ТОП 10:

Тема 1: Теоретические основы государственного бюджета



Тема 2: Роль государственного бюджета в регулировании воспроизводственных процессов

1. Развитие научных взглядов на роль государственного бюджета

2. Усиление роли бюджета в регулировании социально-экономических процессов в условиях переходной экономики

3. Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов

 

~~~

1. Перераспределение до 50% ВВП

2. Соблюдение стоимостных пропорций между сферой материального и нематериального производства, а также внутриотраслевых пропорций

3. Реализация бюджетной политики и экономической политики государства в целом

4. Только из бюджета могут быть профинансированы ряд расходов:

– национальная оборона;

– выпуск в обращение национальной валюты;

– содержание органов государственного управления, местного управления;

– государственная безопасность.

5. Средства из бюджета обеспечивают финансовую поддержку регионов и реализацию региональной политики государства

6. Бюджет – источник инвестиций в человеческий капитал

7. Средства бюджета обеспечивают международную деятельность государства: участие в бюджетах интеграционных формирований, взносы в международные финансовые организации, финансирование расходов на содержание посольств и др.

8. Бюджет – источник финансирования государственных капитальных вложений, обеспечивающих развитие отраслей экономики.

 

 

Тема 3: История развития бюджета Беларуси

1. Зарождение бюджета в волостях-княжествах и его развитие в Киевской Руси

2. Развитие бюджета в белорусско-литовском государстве (ВКЛ)

3. Участие белорусских земель в формировании бюджета Российской империи

4. Становление бюджетной системы Беларуси в составе России и СССР

 

 


Тема 6: Бюджетное устройство РБ

1. Понятие и основа бюджетного устройства

2. Основные термины

3. Бюджетная система и принципы ее построения

4. Бюджетная классификация и ее содержание

~1~ Понятие и основа бюджетного устройства

Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы страны. Для характеристики бюджетного устройства любого государства требуется оценка его бюджетной системы, организации бюджетного процесса и бюджетных прав.

Основу бюджетного устройства современного государства составляет бюджетная система и принципы ее построения.

Бюджетная система – совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, объединенных в единый бюджет страны.

Бюджетный процесс – регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению прав участников бюджетного процесса.

В странах с различным государственным устройством построения бюджетная система имеет свои особенности.

По форме государственного устройства страны подразделяются:

− унитарные;

− сложные.

Унитарные государства – централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе других территориальных формирований.

Сложные государства – союз государств или объединения относительно самостоятельных территориальных формирований. Оно может существовать как федерация, конфедерация и империя.

Федеративное государство – централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, имеющих в своем составе другие территориальные формирования. Наиболее распространенной формой современного государства является унитарная.

Бюджетное устройство унитарного государства включает 2 бюджета:

− государственный централизованный бюджет (в РБ − республиканский бюджет);

− местные бюджеты.

Бюджетная система федеративного государства включает 3 звена:

− бюджет централизованного правительства (федеративный бюджет);

− бюджеты членов федерации;

− местные бюджеты.

Как в унитарных, так и в федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты, вместе с тем для определения направления единой бюджетной политики, ее эффективности бюджеты отдельных регионов включают в статистический сводный бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет называется консолидированным бюджетом.

Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используют для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.

В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Примером этого является бюджет союзного государства РБ и РФ. Он формируется в основном за счет взносов стран-участниц. Средства бюджета используются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны.

 

~2~ Основные термины

Блокирование – временная приостановка финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.

Бюджетная организация – организация, созданная Президентом РБ, государственными органами, местными органами власти и т. д. для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которые финансируются из соответствующего бюджета на основе сметы и бухгалтерский учет которых ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке.

Бюджетная роспись – распределение расходов и доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РБ.

Бюджетная смета – финансовый план, устанавливающий объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые физическим лицам, являющимися резидентами РБ, индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетное устройство – обязанность РБ, административно-территориальных единиц РБ или действующего от их имени получателя бюджетных средств предоставить резиденту РБ, нерезиденту РБ средства из бюджета, возникающие на основании акта бюджетного законодательства, договора или соглашения.

Бюджетные ассигнования – это бюджетные средства, предусмотренные получателю бюджетных средств, то есть распорядителям бюджетных средств.

Бюджетные назначения – полномочия на исполнение определенной суммы бюджетных средств, предоставленные распорядителям бюджетных средств законом «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год или решением местного совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке, установленном бюджетным кодексом.

