Bопрос 72. Культура Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Bопрос 72. Культура Республики Беларусь



Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.

У истоков национально-культурного возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного направления "Толока" в Минске, "Походня" в Гродно и др. В 1989 г. состоялся учредительный съезд Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон "О языках в Беларуси", по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси.

В соответствии с законом в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским.

На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов. Широкую известность получило "Згуртаванне беларусау свету "Бацькаушчына", которое в июле 1993 г. провело в Минске I съезд белорусов мира.

Существенные изменения происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений, появилось более 20 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Высшее образование приводится в соответствие с международными нормами. В Беларуси работает 44 государственных университета и академии, 12 негосударственных учебных заведений. За десятилетие количество студентов возросло с 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001 г. студентом стал каждый второй выпускник средней школы. По количеству студентов, в расчете на 10 000 жителей, Беларусь вышла на среднеевропейский уровень (300 человек).

В 90-е годы оказалась в полосе кризиса наука Беларуси. Количество научных сотрудников уменьшилось с 102,6 тыс. человек в 1990 г. до 43,7 тыс. в 1999 г., а бюджетное финансирование на их подготовку - в 4 раза. В этих условиях идет разработка концепции сохранения и развития научного потенциала республики. В 1991 г. начал работать Фонд фундаментальных исследований при Кабинете Министров РБ. Основной функцией Фонда является поддержка творческих коллективов и отдельных ученых при решении актуальных научных проблем. В 1996-2000 гг. в Беларуси разрабатывалось 48 государственных программ фундаментальных исследований. Идет перестройка работы АН БССР.

Значительные успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси. Среди них труды А.И. Малдиса, А.С. Лиса, В.Н. Конона, Г.А. Кохановского, Г.В. Штыхова и др. Переизданы работы репрессированных ученых А. Цвикевича, М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского и др. Редакция энциклопедии выпустила шесть томов "Энциклопедии истории Беларуси".

Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. Появились публицистические произведения М. Ермоловича "Старажытная Беларусь", В. Чаропки "Имя в летописи", К. Тарасова "Ефросинья Полоцкая". Большинство писателей направили свои творческие поиски на осмысление сложного социально-экономического и духовного развития Беларуси. Среди них В. Быков, Я. Янищиц, А. Кудравец, О. Лойко, С. Законников, А. Звонак, С. Граховский и др.

Увеличилось количество театральных постановок по национальной драматургии. В репертуарах драматических театров - пьесы по истории культурного наследия, такие как "Казимир Лыщинский", "Князь Витовт", "Шляхтич Завальня", "Тутэйшыя", "Знак беды", "Крест Ефросиньи Полоцкой" и др. Государственную премию Республики Беларусь получила постановка балета "Страсти" ("Рагнеда").

Традиционным стало проведение музыкальных фестивалей "Музыкальное Полесье", "Музы Несвижа", "Минская весна", "Белорусская сакавица", декада белорусской песни и поэзии в Молодечно и др. Особой популярностью пользуется международный фестиваль "Славянский базар" в Витебске.

Культурно-просветительные учреждения направили свои усилия на возрождение забытых праздников, обрядов, традиционных видов народного творчества. Начал работать литературный музей им. М. Богдановича в Минске, историко-этнографический в п. Мир, историко-краеведческий музей в Новогрудке и др. В Белорусскую культуру вернулся во всем своем величии восточнославянский первопечатник Ф. Скорина. В связи с 500-летием со дня его рождения по решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Ф. Скорины.

Возрождение национальной культуры привело к изменению отношений церкви и государства - от конфронтации к сотрудничеству. На 1 января 1988 г. в Беларуси насчитывалось 793 религиозные организации, которые относились к 8 конфессиям. На 1 июля 1995 г. в Беларуси действовало уже 2018 религиозных организаций, представлявших 24 конфессии. В республике зарегистрировано 7 религиозных учебных заведений, 10 монастырей (8 православных и 2 католических).

17 декабря 1992 г. был принят "Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях". Белорусское законодательство стремится обеспечить равенство всех религий и конфессий, государство одинаково относится ко всем религиозным организациям.

Таким образом, признание важности общечеловеческих и национальных ценностей открывает возможности для участия разных социальных групп населения, организаций в процессе духовного возрождения.

