Парламентская монархия, ее признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парламентская монархия, ее признаки



Судебная система США.

 

В Соединенных Штатах Америки параллельно работают единая система федеральных судов и судов 50 штатов, четырех федеральных территорий и округа Колумбия.

 

Федеральная судебная система США:

1) Верховный суд США. Является единственным судебным органом, упоминаемым в конституции страны. Состоит из девяти судей, один из которых по воле президента США занимает председательское кресло, каждый судья назначается президентом и проходит утверждение на пост в Сенате. Основная функция Верховного суда заключается в рассмотрении жалоб, которые подаются на решения нижестоящих судебных органов федерального уровня и судов штатов при условии затрагивания в делах вопросов федеральной важности. В юрисдикции Верховного суда США в качестве первой инстанции находятся дела:

a) касающиеся споров между двумя и более штатами

b) затрагивающие послов иностранных государств

c) Верховный суд рассматривает просьбы об отмене постановлений судов любых инстанций, если они были основаны на законах, противоречащих конституции США.

2) Апелляционные суды. Они представляют собой суды промежуточной юрисдикции между окружными судами и Верховным судом США. В составе каждого апелляционного суда находится от четырех до двадцати трех судей. Председателем является тот судья, который дольше всех находится в составе данного суда, но при этом не переступил порог 70-летия. В апелляционных судах рассматриваются жалобы на решения и приговоры, вынесенные окружными судами, а также на постановления различных административных органов.

3) Окружные суды. Вся территория Соединенных Штатов Америки поделена на отдельные округа с учетом пограничных линий каждого штата. Такое деление подразумевает наличие в одном штате от одного до четырех округов. Кроме того, окружные суды США работают в четырех заграничных территориях, находящихся под контролем этой страны. В каждом из них работает от двух до двадцати семи судей, а председатель выбирается по тем же правилам, что и в случае с апелляционным судом. Рассматриваются окружными судами в первой инстанции дела уголовного и гражданского характера, которые входят в компетенцию федеральных органов юстиции. Также в окружных судах рассматриваются жалобы граждан и организаций на действия различных административных ведомств.

4) Специальные суды.

a) Федеральный претензионный суд. Компетенция – дела о финансовом ущербе в результате действий федеральных властей, споры по федеральным контрактам. Состав – 15 судей, назначаемые на 15 лет президентом США «с совета и согласия» Сената. Обжалование — Апелляционный суд по федеральному округу

b) Суд международной торговли. Компетенция – иски против федеральных властей в связи с международной торговлей и таможней. Состав – 9 пожизненных судей, назначаемых президентом США «с совета и согласия» Сената. Обжалование — Апелляционный суд по федеральному округу

c) Налоговый суд. Компетенция – налоговые дела.Состав – 19 назначаемых президентом США «с совета и согласия» Сената судей и специальные судьи. Обжалование – апелляционный суд

d) Апелляционный суд по делам ветеранов. Компетенция – апелляции на решения комиссии по жалобам ветераном в составе министерства по делам ветеранов. Состав – 7 судей, назначаемых президентом США «с совета и согласия» Сената на 13 или 15 лет. Обжалование — Апелляционный суд по федеральному округу

Судебные системы отдельных штатов США.

В каждом из американских штатов действует своя система судов.

1) Во главе судебных систем штатов стоят инстанции, называемые обычно верховными судами, однако в некоторых штатах они называются апелляционными. В состав данных судов входит 5-9 членов, из которых одного выбирают председателем. Данная судебная инстанция занимается, в основном, рассмотрением апелляций, подаваемых на решения нижестоящих судов.

2) Суды промежуточной инстанции занимаются рассмотрением жалоб на приговоры, вынесенные судами первой инстанции и прочими судебными учреждениями. В их составе обычно находится от 10 до 50 судей, а решения принимаются коллегиями из трех судей.

3) Основным звеном судебной системы каждого штата является суд общей юрисдикции. В нем рассматриваются по первой инстанции практически все уголовные дела, за исключением малозначительных, а также гражданские дела независимо от суммы иска, кроме тех дел, которые должны рассматривать специализированные суды.

