Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Правовое, демократическое и социальное государство↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Идея правового государства, зарождение и развитие. Понятие и признаки правового государства. Соотношение государства законности и правового государства. Правовое государство и полицейское государство. Условия существования правового государства.
Анализ законодательства: Ст. ст. 1, 2, 7 Конституции РФ. Контрольные вопросы и задания: 1.В начале XX столетия русский государствовед Л.А. Тихомиров писал: «…Действие государственности имеет свои пределы, переходя которые государство перестает быть силою устроительной и благодетельной…Быть может, несоблюдение должных пределов государственного, властного регламентирования жизни и вызывает отчасти тот протест, который, хотя и неразумно, выражается в социалистическом отрицании государственности вообще» (Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1905. С. 24). Как Вы думаете, почему пределы государству может установить только право? Почему правовое государство ассоциируется в первую очередь с порядком и недопущением произвола власти?
2.Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей - разделением властей, господством права, уважением прав человека. Но, тем не менее, каждая из них имеет свои цели, задачи, механизмы реализации и т.д. Покажите различия между ними:
3.В середине 50-х гг. XX в. Верховный Суд США вынес решение по делу Брауна, которым фактически отменил сегрегацию в американских школах. Тем самым был нанесен серьезный удар по практике расовой дискриминации, процветавшей в стране в тот период. Для выполнения этого судебного решения президент Д. Эйзенхауэр был вынужден применить войска против мятежных расистских штатов, не желавших подчиниться решению суда. Как Вы относитесь к использованию оружия для утверждения режима верховенства закона? 4.Англичане запретили жителям Индии варить соль. И тогда на берегу океана сели десять индусов и стали, не скрываясь, варить соль. Пришли полицейские, взяли их за уши и отвели в тюрьму. Через день на берегу океана сели сто индусов и стали варить соль. Пришли полицейские и отвели их в тюрьму. На следующий день на берегу сели десять тысяч индусов и стали варить соль. И англичане отменили закон. А как это произошло бы в неправовом государстве? В первый день, когда сидели десять индусов, пришли бы полицейские, всех избили, шестерых посадили бы в тюрьму, а четырех отправили домой, и все бы думали: «Черт их знает, почему они их отпустили?». А еще дополнительно посадили быв тюрьму трех человек, которых вообще не было не берегу океана, чтобы все боялись. Как строятся отношения между властью и личностью в правовом государстве? На каких принципах осуществляется их взаимодействие?
Нормативные источники для изучения: Ст. ст. 1, 2, 7 Конституции РФ.
Тема 13. Гражданское общество, право и государство (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Основные подходы к трактовке гражданского общества: противопоставление гражданского общества и государства; включение политических институтов в структуру гражданского общества. Модели связи государственной власти и гражданского общества: либерально-демократическая и этатистская. 2. Признаки (критерии) гражданского общества. Структура гражданского общества. 3. Негражданское общество». Открытое гражданское общество. Высокоразвитое гражданское общество — необходимое условие правового, демократического и социального государства. 4. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации. Контрольные вопросы и задания: 1.Ответьте на следующие вопросы и сделайте выводы о соотношении гражданского общества и демократического государства: · что должно быть в начале: демократическое гражданское общество или демократическое государство? · откуда исходит наиболее серьезная угроза гражданскому обществу – от государства или отдельных лиц? · должны ли мы доверять правительству? · какие организации и структуры наиболее благоприятны для гражданского общества и демократического государства, а какие наиболее разрушительны для них? · каков наиболее эффективный путь для выражения собственного мнения и позиции?
2. В литературе высказана точка зрения о том, что термин «гражданское общество» - это абстрактная конструкция, не имеющая место в реальности, поскольку государство еще со времен распада общинного строя является неотъемлемой частью общества в целом. В современном же мире государство и гражданское общество вообще не могут существовать раздельно (подробнее см.: Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии». // Государство и право. 2002. № 1. С. 49-50). Вы согласны с такой позицией? Почему?
