ТОП 10:

Функции бюджета. Условия возникновения бюджета.



Содержание бюджетного устройства. Структура бюджетной системы

Бюдж. устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, дейст­вующих на территории страны.

В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюд­жет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самообслуживания.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из
трех уровней
:

♦ государственного или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства;

♦ бюджетов членов федерации (штатов — в США, земель — в ФРГ, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России);

♦ местных бюджетов.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в ГБ, а в федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы кото­рых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РБ, бюджетная система РБ состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.

В соответствии с территориальным уровнем местных Сове­тов депутатов местные бюджеты делятся:

♦ на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, го­родские (городов районного подчинения);

♦ бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

♦ бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Принципы бюдж. системы:

1) единства. Необходим для осуществления единой финн политики, достигается посредством единой законодательной базы, бюдж. классификации, общих форм бюдж. документации и отчетности:

2) самостоятельности звеньев бюдж. системы

3) сбалансированности. Предусматривает взвешенное соотношение доходов и расходов бюджета;

4) достоверности. Требует соответствия показателей бюджета прогнозным макроэкономическим показателям, их подтверждение достоверными расчетами;

5) гласности. Бюджеты и отчеты об их исполнении должны публиковаться в открытой печати;

6) целевого характера и эффективности расходов.ъ

Принципы построения бюдж. системы. Республик-ий и местные бюджеты.

Бюджетная сис-ма РБ основывается на след. принципах:

1) Принцип единства – означает, что единство бюдж. сис-мы РБ обеспечивается единой правовой базой, единой ден. системой, единой бюдж. классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бух. учета и отчетности. 2) полноты отражения Д и Р бюджета – означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и полном объеме. 3) сбалансированности бюджетов – объем предусмотренных Р должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета; 4) гласности – открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия закона «О республиканском бюджете» на очередной финанс. год; 5) самостоятельности – обеспечивается наличием у бюджета всех ур-ней бюдж. сис-мы собств. доходов и источников финанс-ния дефицита бюджета, а также правом соотв-ющих гос. органов в установленном порядке определять направления Р, самостоятельно составлять, утверждать и исполнять бюджет. 6) эффек-сти использования бюдж. ср-в – при составлении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюдж. процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использ-ем минимального объема бюдж. ср-в или достижения максимального результата с использ-ем определенного объема средств. 7) совокупного покрытия расходов бюджета – означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финанс-ния его дефицита. 8) достоверности бюджетов – бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкон. показателей соц.-экон. развития РБ. 9) адресности и целевого назначения бюдж. ср-в – означает, что бюдж. ср-ва выделяются в распоряжение конкретных получателей с направлением их на финанс-ние конкретных целей. 10) ответственности участников бюдж. процесса – каждый участник бюдж. процесса несет ответственность за свои действия или бездействия.

В бюджетную систему РБ как самостоятельные части вкл республиканские и местные бюджеты. Центр. звеном бюдж с-мы РБ явл респ. б-т. Он канцентрирует более половины бюдж. ресурсов гос-ва. Через республ. б-т осущ-ся перераспред-е части финн. ресурсов м/у областями и г. Минском.

Доходы респ б-та формир-ся за счет налогов, сборов (пошлин) (налогов на доходы и П; НДС; акцизов; тамож. пошлин и сборов, и т.д.); неналоговых доходов (за пользование банками ден. средствами респ. бюджета; дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности, и т.д.).

Из респ. Б-та финансируются: кап. вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности; природоохранные мероприятия; мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; общегос. программы по соц. защите населения; затраты, связанные с внешнеэк. деят-тью; гос. учреждения и орг-ции образования и др.

К местным б-там относятся обл, районные, городские б-ты, б-ты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финанс-ние экон., соц., культурных, др. мероприятий, проводимых на соответствующей тер. Фин ресурсы местных органов власти формир-ся за счет собств. доходов и налогов, дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящ б-тов. Ср-ва мест б-тов расх-ся в основном по след направлениям: кап вложения по объектам, относящимся к коммун. собственности; мероприятия по соц защите населения; учреждения соц-культ сферы; содержание местных органов гос власти.

Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет – это сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. В бюджетную систему РБ как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области). Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики). Министерство финансов РБ и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно РБ и ее административно-территориальных единиц.

