Государственный строй Древнего Египта в период Нового царства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй Древнего Египта в период Нового царства



Государственный строй Древнего Египта в период Нового царства

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник — визир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов — происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области — номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон.

Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую; фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов.

В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. С XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы.

В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства — специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.
В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или визир, которые могли пересмотреть решение любого суда. Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца или оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Право древнего Египта

Древнейшим источником права был обычай. Считается, что первый законодатель Египта Менес – первый царь первой династии, второй – царь Сазихис (по всей видимости, один из царей эпохи Древнего царства). Они якобы опубликовали закон, запрещающий брать взаймы, не давая в залог мумию отца должника или собственную свою мумию, которая не хоронилась по смерти должника до неуплаты долга. Большое законодательство связывают с Рамзесом II, правившим в ХIV веке до н.э.
Его законодательство было направлено на укрепление армии и бюрократизацию государственного аппарата. В VIII в. до н. э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса, состоявий из 8 книг (40 свитков).
По нему впервые было запрещено обращение в рабство за долги, и право перестает быть исключительным занятием жрецов, а договоры прекращают писать языком священных формул.

Право собственности. Земля в Египте формально находилась в собственности фараона. Однако на практике различались следующие категории земельных владений с различным правовым режимом:
а) храмовые; б) служилой знати, жрецов и воинов. Царь передавал эти земли им во временное владение.

Храмовая земля поступала в совместное пользование храмов и их должностных лиц, но постепенно по жребию стала разделяться между жрецами. Земля управлялась царской администрацией и храмовыми сборщиками. Земледельцы, не способные уплатить налоги, сгонялись с земельных участков. И только фараон Хоремхеб (ХIV династия) запретил это делать, но сохранил телесное наказание в виде палочных ударов за не поступление налогов.

Отдельные жрецы и воины также получали от фараона за свою службу земли вместе с инвентарем и рабами. Однако государственные чиновники продолжали управлять землей и взимать определенные доходы.

Вся остальная государственная земля находилась в ведении крестьянских общин под управлением старшины. С ХVIII династии цари стали пахотные земли передавать ветеранам в виде дарения,
а не в качестве платы за службу.

Непахотная земля (сады и застроенные домами участки) царь передавал воинам и чиновникам без обязательства нести службу; он мог их дарить по своему усмотрению. Из этого, по-видимому, сложилась частная собственность с куплей-продажей и дарением.

Постепенно храмовая земля и земля отдельных граждан стала предметом купли-продажи, дарения и найма. Фактически, земля становилась частной собственностью. Что же касается движимых вещей, то живой и мертвый инвентарь, пожалованный фараоном вместе
с землей за службу, считался частной собственностью и подвергался отчуждению.

В Египте большое внимание уделялось заупокойному культу, который требовал значительных затрат, потому у зажиточных людей для этой цели выделялось неотчуждаемое имущество, доходы с которого поступали на указанные цели. Такая собственность считалась семейной, находилась под управлением старшего члена семьи и переходила по наследству из поколения в поколение.

Обязательственное право долгое время имело форму торжественной клятвы перед жрецами и чиновниками. При царе Бокхорисе это отменяется, но письменный договор сохранился. Фараон постановил, что если кто-либо получит взаймы без договора и будет отрицать свой долг, он мог произнести клятву и тем самым освободиться от долга.

Купля-продажа получила широкое распространение, в особенности в период Нового царства. Отчуждение земли допускалось лишь для представителей сановных сословий, которые могли распоряжаться землей, пожалованной царем или храмами. Крестьяне же получили право продавать свои участки лишь при фараоне Бокхорисе, но только те владельческие земли, которые были пожалованы царем храмам, воинам и чиновникам. Остальные земледельцы были лишены такого права.

