Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Беларуси 1950-х-середины 1980-х гг.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Необходимо было, в первую очередь, восстановить народное образование. Уже в 1946-1947 учебном году в Беларуси работало 11 300 школ, в 1950 - 12 тысяч. Сложным было положение с учительскими кадрами. К 1 января 1946 г. в школы из эвакуации вернулись 4 980 учителей, а также 6 840 демобилизованных учителей - фронтовиков. В 1949 - 1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 50-х гг. В 1951-1955 гг. активно строились средние школы, преобразовывались семилетние в средние, их количество выросло за эти годы с 761 до 1447, а контингент учеников вырос с 429900 до 632 600 человек, улучшился состав учительских кадров. Если в 1944/45 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1950-1957 - уже 30,2%, а в 1955-1956 учебном году такое образование имели около 50% учителей. Тем не менее, в школьном строительстве было много недостатков. В 1955-1956 учебном году 7 260 школ еще размещались в приспособленных и 2088 - в наемных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов.
46 Главные достижения в общественно-политической жизни БССР в середине 50- х -80- е гг. XX в. Попытка демократизации общественно-политиче-ско&'Жизни в БССР во второй половине 50 -х— первой половине 60 -х гг. XX в. была связана с принятием при Н. С. Хрущеве курса на десталинизацию общества, который был направлен на преодоление отрицательных последствий тоталитарного политического режима после смерти И. В. Сталина в 1953 г. В 1956 г. на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) впервые был поставлен вопрос о культе личности Сталина и злоупотреблениях во время его руководства партией и страной. Такая политика получила в истории название «курса XXсъезда». В БССР пост первого секретаря ЦК КПБ (Центрального Комитета Коммунистической партии Беларуси) с 1956 г. занимал Кирилл Трофимович Мазуров — активный участник партизанской борьбы в годы войны с фашизмом. Он первым из белорусов был назначен на эту должность после войны. До него все послевоенные руководители республики прибывали на должность первого секретаря ЦК КПБ по направлению из Москвы. Мероприятия, которые были проведены в СССР при Н. С. Хрущеве, получили в литературе название политики «оттепели», или «хрущевской оттепели». Были прекращены массовые репрессии. Началась реабилитация (восстановление доброго имени) безвинно осужденных. Было реабилитировано около 40 тыс. жителей республики, в том числе известные политические деятели Беларуси А. Червяков, Н. Голодед и др. Появилась возможность более свободно высказывать свои мысли. И хотя к середине 1960-х гг. реабилитация невинных жертв политического террора практически прекратилась, вернуть население к прежнему состоянию скованности и страха было уже невозможно. Политика «оттепели» была направлена не на слом тоталитарного политического режима, а всего лишь на его реформирование. В этих целях с середины 1950-х гг. делались попытки повысить роль Советов в руководстве страной и обществом. Но дальше некоторого ослабления контроля «сверху» и расширения роли местных Советов дело не пошло. По-прежнему выборы в Советы носили формальный характер, проводились на безальтернативной основе, под строгим партийным контролем. В целом население поддержало политический курс Н. С. Хрущева на демократизацию общества. Однако эта политика проводилась без учета объективных законов развития общества и реальных обстоятельств. Она характеризуется как «политический волюнтаризм», при котором воля руководителя становится определяющей в развитии общества. Проявлением волюнтаризма стало принятие в 1961 г. Программы КПСС. В ней было объявлено о курсе на строительство коммунизма в СССР к 80-м гт. XX в. Политика Хрущева стала попыткой демократизации общественно-политической жизни. В СССР произошел переход от тоталитарного к авторитарному политическому режиму. Жизнь общества при таком режиме подстраивается под руководителя и во многом зависит от его воли, но не сопровождается открытым насилием. Главными достижениями политики «оттепели» стали критика культа личности Сталина, частичная реабилитация репрессированных, избавление людей от страха быть наказанными по политическим мотивам. В 70-е — первой половине 80-х гг. XX в. в СССР, в том числе и БССР, начинается формирование застойных явлений в общественно-политической жизни. В октябре 1964 г. инициатор политики «оттепели» Н. С. Хрущев был снят с должности Первого секретаря ЦК КПСС. Руководителем Коммунистической партии, а это значит, фактически советского государства, стал Л. И. Брежнев. Годы его правления (1964—1982 гг.) получили название периода «застоя». В эти годы наметилось некоторое возвращение к сталинизму. Но оно тщательно скрывалось от населения. Делался вид, что в стране существуют демократические формы власти. Однако она полностью была сосредоточена в руках партии, которая контролировала все области общественно-политической жизни, а также экономику. Планы пятилеток принимались на съездах КПСС. Ее руководящая роль была закреплена в Основном