Организация бюджетного процесса. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов различных уровней. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация бюджетного процесса. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов различных уровней.



Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права дея-сть органов гос. власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Участники бюдж. процесса наделены бюдж. полномочиями. Они контролируют качество бюдж. показателей, оценивают их соответствие основным направлениям бюдж. политики, следят за эффективностью использования гос. фин. ресурсов.

Этапы: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение проекта бюджета и вынесение заключения по нему; 3) утверждение проекта бюджета, после чего он становиться законом; 4) составление отчета по результатам исполнения бюджета.

Бюджетныйцикл – это время от составления бюджета до утверждения отчета об его исполнении (продолжительность бюджетного процесса не менее 2 лет).

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства РБ и соответствующих местных органов распорядительной и исполнительной власти.

Проекты республиканского бюджета, проекты бюджетов областей и г. Минска, служат основание для составления консолидированного бюджета.

Местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов. Причем утверждение нижестоящих местных бюджетов производится после утверждения соотв. вышестоящих бюджетов.

В случае не утверждения республ. и местных бюджетов до начала бюдж. года Правительство РБ и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течении каждого месяца до утверждения соотв. бюджетов расходовать средства в размере 1/3 плановых ассигнований 4 квартала предыдущего бюдж. года, но в пределах поступающих доходов. Утвержденный бюджет РБ становится законом и принимается к исполнению.

Главное гос. казначейство организует исполнение республиканского и управляет гос. фин. ресурсами находящимися на счетах казначейства, составляет отчет об исполнении республиканского и консолидированного бюджета за истекший год.

Территориальные органы казначейства осущ. учет операций по движению средств республ. бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соотв. регион. Они контролируют совершение операций и целевое использование госу. фин. ресурсов.

Механизм исполнения бюджета через систему казначейства обеспечивает финансир-е расходов министерств, ведомств и их подведомственных учреждений с их единого казначейского счета.

Организация исполнения бюджетов

Исполнение республиканского и местных бюджетов осущ. на основании закона о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год.

Сущ. три вида кассового исполнения бюджета: банковское, казначейское и смешанное. В РБ традиционно существовала банковская система исполнения гос. бюджета. В 1996 г. было создано Гос. казначейство, основными з адачами которого явл.: 1. Орг-ция и контроль исполнения ГБ. 2. Осущ-е учета и проведение бюджетно-фин. операций. 3. Распределение бюдж. потоков. 4. Анализ, корректировка программ исполнения ГБ РБ с учетом имеющихся фин. ресурсов. 5. Сбор и обработка информации о состоянии гос. финансов.

К основным функциям Гос. казначейства относятся: • координация работы с банками; • прием информации о движении ср-в по счетам между респуб-ликанским и местными бюджетами; • руководство работой территориальных органов Гос. казначейства; • контроль за расходованием бюдж. средств и др.

Посредством создания Казначейства устранялись многие недостатки функционирования банковской системы исполнения бюджета, а именно:

1. Низкая скорость движения денежных средств (бюджетных потоков) до конечного потребителя приводит к несвоевременности расчетов с субъектами хозяйствования. 2. Отсутствие оперативной информации о движении бюджетных потоков в связи с распыленностью ресурсов затрудняет проведение анализа и оценки текущего исполнения бюджета. 3. Отсутствие предварительного контроля за операциями с бюджетными средствами.

Т.о, вместо тысячи счетов различных министерств и бюдж. орг-ций был создан единый казначейский счет, куда и зачисляются все бюдж. поступления и платежи. Переход на новую систему исполнения ГБ позволяет финансировать расходы хоз. субъектов, минуя зачисление средств на их счета в банках.

Механизм исполнения ГБ РБ по доходам предусматривает: 1.Зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет. 2. Проведение взаимозачета налогов и сборов, подлежащих уплате плательщиком и ден. обязательств органов гос. управления перед этим плательщиком. 3. Распределение регулирующих доходов республиканского бюджета и зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов. 4.Возврат и зачет сумм излишне уплаченных или неправильно поступивших. 5.Учет и отчетность по исполнению доходной части республ. бюджета. 6. Анализ выполнения доходов.

Исполнение бюджета по Р вкл. в себя кассовое и фактическое исполнение бюджета. Кассовыми Р бюджета считаются суммы, выданные с банковских счетов путем безналичных расчетов или наличными деньгами. Фактическими Р считаются действительные затраты орг-ции, подтвержденные документами в соответствии с законод-вом.

Исполнение республиканского бюджета по Р осущ. через автоматизированную систему гос. казначейства в пределах фактического наличия бюдж. средств с обязательным соблюдением следующих этапов: 1.Установление бюдж. назначений распорядителям бюдж. средств на основе утвержденной бюдж. росписи. 2. Доведение бюдж. назначений до распорядителей бюдж. средств, а также утверждение бюдж. смет получателям бюдж. средств. 3.Принятие ден. обязательств получателями бюдж. средств. 4.Осуществление платежей.