3.Современное гражданское общество в развитых странах в отличие от классических его образцов более раннего периода существенно изменилось: ему стали свойственны новые черты – безличность, «массовизация», формализация связей между людьми и т. д. Появились новые виды общественных связей, которые стали обозначать термином «негражданское» (или «псевдогражданское») общество. В этой связи, может быть, следует отказаться от идеи формирования гражданского общества в России?
Тема 14. Правовой статус личности (2 часа) Вопросы для обсуждения: 1. Понятие правового статуса личности. Правовой статус как нормативное выражение принципов взаимоотношений индивида и государства. Правовой статус и фактическое положение человека 2. Структура правового статуса: основные точки зрения. Характеристика элементов правового статуса личности: субъективных прав и юридических обязанностей, законных интересов, правосубъектности, гражданства, юридической ответственности, правовых принципов, гарантий, др. Порядок приобретения и утраты правового статуса. 3. Виды правового статуса личности: общий, специальный, индивидуальный. Отраслевые статусы.
Анализ законодательства: Ст. ст. 6, 7, 60-64 Конституции РФ. Ст.ст.11-13 УК РФ. Ст.1, 2, 17-25,47 ГК РФ.
Решение казуса: Изучите ст.ст. 11 и 12 УК РФ и решите, по законам какой страны будет привлечен к ответственности Пьетро Тульчини? В. Дащинского, гражданина Республики Беларусь, находившегося на борту российского теплохода, который стоял в бухте французского порта Марсель, из-за неприязненных отношений толкнул вниз по трапу гражданин Италии Пьетро Тульчини, пассажир этого же теплохода. В результате у В. Дащинского была порвана верхняя одежда, а сам он получил вред здоровью средней тяжести.
Контрольные вопросы и задания: 1.Каково смысловое значение терминов: «индивид», «человек», «личность», «гражданин», «субъект права»?
2.Какие точки зрения высказаны в литературе по поводу соотношения понятий «правовой статус личности» и «правовое положение личности»?
3.В юридической науке нет единого мнения по поводу элементов, которые следует включать в структуру правового статуса личности. Единственным исключением являются субъективные права и юридические обязанности. Как Вы думаете, почему столь единодушно специалисты включают именно эти два элемента в структуру правового статуса личности?
4.Приведите примеры, иллюстрирующие особенности общего, специального и индивидуального статуса личности.
5.Почему в демократическом правовом государстве индивид не может быть лишен своего гражданства?
Нормативные источники для изучения: Ст. ст. 6, 7, 60-64 Конституции РФ. Ст.ст.11-13 УК РФ. Ст.1, 2, 17-25,47 ГК РФ.
Тема 15. Права человека и гуманитарное право (4 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Этатистский и индивидуалистический подходы в отношениях «государство – личность». Возникновение концепции неотчуждаемых прав личности. Право и права человека. Гуманистическое правопонимание. 2. Основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Поколения прав человека. Коллективные права народов. 3. Основные источники прав человека. Международные стандарты прав человека. Российская система прав человека и гражданина. Гарантии прав и свобод личности. 4. Международная система защиты прав человека. Защита прав человека и гражданина в Российской Федерации. 5. Соотношение прав и обязанностей. Пределы свободы и ограничение прав человека. Анализ законодательства: Ст.2, глава 2 Конституции РФ. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
Решение казуса: Одинокая пенсионерка Куницына Е., 78 лет, проживающая на третьем этаже пятиэтажного дома, содержит у себя в двухкомнатной квартире 8 собак и 23 кошки. По ночам собаки громко лают, а кошки с мяуканьем бегают из одного помещения в другое. Ежедневно в 6 часов утра вся стая животных, сопровождаемая хозяйкой, с шумом и гамом спускается вниз по лестнице, следуя на прогулку. Для тех животных, которые вовремя не успевают возвратиться с утренней прогулки, их заботливая владелица оставляет на лестничной площадке между вторым и третьем этажами и возле входной двери в свою квартиру миски с едой и водой, а на клочках газетной бумаги – косточки и кусочки хлеба. На возмущенные претензии соседей о том, что шум мешает отдыху, а гниющая пища на лестничных площадках создает антисанитарию, а также на угрозы отравить беспокойную стаю следуют гневные ответы пожилой женщины: «Не лезьте в мою частную жизнь… Если с одной кошкой или собакой что-либо случится, я вас сама отравлю…». Представителей жилищно-эксплуатационной службы квартиросъемщица встретила на пороге своей квартиры с топором в руках. Оцените ситуацию с точки зрения соблюдения права на частную жизнь, принадлежащее Куницыной Е. Контрольные вопросы и задания: 1.Изучите главу 2 Конституции РФ и классифицируйте указанные в ней права по следующим группам:
2.Ознакомьтесь с Декларацией о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора от 6 апреля 2006 г. и раскройте позицию православных верующих по вопросам прав человека: «Сознавая, что мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение, - Всемирный Русский Народный Собор от имени самобытной русской цивилизации принимает настоящую декларацию. Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность - это то, что дано, достоинство - это то, что приобретается. Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести. Однако голос совести может быть заглушен грехом. Именно поэтому различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога. Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность - достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло. Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает. Мы - за право на жизнь и против «права» на смерть, за право на созидание и против «права» на разрушение. Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права. Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества. Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. Опасным видится и "изобретение" таких "прав", которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями. Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя. Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию. Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее».
