Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основы государственных и муниципальных финансов

Поиск

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

ТЕМА 1. Сущность, функции, источники формирования и роль государственных и муниципальных финансов

Предмет, методы учебной

дисциплины "Государственные и муниципальные финансы"

Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных, денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Финансы — это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости:

¾ валового внутреннего продукта;

¾ доходов от внешнеэкономической деятельности;

¾ части национального богатства.

В результате финансовых отношений формируются доходы и пла­нируются расходы:

¾ государства в целом;

¾ субъектов федерации (в федеративных государствах);

¾ муниципальных образований;

¾ отдельных хозяйствующих субъектов.

Образованные в результате финансовых отношений денежные средства вышеуказанных субъектов используются для решения задач:

1) экономических:

¾ обеспечение дальнейшего экономического роста;

¾ инвестиции;

¾ финансирование программ развития;

¾ получение новых доходов и др.;

2) социальных:

¾ выплата зарплат, пенсий;

¾ различные формы материальной поддержки нетрудоспособных, малоимущих и др.

Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях.

Предметом курса "Государственные и муниципальные финансы":

1) денежные отношения, возникающие в процессе образования дохо­дов и планирования расходов:

¾ Российской Федерации и субъектов РФ (государственные финансы);

¾ муниципальных образований (муниципальные финансы);

2) основные принципы, закономерности финансовых отношений.

При изучении государственных и муниципальных финансовых отношений применяются следующие методы:

¾ общенаучные, важнейшим из которых является диалектика;

¾ специальные, к числу которых относятся математические; логические; исторические; кибернетические и др.

Учебная дисциплина "Государственные и муниципальные финансы" отличается от одноименных научных дисциплин.

Наука — глубокое теоретическое знание, исследующее сами процессы, явления, их взаимосвязь и развитие.

Учебная дисциплина — система первичных знаний, которая пре­подается студентам для ознакомления с основами науки.

Функции государственных и муниципальных финансов

Финансовый механизм

Несмотря на свое различие, государственные и муниципальные финансы выполняют сходные функции:

¾ распределительную;

¾ регулирующую;

¾ стимулирующую;

¾ фискальную;

¾ контрольную.

Распределительная функция состоит в том, что вновь созданная стоимость (валовой внутренний продукт, часть национального дохода) распределяется между:

¾ государством (Российской Федерацией);

¾ субъектами федерации;

¾ муниципальными образованиями;

¾ конкретными органами государственной власти и местного самоуправления;

¾ предприятиями и организациями;

¾ гражданами и др.

Цель данного распределения — обеспечение:

¾ сбалансированного развития общества и государства;

¾ выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций;

¾ благосостояния граждан;

¾ экономического роста.

Например, предприятие отдает часть заработанного государству в виде налогов, а государство из этих средств финансирует пен­сионеров (которые могут быть нетрудоспособными бывшими сотрудниками данного предприятия), обеспечивает работу обще­ственного транспорта, дает возможность бесплатно учиться в школе детям сотрудников предприятия и т. д.

Регулирующая функция состоит в том, что государство с помощью денежных рычагов регулирует макроэкономические процессы. Например:

¾ вводит пошлины на предметы нежелательного импорта и тем самым поддерживает национального товаропроизводителя;

¾ определяет курс национальной валюты; поддерживает его, если необходимо;

¾ устанавливает учетную ставку банковского процента и т. д.

Стимулирующая функция близка к регулирующей и состоит в том, что государство, используя финансовые механизмы, стимули­рует желательные экономические процессы (например, предос­тавляет льготы определенным отраслям промышленности, пред­приятиям).

Фискальная функция заключается в том, что финансовые отно­шения порождают необходимость регулярного собирания на­логов для обеспечения нормальной жизнедеятельности госу­дарства и общества.

Контрольная функция – заключается в осуществлении контроля за формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя:

¾ финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое;

¾ финансовые показатели – параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой;

¾ правовое обеспечение – законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.;

¾ нормативное обеспечение – нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей;

¾ информационное обеспечение – бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.

 

Источники формирования

Государственных и муниципальных финансов

Финансовые ресурсы — совокупные денежные средства, форми­руемые в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения ВВП.

Основными источниками формирования государственных финансов служат:

¾ взимание налогов и сборов;

¾ продажа, иное использование государственного имущества;

¾ экспорт нефти и газа;

¾ продажа части золотого запаса государства;

¾ выпуск и продажа государственных облигаций и других ценных бумаг;

¾ платное оказание государственных услуг;

¾ использование резервных и страховых фондов;

¾ добровольные взносы физических и юридических лиц;

¾ внешние и внутренние заимствования и др.

Основными источниками формирования муниципальных финансов
являются:

¾ взимание местных налогов и сборов;

¾ деятельность муниципальных предприятий;

¾ использование собственного (муниципального) имущества;

¾ добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

¾ часть государственных финансовых средств, направляемых на муниципальные нужды.