Кассовое исполнение бюджета в РБ осущ. через систему органов гос. казначейства. Переход на эту систему начался в 1993 году, когда было принято постановление о гос. казначействе РБ. А фактически осущ. с 1999 года.

Специфика формирования целевых бюджетных фондов.

Наличие в составе фин. системы в качестве самостоятельного звена гос. целевых внебюджетных фондов, а также выделение в бюджетной системе гос. целевых бюджетных фондов обусловлено необходимостью эффективного перераспределения фин. ресурсов в рамках их изыскания для финансирования отдельных отраслей народного хозяйства или для выполнения государством социально значимых задач (например, пенсионное обеспечение).

Гос. целевые бюджетные фонды представляют собой особую форму образования и расходования ден. средств на обеспечение конкретных мероприятий на приоритетных участках соц. и экон. развития страны

Особенности этих фондов:

- создаются на основании нормативно-правового акта (закона, постановления);

- чёткое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объёмы средств этих фондов и контролировать целевое использование финансовых ресурсов;

- формируются компетентным уполномоченным органом;

- образуются с заранее установленной целью;

- подлежат государственному финансовому контролю;

- являются институтом финансовой системы.

По правовому положению они делятся на госуд-ные и местные.

В зависимости от целевой направленности расходования денежных средств: фонды социального назначения и эконом-ие фонды.

В зависимости от сроков создания различают целевые фонды, создаваемые на временной основе и постоянные.

В РБ перечень целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной фин. год.

В РБ сущ. гос. целевые бюджетные фонды:

- Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки;

- Республиканский дорожный фонд;

- Фонд охраны природы;

- Фонд национального развития;

- Инновационные фонды.

- Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;

- Фонд универсального обслуживания.

 

 

 

ФСЗН РБ.

Соц. защита населения(СЗН) выражается в том, что гос-во гарантирует своим гражданам матер. поддержку при утрате трудоспособности в рез-те инвалидности, старости, болезни и потере кормильца.

Гл. задачи фонда: 1) финансир-е расходов на пенсии, пособия и др. соц. выплаты; 2) сбор страх. взносов, предназначенных для пенсионного обеспечения и выплаты пособий.

Источниками образования явл.: страх. взносы нанимателей; обязательные страх. взносы граждан; ассигнования из республ. бюджета; добровольные взносы.

Плательщиками в ФСЗН явл.: юр. лица РБ; простые товарищества и междунар. орг-ции; хоз. группы; ИП; работающие граждане.

Объектом: все виды выплат в ден. или натуральном выражении, начисленные в пользу работников независимо от источников выплат, но не более 4-х кратной величины средней з/п в РБ за месяц.

Соц. обеспечение – устанавливается гос-вом система матер. поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении из-за старости, в рез-те полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, многодетности. Осущ-ся в формах: соц. страх-я, соц. помощи, попечительства, соц. обслуживания.

Соц. страх-е - система экон. отношений по поводу образования Ц и ДЦ резервов ден. и матер. ср-в, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или соц. содержания в связи с опред. событиями. Признаки: страх. взносы – Ц доходы гос-ва, обязательные платежи из ФОТа работодателей, используются целенаправленно, возвратный хар-р. Принципы: всеобщности, солидарный хар-р, гарантированность выплат,

От уплаты освобождаются работодатели, применяющие труд инвалидов в части выплат, начисленных в пользу инвалидов 1-ой и 2-ой группы.

Взносы не начисляются: на выходные пособия при прекращении трудового договора; спец одежду; стоимость подарка при увольнении в связи с выходом на пенсию; мат. помощь в связи с чрезвычайными обстоятельствами; дивиденды; на зарплату, начисленную в день проведения субботника;

Уплата обязательных страх. взносов на пенсионное и соц. страх-е производится единым платежом со всех выплат, предусмотренных законод-вом, при этом сумма выплат должна быть не менее минимальной з/п в РБ (т.е. 925520 руб.). Перечислению в ФСЗН подлежат суммы всех начисленных взносов за вычетом: пособий по временной нетрудоспособности; пособий в связи с рождением ребенка; пособий по уходу за детьми; пособий на погребение.

Размеры взносов: для работодателей - 34% (в том числе 28% – пенсионное страхование, 6% – соц. страхование); для ИП - 35% от дохода ИП, который они определяют самостоятельно (29% – пенсин. страх-е, 6% – соц. страх-е); для производителей с/х продукции - 30% (24 – пенсион. страх-е, 6;% – соц. страх-е); для работающих граждан - 1%.

Право на труд. пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляются муж. - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, жен. - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обяз. условием для реализацииправа на пенсию явл. наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются соц. пенсии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.014 с.)