Совет республики Национального собрания Беларуси одобрил проект закона "О республиканском бюджете на 2012 год". Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируется в размере Br141 трлн 809,7 млрд, или 27,8% ВВП. Доходы по проекту республиканского бюджета предусматриваютсяв сумме Br92 трлн 772 млрд, или с ростом к ожидаемому исполнению бюджета 2011 года на 86,3%. Расходы консолидированного бюджета прогнозируются в сумме Br141 трлн 809,7 млрд, или 27,8% ВВП. Таким образом, бюджет на 2012 год утвержден как бездефицитный.

В 2012 году планируется, что основной объем фин. средств будет направляться на объекты строительства с высокой степенью готовности, а также на создание и развитие производственных мощностей, которые позволят максимально быстро наращивать экспорт белорусской продукции. В 2012 году также сохранится социальная направленность расходов бюджета. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий, пособий, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов. Кроме того, в качестве приоритетов бюджетной политики определены здравоохранение и образование.

 

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Бюдж. классификация явл. систематизированной группировкой Д, Р и источников финансир-я дефицита республ. и местных бюджетов, гос. целевых бюдж. и внебюдж. фондов, внебюдж. средств бюдж. орг-ций, обеспечивающей республ-ую и межд. сопоставимость показателей бюджетов.

Бюдж. классификация вкл.: 1)классификацию доходов; 2)классификацию расходов, в том числе функциональную, ведомственную, экон. и программную классификацию расходов; 3)классификацию источников внутреннего финансир-я дефицита; 4)классификацию источников внешнего финансир-я дефицита; 5)классификацию видов внутреннего гос. долга РБ и долгов органов местного управления и самоуправления; классификацию видов внешнего гос. долга РБ.

Классификация доходов явл. систематизированной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, гос. целевых бюдж. и внебюдж. фондов, внебюдж. средств бюдж. орг-ций. Она состоит из групп, подгрупп, видов, разделов и подразделов доходов. Классификация доходов по группам вкл.: налоговые Д; взносы на гос. соц. страхование; неналоговые Д; безвозмездные поступления. Утверждается МинФином РБ.

Функциональная классификация Р явл. группировкой расходов республ. и местных бюджетов, гос. целевых бюдж. и внебюдж. фондов, внебюдж. средств бюдж. орг-ций, отражающей направление ср-в на выполнене основных функций гос-ва. Состоит из четырех уровней: Первым уровнем явл. разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций гос-ва. Вторым уровнем явл. подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление ср-в на осуществление дея-сти гос-ва в опред. области. Третьим уровнем явл. виды Р, детализирующие расходование средств на осуществление дея-сти гос-ва в опред. области в пределах подразделов. Четвертый уровень образует классификация по параграфам, кот. применяется для детализации расходования средств на конкр. мероприятия и направления дея-сти.

Ведомственная классификация Р явл. группировкой Р республ. и местных бюджетов, гос. целевых бюдж. и внебюдж. фондов, внебюдж. ср-в бюдж. орг-ций, отражающей распред-е ср-в по гос. органам и орг-ям, являющимся распорядителями ср-в, в соотв-вии с законод-вом РБ.

Экон. классификация Р явл. группировкой расходов республ. и местных бюджетов, гос. целевых бюдж. и внебюдж. фондов, внебюдж. средств бюдж. орг-ций по их экон. содержанию.

Программная классификация Р явл. группировкой Р республ. и местных бюджетов, гос. целевых бюдж. и внебюдж. фондов, внебюдж. ср-в бюдж. орг-ций по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям).

Классификация источников внутреннего финансир-я дефицита явл. группировкой заемных ср-в, привлекаемых от резидентов РБ, иных источников в соответствии с законод-вом РБ для финансир-ования дефицита республиканского и местных бюджетов.

Классификация источников внешнего финансир-я дефицита явл. группировкой заемных ср-в, привлекаемых от нерезидентов РБ для финансир-я дефицита республиканского бюджета.

Классификация видов внутреннего гос. долга РБ и долгов органов местного управления и самоуправления явл. группировкой гос. долговых обязательств и долговых обязательств органов местного управления и самоуправления перед резидентами РБ, принятых в соответствии с законод-вом РБ.