Договор купли-продажи с недвижимостью заключался с соблюдением ряда формальностей, трех последовательных актов.
Первый акт представлял соглашение между сторонами о деньгах (при этом сумма обычно не называлась), о предмете сделки с указанием на то, что платеж произведен сполна. Обязанность продавца – передать право собственности с соблюдением последующих актов и оградить покупателя от изъятия вещи третьим лицом. Второй акт имел чисто религиозный характер и подтверждал договор клятвой продавца. Третий акт представлял собой ввод покупателя во владение землей.
Он происходил перед судом, а затем имя покупателя регистрировалось в поземельных книгах вместо имени продавца. Право собственности считалось перейденным к покупателю после его ввода во владение земельным участком. Позднее происходят некоторые изменения в формальностях купли-продажи и второй акт отменяется.

Договор займа регулировал передачу вещей в собственность заемщика с обязательством возвратить такое же количество вещей того же качества в обусловленный договором срок. Объектами договора могли быть деньги, зерно и т. п. До царя Бокхориса обеспечением договора служила личность должника или его родных, что могло привести должника или его членов семьи в рабство. Другим видом обеспечения был залог мумии отца или мумии родственников, либо собственной мумии. Со времени Бокхориса договор кабалы отменяется и запрещается самовольный захват кредитором имущества должника. Кредитору запрещалось самовольно захватывать в качестве залога имущество должника, в особенности орудия сельского хозяйства. Но это правило не распространялось на органы власти и храмы. Крестьянам разрешалось закладывать землю.

Аренда. Земля сдавалась на один год, а для застроенных участков и для домов в городе конкретного срока не было. Вознаграждение за аренду поля определялось долей урожая. Обработка арендуемой земли составляла не только право, но и обязанность арендатора. Для застроенных или предназначенных для застройки домами участков сроки аренды, как правило, не указывались.

В Египте встречались и договоры найма имущества, т. е. передачи вещей во временное пользование нанимателя.

Поклажа или хранение вещей, как и в других государствах, считалась безвозмездной как добросовестная сделка под покровительством религии. Египтяне знали и договор товарищества,
т. е. договор, при котором участники объединяют свои средства для достижения какой-то единой хозяйственной цели.

Семейно-брачное право. Египетская семья сохранила значительные пережитки матриархата. Дети именовались по «материнству» (сын такой-то). Потому отец и мать и брат матери пользовались большим почетом. Широко были распространены браки братьев с сестрами, а в семьях фараона встречались браки царей с собственными дочерьми и вдовами своих отцов.

В течение почти всей истории египетского государства женщина в семье занимала высокое положение, именуясь «владычицей дома». Однако, начиная с V династии, постепенно роль женщин в семье меняется: она уже не считается равной мужу, и египтянину даже разрешается взять вторую жену, а у зажиточных мужчин появляются целые гаремы. Тем не менее, женщина в гареме не считалась
законной женой и потому потомство от нее не признавалось членами семьи.

Брак заключался в виде договора, в котором женщина выступала как самостоятельная сторона и договаривалась сама. При этом, очевидно, брак совершался без религиозных церемоний. Жена сохраняла свое имущество. Муж даже обязывался давать жене определенные суммы на ее расходы, а для обеспечения сохранности ее имущества составлялась не только опись имущества жены, но и иногда супруг передавал супруге все достояния семьи.

Развод совершался свободно. При разводе жена получала определенную сумму, а ее дети сохраняли право на отцовское наследство. Однако в случае инициативы развода со стороны мужа все его имущество переходило к старшему сыну, который делил его между остальными детьми.

Полнолетие детей наступало с 12-14 лет. Дети имели определенную самостоятельность, располагая своим имуществом.
На них возлагалась обязанность заботиться и кормить родителей. В свою очередь, родители обязывались поддерживать детей своими средствами, потому они еще при жизни передавали детям все свое имущество. Сыновья и дочери наследовали поровну, а дети умершего наследника наследовали долю своего отца. Небольшое преимущество, правда, получал старший сын, на которого ложилась обязанность разделить наследство между всеми наследниками. При отсутствии детей
к наследству призывались братья и сестры умершего.