 

 

Парламентская монархия, ее признаки

Парламентская монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

 

Признаки парламентской монархии:

1) Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;

2) Лидер партии с наибольшим числом депутатских мест – глава государства;

3) Фигура монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти он ограничен);

4) Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

5) Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монахом.

 

Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.

 

 

Внутренняя структура конституционных судов в зарубежных стран.

 

Существует две основные модели структуризации конституционных судов:

1) конституционный суд выступает как единая судебная коллегия, рассматривающая дела с участием всех судей;

2) конституционный суд состоит из специальных структурных подразделений — коллегий (палат, сенатов, секций судей и др.).

 

Наличие коллегий позволяет повысить оперативность в работе конституционного суда и таким образом решить насущные для большинства конституционных судов проблемы, вызванные все нарастающим потоком дел, невозможностью в связи с этим соблюдения установленных законом процессуальных сроков их рассмотрения, медлительностью в прохождении дел.

Пленарные заседания конституционного суда — ведущая организационно-правовая форма его деятельности. Это обусловлено тем, что в полном составе суд рассматривает наиболее важные и сложные категории дел. Коллегии в ряде случаев обязаны передавать дела на рассмотрение пленума. Если в структуре конституционного суда предусмотрены коллегии, то считается, что заседание коллегии тоже есть деятельность конституционного суда: каждая коллегия выступает как конституционный суд. Это подтверждается правилом, согласно которому решения, принятые в пленарных заседаниях коллегий, юридически равнозначны: они выносятся от имени государства и являются решениями конституционного суда.

Наличие коллегий не подрывает статус конституционного суда как единого органа конституционного правосудия. Заседания коллегий и пленарные заседания — организационно-правовые формы осуществления конституционным судом своей единой компетенции.

Коллегии конституционного суда, как правило, равноправны. Порядок формирования коллегий, предусматривающий, в частности, периодическое изменение их состава, позволяет избегать влияния каких-либо интересов и пристрастий на распределение судей между коллегиями.

 

 

Конституция Франции.

 

Конституция Франция по структуре неконсолидированная (Декларация и Преамбула). Особенности в регулировании прав и свобод: они изложены не в тексте Конституции, а Декларации. Конституция была принята в 1958 году. Эту Конституцию разрабатывал Шарль де Голь (возглавлял французское сопротивление во время Второй Мировой войны). Конституция Франции была принята на референдуме. Разделы, посвящённые органам власти, начинаются с президента, а потом уже парламент и правительство.

 

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства.

 

Конституция 1958 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г., некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 г.

 

Конституция 1958 г. в основном регулирует взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано реформой конституции в 1995 г.).

 

В конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

 

По форме правления Франция — смешанная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

 

Изменение конституции. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает президент.

 

Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента.

 

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов исполнительной власти.

 

Законодательную власть во Франции осуществляет двухпалатный парламент. Нижняя палата – Национальное Собрание, верхняя палата – Сенат.

 

Обе палаты избираются. В выборах участвуют не только те граждане, которые проживают на территории, но и на французских заморских территориях.

 

Особенности полномочий французского парламента:

1) Полномочия ограниченны. Это проявляется в том, что парламент может принимать законы только по вопросам, указанным в статье 36 (или 38) Конституции. По всем остальным вопросам нормативное регулирование осуществляет так называемая регламентарная власть (президент и правительство).

2) Французский парламент может делегировать свои полномочия по принятию законов правительству.

3) Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства, в результате которого возможна отставка правительства.

 

Исполнительная (регламентарная) власть. Исполнительную власть во Франции осуществляют президент и правительство. Президент Франции обладает полномочиями, которые делятся на две группы:

1) Те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно.

a) Роспуск Национального Собрания.

b) Введение исключительного или чрезвычайного положения.

c) Назначение премьер-министра и министров.

d) Право передавать на референдум законопроект (президент может в обход парламента разработать законопроект, это только во Франции).

2) Полномочия, которые он осуществляет с контрасигнатуры правительства. Контрасигнатура означает согласие правительства с реализацией полномочия президента. Это элемент механизма сдержек и противовесов. С контрасигнатуры:

a) Назначает на военные и гражданские должности.

b) Созывает парламент на чрезвычайную сессию.