Классификация видов внешнего гос. долга РБ явл. группировкой гос. долговых обязательств перед нерезидентами РБ, принятых в соответствии с зак-вом РБ.

Бюджетная классификация явл. единой и применяется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, гос. целевых бюдж. и внебюдж. фондов, внебюдж. средств бюдж. орг-ций. Порядок применения бюджетной классификации устанавливается МинФином РБ.

 

 

ФСЗН РБ.

Соц. защита населения(СЗН) выражается в том, что гос-во гарантирует своим гражданам матер. поддержку при утрате трудоспособности в рез-те инвалидности, старости, болезни и потере кормильца.

Гл. задачи фонда: 1) финансир-е расходов на пенсии, пособия и др. соц. выплаты; 2) сбор страх. взносов, предназначенных для пенсионного обеспечения и выплаты пособий.

Источниками образования явл.:страх. взносы нанимателей; обязательные страх. взносы граждан; ассигнования из республ. бюджета; добровольные взносы.

Плательщиками в ФСЗН явл.: юр. лица РБ; простые товарищества и междунар. орг-ции; хоз. группы; ИП; работающие граждане.

Объектом: все виды выплат в ден. или натуральном выражении, начисленные в пользу работников независимо от источников выплат, но не более 4-х кратной величины средней з/п в РБ за месяц.

Соц. обеспечение – устанавливается гос-вом система матер. поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении из-за старости, в рез-те полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, многодетности. Осущ-ся в формах: соц. страх-я, соц. помощи, попечительства, соц. обслуживания.

Соц. страх-е- система экон. отношений по поводу образования Ц и ДЦ резервов ден. и матер. ср-в, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или соц. содержания в связи с опред. событиями. Признаки: страх. взносы – Ц доходы гос-ва, обязательные платежи из ФОТа работодателей, используются целенаправленно, возвратный хар-р. Принципы: всеобщности, солидарный хар-р, гарантированность выплат,

От уплаты освобождаются работодатели, применяющие труд инвалидов в части выплат, начисленных в пользу инвалидов 1-ой и 2-ой группы.

Взносы не начисляются: на выходные пособия при прекращении трудового договора; спец одежду; стоимость подарка при увольнении в связи с выходом на пенсию; мат. помощь в связи с чрезвычайными обстоятельствами; дивиденды; на зарплату, начисленную в день проведения субботника;

Уплата обязательных страх. взносов на пенсионное и соц. страх-е производится единым платежом со всех выплат, предусмотренных законод-вом, при этом сумма выплат должна быть не менее минимальной з/п в РБ (т.е. 925520 руб.). Перечислению в ФСЗН подлежат суммы всех начисленных взносов за вычетом: пособий по временной нетрудоспособности; пособий в связи с рождением ребенка; пособий по уходу за детьми; пособий на погребение.

Размеры взносов:для работодателей - 34% (в том числе 28% – пенсионное страхование, 6% – соц. страхование);для ИП - 35% от дохода ИП, который они определяют самостоятельно (29% – пенсин. страх-е, 6% – соц. страх-е);для производителей с/х продукции - 30% (24 – пенсион. страх-е, 6;% – соц. страх-е);для работающих граждан - 1%.

Право на труд. пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляютсямуж. - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, жен. - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обяз. условием для реализацииправа на пенсию явл. наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются соц. пенсии.

 

 

Дорожные фонды

В РБ финансирование затрат на строительство, содержание, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования осуществляется за счет средств республиканского и местного дорожного фонда. Он явл. целевым бюджетным фондом.

Средства имеют строго целевую направленность и формируются за счет:
1. Налог на топливо
2. Транзитный налог
3. Налог на приобретение транспортных средств (кроме легковых авто и мотоциклов для частного пользования)
4. Плата за проезд по платным дорогам
5. Отчисления от доходов по эксплуатации авто транспорта
6. Займы и кредиты
7. Штрафы, недоимки
8. Добровольные взносы
9. Средства от размещения рекламы на дорогах
10. Бюджетные ассигнования
Полностью освобождаются от уплаты налога:
1. Бюджетные организации и учреждения
2. Жилищно-эксплуатационные организации
3. Дорожные организации
4. Общественные объединения инвалидов
Платежи распределяются между республиканскими и местными фондами. В республиканский фонд зачисляются налог на топливо, транзитный налог плата за проезд по дорогам (20%), отчисления от доходов по эксплуатации авто транспорта. В местные фонды – 80% сумм отчислений, вносимых пользователями дорог.
Направляются средства фондов на ремонт, содержание, строительство дорог, на научно-тенические разработки, на управление дорожным хозяйством.