 

 

В-36 Асноўныя мерапрыемствы расійскага самадзяржаўя ў Беларусі ў канцы XVIII – пачатку ХІХ ст. Беларусь из строя шляхетских вольностей вошла в состав строго централизованной монархической Российской империи. Поэтому все последующее развитие Беларуси надо рассматривать в тесной связи с историей России, ее огромного влияния на судьбу своего западного края.Вместе с тем, в значительной мере на территории Беларуси сохранились и традиции Речи Посполитой, влияние польской шляхты и культуры. Отсюда и многие особенности дальнейшего развития нашей Родины в составе России.

В первой половине XIX века в окружении императора сложились две группировки: пропольская и прорусская. Их влияние на государство во многом определили политику российских властей в западных губерниях. Но главная стратегическая линия царизма со времен Екатерины II неизменно оставалась одна: 1) русификация края и 2) превращение православия в основную церковь и религию на территории Беларуси. Учитывая ведущие позиции польских помещиков, до восстания 1830-31 гг. российская администрация старалась привлечь их к сотрудничеству, сделать их своей опорой. Вся политика царизма до 1830 г. сводилась к следующему: 1) вводилось новое территориально-административное деление: генерал-губернаторства (Белорусско-Витебская и Могилевская губернии), Литовская (Минская, Гродненская и Виленская губернии), уезды; 2) господствующее сословие -шляхта - после принятия соответствующей присяги сохраняло свои имения и получало сословные привилегии и права российского дворянства. В угоду шляхте сохранялось действие статута ВКЛ 1588 г. при рассмотрении гражданских дел и употреблении польского языка в местном делопроизводстве и в учебных заведениях; 3) для укрепления своей социальной опоры в белорусском крае со времен Екатерины II широко практиковалась раздача казенных земель с крестьянами российским генералам и крупным чиновникам (1 млн. человек - % всего населения); 4) основывалась Белорусская католическая епархия и свобода католических культов; сохранилось и униатство, собственность католической церкви; 5) ликвидировано Магдебургское право. Жизнь города регламентировалась «Жалованной грамотой городам» 1785 г. что ухудшило положение «низов» в город. Вводилась российская система налогов (в России платили ассигнациями, а здесь серебром, то есть налог оказался значительно велик); 6) вводилась рекрутская повинность (1=125); 7) в крестьянском вопросе акцент был сделан на усиление феодальной эксплуатации. Со временем положение и быт белорусских крепостных мало чем отличалось от остальных крестьян на территории России; 7) в 1794 г. вводилась черта оседлости для еврейского населения - это привело к яркой специфике развития белорусского города и решения национального вопроса; 8) и проводилась политика насаждения русского землевладения. (Не получила развития) Итак, «Золотые вольности» для местной шляхты кончились, но привилегии и собственность сохранились. После неудачного шляхетского восстания 1830-31 гг. царская администрация проводит жесткий курс на полную русификацию края: 1) местная администрация (польская шляхта) заменяется. Вся администрация комплектуется из числа русских представителей; 2) вся официальная документация переводится на русский язык; 3)преподавание переводилось на русский язык; 4) ликвидирован Виленский округ, вводилась четкая сословная система образования; 5) В 1936 г. закрыт Виленский университет - центр белорусской культуры, кузница национальной элиты; 6) под предлогом подготовки «Полного собрания законов Российской империи в 45 г.». В 1840 г. отменен Статут 1840 г.; 7) Указом от 18 июня 1840 г. были запрещены термины «литовские губернии», «белорусские губернии». Официально вводилось название «Северо-Западный» край»; 8) сильные гонения на католическую церковь, фактически она лишилась собственности. В 1841 г. всем церковным конференциям было запрещено иметь земли и крестьян. В 1839 г. по итогам работы Полоцкого церковного собора полагался процесс «воссоединения» униатов и православных; 9) завершился «разбор шляхты». Дворяне, которые не смогли документально подтвердить свое происхождение, переводились в разряд однодворцев, а часть из них с семьями были переселены на границы Империи. (Встречаются разные цифры - 12 тыс. человек).

Вывод. Общее направление политики царизма на территории Беларуси определялось стратегической задачей - полное экономическое, политическое и культурное подчинение. Тактические решения по отдельным вопросам этой задачи были противоречивыми и определялись обстоятельствами, которые складывались на конкретный момент. Беларусь, которая сначала рассматривалась как недостаточно колонизированная часть Польши, после событий 1830-31 годов, начала рассматриваться как слишком колонизированная часть России. Вопрос об культурной и тем более этнической самобытности местного населения вообще не существовало.