3.Ознакомьтесь с текстом Всеобщей исламской декларации прав человека (принята 19 сентября 1981 г. Исламским советом Европы в Париже) и сформулируйте позицию исламского мира в отношении прав человека: «Четырнадцать веков назад ислам дал человечеству идеальный кодекс прав человека. Цель этих прав – придать честь и достоинство человечеству и уничтожить эксплуатацию, угнетение и несправедливость. Права человека в исламе сильно укоренились благодаря убеждению, что Аллах и только Аллах является Творцом закона (шариата) и источником всех прав человека. Ввиду их божественного происхождения никакой руководитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права человека, данные Аллахом. Также как никто не может поступиться ими. Права человека в исламе являются составной частью всего исламского порядка и все мусульманские правительства и органы обязаны выполнять их в соответствии с их буквой и духом в рамках этого порядка. К несчастью, права человека безнаказанно попираются во многих странах мира, в том числе и в исламских. Эти вопиющие нарушения очень тревожны и будят совесть растущего числа людей во всем мире. Я искренне желаю, чтобы эта Декларация прав человека дала мощный импульс мусульманским народам по-прежнему стойко с мужеством и решимостью защищать права, дарованные им Аллахом. Настоящая Декларация прав человека – это второй основополагающий документ, опубликованный Исламским советом в ознаменование начала 15 века исламской эры, а первым была Всеобщая исламская декларация, объявленная на международной конференции, посвященной пророку Мухаммеду и его посланию, проходившей в Лондоне с 12 по 15 апреля 1980 года. Всемирная исламская декларация прав человека основывается на Коране и Сунне и разработана видными мусульманскими эрудитами и юристами, а также представителями исламских движений и течений мысли. Да вознаградит их Аллах за их усилия и да выведет на прямой путь. Генеральный секретарь Салем Аззам. Преамбула Считая, что вековое стремление людей к более справедливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, развиваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угнетения, эксплуатации и лишений, далеко не удовлетворено, Считая, что щедрое изобилие средств экономического существования, которое божественное милосердие ниспослало человечеству, в настоящее время расходуется расточительно или в них несправедливо и неравномерно отказано жителям Земли, Считая, что Аллах дал человечеству через свои откровения в Коране и Сунне прочную юридическую и моральную основу, позволяющую создавать и регулировать институты и человеческие отношения, Считая, что права человека, предписанные божественным законом, имеют цель придать достоинство и честь человечеству, а также уничтожить гнет и несправедливость, Считая, что в силу их божественных источников и освящения эти права не могут быть ни ограничены, ни отменены, ни нарушены властями, ассамблеями или другими институтами, также как нельзя от них отречься или отказаться, В соответствии с чем мы, мусульмане, Верующие в Аллаха, милостливого и милосердного Творца, опору, господина мироздания, единственного проводника человечества и начало всякого закона, Верующие в наместничество (халифат) человека, который был создан, чтобы выполнить волю Аллаха на Земле, Верующие в мудрость божественных наставлений, переданных пророками, чья миссия достигла апогея в заключительном божественном послании, переданном пророком Мухаммедом всему человечеству, Верующие в то, что рациональность сама по себе, без света откровения Аллаха, не может быть надежным руководством в делах человечества и не может дать духовную пищу душе человеческой, и зная, что предписания ислама являются квинтэссенцией божественной заповеди в законной и совершенной форме, считаем своим долгом напомнить человеку о высоком положении и достоинстве, которые ниспослал ему Аллах, Верующие в приглашение всему человечеству приобщиться к посланию ислама, Верующие в то, что в соответствии с нашим древним союзом с Аллахом наши обязанности имеют приоритет над нашими правами и что каждый из нас имеет священное право распространять наставления ислама словами, делами и всеми мирными средствами, а также применять их не только в своем собственном существовании, но и в обществе, которое нас окружает, Верующие в нашу обязанность установить исламский порядок: где все человеческие существа будут равны и никто не будет иметь привилегий или подвергаться дискриминации из-за