 

27. Источники формирования республиканского дорожного фонда и местных дорожных фондов. Условия использования средств дорожных фондов.

Дорожные фонды – целевые бюджетные фонды, средства которых используются на содержание, ремонт и развитие (строительство, реконструкцию) автомобильных дорог.

Дорожные фонды подразделяются на:- республиканский дорожный фонд; - местные дорожные фонды.

Дорожные фонды формируются за счет: - налога с пользователей автомобильных дорог; - налога с продаж автомобильного топлива; - налога на приобретение автомобильных ТС; - сбора за проезд автомобильных ТС иностранных гос-в по автомобильным дорогам общего пользования РБ; - платы за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам; - платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования РБ.

В республиканский дорожный фонд зачисляются все вышеназванные средства за исключением тех, которые идут в местные дорожные фонды (80 процентов налога с пользователей автомобильных дорог, зарегистрированных на территории соответствующих областей, кроме Минской области; плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных ТС по местным автомобильным дорогам).

Использование средств дорожных фондов как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте осущ. на основании годовых бюджетов соответствующих дорожных фондов, утверждаемых республиканским и местными бюджетами. Средства республиканского и местных дорожных фондов имеют целевое назначение.

Средства дорожного фонда используются на:- содержание, ремонт и развитие автомобильных дорог; - организацию производства дорожно-строительных материалов, конструкций, машин и механизмов; - приобретение оборудования, машин, механизмов и автомобильных транспортных средств, предназначенных для содержания, ремонта и развития автомобильных дорог; - осуществление контроля за состоянием автомобильных дорог, включая их техническое обследование, испытание и паспортизацию; - разработку долгосрочных программ, перспективных и годовых прогнозов технического состояния автомобильных дорог, а также планов их содержания, ремонта и развития;

Средства республиканских дорожных фондов используются на уровне республиканских автомобильных дорог, а местных дорожных фондов используются на уровне дорог местного назначения.

 

 

28. Система гос. доходов: состав, методы планирования и источники формирования. Структура доходов бюджета.

Доходы бюджета выражают эк. отношения орг-ций и граждан с государством по поводу форм-ния централиз. фонда ден. ср-в гос-ва. В 2011г. доходы респ. бюджета определены в объеме 33,6 трлн.рублей.

Источники доходов: 1)гос. имущество, гос. ресурсы, за пользование кот. может взиматься плата; 2)обязат. платежи физ и юр.лиц в виде налогов и сборов; 3)привлеченные ресурсы(гос. займы, от реализации ценных бумаг и др). Состав и структура доходов бюджета в знач.степени определяется фин. политикой гос-ва. Согласно бюдж. кодексу доходы бюджета классифицируются ся по след. группам:

1. налог. доходы: респ. и мест. налоги, сборы (пошлины) и др. налог. доходы; пени за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); % за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налог. кредитом. (в 2011 налог. доходы установлены в 89% всех доходов);

2. взносы на гос. соц. страхование (в 2011 не включены в состав респ. бюджета);

3. неналог. доходы (11% всех доходов 2011): доходы от использования имущества, находящихся в гос. собственности; штрафы и др.;

4. безвозмездные поступления (в 2011 незначительны): поступления от иностр. гос-в; м/н орг-ций; др. бюджета в форме межбюдж. трансфертов.

Собств. доходы бюджета представляют собой разл. виды доходов, зачисляемые в бюджет в соотв-вии с законод-вом на постоянной основе. К регулирующим доходамотносяся доходы, кот. можно частично или полностью передаваться в др. бюджеты и по кот. установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от нал. дохода, а также мест. налоги и сборы по нормативам, опред-мым местным Советом депутатов.