Бюджетный заем – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимися резидентами РБ, индивидуальными предпринимателями на возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению, утверждению отчетов об их исполнении.

Вышестоящий бюджет – республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единице.

Дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему в случаях, если собственных или регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой на безвозмездной и безвозвратной основе.

Местный финансовый орган – структурное подразделение областного, городского, районного исполнительного органа, к основным функциям которого относится организация работы по составлению и исполнению соответствующего местного бюджета.

Нижестоящий бюджет – бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы либо республиканскому бюджету.

Норматив бюджетной обеспеченности – гарантированный РБ в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов.

Оборотная кассовая наличность – сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемые в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Органы местного управления и самоуправления – местные советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы.

Получатель бюджетных средств – бюджетная или иная организация, имеющая право на получение денежных средств на соответствующий год и отвечающая за целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – организация, которая в соответствии с бюджетным кодексом имеет полномочия на распределение ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляющая другие функции.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Регулирующие доходы – доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования.

Собственные доходы – доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательно на постоянной основе.

Субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании реализации товаров либо частичного возмещения целевых расходов.

 

~3~ Бюджетная система и принципы ее построения

В бюджетную систему РБ включается:

1) республиканский бюджет;

2) местные бюджеты. Они делятся:

– бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

– бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

– бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Кроме указанной структуры бюджетная система РБ включает консолидированный бюджет – свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления РБ состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.

 

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

1. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией РБ, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

3. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

4. Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

6. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита.

8. Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

10. Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

 

~4~ Бюджетная классификация и ее содержание

Бюджетная классификация, ее понятие и механизм действия зафиксирован в национальном реестре правовых актов РБ от 05.02.09 № 8/20467.

Постановление Министерства финансов РБ от 31.12.08 г. №208 утверждает бюджетную классификацию РБ. В соответствии с этим Министерство финансов разработало Инструкцию о порядке применения бюджетной классификации РБ. Инструкция устанавливает порядок применения бюджетной классификации РБ участниками бюджетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ.

Бюджетная классификация РБ в части классификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита государственного бюджета и классификации видов государственного долга РБ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доход деятельности (внебюджетные средства).

 

Применение классификации доходов бюджета

Классификация доходов бюджета является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении отчетов об их использовании, а также составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним. Классификация доходов бюджета по группам, подгруппам, видам и разделам применяется при их утверждении законом «О республиканском бюджете» или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Классификация доходов бюджета состоит из следующих 5 уровней:

– группа;

– подгруппа;

– вид;

– раздел;

– подраздел.

Классификация доходов бюджета представлена в виде 7-мизначного кода классификации доходов бюджета. Код состоит: группа – 1 знак, подгруппа – 1 знак, вид – 1 знак, раздел и подраздел 4 по 2 знака каждый.

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на следующие группы:

100 – налоговые доходы;

200 – взносы на государственное социальное страхование;

300 – неналоговые доходы;

400 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета осуществляется в разрезе соответствующих подгрупп, видов, разделов и подразделов.

В группу 100 включаются следующие подгруппы:

110 – налоги на доходы и прибыль;

120 – налоги на фонд заработной платы

130 – налоги на собственность

140 – налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг);

150 – налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности;

160 – другие налоги, сборы, пошлины и другие налоговые поступления.

 

В группу 200 включается одна подгруппа:

210 – взносы на государственное социальное страхование и 2 вида доходов:

211 – обязательные страховые взносы в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты РБ;

212 – взносы на профессиональное пенсионное страхование.

 

В группу 300 включаются следующие подгруппы:

310 – доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

320 – доходы от осуществления приносящей доходы деятельности;

330 – административные штрафы и экономические санкции, удержания;

340 – прочие неналоговые доходы.

 

В группу 400 включаются следующие подгруппы:

410 – безвозмездные поступления от иностранных государств;

420 – безвозмездные поступления от международных организаций;

430 – безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РБ.

Применение функциональной класссификации расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджета является группой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем указанной классификации являются разделы, состоящие из подразделов, образующих ее второй уровень и конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области.

Для обеспечения дальнейшей детализации расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов применяются виды расходов. Также предусматриваетсчя параграф, который применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности. Код функциональной классификации занимает 9 знаков. В том числе разделы – 2, подразделы – 2, виды – 2, коды параграфов – 3. Функциональная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов; составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом РБ или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам.

