Источники финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы. Состав и структура расходов на отрасли непроизводственной сферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы. Состав и структура расходов на отрасли непроизводственной сферы.



В период перехода к рыночным отношениям в РБ наблюдается значительное возрастание роли отраслей непроизводственной сферы в обеспечении воспроизводства рабочей силы общества, социальной защиты граждан, поддержания их жизненного уровня. В этих условиях расширяется социальная деятельность гос-ва, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соотв.цели.

Расходы на отрасли непроизводственной сферы включают расходы на: образование, здравоохранение, физ. культуру, культуру и искусство, СМИ, осуществление социальной политики государства.

Объем финансовых ресурсов направляемых обществом на эти цели является одним из важнейших эк. показателей, поскольку обеспечивает развитие социальной сферы. Социальная сфера является частью непроизводственной и не может быть переведена на полный хоз. расчет, самоокупаемость и самофинансирование. Финансирование расходов на социально-культурные мероприятия осуществляются из различных источников: бюджета, ср-в предприятий, общественных и профсоюзных организаций, а также собственных средств этих учреждений. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия составляют более 50% от общего объема расходов бюджета. Объем расходов в эту сферу определяется действием законов "Об образовании", "О здравоохранении", "О пенсионном обеспечении" и т.д. Законами об образовании и здравоохранении записано, что на финансирование из бюджета расходов на образование и здравоохранение должно выделяться не менее 10% от ВВП.

Учреждения и организации непроизводственной сферы кроме бюджетных средств могут получать и дополнительные средства. Расширение предпринимательства в социально-культурной сфере не означает отказ от бюджетного финансирования, тем более, что ряд бесплатных услуг конституционно гарантированы населению. Такими являются средства поступающие от оказания платных услуг, % банков за пользование хранящимися у них свободными средствами бюджетных учреждений, денежные средства предприятий, средства от благотворительных мероприятий, добровольные взносы ЮФЛ, заемные средства и др. Все эти средства называют внебюджетными источниками, планируются отдельным расчетом и уд. вес их в общей структуре доходов учреждений, организаций непроизводственной сферы постоянно растет.

 

 

59. Содержание расходов на образование, источники финанси-ния.

Расходы бюджета на образование РБ классифицируются в соответствии с различными видами бюджетной классификации.

Расходы на образование вкл-т расходы на дошкольное, общее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, гос-ые программы в области образования, издание учебников, учеб-х пособий, расходы на обеспечение деят-ти учреждений, осущ-щих руководство и менеджмент в сфере образования

Расходы на образование подразделяются на:

- Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. ФОТ составляет примерно 50% расходов.

- Начисления на з/п» - затраты, связанные с уплатой взносов по гос-му соц-му страхованию.

- Расходы на хоз-ное обслуживание: отопление, освещение, водоснабжение, коммунальные услуги и прочие хознужды.

- Оплата командировок персонала, расходы на питание

Структурные различия в затратах связаны с особенностями деятельности учреждений образования. Исчисленные учреждением объёмы необходимого бюджетного финансирования оформляются сметой доходов и расходов.

Гос-ные учреждения образования финансируются из республиканского и местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования утверждается законом РБ о бюджете на очередной фин-ый год и устанавливается в размере не менее 10 % от ВВП. Общий порядок финанс-ния расходов регламентирован Бюджетным кодексом.

Характерной особенностью состояния бюджетного финанс-ния образования явл-ся недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финанс-ся из бюджета должны лишь основные виды расходов. Приоритеты при финансировании статей расходов определяются так: оплата труда; стипендия; трансферты; оплата ком-ных услуг; прочие виды расходов.

Дополнительное финанс-ние осущ-ся за счет средств, выделяемых базовыми шефствующими п/п, попечительскими советами, спонсорами.

Важное место в финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от образования платных услуг, производственной и научной деятельности, а также средств организаций и граждан поступающие безвозмездно. На республиканском и местном уровнях могут создаваться внебюджетные целевые фонды финансирования образования.

 

60. Расходы на общеобразовательные школы

Основными показателями, которые характеризуют объем работы школ и определяют расходы на их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество классов устанавливается по группам классов: 1-4, 5-9 и 9-11 и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учеников в среднем на один класс.

Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает з/п учителей, з/п административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд.

Ставка заработной платы устанавливается в зависимости от вида квалификационной категории (при наличии высшего образования) и образования (при отсутствии квалификационной категории). Квалификационные категории бывают: высшая, первая, вторая. Учителям, имеющим среднее специальное образование и которым решением аттестационной комиссии присвоена квалификационная категория, ставка заработной платы устанавливается на 10% ниже ставок, предусмотренных для учителей, имеющих высшее образование и соответствующую категорию. Ставки заработной платы повышаются на 25% минимальной заработной платы педагогическим работникам, владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе, а также занятым в школах для детей и подростков с недостатками в физическом и умственном развитии,

Заработная плата учителя зависит от объема учебной работы, определяемой учебными планами школ, в которых предусматривается число часов занятий в неделю по всем предметам и по каждому классу. Фонд заработной платы учителей в смете определяется исходя из количества педагогических ставок и размера средней ставки учителя по группам классов.

Фонд заработной платы административно-хоз. и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в школах.

Учителям общеобразовательных школ производится дополнительная оплата за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами, учебно-опытными участками, мастерскими, проведение внеклассной работы и др.

Если учитель имеет нагрузку более 18ч в неделю по предметам, по которым установлена дополнительная оплата за проверку письменных работ, то доплата соответственно увеличивается.

Сумма расходов на зарплату педагогическую, учебно-вспомогательного и административного персонала составляет плановый фонд заработной платы. Для премирования, выплаты надбавок за высокие творческие и производственные достижения, выполнение особо важных работ предусмотрено создание премиального фонда в размере 10% планового фонда заработной платы. Общий итог фондов заработной платы и премиального составит фонд заработной оплаты труда работников школы, отражаемый в смете по статье «Заработная плата».

В школах с группами продленного дня предусмотрено двухразовое питание, оплачиваемое в основном за счет родителей. Исполкомам местных Советов дано право освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве 25% всех учащихся, из них 10 - полностью и до 15% - до половины стоимости питания.

Бесплатное питание учащихся предусмотрено в школах, расположенных в зонах повышенной радиации, в соответствии с Законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» за счет средств, выделенных на ликвидацию последствий.

Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке.

В сметах школ с продленным днем и имеющих группы продленного дня предусматриваются расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборудования. В основном они связаны с приобретением постельных принадлежностей для учащихся.

К прочим расходам относятся расходы на хозя.обслуживание, оплату командировок и служебных разъездов персонала, учебные и другие, связанные с текущим содержанием школ.

В группу расходов на хоз. обслуживание включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хознужды,

В общеобразовательных школах создается фонд всеобуч, средства которого предназначены для оказания материальной помощи учащимся 1-11 классов в виде бесплатного питания, приобретения одежды, обуви и др. Он образуется за счет бюджетных ассигнований в размере не менее 1% суммы расходов на текущее содержание школ, а также средств колхозов, профсоюзных и кооперативных организаций. В фонд всеобуча может поступать часть средств, получаемых школами от платных концертов и вечеров, сбора макулатуры и металлолома, доходов от пришкольных хозяйств и учебно-опытных участков.

 

 

61. Особенности планирования и финансирования расходов на средние специальные учебные заведения.

В состав расходов бюджета на подготовку кадров входят расходы на финансирование техникумов (колледжей). Осн. источником финансирования по-прежнему остаются гос. ср-ва. Их выделение происходит на основе норматива бюджетного финансирования, утвержденного вышестоящей организацией. Кроме бюджетного финансирования, к содержанию колледжей могут привлекаться отраслевые и собственные ср-ва. Собственные могут образовываться как от основного вида деятельности (плата за обучение, за курсы), так и от прочих: арендные доходы, прибыль от реализации продукции учебно-производственных мастерских, плата за проживание в общежитиях и др.

Финансирование техникумов производится на основании планового документа -сметы доходов и расходов, составляемой на бюджетный год. В смете подробно отражается поступление средств с расчетом основных доходов и статей. Доходы рассчитываются по каждому виду поступлений. Так, бюджетные ассигнования исчисляются путем умножения норматива бюджетного финансирования на среднегодовое число учащихся. Планирование фонда оплаты труда педперсонала осущ-ся на основании тарификации, где среднемесячная з/п рассчитывается исходя из фактической нагрузки и различного вида доплат. Единый фонд оплаты может пополняться за счет мат. помощи.

