Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль платных услуг в финансировании отраслей непроизводственной сферы. Виды услуг.

Поиск

Под непроизводственной сферой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, связанных с обслуживанием общегосударственных и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан. Финансы указанной сферы есть отношения, возникающие в связи с образованием денежных доходов у субъектов непроизводственной сферы, их использованием в целях выполнения ими своих функций.

Услуги, предоставляемые субъектами непроизводственной сферы, могут быть платными, бесплатными или частично оплачиваемыми потре бителями. Понятие «бесплатные» следует понимать в том смысле, что они бесплатны для потребителя, но не для производителя. Тот, кто оказывает такие услуги, обязательно производит соответствующие затраты. Таким образом, источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят, с одной стороны, от вида оказываемых услуг, с другой – от характера их предоставления.

Денежные средства из всех источников, поступившие на счета таких учреждений, образуют фонд финансовых ресурсов, который используется для выплаты заработной платы, возмещения материальных и приравненных к ним затрат, в иных целях, допускаемых законодательством.

Преимущественным источником формирования финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы является бюджет и внебюджетные фонды.

Платные услуги возмещают часть материальных затрат учреждений непроизводственной сферы, повышают качество оказываемых услуг, а также увеличивают приток средств для более эффективного развития отраслей непроизводственной сферы.

В учреждениях непроизводственной сферы зачастую не используются все возможности, связанные с увеличением ресурсов, которые могут затем направляться на собственное развитие. К примеру, в данном случае возможна сдача в аренду неэффективно используемых и свободных площадей.

Для примера рассмотрим здравоохранение. С появлением в данной отрасли платных услуг, сократились расходы на обслуживание граждан, повысилось качество их обслуживания; уменьшились неудобства, связанные с очередями. Однако можно выделить и часть проблем, которые также появились в связи с введением платных услуг: недовольство граждан, пользующиеся бесплатными услугами, по поводу сокращения количества бесплатных услуги ухудшением их качества, по сравнению с платными. Также в связи с снижением в текущем году платежеспособности населения, уменьшился поток граждан, которые ещё в недавнем времени их использовали, что сократило доход данной сферы.

 

72. Платные услуги в системе образования РБ. Образовательные услуги высших учебных заведений. Прочие услуги вузов.

Согласно Закону об образовании, высшие учебные заведения вправе осуществлять платные услуги в соответствии с законодательством РБ.

Учреждения образования имеют право оказывать платные услуги, если их уставом предусмотрена такая дея-сть и определены их виды. К ним относятся:1) подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием, бакалавров, магистров, научных кадров высшей квалификации, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе;2) подготовка специалистов с высшим образованием по дополнительной специальности, а также подготовка по отдельным сертифицированным курсам высшего образования сверх учебного плана;3) переподготовка и повышение квалификации специалистов, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе;4) изучение (сверх установленных учебными планами) дополнительных предметов, дисциплин, курсов;5) обучение на подготовительных отделениях учреждений образования, обеспечивающих получение высшего образования;6) орг-ция итоговой аттестации для лиц, не сдавших гос. экзамены или не защитивших дипломный проект в установленные учебным планом сроки;7) дополнительная подготовка (сверх учебного плана) детей к обучению в начальной школе и др.8) Репетиторство (консультативные услуги) по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), курсам

Платные образовательные услуги высших учебных заведений можно классифицировать по осн. признакам, позволяющим объединить их в однородные группы.

В перечень платных услуг следует включить:

– обучение студентов на платной основе дополнительно к утвержденному в гос. заказах контингенту студентов;

– переподготовку кадров и повышение квалификации специалистов для отраслей экономики;

– курсы и факультеты подготовки для поступления в вузы;

– профессиональная подготовка иностранных граждан, в том числе из стран СНГ;

– получение второго и последующего высших образований;

– восстановление на учёбу в связи с нарушением правил учебного процесса;

Наиболее тесно св. с образовательными платными услугами явл. следующие:

– научное консультирование орг-ций, граждан по разным вопросам в пределах компетенции данной орг-ции;

– издательские услуги (рецензирование, редактирование работ, выпуск учебников); – услуги библиотек; – информационные услуги, услуги по предоставлению мощностей университета, св. с высокими технологиями.

В качестве иных услуг следует отметить: – лечебно-профилактические услуги;

– спортивные мероприятия; – мероприятия досугового характера.

Также необходимостью являются хозяйственно-бытовые услуги:

– арендная плата; – транспортные услуги;

– плата за предоставления жилья в общежитии студентам-аспирантам;

Прочие услуги: реализация излишнего имущества, услуги по восстановлению утерянных документов, проценты за хранение денег на счетах в банках и другие.

73. Содержание и социально-экономическая сущность государственных бюджетов развитых государств.

С точки зрения материального содержания, бюджет предст. собой централ. фонд ден. ср-в, который находится в распоряжении соотв.органов власти. Сущ. двухуровневые и трехуровневые бюдж. системы. В унитарных гос-х сущ. бюджеты на уровне гос-ва и на уровне местного самоуправления. В гос-х с федеративным устройством самостоятельные бюджеты формир. на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на уровне местного самоуправления. Таким образом, посредством бюджетов образуются ден. фонды соот. гос. или админ.-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают фин. основу для осущ-я функций органов гос.власти и местного самоуправления.
Спецификой бюдж. от-й является то, что они складываются в процессе перер-я ВВП и непременным участником их является гос-во. Понятие «бюджет» имеет и юр. аспект. В этом смысле он рассматривается как правовой акт – закон, кот. закрепляет права и обязанности участников бюдж. от-й.
Бюджет использ. гос-м в качестве инструмента для регулирования эк-ки, стимулирования производ. и соц. процессов. Благодаря бюджетному перераспределению НД удается совершенствовать структуру общественного производства. При этом гос-во применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на эк-ку: сов-ть налогов, уровень ставок, систему льгот, субсидирование предприятий и отраслей, государственные инвестиции.При правильном использовании бюджетных инструментов можно реально влиять на ускорение темпов НТП, на рост эк-ки и соц. сферы, обновление и совершенствование материально-технической базы общест. Пр-ва. Использование бюджета для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны. Бюджет составляется в форме баланса доходов и расходов. Финансовые отношения по поводу формирования доходов бюджета касаются в основном чистого дохода. Другие элементы общественного продукта, как правило, не являются и не обусловлены отношениями перераспределения и формирования доходов государственного бюджета. В количественном отношении доходы бюджета представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный вес определяются общим объемом НД, экон., соц., оборонными и др. задачами, которые стоят пред государством.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.007 с.)