Включение белорусских земель в Российскую Империю переориентировало всю жизнь на Восток. Положительно: 1) политические факторы - конец опустошительных войн и междоусобиц шляхты; 2) экономические - Беларусь включилась в общероссийскую хозяйственную систему, что во многом определило дальнейшую хозяйственную специализацию, открыло емкий рынок, стимулировало развитие транспортной системы.

 

В -70 Асноўныя тэндэнцыі грамадска-палітычнага развіцця Рэспублікі Беларусь у 90-х гг. ХХ – пачатку ХХІ ст. Огромное значение в обновлении общества принадлежит политической реформе и связанным с ней процессам демократизации и гласности. Результатом демократических выборов 1989 года стало изменение роли и места Советов в жизни общества.

На основе нового принципа многопартийности начинается перестройка всей системы общественных организаций и органов государственной власти. В этот период в условиях ослабления всех ветвей власти начинается процесс распада СССР. В конце 80-х годов отчетливо стала проявляться тенденция нарастания движения за выход из состава СССР и стремление советских республик к получению реального суверенитета.

Первыми к реализации этой цели приблизились прибалтийские республики. Так, в марте 1990 года о своем суверенитете объявили Латвия Литва и Эстония.27 июля 1990 года Верховный Совет Белорусской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Теперь на территории Беларуси имели верховенство не Конституция и законы СССР, а Конституция и законы республики.25 августа 1991 года Верховный Совет Белорусской ССР принял Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». 19 сентября 1991 года Верховный Совет принял Закон «О названии Белорусской ССР и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию БССР», в соответствии с которым страна стала называться Республика Беларусь, сокращенно – Беларусь. Была изменена государственная символика. 18 октября был принят Закон «О гражданстве Республики Беларусь».8 декабря 1991 года в Беловежской пуще руководители России, Беларуси и Украины подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Официальным местом нахождения координационных органов СНГ был избран город Минск. Отношения в рамках СНГ планировалось строить на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела. С образование СНГ Советский Союз прекращает свое существование.Провозглашение суверенитета Беларуси сделало актуальным вопрос об образовании собственной армии, которая являлась бы гарантом ее безопасности. 20 сентября Верховный Совет принял Постановление «Об образовании Вооруженных Сил Республики Беларусь». В марте 1992 года начало работу Министерство обороны республики.

В начале 90-х годов происходит реорганизация и расширение полномочий местных органов власти и управления. 20 февраля 1991 года Верховный Совет республики принимает Закон «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР».Развитие права Республики Беларусь обусловлено не только изменениями конституционного законодательства. В Беларуси были приняты такие важные законодательные акты, как: Хозяйственный процессуальный кодекс, Законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», «Об образовании», «О милиции» (1991 год). В 1992 году принимаются Законы: «О приватизации жилищного фонда», «О пенсионном обеспечении», «Об обороне», «О Государственной границе», «Об оперативно-розыскной деятельности»; в 1993 году – «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «О прокуратуре», «О здравоохранении», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел», «О защите прав потребителей», «О залоге», Таможенный кодекс Республики Беларусь; в 1994 году – Законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «Об аудиторской деятельности», «О государственной налоговой инспекции», «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь».

В процессе становления суверенного государства реорганизуется банковская система.Начало новому этапу развития национальной правовой сферы положило принятие 15 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь, которая заложила правовой фундамент дальнейшего построения независимого государства.Республика Беларусь объявлялась унитарным демократическим социальным правовым государством. Впервые на конституционном уровне Конституция Республики Беларусь 1994 года провозгласила человека, его права, свободы и гарантии их реализации – высшей ценностью и целью общества и государства.

Важным принципом формирования правового государства Конституция рассматривала разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.Большое внимание Конституция уделяла статусу Президента. Глава государства и исполнительной власти в Республике Беларусь избирался непосредственно народом сроком на 5 лет. Одно и то же лицо могло избираться Президентом не более двух сроков.

Согласно конституции Президент являлся Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, осуществлял руководство системой органов исполнительной власти, обеспечивал их взаимодействие с представительными органами; создавал и упразднял министерства, государственные комитеты и другие центральные органы управления республики; предоставлял Верховному Совету кандидатуры для избрания на должность Председателя Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, Председателя правления Национального банка; представлял государство в отношении с другими странами и международными организациями; вел переговоры и подписывал международные договоры; подписывал законы; имел право не позднее чем в десятидневный срок со дня получения закона возвратить его со своими возражениями в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет большинством не менее 2/3 от избранных депутатов подтверждал ранее принятое им решение, Президент обязан был в трехдневный срок подписать закон.