Египетское право знало завещание: наследодатель отдавал распоряжение в отношении размера долей имущества, которое предназначалось пережившему супругу; он мог установить неотчуждаемое имущество для заупокойного культа. По завещанию делалась опись имущества наследодателя, потому завещание именовалось как «инвентарь». До V династии женщине разрешалось самостоятельно завещать свое имущество.

Уголовное право и судопроизводство. Кровная месть была отменена, как и денежные выкупы. Наказание было очень суровым, и смертная казнь применялась широко, путем сожжения или меча. Высокопоставленным персонам, приговоренным к смертной казни, предоставлялось право самим убить себя, т. е. совершить самоубийство.

Законы предусматривали государственные преступления в виде измены, восстания и заговора. За это наказывался не только виновный, но и вся его семья. Тело мятежника запрещалось погребать, его выбрасывали в воду на съедение крокодилам. При Бокхорисе допускалась замена смертной казни обращением в рабство.

Применялись и другие виды наказания, в том числе и членовредительные: отрезание рук, носа, ушей, языка, кастрация. Телесные наказания осуществлялись в виде нанесения 100 палочных ударов. Принудительные работы сопровождались ссылками. Применялось и тюремное наказание. Практиковались денежные штрафы, а также бесчестящие наказания – выставления у позорного столба. Приговоренный имел право просить помилования у фараона, а также искать убежища в храмах.

Смертная казнь применялась также в отношении религиозных преступлений и за колдовство. Заговор и изготовление любовных напитков с целью околдования человека рассматривались как одно из тяжких преступлений. Смертной казни подвергались лица за следующие виды преступлений: умышленное убийство животных, посвященных богу, а также убийство ибиса, кошек, совы; выбрасывание нечистот в Нил; употребление в пищу запрещенных предметов; откапывание могил; погребение в запретной зоне в Абидосе; обнаружение места погребения быка Аписа; разглашение государственных тайн; принесение в жертву домашних животных до того, как их отметили в качестве жертвенных животных. Отступление от установленных правил лечения, изложенных в священных книгах бога Тота, изобретение нового танца или составление новой песни также считалось тяжелым преступлением. Смертная казнь полагалась за клятвопреступление, убийство, ложный донос. Отцеубийце вырывали мясо кусками из тела, потом клали его на шипы, затем сжигали. За подлог и кражу отрубали руку. Членовредительному наказанию подвергались за подделку печатей и монет (отрубали руку), пользование фальшивыми мерами и весами.
За прелюбодеяние женщинам отрезали нос, а ее соучастника подвергали кастрации, как, впрочем, и за изнасилование.

Наказывались люди, которые добывали средства к своему существованию незаконным путем, а также составлявшие ложные заявления о средствах к существованию.

Суд не был отделен от администрации: должностные лица вершили и суд. В Новом царстве существовала высшая судебная коллегия из 30 судий, в которую входили знатные граждане различных городов. Местными судами являлись суды номов. Фараон имел право самостоятельно разрешить любое судебное дело. К нему же обращались с жалобой или с просьбой о помиловании.

Разбор по уголовным и гражданским делам осуществлялся одинаково. Дела возбуждались по жалобе потерпевшего, которому предоставлялось право поддерживать обвинение. Истец в жалобе указывал вид наказания, которого достоин обвиняемый, а также размер вознаграждения с него. Суд был письменным. Сторонам разрешалось в заявлениях излагать свои соображения по возникшему делу. Судебное решение объявлялось без мотивации: судья молча прикладывал ко лбу выигравшего процесс лица изображение истины. Судебными доказательствами служили свидетельские показания, клятва свидетелей и жалобщика, осмотр места преступления (по делам об осквернении могил), пытка в виде причинения боли рукам и ногам.

