ТОП 10:

Роль государственных и муниципальных финансов в экономике



Государственные и муниципальные финансы — это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя де­нежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Главными функциями государства являются:

¾ упорядочение жизни общества;

¾ обеспечение и защита прав и свобод граждан;

¾ обеспечение правопорядка и безопасности государства;

¾ регулирование макроэкономического развития;

¾ оказание государственных услуг населению;

¾ разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка мало­имущих групп населения;

¾ регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;

¾ осуществление мер по охране окружающей среды и др.

Таким образом, государственные финансы — это:

¾ инструмент привлечения средств в бюджет с помощью обще­обязательных платежей;

¾ ведущий экономический рычаг государства.

Главные направления воздействия государственных финансов на экономику:

¾ налоговая политика;

¾ способы финансирования дефицита бюджета;

¾ управление государственным долгом.

Политика в области государственных финансов обеспечивает поддержание экономического роста; ограничение социального неравенства; эффективность государственных расходов.

При налогообложении государственное воздействие обеспечи­вается налоговыми ставками и льготами.

Налоговые ставки и льготы оказывают влияние:

¾ на объем производства;

¾ предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.

При расходовании средств государство осуществляет:

¾ финансирование государственных программ, направленных на удовлетворение потребностей населения. Так, 5 сентября 2005 г. Президент РФ выдвинул инициатива сделать приорите­том государственное финансирование четырех важнейших сфер жизни общества. Это:

• образование;

• здравоохранение;

• жилищное строительство;

• сельское хозяйство;

¾ содействие развитию тех или иных отраслей и производств;

¾ изменение структуры производства;

¾ укрепление позиций Российской Федерации в мире.

Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти (оплата труда госслужащих и др.). С политической точки зрения государственные финансы — это и фактор развития структур государственного управления.

Муниципальные финансы обеспечивают самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального обра­зования вопросов местного значения.

¾ ремонт дорог;

¾ строительство и эксплуатация объектов социальной инфраст­руктуры (больниц, школ и др.);

¾ услуги связи, общественного питания;

¾ библиотечное обслуживание;

¾ развитие физкультуры и спорта;

¾ охрана памятников культуры и др.

Конституция РФ от 12.12.93 (с последними изменениями от 21.07.2007), Федеральный закон "Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) закрепляют осново­полагающие принципы о том, что местное самоуправление

¾ не входит в систему органов государственной власти;

¾ имеет собственные финансовые основы.

Данные принципы предопределяют разделение финансов на го­сударственные и муниципальные.

Источники финансирования деятельности государства и муници­пальных образований разные. Государство имеет собственный бюд­жет, собственные источники пополнения финансовых средств (федеральные налоги и др.). Муниципальные образования также имеют свой бюджет, свои источники финансов (местные налоги и др.). Государство и муниципальные образования должны осуще­ствлять свою деятельность только за счет собственных средств. Лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законодательством, возможно использование государственных финансов для муниципальных нужд.

Финансовая система представляет собой сово­купность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формирова­нии и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Она включает следующие звенья финан­совых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно раз­бить на две подсистемы: 1) общегосударственные финансы, обес­печивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; 2) финансы хозяйствующих субъектов, используе­мые для обеспечения воспроизводственного процесса денежны­ми средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, соз­данного в отраслях материального производства.

Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. В настоящее время она направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика реализуется по нескольким направлениям:

· налоговая;

· бюджетная;

· денежно-кредитная;

· инвестиционная;

· институциональных преобразований;

· социальная.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных и представительных органов власти.

 

Функции государственных и муниципальных финансов

Финансовый механизм

Несмотря на свое различие, государственные и муниципальные финансы выполняют сходные функции:

¾ распределительную;

¾ регулирующую;

¾ стимулирующую;

¾ фискальную;

¾ контрольную.

Распределительная функция состоит в том, что вновь созданная стоимость (валовой внутренний продукт, часть национального дохода) распределяется между:

¾ государством (Российской Федерацией);

¾ субъектами федерации;

¾ муниципальными образованиями;

¾ конкретными органами государственной власти и местного самоуправления;

¾ предприятиями и организациями;

¾ гражданами и др.

Цель данного распределения — обеспечение:

¾ сбалансированного развития общества и государства;

¾ выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций;

¾ благосостояния граждан;

¾ экономического роста.

Например, предприятие отдает часть заработанного государству в виде налогов, а государство из этих средств финансирует пен­сионеров (которые могут быть нетрудоспособными бывшими сотрудниками данного предприятия), обеспечивает работу обще­ственного транспорта, дает возможность бесплатно учиться в школе детям сотрудников предприятия и т. д.

Регулирующая функция состоит в том, что государство с помощью денежных рычагов регулирует макроэкономические процессы. Например:

¾ вводит пошлины на предметы нежелательного импорта и тем самым поддерживает национального товаропроизводителя;

¾ определяет курс национальной валюты; поддерживает его, если необходимо;

¾ устанавливает учетную ставку банковского процента и т. д.

Стимулирующая функция близка к регулирующей и состоит в том, что государство, используя финансовые механизмы, стимули­рует желательные экономические процессы (например, предос­тавляет льготы определенным отраслям промышленности, пред­приятиям).

Фискальная функция заключается в том, что финансовые отно­шения порождают необходимость регулярного собирания на­логов для обеспечения нормальной жизнедеятельности госу­дарства и общества.

Контрольная функция – заключается в осуществлении контроля за формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя:

¾ финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое;

¾ финансовые показатели – параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой;

¾ правовое обеспечение – законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.;

¾ нормативное обеспечение – нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей;

¾ информационное обеспечение – бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.

 

Источники формирования







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.009 с.)