принадлежности к другим расе, цвету кожи, полу, а также в зависимости от своего происхождения и языка, где все человеческие существа рождены свободными, где рабство и каторжный труд запрещены, где созданы условия для сохранения, защиты и почитания института семьи как основы общества, где правители и управляемые одинаково отвечают перед законом и равны перед ними, где подчиняются лишь тем приказам, которые согласуются с законом, где любая земная власть должна рассматриваться как священная и данная на время, предписанное законом, и должна осуществляться в соответствии с ним и установленными им приоритетами, где все экономические ресурсы рассматриваются как божественные благоволения, предоставленные человечеству, которыми все могут пользоваться согласно правилам и ценностям, изложенным в Коране и Сунне, где все общественные дела решаются и ведутся, а административная власть осуществляется после совета (шура) с верующими, которые уполномочены участвовать в принятии решения, не противоречащего закону и общественному благу, где каждый выполняет обязанности в соответствии со своими способностями и соразмерно с этим несет ответственность за свои поступки, где каждый может быть уверен в том, что в случае нарушения его прав будут приняты меры, предусмотренные законом, где никто не может быть лишен прав, гарантированных ему законом, кроме как в соответствии в данным законом и в той мере, в какой позволено законом, где каждый имеет право предпринять юридические действия против любого, кто совершил преступление против общества в целом либо против одного из его членов, где будут предприняты все усилия для того, чтобы а). избавить человечество от всякой эксплуатации, несправедливости и угнетения, б). гарантировать каждому безопасность, достоинство и свободу в условиях, методами и в границах, установленных законом. Настоящим подтверждаем, что, будучи служителями Аллаха и членами всемирного братства ислама, в начале пятнадцатого века исламской эры мы обязуемся обеспечивать неприкосновенные и неотъемлемые права человека, сформулированные ниже и рассматриваемые нами как предписанные исламом. Статья 1. Право на жизнь. Человеческая жизнь священна и неприкосновенна и должны предприниматься все усилия для ее защиты. В частности, никто не должен подвергаться ранению или быть предан смерти, кроме как властью закона. После смерти, как и при жизни, неприкосновенным остается священный характер тела человека. Верующие должны следить за тем, чтобы с телом скончавшегося человека обходились с должной торжественностью. Статья 2. Право на свободу. Человек рождается свободным. Не должно быть никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда это требует применение закона. Любой человек и любой народ имеют неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую и должны иметь право бороться всеми доступными способами против нарушения или отмены этого права. Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц или народов в этой борьбе. Статья 3. Право на равенство и недопущение никакой дискриминации. Все люди равны перед законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защиту закона. Все люди должны получать равную плату за равный труд. Никому нельзя отказать в возможности работать, никто не должен быть жертвой дискриминации или подвергаться еще большему физическому риску под единственным предлогом различия в религиозных верованиях, цвете кожи, расе, происхождении, поле или языке. Статья 4. Право на справедливость. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обходились в соответствии с законом и только в соответствии с законом. Любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать против этой несправедливости. Он должен иметь право обратиться в предусмотренном законом порядке к властям в случае нанесения ему необоснованного ущерба. Он имеет право защищаться в случае, если ему предъявлено обвинение и добиваться справедливого решения независимого суда в случае спора с государственными властями или любым лицом. Любое лицо имеет право и долг защищать права любого другого лица или всей общины. Никто не должен подвергаться дискриминации за стремление защищать свои частные и общественные права. Каждый мусульманин имеет право и долг отказаться выполнить приказ, противоречащий закону, от кого бы ни исходил этот приказ. Статья 5. Право на справедливый судебный процесс. Никто не может быть признан виновным в совершении правонарушения и понести наказание, если доказательство