Судебная система в Афинах

Важнейшим институтом судебной организации было особое судебное собрание – гелиэйя (нередко её неправильно называют судом присяжных). Гелиэйя не была в прямом смысле судебным органом, это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления. Гелиэйю составляли 6 тыс. граждан (т.е. квалифицированное политическое большинство), выдвигаемых ежегодно от демов и назначаемых жребием. Единственным условием был повышенный возрастной ценз в 30 лет. Далее корпус гелиэйи разделялся на 10 коллегий (по 500 судей и 100 запасных) с учетом строгого представительства фил. Заседали коллегии регулярно, причем позднее сложилась некоторая специализация коллегий по отдельным отраслям судебного контроля.

Гелиэйя была и собственно судебной инстанцией, где решались уголовные и, в меньшей степени, гражданские дела по частным искам, и органом конституционного надзора за деятельностью народного собрания и должностных лиц. В ней проходила процедура докимасии должностных лиц в предварительном порядке, могли заслушиваться отчеты должностных лиц, если вставал в общей форме вопрос о преследовании их за злоупотребления. Гелиэйя была второй инстанцией, где рассматривались жалобы на решения других судов (кроме религиозных вопросов), особенно политические обвинения. И самое важное, здесь проходила процедура проверки законопроектов на их соответствие традиции и прежнему законодательству по иску граждан либо в порядке деятельности коллегии номофетов.

Гелиэйя была вправе осуждать, в случае преступлений, и на изгнание, и на смертную казнь. Особенностью полномочий этого учреждения было то, что они носили, по сути, верховный характер: решение гелиэйи не могло быть ни обжаловано, ни приостановлено (даже священным вмешательством); она не была подконтрольна никаким другим институтам народовластия.

Традиционным судебным органом оставался ареопаг. Ему были подсудны в основном религиозные дела, а также преступления, связанные с нарушениями священных устоев государства (в частности, дела о предумышленных убийствах, посягательствах на семейные и родовые отношения, неповиновения должностным лицам, поджогах). Интересно, что убийца мог удалится в изгнание и тем самым избавиться от осуждения.

Помимо суда, ареопаг сохранил и некоторые управленческие функции в отношении общенародных священных имуществ, организации культов, в сношениях религиозного характера с другими греческими государствами.

Помимо Ареопага в Афинском государстве существовали следующие судебные органы:

– Суд эфетов (коллегии 51 эфета), образованной Драконтом в 521 году до н.э. Разбирал дела о неумышленных убийствах, дела об убийстве метэков, о нанесении увечий, об убийстве, дозволенном законом, нечаянное убийство, случаи причинения смерти животными и предметами.

– Коллегия одиннадцати, ей были подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

– Суд "сорока мужей". В нем рассматривались имущественные дела на сумму не свыше 10 драхм. Он вел свое начало от "судей по демам".

– Суд диэтов. В нем рассматривались дела на сумму более 10 драхм, т.е. по большинству имущественных тяжб. Апелляция на его решение подавалось в гелиэю.

Уголовное право в Афинах

Афинское правосознание долго и упорно сохраняло пережитки первобытнообщинных воззрений на преступление и наказание. Следы кровной мести пережиточно сохранились в праве мужа убить застигнутого им на месте преступления любовника жены, в праве гражданина учинить самосуд над

самовольно вернувшимся: из добровольного изгнания убийцей; кровная месть была обязанностью родственников в случае убийства и т.п.

Пережитки прошлой эпохи легко усматриваются и в праве мужа примириться с соблазнителем своей жены, на условиях уплаты последним штрафа, такая же сделка была возможна между убийцей и родственниками убитого. В случае примирения ни потерпевший, ни его родственники не должны были возбуждать против виновных судебные иски, и так как дела об убийстве или прелюбодеянии

возбуждались не иначе, как по заявлению частных лиц, виновные в этих преступлениях освобождались от наказания. К делам частного обвинения афинское право относило почти все те преступления, которые касались причинения вреда личности или имуществу потерпевшего, например, ранения,

увечья, оскорбления, кражи и прочего.

Следы первобытнообщинных воззрений на преступление проявились и в том, что многие из преступлений, которые в настоящее время причисляются к государственным, например, убийство или оскорбление посла, считались в афинском, праве преступлениями против религии (считалось, что личность посла находится под покровительством бога).