Планирование доходов осущ-ся в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за тек. год (диагностика состава и стр-ры доходов, методов их мобилизации, оценка налог. нагрузки и налог. системы). Такой анализ явл-ся основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений. На втором этапеосущ-ся планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов РБ, исходя из прогнозных макроэк. показателей. В основу плановых расчетов принимаются прогнозы соц-экон развития РБ на соотв. год, изменение налог. и тамож. законод-ва, а также ожидаемое поступление соотв-щих налогов за тек. год. Укрепление дох. части мест. бюджетов м. происходить путем поиска возможностей и путей увеличения собств. доходов. чем ниже уровень респ. поддержки мест. бюджета, тем выше его устойчивость и эффек-сть.

29. Налоги как основа формирования доходов бюджета. Виды налоговых платежей.

Налоги – основной источник образования гос финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта. Налоги являются основным источником пополнения доходной части бюджета. Представляют собой обязательные платежи с физ и юр лиц в бюджет. Налоги являются регулятором денежных и финансовых потоков в пределах национальной экономики, а также в системе движения международного капитала.
Прямые налоги – направлены на имущественные объекты или прибыль юр и физ лиц. Бывают реальные (учитывают среднюю, а не действительную доходность плательщика: налог на недвижимость, землю) и личные ( учитывают финн положение плательщика – подоходный налог, на лог на прибыль).
Косвенные налоги – вкл в цену товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины)
По методам управления: республиканские и местные налоги.
По субъекту налогообложения: налоги с физ лиц, юр лиц, смешанные.
По целевому назначению: общие и специальные
В зависимости от ставки: прогрессивные, регрессивные, твердые, пропорциональные, адвалорные
По срокам уплаты: срочные, переодично-календарные
По источнику уплаты: платежи из выручки от реализации (НДС, акцизы, таможенные сборы), платежи, вкл в себестоимость (экологический, земельный, на недвижимость и др)
В РБ взимаются след виды налогов:
1. Налоги и отчисления, включаемые юридическими лицами в выручку от реализации продукции (работ, услуг) – НДС, акцизы, налог на топливо,
2. Налоги на прибыль и доходы
3. Налоги, сборы и отчисления, относимые юридическими лицами на себестоимость продукции (работ, услуг) - чрезвычайный налог, земельный, экологический, плата за проезд по дорогам
4. Сборы, относимые юридическими лицами на финансовые результаты – оффшорный сбор
5. Налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые юридическими лицами за счет средств, остающихся в их распоряжении – налог на недвижимость, налог на приобретение транспортных средств, местные налоги
6. Налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности – налог на игорный бизнес, лотерейную деятельность
7. Упрощенные системы налогообложения

Функции- фискальная(обеспечение доходов ГБ), регулирующая( стимулирующая, сдерживающая).

 

Функции бюджета. Условия возникновения бюджета.

ГБ присущи две основные функции: 1) распределительная (перераспределительная) 2) контрольная.

С помощью распред. функции бюджета происходит распред-е средств на производ. и непроизвод. сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение фин. ресурсов, формир. фонды спец. целевого назначения, происходят концентрация ден. средств в руках гос.ва и их использ-е с целью удовлетворения общегос. потребностей.

Через расходы и налоги ГБ выступает важным инструментом распред-я и стимулир-я эк-ки и инвестиций, повышения эфф-сти пр-ва.

Ч/з бюджет оказывается гос. поддержка отд. отраслям хоз-ва. При распределении фин. средств через бюджет важное значение имеет соц. направленность бюджетных ср-в.

В соц. политике осн. приоритетами явл. поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Контрольная функция ГБ осущ. в процессе формир-я доходов бюджета и финансир-я отраслей народного хоз-ва. В условиях становления рын. от-ий значение бюдж. контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использ-я усиливается. Функции ГБ проявляются в процессе формир-я доходов и расходов на основе использ-я бюдж. механизма, кот. явл. реальным воплощением бюдж. пол-ки и отражает конкр. нацеленность бюдж. от-ий на решение экон. и соц. задач. Также среди функций ГБ следует выделить гос. регулир-е и стимулир-е эк-ки, фин. обеспечение соц. политики, экон., соц. Бюджет исторически возникает и действует там, где существует гос-во с развитыми товарно-ден. отношениями. Гос-во в период своего становления имело возможность покрывать свои затраты за счет поступлений от использования рабского труда, войн, принудительные сборы со своих граждан практически не осуществлялись. Позже, по мере роста расходов, начали устанавливаться обязательные подати с граждан. Монархи имели возможность осн. часть собств. ср-в расходовать в своих интересах бесконтрольно. Расходы гос-ва направлялись не только на содержание двора, армии, полиции но и на развитие транспорта, промышленности, образование, здравоохранение, на поддержание отд. споев населения. И для того чтобы обосновать потребность в фин. ресурсах и их конкретное направление начинают сост. отд. системы доходов и затрат. Поэтому делаются попытки отд. системы поступления и затраты объединить в общую смету доходов и расходов. Первая попытка составить единую общегос. смету доходов и расходов гос-ва сделана во 2-ой пол 17 в. в Англии. Она получила название бюджет, что в переводе с англ. "СУМКА". Во многих странах (России, Франции, Англии) бюджеты были строго засекречены.