В 1994 году первым Президентом Республики Беларусь был избран А.Г. Лукашенко. Важнейшими положениями предвыборной программы Президента были: борьба с коррупцией и преступностью; обеспечение суверенитета, экономической и политической стабильности республики; улучшение материального положения народа.

В июне 1996 года был принят Закон «О признании утратившими силу законодательных актов Республики Беларусь по вопросам государственной символики». На референдуме 14 мая 1995 года по вопросу о национальной символике большинство населения высказалось за новые, предложенные Президентом, варианты герба и флага.

Следующий этапом развития законодательства Беларуси был связан с референдумом 1996 года, на котором была принята Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями.

В основном Законе государства был закреплен принцип верховенства права. В соответствии с новыми положениями Конституции главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, гарантом прав и свобод гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Конституция расширила перечень актов законодательства декретами и указами Президента Республику Беларусь. Значительно возрос объем полномочий правительства, более четко сформулирован механизм взаимодействия между представительной и исполнительной властями.

Конституционный Суд включен в судебную систему государства. Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью принятых нормативных правовых актов.

В 1998 году приняты: Таможенный кодекс, Водный кодекс, Гражданский и Хозяйственный кодексы Республики Беларусь, а также Законы «О радиационной безопасности населения», «О защите населения о территории от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера», «Об объектах, находящихся только в собственности государства», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», «О Национальной академии наук Беларуси», «О государственной охране», «Об энергосбережении», «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».

В 1999 году приняты кодексы: «О земле», «О браке и семье», Воздушный, Гражданско-процессуальный, Жилищный, Трудовой, Уголовный и Уголовно-процессуальный.9 сентября 2001 года прошли выборы Президента Республики Беларусь, в результате которых Президентом Республики Беларусь на второй срок был избран действующий Президент А.Г. Лукашенко. 17 октября 2004 года прошел республиканский референдум, но котором народ Беларуси разрешил первому Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и были внесены изменения в статью 81 Конституции Республики Беларусь.

Очередные выборы президента Беларуси, согласно решению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, принятому 16 декабря 2005 года, прошли 19 марта 2006 года. Победил действующий президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на то, что в этот период впервые на конституционном уровне человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашались высшей ценностью и целью общества и государства. Что, на мой взгляд, и позволило строить демократическое социальное правовое государство.

В Беларуси были приняты свои собственные законодательные акты, не навязанные кем-либо извне.

В-71 Асноўныя накірункі сацыяльна-эканамічнага развіцця Рэспублікі Беларусь у 90-х гг. ХХ – пачатку ХХІ ст.

С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1997 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1998 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

На рубеже 80-90-х годов обострился экономический кризис. Падал национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики.

Разрыв экономических связей после распада СССР, неизбежный при переходе к рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего этапа перестройки привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции – на 41%, производство продукции сельского хозяйства – на 27%, объем капитальных вложений – на 60%. Экономическое положение Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно росли, вызывая многократное повышение цен на товары и услуги.

В 90-е гг. в тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения на селе начали зарождаться в 1991 г. В этом году были приняты законы “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О праве собственности на землю”. Они предусматривали возможность частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции агропромышленного комплекса составлял менее 1%, а товарной продукции – 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.

В первой половине 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения республики. Кризисное положение переживал потребительский рынок. Гражданам Беларуси выдавались так называемые визитные карточки потребителя для приобретения промышленных товаров и талоны – для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения стало обесценивание денежных сбережений. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше жителей Беларуси оказывалась за чертой бедности. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения страны.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата – более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.

На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально-экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения.

