ТОП 10:

Тема 16: Расходы на культуру, искусство, кинематографию, СМИ



1. Учреждения культуры, их состав и деятельность

2. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство, их состав, структура и динамика

3. Бюджетная смета на содержание учреждений культуры.

4. Порядок планирования расходов бюджета на организации культуры и искусства

5. Внебюджетные источники финансирования расходов организаций культуры и искусства, их планирование и использование

6. Расходы на кино и СМИ

 

 

~1~ Учреждения культуры, их состав и деятельность

Под учреждением культуры понимается организация, созданная учредителем для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и использующая имущество учредителя на праве оперативного управления.

К учреждениям культуры относиться:

– искусство, кино- и видеопрокат (профессиональные театры, филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительные комитеты, концертные залы, творческие центры и другие организации искусства);

– культурно-просветительные учреждения (библиотеки, музеи, выставочные залы, картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки и т. д.).

Учреждения культуры создаются, регистрируются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством. Учреждения культуры являются юридическими лицами, имеют самостоятельный бухгалтерский баланс, смету, счета, печать и иные регалии.

Деятельность учреждений культуры осуществляется в соответствии с Конституцией РБ, республиканскими законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями правительства, актами республиканских органов исполнительной власти.

Помимо основной деятельности учреждения культуры могут осуществлять иную, не противоречащую законодательству деятельность, в том числе и предпринимательскую.

Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом или положением учреждения культуры. В целях обеспечения устойчивой деятельности учреждения культуры обладают имуществом (здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество), переданным учредителем. Оно закрепляется за учреждением культуры на праве оперативного управления и далее они самостоятельно распоряжаются данным имуществом.

Учреждение культуры обязано обеспечивать сохранность закрепленного за ней имущества и эффективное его использование по назначению.

 

~2~ Содержание расходов бюджета на культуру и искусство, их состав, структура и динамика

В ст. 51 Конституции РБ записано, что каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни страны. Это право обеспечивается общегосударственностью ценностей отечественной и мировой культуры, которые находятся в государственных и общегосударственных фондах, развитием сети культурно-образовательных учреждений. Культура как отрасль представляет собой совокупность предприятий, организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества.

Согласно Постановлению Министерства культуры РБ от 30.11.2006 г. №39 «Об утверждении инструкции о порядке планирования расходов на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета» расходы на содержание учреждений культуры планируются по разделу 08 «Физическая культура, спорт, культура и СМИ» по параграфам, статьям, подстатьям, элементам бюджетной классификации. Статья расходов определяет направление затрат. Расходы учреждения культуры состоят из капитальных и текущих.

Расходы консолидированного бюджета на учреждения культуры составляют (в млрд. руб.):

 

~3~ Бюджетная смета на содержание учреждений культуры.

Бюджетная смета является основным финансовым планом, определяющим объемы, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований. Составляется на календарный год по форме, утвержденной Министерством финансов.

В смету включаются только те расходы, необходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения культуры. Определение расходов по смете должно производиться исходя из действительной потребности в средствах с учетом строгого режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств.

Расходование средств осуществляется по целевому назначению на мероприятия, предусмотренные сметой. Учреждения культуры составляют индивидуальные сметы. Они утверждаются руководителем учреждения и подписываются бухгалтером.

Могут создаваться сметы на централизованные мероприятия по каждому мероприятию отдельно.

В случаях увеличения или уменьшения ассигнований в процессе использования бюджета в сметы вносятся соответствующие изменения. Сметы всех учреждений культуры составляются по формам разработанным Министерством финансов в 2009 г. И рекомендованы к использованию методическими рекомендациями Министерства финансов (02.2010).

Расходы на капитальные вложения учреждений культуры отражаются и устанавливаются по отдельной смете.

Учреждения культуры могут иметь в своем распоряжении внебюджетные средства и другие доходы. Они используются также строго по целевому назначению. По внебюджетным средствам составляются отдельные сметы. Порядок составления, утверждения производиться в порядке, установленным Министерством финансов.

Расходы по сметам должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждой статье сметы. Определение расходов по смете должно производиться исходя из действительной потребности в средствах.

Министерство финансов и другие республиканские органы управления обеспечивают тщательное рассмотрение смет учреждений культуры. При рассмотрении учитывается строгое соблюдение действующего законодательства, соответствующих производственных показателей, прогноз СЭР РБ на планируемый финансовый год, поквартальное распределение ассигнований по сметам и возможности обеспечения их финансирования, соблюдение режима экономии.

 

 

~4~ Порядок планирования расходов бюджета на организации культуры и искусства

В основе планирования расходов учреждения культуры лежат оперативно сетевые показатели, которые рассчитываются на начало 01.01 и конец 31.12 планируемого финансового года, а также среднегодовые.

Исходными данными при разработке планов развития сети культурно-просветительных учреждений и театрально-зрелищных организаций являются обеспеченность населения этими учреждениями, рост численности населения, состояние материально-технической базы учреждений культуры и степень ее использования.

Исходными данными для исчисления расходов на содержание учреждений культуры являются:

– показатели по оплате труда;

– расчеты штатной численности, условия оплаты труда;

– внутренняя площадь зданий;

– технические характеристики зданий;

– договоры на оказание коммунальных услуг и иных услуг по техническому облуживанию зданий и оборудования;

– нормы и нормативы обеспечения материально-техническими ресурсами;

– договоры на поставку материальных ресурсов;

– планы совершенствования материально-технической базы учреждениями культуры, а также реализация программ в сфере культуры;

– проектно-сметная документация на капитальный ремонт и др.