Функциональная классификация расходов по параграфам обеспечивает детализацию расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности и применяются при утверждении бюджетной росписи соответствующего бюджета. Министерство финансов и финансовые органы в целях обеспечения целевого использования средств имеют право в ходе использования бюджета вводить и применять параграфы классификации расходов.

 

Применение программной классификации расходов бюджета

Программная классификация расходов состоит из 2 уровней. Первый уровень включает бюджетные программы, утверждаемые в установленном порядке. Второй – подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ.

Код программной классификации занимает 5 знаков, в том числе программа – 3, подпрограмма – 2 (при ее отсутствии – 00).

Программная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов; составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом РБ или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются в разрезе программной классификации расходов бюджета.

 

Применение ведомственной классификации расходов бюджета

Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня – главы, которая имеет 3-х значный код.

При утверждении ведомственной классификации расходов бюджета учитывается, что постоянным распоряжением средств соответствующих местных бюджетов присваиваются коды благ в соответствие аналогичным потоянным распоряжением средств республиканского бюджета, которые в последнем периоде сохраняются.

Временным распоряжениям средств республиканского и местных бюджетов присваиваются временные коды глав на определенный период.

При утверждении республиканского и местных бюджетот законом РБ или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются в разрезе функцинальной классификаации расходов бюджета.

 

Применение экономической классификации расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджета состоит из 4 уровней.

1) Категории расходов включают текущие, капитальные расходы, кредитование и его погашение, финансовые резервы.

2) Статья отражает закупки товаров и оплату услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные транферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и недвижимости и т. д.

3) Подстатья, которая детализирует расходы в пределах статьи (заработная плата, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд и т. д.).

4) Элемент расходов , который детализирует при необходимости в пределах статьи.

Код экономической классификации расходов бюджета занимает 7 знаков, в том числе категория – 1, статья – 2, подстатья – 2, элемент – 2 (при отсутствии уровня – 00).

Экономическая классификация расходов бюджета показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

 

Применение классификации финансирования дефицита бюджета

Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования привлекаемых для покрытия дефицита бюджета исходя из их видов и форм долгосрочных обязательств.

Код классификации занимает 7 зщнаков, в том числе вид источника – 1, источник – 2, тип источника – 2, детализации – 2 (при отсутствии уровня – 00).

 

Применение классификации видов государственного долга

Классификация видов государственного долга РБ является группой внешних государственных займов и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Внутренние долговые обязательства (100) классифицируются:

110 – обязательства правительства РБ, оформленные как внутренний государственный долг;

120 – обязательства по государственным ценным бумагам, ценным бумагам органов местного управления и распределение их по видам ценных бумаг;

130 – обязательства по заемным средствам, привлеченным правительством республики, органами местного управления в соответствии с законодательством;

140 – гарантии правительства РБ, органов местного управления;

150 – прочие обязательства правительства РБ, органов местного управления.

Внешние долговые обязательства классифицируется по типу кредитора с использованием кода 210 и по видам обязательств с использованием кода 220.

 

* Бюджетная классификация РБ – это систематизироанная группировка доходов и расходов бюджета, источников финасирования дефицита бюджета, видов государственного долга РБ, обеспечивающая респуюлтканскую и международную сопоставимость показателей.

Назначение бюджетной классификации:

– позволяет свести консолидированнные бюджеты всех уровней;

– позволяет составить единую отчетность об исполнении всех уровней бюджета;

– позволяет унифицировать бюджетную документацию;

– позволяет проводить сравнительный анализ использования бюджетов РБ;

– позволяет проводить сопоставление бюджета РБ и других стран.

 

 


Тема 10: Содержание и роль государственных расходов

1. Содержание государственных расходов. Их влияние на макроэкономические показатели и роль в общественном воспроизводстве

2. Качественная и количественная характеристика расходов и их группировка

3. Методы планирования бюджетных расходов

 


Тема 1: Теоретические основы государственного бюджета

1. Понятие бюджета, его необходимость и условия возникновения

2. Сущность государственного бюджета. Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств

 

~1~ Понятие бюджета, его необходимость и условия возникновения

Учение о бюджете – область знаний о развитии бюджетной сферы распределительных отношений. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в виде обособленной системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществления государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Изначально формирование бюджетного фонда было связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

Древний период и начало Средних веков принято считать эпохой начального развития общественных потребностей. Позже люди стали образовывать различные союзы, которые на первых парах носили временный или случайный характер. Одним из первых таких союзов были крестьянские земледельческие общины, затем городские общины и церковные; в более позднее время – государство.

