Государственные внебюджетные фонды, механизм их построения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные внебюджетные фонды, механизм их построения.



Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющие целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

• Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи.

 

21. Бюджетный процесс, его стадии, этапы, участники. Согласно бюджетному праву бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законом деятельность органов гос власти на фед и региональном уровнях, органов местного самоуправления по составлению и утверждению проектов бюджетов, проектов ВНФ,контроль за этими процессами. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса: Составление проекта бюджета - решение о начале работы над составлением проекта фед бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта фед бюджета. В опр-ые сроки составляются: прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюдж политики РФ; рассчитываются контрольные цифры проекта фед бюджета на соответствующий период и другие документы. Утверждение – После 4-го чтения проект федерального бюджета на соответствующий год рассматривается на пленарном заседании ГосДумы для голосования в целом. Принятый ГосДумой ФЗ "О федеральном бюджете на соответствующий год" в соответствии с КРФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Исполнение- заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов – текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года. В России рамки бюджетного процесса начинаются с 1 января по 31 декабря. Участники бюджетного процесса: президент страны; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы гос и местного финансового контроля; гос внебюджетные фонды; главные распорядители бюджетных средств.

22. Бюджеты органов государственной власти и муниципальных образований. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектом РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие БС РФ, самостоятельны и не вкл-ся в БС вышестоящего уровня. В бюджеты субъектов РФ(региональные бюджеты) включают региональные целевые бюджетные фонды. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) состоят из бюджетов муниципальных районов(районные бюджеты, поселковые и сельские) и бюджетов городских округов(поселковые бюджеты, городские, бюджеты внутригородских районов). И отдельно идут местные целевые бюджетные фонды. Насчитывается около 29 тысяч местных бюджетов. БК РФ определено,что региональный бюджет и свод местных бюджетов данного региона составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов и местных бюджетов принято именовать территориальным бюджетом (без включения гос ВНФ).

 

23.Содержание и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения — это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов. Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах: транспарентность(ясность,гласность,прозрачность) межбюджетных отношений; взаимная ответстветнность сторон за исполнение межбюджетных обязательств; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношении с фед бюджетом и тд. Фин помощь из фед бюджета субъектам РФ осущ-ся в форме: дотаций или субвенций на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным хар-ом затрат либо хар-ом не поступления доходов,срком до 6 мес на возмездной и безвозмездной основе.Субъекты,получившие фин помощь от фед бюджета, подлежат проверке Счетной палатой РФ и Минфином. Фин помощь из бюджета субъектов РФ местным бюджетам осущ-ся в форме: финн помощи на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченностимуницип образований с целью обеспечения минимальных гос спец стандартов; субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; ссуды на покрытие фин кассовых разрывов, возникающих при использовании ср-в местного бюджета. Муницип образования,получившие фин помощь от бюджета субъектов РФ, подлежат ревизии уполномоченными органами власти субъекта РФ на предмет целевого и эффективного использования полученных ср-в.

 

24. Государственные внебюджетные фонды в РФ. Вне фед бюджета образуются гос фонды денежных ср-в, предназначенные для реализации прав граждан на соц обеспечение и охрану здоровья. Гос внебюджетные фонды РФ подразделяются на: Пенсионные фонд РФ; Фонд соц страхования РФ;Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения РФ.

Бюджеты гос внебюджетных фондов по представлению проектов Правительством РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием РФ в форме ФЗ-ов одновременно с принятием фед бюджета РФ. Проекты бюджетов территориальных гос внебюджетных фондов по представлению органами исполнительной власти субъектов РФ рассматриваются и утверждаются Законодательным собранием субъекта РФ одновременно с принятием бюджета на очередной финансовый год. Доходы гос внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов юр и физ лиц, других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

 

25. Расходные обязательства бюджетной системы РФ. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами. Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физ или юр лицам, органам гос власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (гос внебюджетного фонда, территориального гос внебюджетного фонда). Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов. Если один уровень власти делегирует свои бюджетные полномочия другому уровню власти, одновременно возникают расходные обязательства бюджета более низкого уровня и расходные обязательства по их финансовому обеспечению за счет субвенций из вышестоящего бюджета. В БК РФ предложена типология оснований для возникновения расходных обязательств бюджетов каждого уровня. Например, расходные обязательства РФ - Заключения от имени РФ договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями; Принятия ФЗ и (или) НПА Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Расходные обязательства субъекта РФ и муниципальных образований такие же как и у РФ только все заключения,принятия ФЗ И НПА идет от имени субъекта РФ или муницип образования. Органы гос власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Реестр расходных обязательств-используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных НПА, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных НПА, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

 

26.Бюджетные ассигнования из бюджетной системы РФ. Бюджетные ассигнования — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: социальное обеспечение населения;предоставление бюджетных инвестиций юр лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;предоставление субсидий юр лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физ лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам -международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга и т.д. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.