Законе страны — Конституции СССР 1977 г. Она получила название «Конституции развитого социализма». В целом в стране происходил поворот к консерватизму — сохранению командно-административных методов управления и контроля государства над обществом. Партийным руководителем в Беларуси в период «застоя» был Петр Миронович Машеров. Он возглавлял КПБ с 1965 по 1980 г. П. М. Машеров пользовался огромным уважением среди населения за простоту, доступность, демократичность, а также как активный участник подпольной и партизанской борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Иногда в личных беседах Машеров высказывал недовольство тем положением, которое складывалось в руководстве партией и государством. Однако в тех условиях, когда господствовала жесткая централизованная система управления страной, он был ограничен в своих действиях указаниями «сверху». Общественно-политическая жизнь в 70-е — первой половине 80-х гг. XX в. — явление сложное и недостаточно изученное. Его сложность обусловлена тем, что формирование авторитарного режима происходило в условиях подъема экономики Соответственно повышался и жизненный уровень населения. Это служило благоприятной базой для формирования положительного отношения к политике партии. Так, с патриотической и интернациональной точки зрения был воспринят населением ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. Он объяснялся необходимостью помощи южному соседу СССР в его борьбе за самостоятельное развитие. На самом деле это было поддержкой только одного политического режима в Афганистане, который симпатизировал КПСС. В дальнейшем ввод советских войск в Афганистан был признан политической ошибкой и вмешательством в его внутренние дела. За годы пребывания советских войск в Афганистане (1979—1989 гг.) погибло около 15 тыс. чел., из них 771 белорус. Авторитарный политический режим, сформировавшийся в 70-е — первой половине 80-х гг. XX в. характеризовался всеобъемлющим контролем за жизнью общества со стороны одной политической партии, которая фактически являлась «государством в государстве».
50, Современная белор. культура. к 90-м г. увелич. кол-во проф. театров. На высоком профес. уровне работает Национал. академич. театр. им. Я.Купалы, Госуд.русский драмтеатр и др. Весомый вклад в развит театрал. искусства на этом этапе внесли режиссеры Раевский, Луценок и др. Композиторы-В.Оловников, И.Лученок.В.Ровда Известен т.ж. Госуд. оркестр М.Финберга. музеев стало около 148. играет эстрада с 1992 г. известен как Славянский базар в Витебске.
52 Госуд. суверенитет. В июне-июле 90г госуд.сувер. провозгласили Российская имерия и Украина. 27 июля 1990 г. Верховный совет БССр принял Декларацию о госуд.. сувер. Белорусской Советской Социалистич. Республики. С этого дня Беларусь вступила на соверш. новый путь развит. Сувер.госуд. означает верховенство, самостоят. и полноту госуд. власти республики в границах ее территории, независим. и самостоят. в отнош. с др. странами, правомочность законов этого государства. последние попытки вернуть старые позиции был в августе 1991г.в Москве. В марте 94г. была принята конституция Рб а в 96 г. были исправления и дополнения. Впервые введена президентская форма правления.
Менталитет белорусов В книге «Национальный менталитет белорусов» ученый Адам Мельников утверждает, что белорусы относятся к тем народам, для которых в гораздо большей мере характерна всечеловечность и альтруистическая способность к самоограничению и самопожертвованию. Белорусы всегда отрицали насилие, но, по мнению некоторых исследователей, им нравилось быть жертвами. Примечательно, что во время опасных ситуаций у белорусов проявляются глубоко спрятанные инстинкты самовыживания: например, в период войн проявляются такие качества, как свободолюбие и храбрость. В остальное время белорусы бесхитростны и добродушны, неотъемлемой частью белорусского менталитета является миролюбие, покладистость, толерантность. За советский период нашей истории толерантные черты белорусского менталитета еще больше усилились. По мнению А. Мельникова, белорусам чужд революционизм и политический авантюризм. Они не склонны к радикальным изменениям в своей социальной жизни. Белорусское общество развивалось скорее эволюционным образом, нежели путем скачков и преобразований. Как известно, источником и хранителем народных традиций являются в основном сельские жители. На территории нашей страны до Октябрьской революции сельское население составляло примерно 90 процентов. С массовым переселением в город стали утрачиваться национальные традиции, взамен их приобретались в основном черты городского образа жизни русских. Социологические исследования свидетельствуют о невероятной мешанине в головах людей, своеобразной каши из идеологических установок, эмоций, размытых ценностных ориентаций, ложных знаний, исторических воспоминаний и переживаний. Современное политическое сознание белорусского населения явно содержит в себе элементы конформизма, подверженности внешнему давлению, которое необходимо для приспособления и выживаемости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.238 (0.011 с.) |