 

Система управления

Министерство финансов РФ

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

¾ выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики;

¾ нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая сферы:

• бюджетную;

• налоговую;

• страховую;

• валютную;

• банковскую;

• государственного долга;

• аудиторской деятельности;

• бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

• производства, переработки и обращения драгоценных метал­лов и драгоценных камней;

• таможенных платежей, включая определение таможенной
стоимости товаров и транспортных средств;

• инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

• организации и проведения лотерей, азартных игр;

• производства и оборота защищенной полиграфической про­дукции;

¾ выработку финансовой политики в области государственной
службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

¾ организации и функционирования бюджетной системы РФ;

¾ федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка его исполнения и отчетности о его исполнении;

¾ разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправ­ления;

¾ финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюд­жетами субъектов РФ и местными бюджетами и др.;

2) разрабатывает и утверждает:

¾ порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

¾ порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;

¾ порядок составления отчетности об исполнении федераль­ного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и консолидированного бюджета РФ;

¾ отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъек­тов РФ и органов местного самоуправления и др.;

3) осуществляет:

¾ составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета;

¾ представление в Правительство РФ отчетов об исполне­нии федерального бюджета и консолидированного бюд­жета РФ;

¾ участие от имени Правительства РФ в деятельности Париж­ского клуба и других клубов и форумов; подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должни­ками в рамках указанных клубов и форумов;

¾ иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и кон­троль деятельности находящихся в его ведении:

• Федеральной налоговой службы;

• Федеральной службы страхового надзора;

• Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

• Федерального казначейства.

 

Федеральное казначейство РФ

Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции:

¾ по обеспечению исполнения федерального бюджета;

¾ кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

¾ предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета: главными распорядителями; распорядителями; получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность:

• непосредственно;

• через свои территориальные органы.

При этом Федеральное казначейство взаимодействует:

• с другими федеральными органами исполнительной власти;

• органами исполнительной власти субъектов РФ;

• органами местного самоуправления;

• Центральным банком РФ;

• общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

¾ доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета:

• показатели сводной бюджетной росписи;

• лимиты бюджетных обязательств;

• объемы финансирования;

¾ ведет учет:

• операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

• показателей сводной бюджетной росписи федерального бюд­жета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

¾ открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях:

• счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;

• лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

¾ устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

¾ ведет сводный реестр: главных распорядителей; распорядителей; получателей средств федерального бюджета;

¾ составляет и предоставляет в Министерство финансов РФ.

• оперативную информацию;

• отчетность об исполнении федерального бюджета;

• отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

¾ получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для состав­ления отчетности об исполнении федерального бюджета и кон­солидированного бюджета РФ;

¾ осуществляет:

• распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сбо­ров между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

• прогнозирование и кассовое планирование средств феде­рального бюджета;

• кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной сис­темы РФ;

• иные полномочия, предусмотренные законодательством;

¾ обобщает практику применения законодательства РФ в уста­новленной сфере деятельности и вносит в Министерство фи­нансов РФ предложения по его совершенствованию;

¾ обеспечивает:

• в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

• своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;

• мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

¾ организует:

• профессиональную подготовку работников Федерального казначейства;

• их переподготовку;

• повышение квалификации;

• стажировки;

¾ взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

¾ проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государ­ственные контракты:

• на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства;

• проведение научно-исследовательских работ для государст­венных нужд в установленной сфере деятельности.

 

Налоговая система

Налоговая система — это построенная на основании четко сфор­мулированных принципов налогообложения совокупность суще­ствующих в данном государстве налогов, установленных зако­нодательством и взимаемых уполномоченными органами.

Налоговая система построена на принципах:

• обязательности, предполагающем неотвратимость уплаты налогов;

• справедливости, предполагающем:

¾ горизонтальную справедливость (юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги);

¾ вертикальную справедливость (справедливое перераспределение налогов между обеспеченными гражданами, которые платят больше, и малообеспеченными, которые платят меньше);

• единства (на территории всего государства уплачиваются оди­наковые налоги);

• экономичности, согласно которому издержки по взиманию на­логов должны быть минимальными;

• определенности, предполагающем наличие правил (норматив­но-правовых актов) исполнения обязанностей налогоплатель­щиков до начала налогового периода;

• пропорциональности, согласно которому устанавливается лимит налогового бремени по отношению к ВВП;

• стабильности (во времени);

• оптимальности выбора источника и объекта налогообложения.

Налоговая система РФ является трехуровневой и предусматри­вает взимание:

¾ федеральных налогов и сборов;

¾ региональных налогов;

¾ местных налогов.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.

Региональными налогами признаются налоги, которые установ­лены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о на­логах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено специальными на­логовыми режимами.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о на­логах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.

К федеральным налогам и сборам относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• налог на доходы физических лиц;

• единый социальный налог;

• налог на прибыль организаций;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• водный налог;

• сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

• государственная пошлина.

К региональным относятся налоги:

• на имущество организаций;

• на игорный бизнес;

• транспортный.

К местным относятся налоги:

• земельный;

• на имущество физических лиц.

Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут:

¾ предусматривать:

• особый порядок определения элементов налогообложения;

• освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов;

¾ определять порядок установления таких налогов, а также порядок
введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся:

• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропро­изводителей (единый сельскохозяйственный налог);

• упрощенная система налогообложения;

• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

• система налогообложения при выполнении соглашений о раз­деле продукции.

