Классификация расходов бюджетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация расходов бюджетов



Код классификации расходов бюджетов состоит из кода:

• главного распорядителя бюджетных средств;

• раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

• классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюд­жетов являются:

1) общегосударственные вопросы.

¾ функционирование Президента Российской Федерации;

¾ функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования;

¾ функционирование законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

¾ функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъ­ектов РФ, местных администраций;

¾ судебная система;

¾ обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможен­ных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

¾ обеспечение проведения выборов и референдумов;

¾ международные отношения и международное сотрудничество;

¾ государственный материальный резерв;

¾ фундаментальные исследования;

¾ обслуживание государственного и муниципального долга;

¾ резервные фонды;

¾ прикладные научные исследования в области общегосудар­ственных вопросов;

¾ другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона:

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

4) национальная экономика:

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

6) охрана окружающей среды:

7) образование:

8) культура, кинематография, средства массовой информации:

9) здравоохранение, физическая культура и спорт:

10) социальная политика:

11) межбюджетные трансферты.

Классификация отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства.

 

ТЕМА 16. Дефицит и профицит бюджета

Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов бюд­жета над его доходами.

Размер дефицита бюджета не может превышать:

• федерального бюджета — размер нефтегазового дефицита феде­рального бюджета;

• бюджета субъекта РФ — 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;

• местного бюджета — 10% утвержденного общего годового объ­ема доходов местного бюджета без учета безвозмездных посту­плений и (или) поступлений налоговых доходов по дополни­тельным нормативам отчислений.

Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источни­ками финансирования дефицита федерального бюджета.

Профицит бюджета — превышение доходов над расходами. Профицит — редкое явление в мировой экономике. Большинство стран мира (включая и США) имеют дефицитный бюджет.

 

Общие зависимости между соотношениями доходов, расходов,

Дефицитом и экономическим ростом

В настоящее время политика дефицитного финансирования бюджета во многих странах считается полезной. Например, ограниченный бюджетный дефицит способствует экономическому росту. В условиях стабильно развивающейся экономики бюджетный де­фицит допускается в размере 2—3% ВВП и 10% расходов бюджета.

Отметим следующие закономерности европейских экономик:

¾ рост государственных расходов ведет к росту дефицита бюджета;

¾ рост налоговых поступлений всегда меньше увеличения государ­ственных расходов;

¾ дефицит государственного бюджета возрастает на сумму, равную превышению прироста государственных расходов над приростом взимаемых налогов.

Государственные расходы оказывают воздействие:

¾ на совокупный спрос;

¾ налогообложение.

Изменение государственных расходов влияет на совокупный спрос в большей мере, чем такое же изменение налогов.

В условиях сбалансированного бюджета при одновременном увеличении налогообложения и государственных расходов на одну и ту же величину прирост правительственных расходов почти сразу увеличивает на эту величину (например на 1000 ед. национальной валюты) совокупный спрос, в то время как уменьшение совокупного спроса за счет роста налогов составит меньшую величину, которая равна произведению прироста на­логов на предельную склонность к потреблению. Характерно также, что выпуск продукции прямо пропорцио­нально зависит от уровня государственных расходов и ставки налогообложения. Пример: рост ВВП в России в 2006-2008 гг. происходит одновременно с ростом расходов.

 

ТЕМА 17. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой совокупность следую­щих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централи­зованного фонда денежных средств (государственного и му­ниципального бюджетов), эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Кроме того, под бюджетным процессом понимается регламенти­руемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджет­ного процесса.

Признаками бюджетного процесса являются:

¾ целенаправленность и юридическая результативность;

¾ формализация таких процедур как: нормирование процессуальных сроков; закрепление полномочий участников; преобладание процессуальных норм, обеспечивающих соблю­дение бюджетной дисциплины всеми участниками;

¾ цикличность;

¾ непрерывность;

¾ стадийность.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой
для развития общества.

К принципам бюджетного процесса относятся:

1) общие принципы бюджетной системы РФ;

2) специальные принципы, к которым относятся.

