Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление парламента в Англии. Англия в период сословно-представительной монархии

Поиск

Более сложным и важным по своим политическим ре­зультатам был конфликт в 1258—1267 гг. В 1258 году на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь восполь­зовавшись недовольством широких слоев свободного насе­ления королевской политикой, заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусмат­ривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Таким образом, это была новая попытка уста­новления баронской олигархии, которая не удалась в 1215 году. Последовавшие затем в 1259 году Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким зем­левладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управле­нии страной удовлетворены не были. В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая бо­лее прочного союза с рыцарством, откололась от олигар­хической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников.

Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизии. В ходе начавшейся в 1263 году гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 году де Монфор стал верховным правителем государ­ства и реализовал требование рыцарства об участии в госу­дарственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения — парламента (1265 год). В него наряду с баронами и духовными феодалами были пригла­шены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осоз­нала необходимость компромисса, политического соглаше­ния с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение фор­мирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван "образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определи­ло особенности как структуры, так и компетенции англий­ского средневекового парламента. До середины XIV в. анг­лийские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовав­ших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовен­ство не являлось особым элементом сословного представи­тельства. Высшее духовенство заседало вместе с барона­ми, а низшее — в палате общин. Первоначально при выбо­рах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 года установил, что в собраниях графств, из­биравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годово­го дохода.

Первое время возможности парламента влиять на по­литику королевской власти были незначительны. Его фун­кции сводились к определению размеров налогов на движи­мость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут "о неразрешенности налогов". В нем говорилось, что обложе­ние налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, ры­царей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сбо­ров.

Постепенно парламент средневековой Англии приоб­рел три важнейших полномочия: право на участие в изда­нии законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять конт­роль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Право законодательной инициативы парламента воз­никло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о зап­рете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отверг­нуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что хо­датайства парламента должны облекаться в форму законо­проектов, которые получили название "биллей". Так офор­милось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетен­ция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взи­мания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 года и 1371 года распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать на­значение предоставляемых им субсидий и добиваться кон­троля над их расходованием.

Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел про­цедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны об­винения против того или иного королевского должностно­го лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступ­ными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билля об опале".

На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа — Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших совет­ников короля, в руках которой сконцентрировалась выс­шая исполнительная и судебная власть. В эту группу вхо­дили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее прибли­женные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов ко­роны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

В XIII в. соотно­шение социальных и политических сил в стране продол­жало изменяться в пользу усиления начал централизации и концентрации всей власти в руках монарха.

В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязатель­ства перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель.

В течение XIII в. были существенно ограничены и иммунитетные права крупных феодалов. Глостерский статут 1278 года провозгласил проверку иммунитетных привиле­гий английских феодалов судебным путем. В целом же дво­рянский титул в Англии не сопровождался какими-либо податными и судебными привилегиями. Феодалы уплачива­ли налоги формально наравне с другими свободными и были подсудны одним и тем же судам. Однако политический вес английского высшего дворянства был значителен: оно яв­лялось непременным участником работы высших совеща­тельных и некоторых других органов при короле. В XIII в. крупные феодалы Англии постоянно вели между собой и с королем ожесточенную борьбу за землю и источники дохо­дов, за политическое влияние в стране.

В результате субинфеодации и дробления крупных бароний количество средних и мелких феодалов увеличи­вается, составив к концу XIII в. не менее 3/4 господствую­щего класса Англии. Эти слои феодалов особенно нужда­лись в усилении государственной централизации, сплачи­вались вокруг короля.

Развитие товарно-денежных отношений заметно ска­залось на положении крестьянства. Усиливается расслое­ние крестьянства, растет численность лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фриголь­деры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.

Крепостное крестьянство — вилланы — в XIII в. оста­валось бесправным. Исключение вилланов из всех приви­легий "общего права", формально гарантированных всем свободным, получило название принципа "исключения вилланства". Собственником всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд. Вместе с тем юридическая теория и законодательство XIII в. признали за вилланами право на уголовный иск в королевском суде даже против своего господина. Этот факт отражал объективные процес­сы развития феодализма и определенные интересы коро­левской власти, заинтересованной в общегосударственном обложении вилланов наряду со свободным населением (в выплате всех поборов местного значения, тальи, налога с движимого имущества). С конца XIV в. вилланы постепен­но выкупают личную свободу, исчезает барщина, основной формой феодальной ренты становится денежная.

Среди горожан, как и среди других слоев населения, в XIII—XIV вв. усиливается социальная дифференциация, которая шла параллельно с консолидацией городского со­словия в масштабе всей страны. Города Англии, за исклю­чением Лондона, были невелики. Городские корпорации, как и город в целом, не получили здесь такой самостоя­тельности, как на европейском континенте.

Таким образом, процессы государственной централи­зации в Англии (XIII в.) были ускорены наличием все воз­растающей прослойки свободного крестьянства, сближением в экономическом и правовом отношении рыцарства, горо­жан и зажиточного крестьянства и, напротив, усилением различий между верхушкой феодалов и остальными их сло­ями. Общие экономические и политические интересы ры­царства и всей фригольдерской массы способствовали уста­новлению их политического союза. Возрастание же эконо­мической и политической роли этих слоев обеспечило им последующее политическое признание и участие в обра­зовавшемся парламенте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.007 с.)