Планирование расходов техникумов имеет очень много общего с расчетами в других бюджетных учреждениях: школах и школах-интернатах. Особенности можно отметить лишь в образовании стипендиального фонда и формировании комплекса затрат.

При определении сметы расходы могут уточняться с учетом изменения бюджетных норм и корректироваться на индекс цен в связи с инфляцией.

Расчеты ср.год.контингента осущ-ся в целом и по отделениям (дневное, заочное, вечернее) исходя из следующих данных: число учащихся на начало года, прием, выпуск, отсев, число учащихся на конец года.

Педагогическая ставка устанавливается на уровне квалификационной категории. Норма нагрузки опред-ся в расчете на год и составляет 720 часов.

Доплаты: за руководс-во предметными комиссиями, за заведование лабораториями и кабинетами, за классное руководство, за проверку тетрадей.

 

 

62. Тенденции финансирования расходов на высшие учебные заведения.

На отношения по финансир-ю данной сферы влияет система высшего образования, кот. вкл.:

- высшие учебные заведения и др. организации, обеспечивающие функционирование и развитие системы высшего образования;

- республиканские органы гос. управления и местные исполнительные и распорядительные органы;

- участников образовательного процесса;

- образовательные стандарты высшего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы.

Общие принципы финансирования высших учебных заведений осущ. в связи с осуществлением постепенного перехода к рыночной экономике: государственных - за счет средств республиканского бюджета;

частных - за счет средств учредителя.

Финансирование высших учебных заведений может осущ. также за счет иных источников, не запрещенных законодательством РБ.

К основным расходам в данной сфере относятся расходы по высшим учебным заведениям, вкл. расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре и магистратуре.

Основная доля расходов вуза приходится на ФОТ, который включает з/п штатного профессорско-преподавательского персонала, лиц, работающих на почасовой оплате, учебно-вспомогательного и административно-хоз. персонала.

На сегодняшний день, по оценкам министерства образования, стоимость платного обучения на первом курсе высших учебных заведений составляе т от 52 до 70 процентов от стоимости подготовки специалистов за счет бюджета. Стоимость платного обучения в высших учебных заведениях определяется в соответствии с законод-вом РБ.

Предметно расходы определяются следующим образом:

Годовой ФОТ профессорско-преподавательского состава определяется путем умножения общей численности профессорско-преподавательского состава на среднюю ставку одного преподавателя в месяц и на 12 месяцев.

Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала определяется исходя из их численности и средней ставки, кот. зависит от занимаемой должности, объема выполняемых работ, других колич. и качеств. хар-к, позволяющих их приравнять к конкретному разряду тарифной сетки.

ФОТ административно-хоз. персонала рассчитывается исходя из установленной численности и средних ставок.

Сумма расходов на стипендию для студентов дневного обучения рассчитывается как произведение среднегодового числа стипендиатов на средний размер стипендии на одного человека в год. Число стипендиатов устанавливается из количества белорусских студентов и определенного процента их обеспечения.

Главным источником дохода вуза является финансирование из ГБ.

На основе законов о бюджете за 2010 и 2011 год следует также отметить, что:

А) общий уровень расходов на высшее и послевузовское образование – темп прироста 50,4%; доля от всего объёма средств, выделяемых по статье образование – 68,5%;

Б) в разрезе получателей бюджетных средств Министерство образования в разрезе высшего образования осуществило прирост на 46,5% по сравнению с 2010 годом.

 

 

63. Расходы на здравоохранение: содержание, состав и источники финансирования.

Важнейшие задачи здравоохранения - это обеспечение условий для соблюдения гарантий по оказанию качественной медицинской помощи населению, усиление профилактической и диагностической работы, а также повышение эффективности использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов.

Мед. обслуживание осущ. по территориальному признаку.

В РБ функционирует более 800 больничных учр. с числом коек около 125000 шт. Численность врачей всех специальностей 45000 чел.

