Государственный строй и общественные отношения в Арабском Халифате. Мусульманское право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй и общественные отношения в Арабском Халифате. Мусульманское право



Арабское феодальное общество имело свои, отличные от других феодальных стран, особенности. В частности, там не установился сословный строй, как в европейских государствах. Тем не менее, халифы и феодалы составили господствующий класс, и, прежде всего, в него вошли многочисленные сородичи Пророка и халифов, племенные вожди, местная знать, духовные иерархи, а также крупные сановники и военные чины. Особой привилегией пользовались потомки Мухаммеда – шерифы и сеиды. Одной из таких их отличий являлось ношение зеленой чалмы. Наиболее знатнейшие роды имели особых старейшин, которые вели родовые списки и наблюдение за тем, чтобы члены рода не нарушали своего достоинства.

Следовательно, арабский феодальный строй не имел четкого деления на сословия, подобно деления на духовенство и дворянство в государствах Европы. Больше уделялось внимание религиозным различиям населения на мусульман и немусульман. Приверженцы христианства и иудаизма назывались зиммиями и отличались законом и от мусульман, и от язычников. Зиммии пользовались автономией, руководствовались своими гражданско–правовыми обычаями и даже управлялись своими выборными старейшинами. Однако за свои преступления и проступки они отвечали по шариату и этим же правом регулировались их сделки с мусульманами.

В период первоначальных завоевательных походов мусульмане более или менее относились к покоренным терпимо, однако впоследствии их приниженное положение усугубляется. Зиммии не имели права вступать в брак с мусульманами и иметь рабов - мусульман. Их отличием от правоверных было ношение особой одежды, им запрещалось ездить на лошадях, а только на ослах и мулах. Они платили тяжелый поземельный налог и подушную подать. В их обязанность входило снабжать арабскую армию продуктами. Имелись также и некоторые другие ограничения.

Крестьянство подразделялось на многочисленные этнические группы. Крестьяне – арабы имели ряд привилегий, в частности, они не платили некоторых налогов. Покоренные же крестьяне испытывали тяжелый гнет, платя регулярно увеличивающиеся налоги, натуральные и денежные поборы, а в некоторых регионах они начали прикрепляться к земле.

Городское население состояло из купцов, мелких торговцев, ремесленников и поденщиков. Города быстро развивались, становясь центрами ремесла и торговли. Расширяется товарооборот внутри страны и во внешней торговле. Однако какого – либо особого статуса (свобод и привилегий), как города, так и горожане не имели.

У мусульман продолжало сохраняться и рабство, которое задерживало развитие феодальных отношений. По закону рабы не считались субъектом права, но на практике существовал ряд отступлений от этого. Например, по разрешению господина они могли заниматься торговлей и ремеслом, вступать в договоры со свободными. Богоугодным делом для мусульманина считалось освобождение рабов на волю, в особенности рабов – мусульман.

Государственный строй начала существования халифата сильно отличался от халифата периода расцвета, а потом и распада.

Халифат являл собой феодально–теократическое государство, во главе с халифом – преемником пророка и «наместника» Аллаха на земле. «Представитель» бога обладал духовной властью (иммат) и светской (эмират). Потому последующее усвоение самостоятельности и независимой от халифа власти, по воззрениям арабских юристов, являлось делом неправомерным.

Власть халифа приобреталась путем избрания (мусульманской знатью), либо завещательным распоряжением халифа. Второй способ постепенно делается обычным. При этом требовалось согласие назначаемого, выраженного при жизни халифа.

Для занятия должности халифа требовались некоторые непременные условия:

--кандидат должен происходить из семьи халифа или из того же рода, что и Мухаммед;

--иметь совершеннолетие и свободное состояние;

--обладать определенной степенью образования и быть без телесных недостатков, а также иметь известные нравственные качества.

Функции халифа были обширными и фактически приближались к власти восточных деспотов: глава государства, верховный судья, главнокомандующий армией, охрана внутренней безопасности, взимание налогов, назначение должностных лиц и т.п. Главнейшая его функция заключалась в сохранении чистоты вероучений ислама, сохранении религиозных обрядов. При халифе существовал кабинет халифа, который ведал делами прошения.

Однако на практике неограниченную власть имели лишь некоторые халифы из династии Омейядов. С распадом же Халифата и замены племенного ополчения наемной гвардией мамлюков, власть халифа становится призрачной, и они становятся заложниками своей гвардии.

По учению мусульманских юристов власть халифа прекращается смертью, отказом от власти, физической или нравственной неспособностью правителя.

При Аббассидах система органов государственного управления радикально меняется. На смену старой системы приходит новая, заимствованная из Ирана. Ближайшим помощником халифа и вторым лицом в государстве становится визирь, который вначале был старшим начальником канцелярии халифа, а потом возглавил государственный аппарат. Визири могли быть двух родов: визирь с весьма широкой властью и с властью ограниченной, суженной. Визирь первого рода самостоятельно управлял государством от имени халифа, лишь давая отчет перед ним в своих действиях. Визирь второго рода лишь проводил в исполнение приказы халифа.