Преступления, наносившие ущерб общественному интересу, преследовались как государством, так и частными лицами. Последние имели право в определенном порядке делать правительственным

органам чрезвычайные заявления: о государственной измене, о заговоре против демократии, о подкупе должностных лиц, о притеснениях сирот, находящихся под опекой государства, и прочее.

Предание суду за государственные преступления, равно как и за преступления против религии, относилось к компетенции народного собрания, совета 500, некоторых коллегий и должностных лиц.

Среди преступлений государственных на первом месте стояла государственная измена, за которую полагалась смертная казнь, сопровождавшаяся конфискацией имущества, объявлением врагом народа,

запрещением хоронить изменника в Аттике и лишением чести всего его потомства. Тот, кто убивал изменника, освобождался от наказания. Особое место среди государственных преступлений занимали: ложный донос, за который следовало наказывать смертной казнью, и лжесвидетельство в суде. Наиболее распространенными наказаниями за государственные преступления были смертная казнь, конфискация имущества, изгнание, а также лишение гражданских прав. Последнее имело своим следствием не только устранение осужденного от общественных дел, но и невозможность для него защищать себя от обиды; как и раба, его можно было подвергнуть пытке. Незаконное присвоение гражданских прав влекло за собой обращение виновного лица в рабство. Смертная казнь, равно как и тюремное заключение, могла быть заменена уплатой штрафа.

Наиболее тяжелыми преступлениями против религии, наказываемыми смертной казнью, были разглашение тайны мистерий (особых религиозных таинств, совершавшихся ежегодно), оскорбление богов, критика религии и т.п. Грабители, воры, охотники за рабами (обращавшие в рабство свободных

граждан или похищавшие чужого раба) наказывались смертной казнью, если они были пойманы на месте преступления или сознавались в нем. В делах об убийстве строго различалось убийство умышленное, которое влекло за собой смертную казнь, и непредумышленное неосторожное или

случайное. Согласно законам Драконта, сохранявшим свою силу в том, что касалось непредумышленных убийств, виновный в этом преступлении подлежал изгнанию (такому же "наказанию" подвергались и предметы, вроде камня или бревна, если они были причиной смерти человека).

Особую группу составляли воинские преступления и прежде всего дезертирство, трусость и уклонение от воинской повинности. Суд над такими преступниками осуществлялся соратниками виновного лица, а председателем суда был стратег. Особый вид воинского преступления составлял незаконный, без предварительной проверки кандидата в совете 500, переход из пехоты в кавалерию, где служить было и легче и менее опасно, чем в пехоте. Эти преступления влекли за собой различные наказания от лишения гражданских прав и штрафа до смертной казни.

Помимо различия умышленных и неосторожных преступлений, афинскому уголовному праву были известны такие понятия, как покушение и приготовление, подстрекательство, соучастие. Принимались во внимание смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Наказуемым было и недоносительство, например, в делах о краже государственного и частного имущества.

Право Средневековой Англии

Средневековое право формировалось в виде обычаев, которые являлись основным источником права. Нормандское завоевание оказало большое влияние на англосаксонское право и положило начало формированию единой правовой системы. Эта система получило название «общее право». Оно складывалось под воздействием англосаксонских и нормандских обычаев и решений королевских судов. Не нее также оказывало влияние каноническое право. Нормы общего права регулировали широкий круг общественных отношений. Нормы общего права получили закрепление в письменных отчетах о судебных решениях. Со второй половины 13 века отчеты стали издаваться ежегодно, что создало предпосылки для формирования главнейшего института английского права – судебного прецедента. На развитие права большое влияние оказал институт королевских приказов.