В наст. время осн. источником финансирования здравоохранения явл. ср-ва ГБ, ср-ва внебюдж. фондов, ср-ва ХС на основании договоров, добровольных взносов, ср-ва самих учр. здравоохранения от оказания платных услуг, штрафы и санкции за нарушения санитарно-гигиенических и противопожарных норм и правил, возмещение расходов на лечение лиц с проф. заболеваниями, произв. травм.

Существует перечень платных мед. услуг, разрешенных лечебно-профилактическим учреждениям.

Платные мед. услуги оказываются по утвержденным тарифам.

Учреждения здравоохранения делятся на стационарные и амбулаторно-поликлинические.

Основным источником финансирования здравоохранения являются средства бюджета, выделяемые исходя из норматива бюджетной обеспеченности на здравоохранение в расчете на одного жителя (республиканского, области, г.Минска, района, города), устанавливаемого ежегодно при формировании бюджета Республики Беларусь на очередной год.

Дополнительными источниками финансирования учреждений здравоохранения могут являться:

- поступления от оказания сверхнормативных медицинских услуг по договорам с организациями в соответствии с действующим законодательством;

- средства от оказания платных услуг населению;

- средства, выделяемые местными и распорядительными органами (в том числе и вышестоящими) на реализацию не обеспеченных бюджетным финансированием мероприятий целевых программ в соответствии с действующим законодательством;

- прочие не противоречащие законодательству поступления от юридических и физических лиц.

64. Содержание бюджетного планирования в непроизводственной сфере. Норматив бюджетной обеспеченности.

Сложившаяся в последние годы практика бюджетного планирования в республике предусматривает выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы по регионам. С этой целью определяется особый показатель, па основании которого рассчитывается объем финансирования норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя. Такой норматив исчисляется Министерством финансов РБ по республике в целом, утверждается ежегодно с утверждением республиканского бюджета и фиксируется в законе о государственном бюджете на соответствующий год. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на отрасли непроизводственной сферы, определяется из норматива бюджетной обеспеченности и численности жителей в регионе. Норматив бюджетной обеспеченности определяется расчетно на основании данных об исполнении бюджета за предыдущий год путем деления фактических затрат на финансирование непроизводственной сферы на численность населения республики и корректируется на предполагаемый рост доходов бюджета.

Для определения реального объема финансирования, направляемого в отрасли непроизводственной сферы, необходимо учитывать ряд факторов, отражающих региональные особенности и условия функционирования непроизводственной сферы.

Наиболее существенными из них являются следующие: отраслевая структура в непроизводственной сфере, развитие сети учреждений, их мощность, состояние материально-технической базы, природно-климатические условия функционирования, неравномерность распределения жителей по территориям и др.

Таким образом, недостатки действующего порядка планирования бюджетных расходов на непроизводственную сферу состояли в следующем. Во-первых, величина норматива бюджетной обеспеченности определялась расчетным путем исходя из фактических затрат прошлых лет. Во-вторых, не учитывались региональные различия в сложившейся сети учреждений непроизводственной сферы и уровне обеспеченности населения их услугами.

В-третьих, действующий порядок планирования не учитывал различий в отраслевой структуре непроизводственной сферы в разрезе областей республики.

В-четвертых, не учитывались различия в условиях функционирования учреждений непроизводственной сферы, такие как материально-техническая база, обеспеченность штатами, состояние зданий и строений, природно-климатические условия региона и др.

В-пятых, не учитывался такой фактор, как неравномерность распределения жителей по регионам республики.

65. Методология планирования расходов на отрасли непроизводственной сферы. Направления преобразования.
Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны. Источником обеспечения производства бесплатных услуг является государственный бюджет.
Однако в условиях нехватки государственных средств в связи с бюджетным дефицитом все большее развитие получают платные услуги, определяющие и специфические методы ведения хозяйства, формы финансовых отношений.
Производство услуг в учреждениях непроизводственной сферы сопровождается формированием, распределением и использованием денежных фондов, специфическими финансовыми отношениями. Под финансами непроизводственной сферы следует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения созданного в отраслях материального производства национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.
Выделяются следующие группы финансовых отношений:
-между отраслью непроизводственной сферы и государственным бюджетом;
- односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования;
- между распорядителями бюджетных кредитов по поводу распределения бюджетных ресурсов.;
- между вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения;
- между организациями, учреждениями непроизводственной сферы по поводу оплаты оказываемых услуг;
- между организацией, учреждением непроизводственной сферы и коллективом работников по поводу выплаты заработной платы, премии, поощрений;
- между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами по поводу оказания финансовой помощи и добровольных взносов и пожертвований;
- между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами по поводу перечисления средств из этих фондов; между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды в соответствующих случаях.
Перечисленные финансовые отношения опосредуют образование, распределение и использование следующих денежных фондов: фонда финансовых ресурсов отрасли, фонда капитальных вложений, единого фонда финансовых средств учреждения, фонда возмещения материальных затрат, фонда производственного и социального развития учреждения, фонда материального поощрения