Правительство. Существует два органа в исполнительной власти: Правительство и Совет Министров.

Правительство состоит из премьер-министра и министра, назначаемых президентом, а Совет Министров состоит из президента и правительства. Правительство во Франции несёт ответственность перед парламентом (выше в лекции, в полномочиях парламента). Формируется президентом.

 

Судебная власть. Судебная система Франции является типичной для стран европейской континентальной правовой семьи, то есть существуют в государстве общие суды, а также специализированные. Во Франции, помимо общих судов, есть административные суды, есть суды для несовершеннолетних, для военнослужащих и другие. Это специализированные суды.

 

 

Конституция США

1.1 Особенности Конституции США

США — родина первой в мире конституции, принятой 17 сентября 1787 г. особым учредительным органом - Филадельфийским конвентом и ратифицированной Конвентами из 13 штатов.

Конституция США 1787 г. регулировала преимущественно вопросы организации государственной власти США:

- устройство, полномочия, порядок выборов Конгресса США;

- статус, полномочия президента республики и порядок его избрания;

- структура, порядок формирования и полномочия Верховного суда;

- вопросы организации федерации.

Конституция США — лаконичный документ (насчитывает 7 статей). Но ее статьи объемнее статей современных конституций и в действительности являются разделами. Конституция США относится к числу "сверхжестких". Поправка будет принята, если за нее проголосует не менее 2/3 членов обеих палат Конгресса, а затем ратифицируют законодательные собрания 3/4 штатов. В течение более чем 200-летней конституционной истории США было принято и ратифицировано лишь 27 поправок. Таким образом, официальная конституция США состоит из основного текста, принятого в 1787 г. (7 статей), и 27 принятых позднее поправок.

Лаконичная писаная конституция США - это не вся американская конституция. Более 200 лет конституционные пробелы заполнялись огромным количеством нормативно-правовых актов:

• законами Конгресса;

• решениями Верховного суда;

• актами президента;

• решениями законодательных собраний штатов;

• судебными прецедентами.

Совокупность нормативно-правовых актов, развивающих, дополняющих, конкретизирующих положения писаной Конституции 1787 г., получила название "живой" конституции, реально регулирующей разнообразные сферы жизни американского общества и государства.

Первые 10 поправок, именуемые "Билль о правах", были приняты Конгрессом и ратифицированы штатами в 1789 - 1791 гг. Они касались регулирования основ правового статуса личности.

Конституция США 1787 г. регулирует лишь основные, с точки зрения американского законодателя, права и свободы человека:

• свободу слова;

• печати;

• петиций;

• собраний;

• личную свободу (с запретом рабства);

• свободу совести;

• право на неприкосновенность жилища;

• скорый и публичный суд присяжных;

• право не свидетельствовать против себя;

• запрет жестоких и необычных наказаний;

• право носить оружие;

• право собственности.

Социально-экономические и культурные права, согласно американской правовой доктрине, не относятся к числу основных и не нашли своего отражения в конституции.

Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного суда США.

Конституционный контроль осуществляется общими судами, а окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд США, по актам штатов - обычно верховные суды штатов, но и в последнем случае по жалобе стороны Верховный суд США может принять окончательное решение

 

Законодательнаявласть

- Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей;

- Палата Представителей: выборы каждые два года.Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность.

Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года.

- Председательствует вице-президент, без права голоса.

Законодательный процесс Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса.

Компетенцияпарламента

Государственные займы; регулирование внешней торговли; эмиссия денег; стандартизация; формирование судебных органов, кроме Верховного суда; борьба с нарушениями закона; объявление войны и заключение мира; формирование и содержание армии и флота; разработка законопроектов; разрешение конфликтов между штатами; принятие новых штатов в состав США.

Исполнительная власть

Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет. Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затемдолжностное лицо по решению Конгресса.

 

Полномочия Президента и его обязанности - Глава государства;

- Главнокомандующий вооруженными силами;

- Заключение договоров с иностранными государствами;

- Назначение послов, министров, членов Верховного суда.

Судебная власть

- Верховный суд, суды штатов;

- Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции;

-Решения выносит жюри присяжных.

Права субъектов федерации Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата

Не имеют права:

- заключения договоров и союзов;

- эмиссии денег;

- выпуска займов;

- отмены законов;

- присвоения титулов.