Исторически два обстоятельства привели к росту общественных потребностей:

1) рост населения;

2) увеличение хозяйственной занятости людей, растущее общественное и международное разделение труда;

3) развитие товарно-денежных отношений;

4) развитие государства.

В средние века домашнее хозяйство стало сменяться городским хозяйством. В городах развивался ремесленно-цеховой строй. Периодический характер приняла торговля. Росло удовлетворение общественных потребностей совместными усилиями укреплялись и союзы общественно-принудительного характера в лице княжеской и королевской власти, появились зачатки государства. Одновременно стали увеличиваться и средства, которые союзы собирали со своих членов.

Постепенно натуральное хозяйство сменилось денежным. Производство, обмен и торговля значительно увеличились. Ремесло сменилось капиталистической мануфактурой, затем – фабрикой. Крепостной труд стал заменяться наемным. Были открыты морские пути сообщения, изобретение пароходства, шоссейных и железных дорог. На место абсолютной монархии пришло правовое государство в форме конституционной монархии или республики. Появилось много новых потребностей, которые лучше удовлетворялись за счет общественных средств. Рост государственных расходов на вооружение требовал значительного увеличения бюджетного фонда. Таким образом, организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов.

Процесс трансформации бюджета в финансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и денежных отношений. Бюджет стал формироваться как фонд денежных средств.

~2~ Сущность государственного бюджета. Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств

Бюджетные отношения вне государства не существуют, т. к. их функционирование направлено на удовлетворение общественных потребностей посредством государства. Бюджет обусловлен наличием государства, но бюджетные отношения объективны, являются частью общих отношений экономической системы и являются частью базиса, а не надстройки. Выступая формой существования объективных финансовых отношений бюджет можно рассматривать как самостоятельную категорию. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет – это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением.

В экономической литературе принадлежность бюджета к финансовой категории не оспаривается, но единого определения его сущности и роли в распределительном процессе нет. Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений. К сущностным свойствам бюджетных отношений принято относить их денежный характер. Бюджетные отношения участвуют в перераспределении, главным образом, чистого дохода для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.

Бюджетным отношениям свойственны следующие особенности:

1) они опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимания налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

2) объектом бюджетного перераспределения может выступать не только часть чистого дохода, но и часть стоимости необходимого продукта;

3) сфера действия бюджетных отношений ограничивается бюджетным процессом;

4) участниками бюджетных отношений выступают:

– государство в лице органов власти различных уровней;

– предприятия, организации, учреждения;

– население;

5) бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы страны;

6) бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством.

Учет специфики бюджетных отношений необходим при разработке оптимальной модели их построения и определения направления движения бюджетных потоков при реализации бюджетной политики.

Несмотря на значительное количество опознавательных характеристик, единой терминологии в отношении бюджета до настоящего времени не выработано. Термин бюджет в научной литературе и законодательных актах используется для обозначения различных по своей природе объектов. В трудах Александрова и Вознесенского бюджет рассматривается как экономическая категория; Козак – как совокупность денежных отношений; Ткачук – как основной финансовый план государства; Дробозина – как основной централизованный фонд денежных средств.

Экономическая сущность объективных бюджетных отношений остается неизменной в различных общественно-экономических формациях. Меняются лишь их формы, роль в общественном воспроизводстве. В процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. Бюджетный фонд получает название бюджетный план, в котором бюджет как система денежных отношений выражается количественно. Бюджетный план принимает силу закона. В нем отражаются доходы государства, направления и пропорции распределения централизованных финансовых ресурсов, размер дефицита бюджета и основные направления финансовой политики страны. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса, регламентируются законодательством (бюджетным кодексом). Бюджетный план преобладает в общей системе финансовых планов, т. к. отражается часть финансовых ресурсов всех звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством. Это обуславливает необходимость планирования платежей в бюджетный фонд и ассигнований из него. Устанавливаемые в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и ассигнованиям имеют общественную направленность и охватывают практически всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая тем самым активное воздействие на процесс их образования и использования. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая влияние на принятие хозяйственных решений, касающихся их текущей деятельности. Бюджетные отношения после утверждения бюджетного плана принимают форму государственных обязательств. Поэтому в нем предусмотрены принципы формирования доходов. Цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательным для всех государств, вовлеченных в бюджетный процесс.

Бюджет является составной частью финансов, центральным звеном финансовой системы страны бюджет – это система специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства не определенных этапах общественного развития.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.039 с.)