¾ последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органа­ми власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти);

¾ ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способ­ствует: «прозрачности» бюджетной деятельности, эффектив­ности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыноч­ного развития);

¾ публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати);

¾ специализация бюджетных показателей (состоит в использо­вании бюджетной классификации, предполагающей группи­ровку доходов бюджетов по источнику возникновения, а расхо­дов — по целевому назначению и направлениям деятельности).

Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюд­жетной деятельности:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Стадии бюджетного процесса:

¾ следуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время;

¾ имеют свое назначение;

¾ должны быть выполнены в обозначенные в законодательстве сроки.

 

Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета — это начальная ста­дия бюджетного процесса, включающая решение таких вопросов, как:

• объем бюджета;

• налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год;

• основные направления, средства и методы покрытия бюджет­ного дефицита;

• распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составлению проектов бюджетов предшествуют:

¾ разработка прогнозов социально-экономического развития:

• Российской Федерации;

• субъектов РФ;

• муниципальных образований;

• отраслей экономики;

¾ подготовка сводных финансовых балансов, на основании кото­рых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета основывается:

• на Бюджетном послании Президента РФ;

• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем ВВП на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен).

Составление проектов бюджетов возлагается:

• на Правительство РФ;

• высшие исполнительные органы государственной власти субъ­ектов РФ;

• местные администрации муниципальных образований.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

¾ основные направления бюджетной и налоговой политики;

¾ предварительные итоги социально-экономического развития со­ответствующей территории за истекший период текущего финан­сового года и ожидаемые итоги социально-экономического раз­вития территории за текущий финансовый год;

¾ прогноз социально-экономического развития соответствующей тер­ритории; основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидирован­ного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесроч­ного финансового плана;

¾ пояснительная записка к проекту бюджета;

¾ методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюд­жетных трансфертов;

¾ верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансо­вого года и конец каждого года планового периода);

¾ проект программ государственных:

• (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год;

• внешних заимствований на очередной финансовый год;

• (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год;

¾ проект программы предоставления бюджетных кредитов на оче­редной финансовый год;

¾ оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финан­совый год;

¾ проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; бюджетных смет, предложенные законодательными (предста­вительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) орга­нами (представляются в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет);

¾ иные документы и материалы.

Прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее 3 лет.

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического раз­вития: приводится обоснование параметров прогноза и сопоставление с ранее утвержденными параметрами; указываются причины и факторы прогнозируемых изменений.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ. Согласование показателей прогноза социально-экономического развития РФ осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством РФ.

Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных вне­бюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.

 

Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и пла­новый период в Госдуму Совет Госдумы направляет его в Ко­митет Госдумы по бюджету для подготовки заключения.

Совет Госдумы на основании заключения принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.

Доработанный законопроект со всеми необходимыми докумен­тами и материалами должен быть представлен в Госдуму Пра­вительством РФ в 10-дневный срок.

Совет Госдумы направляет проект федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов
проекта федерального бюджета.

Госдума рассматривает проект федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях:

¾ в первом чтении — в течение 30 дней со дня его внесения в Гос­думу Правительством РФ;

¾ во втором чтении — в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении;

¾ в третьем чтении — в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении.

В течение 15 дней со дня внесения проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период комитеты Госдумы готовят и направляют в Комитет по бюджету:

¾ заключения по указанному законопроекту;

¾ предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта;

¾ предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

В первом чтении Госдума:

¾ заслушивает доклады Правительства РФ; Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя; председателя Счетной палаты РФ;

¾ принимает или отклоняет указанный законопроект.

В случае принятия Госдумой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета; при этом Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения от­сутствует положительное заключение Правительства РФ. В случае отклонения законопроекта Госдума может:

• передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета;

• вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на дора­ботку;

• поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

В случае возвращения его на доработку Правительство РФ:

• в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответ­ственного за рассмотрение предмета первого чтения;

• вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Госдумы в первом чтении.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год и плановый период вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 30 дней после сформирования.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Госдумы о приня­тии проекта в первом чтении и об его основных характеристиках. Во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

¾ субъекты права законодательной инициативы направляют в Ко­митет по бюджету поправки по предмету второго чтения;

¾ в течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета и на­правляет их в соответствующие профильные комитеты и в Пра­вительство РФ;

¾ поправки рассматриваются в Комитете по бюджету и соответ­ствующем профильном комитете;

¾ Комитет по бюджету формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Госдумы.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомст­венная структура расходов федерального бюджета: на очередной финансовый год; первый и второй годы планового периода.