Не имеют права без согласия Конгресса:

- облагать налогами импорт и экспорт;

-содержать армию и флот.

Взаимоотношения субъектов федерации - Граждане любых штатов равны в правах;

- Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого.

Изменения конституции Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов.

Судебная система Франции.

Во Франции, как и во многих других странах, создаются специальные судебные округа, не совпадающие с административно-территориальным делением. Во Франции - четыре различные ветви осуществления правосудия.:

1) общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями - медиаторами (посредниками);

2) иерархическая система общих судов, рассматривающих уголовные и гражданские дела;

3) различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.);

4) иерархическая система административных судов.

Кроме того действуют некоторые квазнсудебные органы (например, при

Счетной палате).

Основную роль в системе правосудия играют общие суды. Низшая ступень в их системе - трибуналы малой инстанции. Они создаются в главном городе департамента, в центральном городе судебного округа или кантоне. В составе трибунала несколько судей, но дело рассматривает один судья, единолично. В этом трибунале рассматриваются сравнительно небольшие гражданские дела - с ценой иска до 20 тыс. франков. Судья рассматривает и мелкие уголовные дела - лишение свободы до двух месяцев, штраф до 6 тыс. франков; тогда он действует в форме полицейского суда (трибунала).

В каждом департаменте или судебном округе, объединяющем несколько мелких департаментов, создается трибунал большой инстанции. Он имеет палаты по уголовным и гражданским делам. Эти палаты заседают обычно в составе трех судей, некоторые дела рассматривает судья единолично. Если осуществляется уголовное судопроизводство, судебное присутствие называется исправительным судом. При трибунале большой инстанции действуют несколько следственных судей (следователей). Лишь по мелким преступлениям следствие проводит полиция.

Высшее звено - апелляционные суды (их 34). Судебный округ апелляционного суда охватывает в среднем 3-4 департамента. В составе апелляционного суда множество палат - по гражданским, уголовным, социальным делам, обвинительная палата по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и др. Суд рассматривает дела всегда коллегиально, в составе нескольких судей.

 

Суды присяжных, в том числе особые суды присяжных по делам несовершеннолетних и суды присяжных для военнослужащих, являются особым звеном в системе общих судов. Они создаются в каждом департаменте и рассматривают только уголовные дела.

Также по различным вопросам создаются Специальные суды.

Возглавляет судебную систему Кассационный суд (его часто называют Верховным судом). В его составе несколько палат, которые рассматривают кассационные жалобы - жалобы на нарушение закона в судебном процессе. Решения палат могут быть обжалованы в пленарное заседание суда.

Систему судов административной юстиции возглавляет Государственный совет. Есть административные суды первой инстанции (их 25) и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов.

 

16.Конституция Великобритании — это совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.

 

Отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие у Великобритании самой Конституции. Нет какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны.

 

Выделяют три составляющих Конституции: статутное право; общее право и конституционные соглашения, которым соответствуют следующие источники права: статуты (к ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти)), судебные прецеденты (ими регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина) и конституционные соглашения.

 

Полное название государства – Соединённые королевство Великобритании и Северной Ирландии. Сокращённо – Великобритания. По форме государственно-территориального устройства это унитарное государства. По форме правления – это конституционная парламентарная монархия.

 

Великобритания является конституционной монархией. Считается, что вся власть идёт от монарха, поэтому как такового разделения властей нет, однако соответствующие учреждения, которые выполняли бы функции законодательной, исполнительной и судебной власти есть.

 

Парламент считается триединым учреждением, куда входят Палата общин, палата лордов и Монарх.

Палата общин избирается по мажоритарной системе. Она исторически считается палатой простолюдинов. Палата лордов формируется по наследственному принципу + по избирательному принципу. Пэры из своего состава избирают 90 человек, которые и входят в палату лордов. Нижняя палата – палата общин, формирует правительство и перед ней правительство несёт ответственность.

 

Юридически премьер-министра и министров назначает монарх, но по традиции монарх назначает премьер-министром лидера победившей партии и утверждает тех министров, которых предлагает премьер-министров. Министры могут быть в палате общин, а премьер-министры обязательно должны быть там.