вины не было признано независимым судом. Никто не должен быть признан виновным до справедливого судебного процесса и если не были представлены разумные возможности защищаться. Наказание должно назначаться в соответствии с законом, пропорционально тяжести правонарушения и с учетом обстоятельств, при которых оно было совершено. Никакой поступок не должен рассматриваться как преступление, если это ясно не определено в тексте закона. Всякий индивид отвечает за свои поступки. Ответственность за преступление не может распространяться на других членов семьи или группы, которые не замешаны ни прямо, ни косвенно в совершении данного преступления. Статья 6. Право на защиту против превышения власти. Всякий человек имеет право на защиту от произвола со стороны официальных органов. Он не должен оправдываться, кроме случаев защиты от предъявленных ему обвинений или когда он оказывается в таком положенгии, которое могло бы вызвать обоснованное подозрение о его участии в преступлении. Статья 7. Право на защиту от пыток. Никакой человек не должен подвергаться психическим или физическим пыткам, унижению, угрозе причинения вреда ему или тому, кто ему дорог, кому он сочувствует, насилию с целью получения признания в совершении преступления, принуждению соглашаться с действиями, приносящими вред его интересам. Статья 8. Право на защиту чести и репутации. Всякий человек имеет право защищать свою честь и репутацию от клеветы, необоснованных обвинений и умышленных попыток диффамации и шантажа. Статья 9. Право убежища. Всякий преследуемый ил угнетаемый человек имеет право на убежище и пристанище. Это право гарантируется для любого человека, независимо от расы, религиозной принадлежности, цвета кожи или пола. Аль-Масджид аль-Харам (Священный дом Аллаха) в Мекке является убежищем для всех мусульман. Статья 10. Права меньшинств. Принцип Корана “в религии нет принуждения” должен определять религиозные права немусульманских меньшинств. В исламской стране религиозные меньшинства для ведения своих гражданских и личных дел должны иметь возможность выбора между исламским законом и их собственными законами. Статья 11. Право и обязательное участие в управлении делами общества. Как предусмотрено законом, любой член общины имеет право занимать государственную должность. Процесс свободной консультации является основой административных отношений правительства с народом. В соответствии с этим принципом народ также имеет право выбирать и смещать своих правителей. Статья 12. Право на свободу совести, мысли и слова. Любой человек имеет право выражать свои права и убеждения в рамках, предусматриваемых законом. Напротив, человек не имеет права распространять ложь, сведения, которые могут оскорблять общественные приличия, клевету, наносить вред репутации других лиц. Поиски знания и правды являются не только правом, но и обязанностью всякого мусульманина. Всякий мусульманин имеет право и обязан защищаться и бороться против притеснений в рамках, установленных законом, даже если это приводит к оспариванию решений высших государственных властей. Не должно быть никаких препятствий распространению информации при условии, что она не угрожает безопасности общества или государства и не выходит за рамки, установленные законом. Никто не должен ни презирать, ни осмеивать религиозные убеждения других лиц, ни способствовать общественной враждебности по отношению к ним. Уважение религиозных чувств других обязательно для всех мусульман. Статья 13. Право на свободу вероисповедания. Всякий человек имеет право на свободу совести и вероисповедания в соответствии со своими религиозными убеждениями. Статья 14. Право на свободу собрания. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культурной и политической жизни своей общины и создавать институты и органы, предназначенные для определения того, что хорошо и противодействия тому, что плохо. Всякий человек имеет право создавать институты, позволяющие осуществить его права. Коллективно община обязана создать условия, дающие возможность полного развития личности ее членов. Статья 15. Экономический порядок и вытекающие из него права. В своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, данные Аллахом в интересах всего человечества. Все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с законом. Всякий человек обладает правом собственности, которой он владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств в общественных интересах