Принятый Госдумой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который должен рассмотреть его в течение 14 дней со дня представления Госдумой.

Права Совета Федерации в части закона о бюджете несколько меньше, чем Госдумы, и его поправки требуют одобрения Госдумы, которая может и отклонить данные поправки. Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и пла­новый период в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания.

Закон о бюджете вступает в законную силу после его подписания Президентом РФ со дня его официального опубликования в сред­ствах массовой информации.

В случае отклонения Президентом РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в которую включается представитель Президента РФ.

 

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета — стадия бюджетного процесса, преду­сматривающая обеспечение полного и своевременного посту­пления всех предусмотренных по бюджету доходов в целом и по каждому источнику и финансирование расходов в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В Российской Федерации до 1998 г. исполнение бюджета проис­ходило через уполномоченные банки, которые финансировали бюджетные учреждения и мероприятия по общегосударственным и региональным программам в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету, и в которых открывались специальные бюджетные счета для зачисления налогов, сборов и других пла­тежей для пополнения доходной части бюджета.

Банковская система в России не оправдала себя, т.к. бюджетные средства часто использовались коммерческими банками в собст­венных интересах.

В целях проведения государственной бюджетной политики, эф­фективного управления доходами и расходами в процессе ис­полнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления кон­троля за поступлением и использованием государственных средств в 1998 г. было введено казначейское исполнение феде­рального бюджета.

Задачами стадии исполнения бюджета являются:

¾ обеспечение полного и своевременного дохода в целом и по ка­ждому источнику;

¾ финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года;

¾ правильное и экономически обоснованное распределение платежей
и ассигнований бюджета, осуществляющееся по бюджетной росписи доходов и расходов.

Бюджет исполняется специальными субъектами — участниками бюджетных правоотношений:

• главными бюджетными распорядителями бюджетных средств;

• распорядителями бюджетных средств;

• получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять сред­ства федерального бюджета между подведомственными распо­рядителями и получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета ¾ орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имею­щие право распределять бюджетные средства между подведом­ственными распорядителями и получателями средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответ­ствующего бюджета) — орган государственной власти (государ­ственный орган), орган управления государственным внебюд­жетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имею­щие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обяза­тельств за счет средств соответствующего бюджета.

Конкретные главный распорядитель и распорядители бюджетных средств устанавливаются нормативными актами РФ, субъек­тов РФ, муниципальных образований.

 

Принципы исполнения бюджета

Под принципами исполнения бюджета понимаются основные положения данной стадии бюджетного процесса, отражающие ее специфику и содержание.

Исполнение бюджета основано на принципах:

¾ единства кассы;

¾ подведомственности расходов.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых по­ступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов за пределами территории РФ, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством. Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения определенного типа бюджетных средств. Значение принципа единства кассы заключается в том, что:

1) появляется возможность:

• предварительного и текущего контроля целевого расходования средств;

• перераспределения средств;

2) минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных уровней и органа казначейства.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от глав­ного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в веде­нии которого они находятся.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

¾ зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, со счетов органов Федерального казначейства
и иных поступлений в бюджет;

¾ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

¾ зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с налоговым законодательством;

¾ уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюд­жеты бюджетной системы РФ;

¾ перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или из­лишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление та­кого возврата и процентов, начисленных на излишне взыскан­ные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназна­ченные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

¾ принятие бюджетных обязательств;

¾ подтверждение денежных обязательств;

¾ санкционирование оплаты денежных обязательств;

¾ подтверждение исполнения денежных обязательств.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами и администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.066 с.)