряд важных социальных функций: - первая из них является описательной, или функция социальной памяти; - второй, более значимой функцией является познавательная, или интеллектуально-развивающая. Она призвана на основе причинно-следственных связей выявлять объективные закономерности в развитии как всего человеческого общества, так и общества, конкретного континента, региона, страны. Все содержание истории Беларуси и мировой цивилизации как науки обязывает к приобретению фундаментальных знаний в этой области и гражданской ответственности за применение этих знаний в интересах общества; - третья функция – прогностическая, или прикладная. Она призвана на основе теоретического осмысления изучаемого выявлять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений. При этом она позволяет исследовать не только один путь развития, но и другие альтернативные, и выбирать из них оптимальные; - четвертая функция – воспитательная, которая заключается в воздействии результатов исторического исследования на гражданскую позицию изучающих курс, на привитие любви к своей земле, своему народу. Знание истории своей родины, «своих корней» позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей. Таким образом, изучение истории Беларуси обусловлено необходимостью широкой гуманитарной подготовки будущих специалистов и имеет цель сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, а, значит, и вклад белорусского народа в мировую цивилизацию. Человеческое общество на территории Беларуси прошло ряд этапов своего развития. 1 Древнее общество. Его хронологические рамки – 40 тыс.лет до н.э. - V в. н.э. 2 Средневековое - конец V-XV вв. Период более известный как развитие феодализма. 3 Новое время – XVI-XX вв. Охватывает период кризиса феодализма, становление и упадок буржуазного общества. 4 Новейшее время – с 1918 года. В современной классификации (и это справедливо) выделяют период с момента становления современного государства – Республика Беларусь. Для глубокого изучения курса существуют разнообразные исторические источники – материальные объекты, которые имеют социальную природу происхождения, отражают историческое прошлое общества и служат средством исторического познания. Весь комплекс источников ученые классифицируют на определенные типы и виды. Наиболее развернутым является деление исторических источников на семь типов: письменные, вещественные, этнографические, языковые, фольклорные, кинофотодокументы, (а теперь и фонодокументы). При подготовке к семинарским занятиям и экзамену студенты мо использоваться следующей литературой:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.014 с.) |