Другими важными чиновниками халифата были: осуществлявший надзор за другими чиновниками; заведующий полицией; начальник телохранителей; заведующий почтой. Почта в Халифате, помимо прямых своих обязанностей, занималась в большинстве своем собиранием разнообразных сведений для халифа при помощи разветвленного чиновного аппарата, выполняла функции тайной полиции.

При халифе Омаре (644 – 656 гг.), возникают центральные органы управления. Он постановил вести четыре книги, по образцу Ирана, содержащие важнейшие государственные сведения. С этой целью учреждаются особые канцелярии – диваны (с персид. «государственная канцелярия», «присутственное место»). Во главе диванов стояли сахибы, подразделявшиеся на три ранга.

Возникли следующие первые диваны: диван военных дел для хранения книг о лицах, входивших в состав постоянного войска, и указанием получаемого ими жалования; внутренних дел, содержащий финансово – статистические сведения; диван чиновников с их списками и с указанием их жалования; диван финансов или внутренних дел концентрировал сведения о всех видах налогов и их поступлений.

С усложнением государственного управления, число диванов растет. Появляется диван расходов с шестью палатами советников и обслуживающий двор. Диван конфискаций вел делопроизводство по взаимоотношению власти с нарушившими закон и порядок службы чиновниками. В Банковском диване производился обмен денег.

Территории государства делилась на провинции, как правило, соответствовавшие завоеваниям Халифата и на области. Было два вида местных управителей, носивших разные названия: эмиров, валиев, хакимов и дольев. Самым употребительным названием был эмир (бук. «повелитель»). Халифы назначали их по свободному усмотрению из чиновного аппарата, но иногда их назначали из представителей покоренной знати и бывших ранее местными управителями. Власть эмиров также была разной; иногда им поручали выполнение лишь некоторых обязанностей. У эмиров были помощники наибы.

Распад Халифата

По мере феодального распада Халифата власть эмиров стала возрастать, постепенно становясь самостоятельной. Возникает ряд династий эмиров и их представители стали уже носить более звучные титулы – шахиншахов (бук. «цари царей»).

В провинциальной администрации находились также амир – командующий областными войсками и амил, занимавшийся в основном сбором податей.

Каждая область имела в столице свое представительство, в виде соответствующего дивана. Областной же диван подразделялся на основной отдел (асл), отвечающий за сбор налогов и их распределения, а также ведавший земельной политикой и зимам (финансовый диван).

Управление более мелкими административными подразделениями осуществлялось на основании обычаев. Во главе городов и селений стояли различные должностные лица, которых в Аравии называли старшинами – шейхами.

Военное устройство Халифата определялось самой доктриной ислама – путем «священной войны» завоевание немусульманских территорий. Принимать участие в такой войне должны были все совершеннолетние и свободные мусульмане. Правда, в крайнем случае нанимались и отряды неверных (кяфиров).

Наряду со «священной войной» велись войны и против отступников ислама, мятежников и разбойников.

Мусульманское войско первоначально формировалось из племенного ополчения, но по реформам конца VII – середины VIII в., она стала состоять из двух частей: постоянного войска (муртазикат) и добровольцев (мутетаввиат). Постоянное войско в основном состояло из привилегированных воинов - мусульман. Легкая конница – основной род мусульманской армии.

В период «священной войны» во главе всего войска стоял сам халиф. Командование пограничными территориями халиф иногда поручал эмиру или назначал специальное лицо.

Финансовое устройство также имело некоторые особенности, отличные от стран Европы. Мусульманское право предусматривало следующие подати:

1) зекат – принудительный налог в пользу бедных, собиравшийся особыми лицами (амилами). Подать платил всякий свободный совершеннолетний мусульманин, владеющий в течение года определенным размером имущества;

2) харадж – поземельный налог с земель, покоренных мусульманами у неверных и ставшие неотчуждаемым имуществом Халифата;

3) ушрий, уплачиваемый с земель, которыми владели мусульмане на праве собственности (мильк или мульк);

4) джизьет - подать, платящаяся немусульманами.

Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой относят Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются Коран, сунна, иджма, кияс.

Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества. Прежде всего это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, содержащихся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.

Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.

В иджме дается окончательное толкование ислама. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Кияс - четвертый источник права - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.

Обычно мусульманское право рассматривается как синоним шариата, в котором религиозное начало принципиально не отделено от правового. Интересным фактом является то, что нормы шариата (надлежащего пути) выполняются населением мусульманских стран как обязательные нормы поведения. Для мусульман шариат является "совокупностью обязанностей людей". Его действие распространяется на все сферы общественной жизни, проявляясь в форме моральной теологии, этического кодекса, источника высоких духовных чаяний, детально определенной ритуальной схеме и наборе формальных требований.

Мусульманское право имеет долгую историю развития. Оно формировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII - X вв.

С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось от государства еще в XVI - XVII вв. после буржуазных революций, ислам и по сей день является государственной религией. Ислам как система общественно-религиозных взглядов соединяет в себе следующие элементы: религиозный культ и свод духовно-этических определений; систему норм, регулирующих социально-экономическую структуру общества; общие принципы государственного устройства.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом. Таковыми являются Коран, сунна, принципы консенсуса (иджма) и аналогии (кияс). Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульманские юристы и богословы считают, что эти нормы, освященные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.16.34 (0.02 с.)