 

3. Экономическое содержание ГБ

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает ГБ - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью гос-во оказывает воздействие на экономические процессы.

ГБ как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджет можно определить как основной финансовый план централизованных государственных расходов и доходов. Существенный признак бюджета это его плановость. Это план управления финансовыми ресурсами на очередной период, программа государственного развития.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь”. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

ГБ состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “сбалансированностью бюджета”.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходамидефицит бюджета, превышение доходов над расходамипрофицит бюджета.

4. Бюджет как централизованный фонд ден. ресурсов гос-ва и финн. план страны.

Основным ядром фин. системы РБ является её бюджетная система. Бюджет занимает центральное место в этой системе. Он является признаком государства и основой существования государства.

ГБ определяют как централизованный фонд ден. ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания гос. аппарата, вооруженных сил, а так же для выполнения необходимых социально-экономических функций. Однако, он существенно отличается от др. фондов, отличие состоит в том, что он не имеет строго целевого назначения. Экономическое значение бюджета заключается в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегос. и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также отдельные отрасли экономики и социальной сферы. Через бюджет перераспределяется более половины НД гос-ва. Бюджет содержит в своем составе множество других фондов.

Бюджет является главным в системе гос. планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения гос-ва с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета придает ему силу закона. Поэтому бюджет страны утверждается высшими законод-ми органами, а выполнение его доходной и расходной частей становится обязательным для всех участников бюджетного процесса.

Признаки ГБ как финансового плана:

-бюджет является универсальным финн. планом показатели которого охватывают практически все области и сферы экон. и соц. развития;

-бюджет по отношению к другим фин. документам является координирующим.

Основной фин. план, или централизованный фонд финансовых ресурсов государства, – это внешние признаки бюджета, форма и ее материальное воплощение.

Глубинную сущность ГБ, его экономическую природу составляют экон. отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает гос-во, нуждающееся в ден. средствах для выполнения своих функций. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся юр. и физ. лица, часть доходов которых идет на общегос. нужды.

 

5. Особенности формирования и использования бюджетных ресурсов на современном этапе.

ГБ состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть указывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности страны. Расходная часть указывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Доходы бюджета – ден. средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с зак-вом в распоряжение органов гос-ой власти соответствующего уровня.

Существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

1. Гос. имущество, общегос. ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

2. Обязательные платежи физ и юр лиц в виде налогов и сборов.

3. Привлеченные ресурсы в форме гос. займов, доходов от реализации ценных бумаг, лотерей, части вкладов в гос. банки и др.

Доходы бюджета подразделяются на: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, и доходы целевых бюджетных фондов.

Бюджетные расходы можно классифицировать по разным принципам: по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального пр-ва и на развитие сферы услуг); по отраслям (индустрия, с/х, транспорт, связь, образование, здравоохранение); целевому назначению (капит-ые вложения, дотации, расходы на з/п); публичному назначению (на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление).

В условиях рыночной экономики проявилась необходимость отказа от ранее использовавшихся административно-командных способов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В данной связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования убыточных и низкорентабельных компаний, последовательному отказу от применявшихся ранее способов финанс-ния отдельных компаний.

В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, издержки на содержание вооруженных сил.

Расходы на управление связаны с тем, что правительство выполняет хозяйственно-организаторские функции и обязано обеспечивать управленческую деятельность.

За счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение социально-бытовой инфраструктуры. Увеличены ассигнования средств на издержки по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры пр-ва.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.026 с.)