Особенности развития права в Древнем Китае 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития права в Древнем Китае



Ни одна правовая система в мире не испытала стольмощного влияния двух противоборствующих философскихучений, как правовая система Древнего Китая, в историикоторой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющимифакторами самого поступательного развития права, егоидейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.

Общей чертой этих двух древнекитайских школ была ихполитическая направленность, стремление организоватьжизнь китайского общества на "рациональных", "справедливых" началах, но понимаемых каждой школой по-разному.Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся врезультате компромиссом.

В развитии древнекитайского права можно выделить триэтапа. На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану ивнутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану.Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей

массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большое значение помере укрепления власти ванов приобретают распоряжения иприказы правителя, его приближенных, высших чиновников,исполнение которых обеспечивается принуждением.

В VI в. до н.э. создает свое учение великий философКонфуций, непререкаемый авторитет которого пережил вкитайском обществе века. Основная философская идея конфуцианства - идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а,следовательно, и счастья людей. Она включает в себя какгармонию между людьми и природой, так и гармонию между

самими людьми, выражающуюся в их поведении, котороедолжно соответствовать "естественному порядку", т.е.добродетели и морали.

Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральныхнорм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении "меры" во всем, что, всвою очередь, должно побуждать человека к уступкам,компромиссам.

Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на основе "веления Небес" - это совокупностьгрупп (объединений людей), каждая из которых должна существовать в социальных и правовых условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций. Главнойидеей такого объединения является идея "сяо" - сыновнейлюбви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.

Требование строгого соблюдения "ли", находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, определялоособое, принципиально отличное от легистов, отношениеконфуцианцев к законодательной форме как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не требующему во

всех случаях ни строгого соблюдения. ни обязательнойсудебной защиты.

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н.э.), усиливаетсяроль права с его стабильным комплексом наказаний. Вэтот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким

представителем легизмаШан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяетвсю жизнь подданных.

Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих "хорошее управление", отказывались признавать наличие какой-либосвязи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало дажеза малейшее нарушение приказов государя. Проповедуясвоеобразное "равенство" перед законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты

стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Не случайно крайнее ужесточениенаказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.

Обострение противоборства двух идеологий, давшегоновый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права, относится ко второй половине III в. до н.э.,когда легизм в его крайней форместановится официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221-207 гг. до н.э.), а легисты приходят квласти, претворяя в жизнь свои правовые воззрения путем

безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Ши-хуанди в 213 году до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев.

С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. - IIIв. н.э.) - этапе формальной победы конфуцианства - происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение- ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующихсоциально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей

этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, атакже различий в зависимости от места в семье, пола,возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", официально признанного ритуала.

Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона,строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгостии снисхождения. Из этого предположения вытекало, чтомораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от негоуклоняться. Нормы господствующей конфуцианской моралидолжны были отныне насаждаться силой, строгой карой за-

кона ("фа"), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: "там, где недостает "ли", следует применять "фа", или то, что наказуемо по "фа", неможет быть дозволено по "ли", то, что позволено по"ли", не может быть наказуемо по "фа".

Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому,что нормы "ли" приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзы", в которых еще в началевторой половины I тысячелетиядо н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.

В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкогокрестьянского землевладения. Это особенно ярко проявилось в I в. до н.э. в изменении государственной политики в отношении лиц, попавших врабство за долги, и в отношении рабовладения. Обычайзакладывать детей за долги, которые становились рабами,если не были выкуплены в течение трех лет, существовалповсеместно.

В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех обращенных ранее в государственных рабов ирабынь, "если прежними законами не было предусмотренонаказание за совершение ими преступлений". Были освобождены в ряде областей Китая также рабы, продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а такжеженщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение

рабов, а к лицам, "силой чинившим препятствия" освобождению рабов, было предписано применять наказания "в соответствии с законом о насильственной продаже людей врабство".

Судебный процесс. В состязательном по своему характеру процессе в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временемутвердился безраздельно. Расследование преступлений ещев древности поручалось особому чиновнику (линьши). Оно начиналось с заявлении или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. "Право" надонос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключениемдоноса о преступлении против государя и государства.

Жестко, на основе принципа "возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос былправдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносына родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можнобыло даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшиена своего хозяина, за исключением обвинения последнегов мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своихлюдей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался

сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убиватьих за провинности. Уездные чиновники вели следствие иприводили в исполнение приговор, например, битье палкамиосуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких

преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.

Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений свидетельствует о применении пыток в судах в том случае,"если преступник был изобличен, но отказывался признать

себя виновным, или если преступник менял свои показанияв ходе дознания". Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого. Гарантией от злонамеренного применения пыток битья палками были наказание следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками. Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни выставлялись для публичного обозрения в открытомполе на рынке или во дворе дворца, если преступник былсановным лицом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.02 с.)