Расходы на содержание учреждений культуры планируются по бюджетной классификации «Культура и искусство, кинематография» по соответствующим параграфам.

 

~5~ Внебюджетные источники финансирования расходов организаций культуры и искусства, их планирование и использование

Внебюджетные источники учреждений культуры включают внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению и независимых от базовой величины.

Источники их образования определяются законодательством. Наибольшее распространение получили:

– государственный целевой бюджетный фонд универсального обслуживания;

– целевой бюджетный фонд национального развития;

– могут образовываться инновационные фонды и др.

Формирование и использование средств внебюджетных фондов осуществляется согласно положению, утвержденному СМРБ или местными Советами депутатов. Положение каждого целевого фонда включает характеристику источников доходов и направления их использования, а также порядок управления фондом.

Учреждения культуры могут иметь в своем распоряжении помимо средств, получаемых из бюджета, также внебюджетные и другие доходы. Образование для бюджетных учреждений внебюджетных средств, источники их получения, а также использование этих средств определяется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Указ Президента Республики Беларусь от 15.04.1998 N 211 "О фонде Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства"

Утратило силу. - Указ Президента Республики Беларусь от 13.12.2004 N 601.

Специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (далее - фонд) создается в целях финансирования мероприятий, направленных на создание условий для поиска, становления и творческого развития одаренной молодежи.

Средствами фонда распоряжается совет фонда, создаваемый из числа ведущих деятелей культуры и искусства, представителей Администрации Президента Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, заинтересованных государственных органов и организаций, творческих союзов, других общественных объединений.

Средства фонда образуются за счет:

– ассигнований из резервного фонда Президента Республики Беларусь;

– добровольных взносов в виде денежных средств граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также юридических лиц;

– других поступлений.

Лимиты финансирования мероприятий и размер резервируемой части фонда ежегодно определяются советом фонда в пределах средств, выделяемых на эти цели из резервного фонда Президента Республики Беларусь, а также других поступлений.

Совет фонда в соответствии с утвержденным им положением о поощрении талантливых учащихся, студентов, педагогов, молодых деятелей культуры и искусства, имеющих творческие достижения, на основе предложений государственных органов, организаций, общественных объединений и с учетом рекомендаций экспертно-художественной комиссии фонда в пределах определенных лимитов принимает решения о выделении средств на:

– выплату стипендий и установленных видов премий;

– оказание единовременной материальной помощи;

выплату грантов на:

– оказание помощи в организации обучения талантливой молодежи, в том числе на оплату стажировок учащихся, студентов, молодых педагогов, а также проведение мастер-классов ведущими деятелями искусств;

– осуществление творческих проектов и встреч с признанными мастерами искусств разных стран;

организацию конкурсов, фестивалей, концертов, выставок, публикаций и других мероприятий по выявлению и поощрению молодых талантов, пропаганде их творчества;

– обеспечение участия творческой молодежи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области культуры и искусства, направленных на развитие и взаимообогащение национальных культур;

– приобретение музыкальных инструментов, сценических костюмов, материалов и оборудования для занятий художественным творчеством.

~6~ Расходы на кино и СМИ

Кинематография – сфера культуры, которая включает творческий, производственный, научный, технический, образовательный, информационный, просветительский процессы, направленные на производство и использование фильмов.

Источниками финансирования кинематографии являются:

– средства республиканского и (или) местных бюджетов;

– кредиты, предоставляемые банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

– прибыль от предпринимательской деятельности организаций кинематографии;

– средства юридических и физических лиц;

– иные источники, не запрещенные законодательством.

Юридические и физические лица имеют право в соответствии с гражданским законодательством создавать фонды для финансирования кинематографической деятельности.

Концепция развития киновидеоотрасли на 2009-2014 разработана в Беларуси. Концепция предусматривает переход на иной принцип работы. Киновидеоотрасль планируется перевести в рыночные условия существования. Основным принципом станет конкурс. Решения о запуске сценариев будут приниматься только на условиях конкуренции. Государственное финансирование производства картин также будет осуществляться на конкурсной основе. Важно проработать необходимость введения обязательного показа национальных фильмов на телеканалах. Нужно на законодательном уровне определить процент показа белорусских фильмов от всех фильмов на телеканалах. Пусть это будет 20%, 21%, 25%. Необходимо создать систему отчислений на развитие кино. Это могут быть отчисления от кинопроката, сборы с телевидения, телевизионного абонемента, тиражирования DVD-дисков на территории Беларуси всех иностранных фильмов, с кабельного телевидения, реклама перед показом в киносети. В разработке документа принимали участие Министерство культуры, департамент по кинематографии, Белорусский союз кинематографистов, Национальная киностудия "Беларусьфильм", Белвидеоцентр.

 

Средство массовой информации – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет.

Источниками финансирования средств массовой информации могут быть средства учредителя (учредителей), средства республиканского и местных бюджетов, а также иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

Запрещается получать денежные средства и другое имущество в целях финансирования средств массовой информации от:

1. иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь, за исключением случаев участия указанных лиц в уставном фонде юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, а также других случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

2. анонимных источников.

Расходы консолидированного бюджета 2010 на финансирование СМИ определены в сумме 166,6 млрд. рублей. Данные средства позволят осуществить поддержку государственных периодических изданий с целью установления доступных цен на социально значимую литературу и издание различных тематических направлений, включенных в государственные и Национальные программы. Кроме того, запланированы средства на финансирование деятельности государственного телевидения и радиовещания, в том числе на проведение Национальной государственной телерадиокомпанией международного конкурса песни «Детское Евровидение».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.011 с.)