Истец обращался к королю за защитой своих прав и король, за определенную плату, мог принять иск к рассмотрению. Королевские приказы создали условия для формирования особой системы норм «права справедливости». Подданный, в случае нарушения своих интересов со стороны суда, обращался к королю. Король, а позже лорд-канцлер, рассматривали обращения и выносили решения, причем они не были связаны действительным правом, а могли руководствоваться римским, каноническим правом и голосом собственной совести. Важнейшими источниками права были нормативные акты, исходящие от короля и парламента.

Памятники права Византии

 

Государственный строй Древнего Египта в период Нового царства

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник — визир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов — происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области — номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон.

Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую; фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов.

В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. С XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы.

В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства — специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.
В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или визир, которые могли пересмотреть решение любого суда. Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца или оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Право древнего Египта

Древнейшим источником права был обычай. Считается, что первый законодатель Египта Менес – первый царь первой династии, второй – царь Сазихис (по всей видимости, один из царей эпохи Древнего царства). Они якобы опубликовали закон, запрещающий брать взаймы, не давая в залог мумию отца должника или собственную свою мумию, которая не хоронилась по смерти должника до неуплаты долга. Большое законодательство связывают с Рамзесом II, правившим в ХIV веке до н.э.
Его законодательство было направлено на укрепление армии и бюрократизацию государственного аппарата. В VIII в. до н. э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса, состоявий из 8 книг (40 свитков).
По нему впервые было запрещено обращение в рабство за долги, и право перестает быть исключительным занятием жрецов, а договоры прекращают писать языком священных формул.

Право собственности. Земля в Египте формально находилась в собственности фараона. Однако на практике различались следующие категории земельных владений с различным правовым режимом:
а) храмовые; б) служилой знати, жрецов и воинов. Царь передавал эти земли им во временное владение.

Храмовая земля поступала в совместное пользование храмов и их должностных лиц, но постепенно по жребию стала разделяться между жрецами. Земля управлялась царской администрацией и храмовыми сборщиками. Земледельцы, не способные уплатить налоги, сгонялись с земельных участков. И только фараон Хоремхеб (ХIV династия) запретил это делать, но сохранил телесное наказание в виде палочных ударов за не поступление налогов.

Отдельные жрецы и воины также получали от фараона за свою службу земли вместе с инвентарем и рабами. Однако государственные чиновники продолжали управлять землей и взимать определенные доходы.

Вся остальная государственная земля находилась в ведении крестьянских общин под управлением старшины. С ХVIII династии цари стали пахотные земли передавать ветеранам в виде дарения,
а не в качестве платы за службу.

Непахотная земля (сады и застроенные домами участки) царь передавал воинам и чиновникам без обязательства нести службу; он мог их дарить по своему усмотрению. Из этого, по-видимому, сложилась частная собственность с куплей-продажей и дарением.

Постепенно храмовая земля и земля отдельных граждан стала предметом купли-продажи, дарения и найма. Фактически, земля становилась частной собственностью. Что же касается движимых вещей, то живой и мертвый инвентарь, пожалованный фараоном вместе
с землей за службу, считался частной собственностью и подвергался отчуждению.

В Египте большое внимание уделялось заупокойному культу, который требовал значительных затрат, потому у зажиточных людей для этой цели выделялось неотчуждаемое имущество, доходы с которого поступали на указанные цели. Такая собственность считалась семейной, находилась под управлением старшего члена семьи и переходила по наследству из поколения в поколение.

Обязательственное право долгое время имело форму торжественной клятвы перед жрецами и чиновниками. При царе Бокхорисе это отменяется, но письменный договор сохранился. Фараон постановил, что если кто-либо получит взаймы без договора и будет отрицать свой долг, он мог произнести клятву и тем самым освободиться от долга.

Купля-продажа получила широкое распространение, в особенности в период Нового царства. Отчуждение земли допускалось лишь для представителей сановных сословий, которые могли распоряжаться землей, пожалованной царем или храмами. Крестьяне же получили право продавать свои участки лишь при фараоне Бокхорисе, но только те владельческие земли, которые были пожалованы царем храмам, воинам и чиновникам. Остальные земледельцы были лишены такого права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.059 с.)