законна. Бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную законом и выделяемую в соответствии с законом. Все средства производства должны использоваться в интересах всей общины. Запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться. Для обеспечения развития сбалансированной экономики и для защиты общества от эксплуатации исламский закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы. Разрешены вес виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины и не нарушают исламские законы и ценности. Статья 16. Право на защиту собственности. Никакое имущество не может быть экспроприировано, если это не отвечает общественным интересам. Экспроприация возможна при условии уплаты справедливой компенсации. Статья 17. Статус и звание трудящихся. Ислам чтит труд и человека труда и повелевает мусульманам относиться к труженику безусловно по справедливости и с великодушием. Он должен не только регулярно получать заработанное, но и иметь право на достаточный отдых и досуг. Статья 18. Право на социальное обеспечение. Всякий человек имеет право на пищу, жилье, одежду, образование и на медицинское обслуживание в зависимости от ресурсов общины. Эта обязанность общины распространяется в особенности на всех тех, кто не может обеспечить себя сам в силу временной или постоянной недееспособности. Статья 19. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и подчиняется обязательствам, установленным законом. Каждый из супругов имеет право на уважение и почитание со стороны другого. Всякий супруг обязан содержать свою супругу и детей в соответствии со своими средствами. Всякий ребенок имеет право быть на иждивении родителей и расти в семье. Запрещается заставлять работать маленьких детей и подвергать их нагрузкам, вредным для собственного развития. Если в силу каких-либо причин родители не способны выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, общине надлежит выполнять эти обязанности за счет общественных ресурсов. Всякий человек имеет право на материальную поддержку, также как и на заботу и защиту семьи в детстве, в старости и в случае недееспособности. Родители имеют право на материальную поддержку, также как и на заботу и защиту со стороны детей. Материнство имеет право на уважение, заботу и особую помощь со стороны семьи и общественных органов общины. В семье мужчины и женщины должны разделить между собой обязанности и ответственность сообразно с их полом, способностями, талантами, природными склонностями, учитывая их общую ответственность перед детьми и родителями. Никто не может вступить в брак против своей воли, утратить полностью или частично свое юридическое лицо вследствие вступления в брак. Статья 20. Права замужней женщины. Всякая замужняя женщина имеет право:
Статья 21. Право на образование. Всякий человек имеет право получать образование в зависимости от своих природных способностей. Всякий человек имеет право свободы выбора профессии и карьеры, получения возможностей для полного развития своих природных способностей. Статья 22. Право на личную жизнь. Всякий человек имеет право на защиту своей личной жизни. Статья 23. Право на свободу перемещения и местожительства. Учитывая то, что мир ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусульманин должен иметь право на свободный въезд в любую мусульманскую страну и на свободный выезд из нее. Никто не должен подвергаться принуждению покинуть страну, где он живет, а также незаконной депортации из нее».
4.Изучите постановление Европейского Суда по правам человека и объясните, что Суд предлагает понимать под свободой человека: В постановлении по делу «Бик против России» от 22 апреля 2010 г. Европейский Суд по правам человека (далее – Европейский Суд) признал нарушение п.1 ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) в связи с незаконным содержанием заявителя в психиатрическом стационаре в отсутствие судебного решения, санкционирующего принудительную госпитализацию. Обстоятельства дела: как указал Европейский Суд, 29 мая 2002 г. врач-психиатр психоневрологического диспансера обратился в суд за судебным решением, разрешающим произвести оценку психического состояния заявителя без его согласия. 31 мая 2002 г. районный суд санкционировал проведение психиатрического обследования. 5 июня 2002 г. заявитель был госпитализирован в психиатрическую больницу. 7 июня 2002 г. заявитель дал согласие на прохождение лечения в больнице до 14 июня
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.02 с.) |