 

Монарх. Исполнительную власть в Великобритании осуществляют монарх и правительство её величества.

 

Главную роль в управлении государство в Великобритании играет премьер-министр. Монархия является символом единства власти и рассматривается как гарантия стабильности в обществе.

 

Наследование происходит по кастильской системе. В соответствии с этой системой наследует старший сын, если сыновей нет – то тогда старшая дочь. Монарх лицо неприкосновенное, его нельзя привлечь ни к какому виду ответственности. Но это касается только монарха, а не членов его семьи. Монарх должен быть политически нейтральным, не являться членом какой-то партии, придерживаться определённой религии – англиканская протестантская церковь, в брак он может вступать только с согласия церкви и палаты общин и только с тем лицом, которое исповедует такую же религию.

 

Полномочия монарха характеризуются термином «королевская прерогатива». Она состоит из полномочий по управления государством и прерогативы личного характера. К полномочиям по управлению относятся:

Право подписывать законы.

Право вето, с 1707 года это право не используется.

Монарх открывает ежегодную сессию палаты общин (парламента), выступает с тронной речью (зачитывает то, что подготовлено премьер-министром).

Монарх назначает премьер-министра (лидер победившей партии на парламентских выборах) и министров (предложенные премьер-министром кандидатуры).

Монарх может распустить палату общин по совету премьер-министра и назначить новые выборы.

Монарх в Великобритании назначает генерал-губернаторов в страны британского содружества (Канада и Австралия, к примеру). Страны британского содружества – это объединение государств, в которых монарх Великобритании является и их главой (монархом) государств.

К прерогативам короля относятся вопросы войны и мира и помилования.

 

Как правило, все эти действия происходят с контрасигнатуры премьер-министра. «Монарх царствует, но не правит».

 

При монархе есть орган «Тайный Совет», туда входят члены королевской семьи, министры и высшее духовенство и многие вопросы внутренней и внешней политики обсуждаются на этом совете. Таким образом, монарх является символом власти и реального управления в государстве не осуществляет.

 

Правительство Великобритании называется «Правительство Её Величества», состоит из премьер-министра, министров и иных должностных лиц. Назначаются они монархом, министры и должностные лица по предложению премьер-министра назначаются.

 

В Великобритании различаются правительство широкого состава (туда входят 95 человек), которые редко заседают в таком составе и выделяется так называемый «узкий кабинет», куда входят около 20 министров (государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд канцлер (министр юстиции), канцлер казначейства (министр финансов) и другие…). Деятельность кабинета является закрытой, с его документами запрещается знакомиться в течение 30 лет. Парламент может делегировать правительству право принимать нормативные акты.

 

Судебная система Великобритании является сложной и сильно децентрализованной. В 2005 году создан Единая высшая Судебная инстанция – Верховный Объединённого Королевства. До этого были три высших судебных органа, помимо общих действуют и специализированные суды (военные, административные – при органах исполнительной власти как трибуналы…).

 

 

Компетенции парламентов

Компетенция парламента — это совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа — парламента.

Виды компетенции парламента: по объему конституционных полномочий

1) Неограниченная (во многих странах с парламентарной формой правления) (Великобритания – верховенство законодательства; право утверждать государственный бюджет и устанавливать налоги; коллективная ответственность Правительства перед парламентом; право утверждать судей; отсутствие других подобных конкурирующих властей).

2) Абсолютно ограниченная (Франция – в конституции содержится точный перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы и другие решения, решение остальных вопросов принадлежит правительству).

3) Относительно ограниченная (характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств – компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации (парламент может действовать только в этих рамках)) (США, Испания).

По направлениям деят-ти:

1.Законодательная компетенция (совокупность полномочий по принятию законов) (образует главную часть компетенции парламентов, ее реализация занимает в их деятельности наибольшее место).

Два аспекта закона (с формальной точки зрения – всякое определение, исходящее от органа, который в данной стране рассматривается как непосредственный выразитель суверенной воли народа; с материальной точки зрения – всякий акт, который по своему существу является законом, независимо от государственного органа, издавшего его).