 

27.Нефтегазовые доходы федерального бюджета. Средства Резервного фонда и Фонда нац благосостояния: их нормативы и источники. На основании постановления РФ «О проведении расчетов в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов фед бюджета, нефтегазового трансферта, ср-в резервного фонда и фонда нац благосостояния» от 31.01.2009г №77 нефтегазовые доходы рассчитыв-ся как сумма доходов фед бюджета от уплаты вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, природный газ, товары,вырабатываемые из нефти,НДПИ в виде углеводородного сырья. Согласно БК РФ нефтегазовые доходы фед бюджета распред-ся в два спец-ых фонда: резервный фонд и фонд нац благосостояния. Нефтегазовые трансферты-часть ср-в фед бюджета, используемая для финансирования нефтегазового дефецита фед бюджета,а при недостаточности его из ср-в резервного фонда. Резервный фонд –часть ср-в фед бюджета, подлежащая обособленному учету и управлению с целью осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности доходов этого трансферта. ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема, указанного в фз о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.Источники пополнения резервного фонда: из нефтегазовых доходов фед бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответс фин год величину газового трансферта при условии, что накопленный объем резервного фонда не превысил его нормативной величины; из доходов от управления средствами Резервного фонда. ФЗ может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ. Фонд нац благосостояния-часть ср-в фед бюджета,подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечение сбалансированности(покрытия дефицита) бюджета ПФР. Источники фонда: из нефтегазовых доходов фед бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий фин год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает(превышает) его нормативную величину; из доходов от управления средствами Фонда нац благосостояния. 13 октября 2008 года Президент Д. Медведев подписал пакет законов, по которым разрешили размещать средства Фонда нац благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7% годовых в порядке, установленном российским правительством. 21 апреля 2010 г. председатель правительства РФ Путин подписал постановление правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете данные о величине активов Резервного фонда и Фонда нац благосостояния, сведения об объёмах поступивших на их счета средств, о том, где они размещены и как используются. Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов.

 

28.Дефицит фед и местного бюджета и источники его финансирования. Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета. Для фед бюджета определены 2 группы источников финансирования дефицита: внешние и внутренние. Внешние - гос займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ц/б от имени РФ; - кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные РФ. Внутренние - кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; гос займы, осуществляемые путем выпуска ц/б от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; - изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета. Источники финансирования дефицита местного бюджета - в РФ муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ц/б от имени муниципального образования;кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

 

29. Бюджетная классификация РФ и ее назначение. В связи с тем, что составляющие бюджет доходы и расходы неоднородны по источникам, составу и направлениям и некоторым другим параметрам, для целей их планирования и учета разработана и используется бюджетная классификация, составляющая основу бюджетной системы государства. В соответствии с БК РФ бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполне­ния бюджетов, составления бюджетной отчетности. Бюджетная классификация РФ включает:классификацию доходов бюджетов;классификацию расходов бюджетов;классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;классификацию операций публично-правовых образований(далееклассификация операций сектора гос управления). Основой бюджетной классификации служит группировка показателей. Выбор критериев группировки показателей строится на том условии, что используемая бюджетная классификация должна давать полное представление о формировании доходов и направлениях средств, их составе и структуре во всех необходимых для управления государством разрезах: социально-экономическом, ведомственном, социальном.

Роль бюджетной классификации в бюджетной системе страны заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы.

30. Понятие консолидированного бюджета, его назначение. Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включающей федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, которые, в свою очередь, состоят из региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов. Консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными и представительными органами власти. Консолидированные бюджеты являются чисто статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих

данное государство или территориальные образования по доходам денежных ресурсов в бюджет соответствующего уровня. Статистические консолидированные показатели используются:при бюджетном планировании; при разработке прогнозов экономического и социального развития государстваВ частности, в доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: НДС, акцизы, подоходный налог с физ лиц, налог на имущество, внешнеэкономические операции, средства целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности.Расходная часть сводного финансового баланса включает также бюджетные показатели, например затраты на гос инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, государственные дотации, расходы на науку, оборону, содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры, формирование фондов и на другие мероприятия. Используя статистические данные консолидированных бюджетов за ряд лет можно более качественно и объективно организовать перспективное планирование и прогнозирование, в частности, при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и его территориальных образований. Кроме того, возможны расчеты различных видов обеспечения населения государства и территорий, бюджетных расходов на одного жителя на образование, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии, а также

среднедушевых бюджетных доходов на одного жителя в целях сравнения с аналогичными показателями регионов и других государств.

 

31. Раскройте принципы: единства бюджетной системы; самостоятельности бюджетов.

Принцип единства бюджетной системы. Все уровни бюджетной системы должны основываться на едином законодательстве, функционировать на основе единых принципов, при этом должны применяться единые формы документации и отчетности. Для бюджетов всех уровней действует единая бюджетная классификация, единая система санкций и штрафов за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществление расходов бюджетной системы РФ. Принцип самостоятельности бюджетов Р Ф определяет права и обязанности органов государственной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; права органов государственной власти устанавливать в соответствии с законодательством налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты; определить формы и направление расходов бюджетных средств (за исключением тех расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.023 с.)