9. Социально-экономическое развитие белорусских земель в 10 — пер пол 13 в. Расселение восточнославянских племен на территории Белоруссии совпало с формированием феодального способа про­изводства. Способ производства — это такой хозяйственный ук­лад, который характеризуется определенным типом отношений в жизни людей, имеющий в своей основе ту или иную форму соб­ственности на средства производства. При первобытнообщинном строе существовала общинная собственность на средства произ­водства. Необходимость коллективного труда и общественной соб­ственности на средства производства (землю, орудия труда) было обусловлено примитивностью орудий труда. В общинах существо­вал уравнительный принцип распределения производимых мате­риальных благ (продуктов питания, одежды и т.д.). Только на не­которые орудия труда существовала личная собственность членов общины.В результате разложения первобытного общества складыва­ется рабовладельческий способ производства. Основным источ­ником добывания рабов долгое время была война, захват людей в плен. Но у восточных славян рабовладение широкого распрост­ранения не получило, хотя просуществовало довольно долго. Об этом в свое время писал Кирилл Туровский. В одной из своих про­поведей он писал, что хозяева плохо относятся к своим рабам и рабыням, не дают им в достаточном количестве продуктов пита­ния, одежды и бьют их часто без причины. Но уже с 9 в. у восточ­ных славян шел интенсивный процесс формирования феодаль­ных отношений.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и неполной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником земли ее распорядителем в раннефеодальном государстве — Киевской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от великого князя за службу, в основном военную или государственную. Получив землю, феодал независимо от формы собственности (условной или безусловной) не мог обойтись без крестьян, т.к. землю нужно было обрабатывать.Феодал наделял землей крестьян, которые попадали при этом к нему в зависимость. Существовали две формы феодальной зависимости: экономическая (выполнение крестьянами феодальных повинностей: дани, оброкапродуктами, денежного оброка, барщины) и личная (лишение личной свободы). В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в экономической зависимости и выполняли в пользу феодалов повинности — давали дань, платили оброк и даже вы­полняли барщину. Но первоначально основной формой повинностейбыла дань. Она взималась продуктами неземледельческого характера (мехом, медом, рыбой, грибами и т.д.). Это было связано с тем, что уровень производительности труда в крестьянском хозяйстве был еще низким. Крестьяне не производили в достаточном количестве излишков продуктов, которые феодал мог забирать. При феодализме помимо принципа «нет земли без господина» действовал другой принцип — пользоваться крестьянином так, чтобы его хватило на завтра, т.е. давать возможность воспроизводиться крестьянскому хозяйству. Когда же производительность труда в крестьянском хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на оброк продуктами, денежный оброк и да же барщину. При феодализме все 4 формы феодальных повинностей сосуществовали, но однаиз них в тот или иной период была главной, доминирующей: в IX – XI вв. - дань, в XI - XIV в. - оброк продуктами, в XV – пер пол XVI в. – денежный оброк, со второй половины XVI в. — барщина.

Но одной экономической зависимости для эксплуатации фе­одалами крестьян было недостаточно. Феодалы стремились уста­новить и личную власть над крестьянином. Уже в «Русской прав­де» Ярослава Мудрого встречаются и категории лично зависимых крестьян — закупы, рядовичи, изгои, холопы и др. Но все они, кроме холопов, были еще временно лично зависимыми и могли освободиться, если отдавали купу или выполняли условия дого­вора — ряда. Да и феодалы еще не стремились их закабалить окон­чательно, ибо сами еще не были неограниченными собственни­ками земли. Крестьяне в это время жили общинами и сообща отвечали за выполнение повинностей.

 

12. Борьба с агрессией крестоносцев на балтских и славянских тер. П олитически раздробленные и ослабленные феодаль­ными междуусобицами белорусские земли стали объектом агрес­сии немецких крестоносцев, кот во 2 половине 12 в. начали проникать в восточную Прибалтику. Предки латышей и эстонцев к тому времени еще не имели своей государственности. Тем не менее первые немецкие отряды, кот высадились в устье Западной Двины, были разбиты. Однако они прибывали во все большем количестве, и с конца 12 в. между ними и прибал­тийскими племенами началась упорная длительная война.

Планомерное завоевание Прибалтики крестоносцами связа­но с именем епископа Альберта, который построил в устье Запад­ной Двины крепость Ригу в 1201 г. Годом позже он создал при помощи римского папы — рыцарский орден, который вначале назывался орденом меченосцев, а с 1237 г. — Ливонским. В ско­ром времени орден возвел несколько крепостей, и прибалтам уже не под силу было сдерживать крестоносцев. Они просили помо­щи у Полоцка. В то время власть Полоцка распространялась на нижнее течение Западной Двины, и прибалтийские племена ливов и латгалов платили ему дань. Здесь имелись и 2 крепости — Герцике и Кукейнос, которые принадлежали Полоцку. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружины полоцкого князя Владимира осадили немецкие крепости Икскюль и Гольм. В том же году князь Герцике Всеволод совершил поход на Ригу. Но эти походы не принесли Полоцку успеха. Не был успе­шен поход Владимира вместе с ливами против крестоносцев и в 1206 г. 11 дней полочане безуспешно осаждали Гольм и вынужде­ны были отступить. Не помогли и камнеметательные машины. Немецкие рыцари были вооружены лучше полочан. Им помогали северные немецкие города, германский император, папа римс­кий и правители других стран Западной Европы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.035 с.)