Теоретическое расщепление понятия закона – обоснование делегированного законодательства, осуществляемого органами исполнительной власти (Франция – правительство может для выполнения своей программы просить парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов мероприятия, обычно относимые к сфере закона).

Социалистические страны (компетенция законодательных органов практически осуществляется постоянно действующими высшими коллегиальными органами, которые формально избираются верховными представительными органами).

2. Финансовая компетенция (полномочия парламентов утверждать бюджет государства, отчет правительства об его исполнении, устанавливать налоги) (реализуется обычно в форме особых законов, принимаемых по специальной процедуре, отличной от процедуры принятия обычных законов).

Государственный бюджет принимается парламентом ежегодно (утверждая бюджет, парламент уполномочивает правительство расходовать государственные средства в соответствии с ним; на правительство возлагается обязанность собрать необходимые для обеспечения доходов государства суммы налогов и других поступлений).

К финансовым полномочиям парламента принадлежат (налоговые (часто входят в исключительную парламентскую компетенцию); денежная эмиссия (в некоторых странах – Турция); внешние и внутренние займы (Мексика); создание внебюджетных фондов (Индия)).

Ратификация и денонсация международных договоров (ратификация – окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме; денонсация – волеизъявление государства, направленное на расторжение договора).

3.Парламентские полномочия по формированию государственных органов (выборы главы государства; участие парламента в формировании правительства; участие в формировании судебной власти; участие в формировании иных органов и учреждений и в назначении или избрании иных должностных лиц).

Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц (объект парламентского контроля чаще всего – исполнительная власть; в отдельных случаях – глава государства, судебная власть, местное самоуправление, вооруженные силы) (в отношении исполнительной власти носит политический характер, в отношении иных субъектов – юридический контроль).

При авторитарных и тоталитарных политических режимах контрольная функция фиктивна.

4. Полномочия в области обороны и безопасности (цель – обеспечение законности в случае возникновения войны или ее угрозы, в случае прекращения войны) (право объявлять войну (состояние войны, состояние обороны) и заключать мир или участвовать в его заключении).

Парламент подтверждает принятые исполнительной властью меры по защите страны (объявление военного положения, осадного положения, общей или частичной мобилизации).

Мир заключается посредством специального договора, подлежащего ратификации.

5. Судебные полномочия (не типичны для парламентов – отход от системы разделения властей; в ряде стран у парламентов существуют отдельные судебные или квазисудебные полномочия).

Следственные комиссии парламентов близки к специализированным органам расследования, входящими во многих странах в систему органов судебной власти.

Нередко парламентам предоставляется право возбуждать перед судебными органами обвинение против высших должностных лиц.

В некоторых странах для суда над высшими должностными лицами, обвиняемыми в серьезных правонарушениях, парламенты создают специальные судебные органы из своего состава.

Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии

 

Конституция Индии

18 июля 1947 года Парламент Великобритании принял Закон о независимости Индии. Данный Закон предусмотрел создание с 15 августа 1947 года на территории полуострова Индостан, находившегося под властью британской Короны, двух независимых государств Индии и Пакистана.

 

До принятия указанного Закона в 1946 г. в Индии было избрано Учредительное собрание, которое около 3-х лет разрабатывало проект Конституции. 26 ноября 1949 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Индии, вступившую в силу 26.01.1950 г. Учредительное собрание за 3 года разработало самую большую по объему Конституцию в мире. В настоящее время она насчитывает около 500 статей, объединенных в 25 частей. Составными частями ее являются Преамбула и 13 приложений.

 

Одна из основных целей принятия Конституции 1949 года заключалась в правовом оформлении существования Индии как суверенного государства. Индия своей Конституцией создала прецедент: отказалась от статуса доминиона (установленного для Индии британским парламентом 18.07.1947г.), провозгласив парламентскую республику.

За пять с половиной десятилетий в Конституцию Индии внесено более 500 различных изменений. Принятая уже в 1951 году 1 поправка ввела ограничения частной собственности, что позволило провести реформы в экономической области, в частности аграрную, устранившую феодальное землевладение. Целый ряд поправок (7, 14, 42-44) посвящен радикальной реформе федеративного устройства, а также роли политических партий в политической системе страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.374 с.)