66.Особенности сметного планирования в бюджетных учреждениях.

Сметное финансирование строго регламентирует использование бюджетных средств. За расходованием средств бюджета установлен контроль со стороны финансовых органов, осуществляющих финансирование учреждений.

Сущ. три вида финансового обеспечения организаций непроизводственной сферы:

· 1. бюджетное финансирование, при котором ГБ является единственным источником;

· 2. бюджетно-хозрасчетное финансирование (смешанное финансирование, при котором часть затрат покрывается средствами бюджета);

· 3. хозрасчетное финансирование – осуществляется исключительно за счет собственных средств.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на осно­вании смет. Смета представляет собой плановый документ, в, котором отражаются объем финансовых ресурсов, целевое их направление и поквартальное распределение. В сметном порядке финансируется боль­шинство учреждений непроизводственной сферы: просвещения, здра­воохранения, социального обеспечения, органы власти и управления, оборона. В настоящее время учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, составляют смету расходов, где отражается односторонний характер отношений с бюджетом, объем бюджетных ассигнований и их распределение по статьям расходов.

Смета расходов составляется на календарный год по установленной Министерством финансов республики типовой форме.

В смете расходов приводятся общие сведения об учреждении:? наименование;? адрес;? подразделение бюджетной классификации;? тип здания, его кубатура и другие сведения.

В смету могут включаться только расходы, необходимость которых обусловлена характером деятельности данной организации.

Расчеты к смете составляются исходя из произ­водственных показателей и в соответствии с дейст­вующим законодательством в части расходования средств на вы­плату заработной платы, а также с соблюдением установленных норм расходов по отдельным видам затрат, действующих цен и тарифов.

Утверждение сметы расходов производится в разрезе статей бюджетной классификации расходов и оформляется подписью руководителя организации и глав­ным бухгалтером с датой утверждения, а также оттиском печати.

При рассмотрении и утверждении сметы должна тщательно проверяться законность и правильность включенных в смету расходов. После утверждения смета принимает силу финансового плана и подлежит исполнению.

Смета утверждается в двух экземплярах, один из которых ос­тается в учреждении, а второй направляется в вышестоящую органи­зацию.

При наличии централизованной бухгалтерии смета утвержда­ется в трех экземплярах, из которых один остается в централизован­ной бухгалтерии.

При наличии в учреждении доходов от хозяйственной и коммерческой деятельности, они планируются в отдельной смете доходов и расходов и используются в особом порядке. Смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности бюджетного учреждения состоит из двух разделов: I – доходы; II – расходы с разбивкой по элементам расходов бюджетной классификации.

Сметы составляются с поквартальной разбивкой.

 

67. Смета как основание для финансирования расходов бюджетных учреждений. Финансирование расходов по республиканскому и местным бюджетам производится на основании бюджетной росписи.Бюджетная роспись – распределение доходов и расходов, источников финансирования дефицита бюджета по кварталам года в соответствии с бюджетной классификациейБюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмотренные получателю бюджетных средств распорядителем бюджетных средств. Они определяют предельные размеры финансирования из бюджета.Бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью получателям бюджетных средств, являются основанием для утверждения бюджетных смет.Бюджетная смета – финансовый план, устанавливающий объем, целевое направление, распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функцийФинансирование расходов бюджетной организации осуществляется в рамках денежных средств, предусмотренных сметой. Бюджетная организация не вправе осуществлять расходы, не обеспеченные бюджетными ассигнованиямиРасходы бюджетной организации подразделяются на кассовые и фактические.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.067 с.)