 

Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предна­значенный для государственного управления финансами пенси­онного обеспечения в РФ.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законо­дательством РФ; находится в государственной собственности РФ.

Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюд­жетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ представляет собой форму обра­зования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

¾ целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финан­сирование расходов;

¾ организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вслед­ствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

¾ капитализацию средств, а также привлечение добровольных вз­носов (в том числе валютных ценностей) физических и юри­дических лиц;

¾ контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; правильным и рациональным расходованием поступивших средств;

¾ организацию и ведение:

• индивидуального учета застрахованных лиц;

• государственного банка данных по всем категориям плате­льщиков страховых взносов;

¾ межгосударственное и международное сотрудничество РФ по воп­росам пенсионного обеспечения;

¾ участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

¾ изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

¾ проведение научно-исследовательской работы в области госу­дарственного пенсионного страхования;

¾ разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансиро­вании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспо­собных граждан.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

• страховых взносов;

• средств федерального бюджета;

• сумм пеней и иных финансовых санкций;

• доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

• добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачи­ваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

• иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Доходы бюджета Пенсионного фонда формируются за счет сле­дующих источников:

1) налоговых доходов, распределяемых органами Федерального ка­значейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от ми­нимального налога, взимаемого в связи с применением упро­щенной системы налогообложения, — по нормативу 60%;

2) неналоговых доходов:

• страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

• страховых взносов по дополнительному тарифу для работо­дателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

• недоимок, пеней и штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ;

• доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ;

• штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возме­щения ущерба;

3) безвозмездных поступлений:

• межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ;

• поступлений от негосударственных пенсионных фондов;

• прочих поступлений.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются:

¾ на выплату трудовых пенсий;

¾ перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального ли­цевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенси­онный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

¾ доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пен­сионного фонда;

¾ финансовое и материально-техническое обеспечение текущей дея­тельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

¾ иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обяза­тельном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

 

Реструктуризация долга

Государственные заимствования Российской Федерации — займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных орга­низаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых орга­низаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обяза­тельства РФ.

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Россий­ской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных орга­низаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых органи­заций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязатель­ства РФ, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Российской Феде­рации — это государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюд­жетной системы РФ, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в российской валюте.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются.

• для финансирования дефицита федера­льного бюджета;

• погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предостав­лении государственных гарантий для привлечения внешних кре­дитов (займов) принадлежит исключительно Российской Феде­рации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования могут Правительство РФ и уполномоченное им Министерство финансов РФ.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются.

• для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

• погашения долговых обязательств.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству РФ и уполномоченному им Министерству финансов РФ.

Государственные заимствования субъектов РФ — это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.

Муниципальные заимствования — это займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального обра­зования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от дру­гих бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных органи­заций, по которым возникают муниципальные долговые обяза­тельства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной админист­рации.

Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекра­щение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обяза­тельств иными долговыми обязательствами, предусматриваю­щими другие условия:

• обслуживания;

• погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обя­зательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

ТЕМА 12. Финансовый рынок

Финансовый рынок – это форма организации движения денежных средств, т. е. сфера проявления экономических отношений между продавцом и покупателем поп поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.

Основные товары финансового рынка:

· золото;

· наличные деньги;

· кредиты банка;

· ценные бумаги;

· валюта.

Участниками на финансовом рынке являются:

· банки;

· физические лица;

· финансовые корпорации;

· казначейство;

· предприятия.

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством, основными элементами которой являются:

· денежная единица (руб., $);

· масштаб цен;

· виды денег (банкноты, разменная монета – 1 руб., 2 руб., копеечные монеты);

· порядок эмиссии и обращения денег;

· государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежно-кредитного обращения.

Основными финансовыми сегментами ФР являются:

Валютный рынок – это экономическое явление, представляющее собой систему обмена одной валюты на другую. Характерные особенности ВР заключаются в его обусловленности международной деятельностью, рыночных контактов субъектов разных государств.

Кредитный рынок – это отношение экономических субъектов по поводу купли продажи специфического товара, а именно временное пользование ссудным фондом. Продавец является кредитором, покупатель — заемщик, объект отношений — ссудный фонд, цена использование которого использует ссудный процент. Инструментом кредитного рынка выступает: вексель, банкнота, чек, кредитная карта, закладное свидетельство, ипотечная облигация.

Рынок ценных бумаг – охватывает совокупность отношений между субъектами по поводу купли продажи ценных бумаг. Ценные бумаги (ц/б) – это документ, удостоверяющий имущественное право владельца. Значительная часть РЦБ составляет фондовый рынок, который включает в себя:

• кредитные отношения, когда выпускаются ц/б в предоставлении займа;

• отношения совладения, когда ц/б являются титулом участия в собственности.

Ц/б обращаются на фондовых или биржевых рынках. Биржа – это организованный и регулярно функционирующий рынок купли продажи ц/б, товаров и других активов.

Страховой рынок – субъектами выступают страхователи, страховщики и посредники. Страховые компании осуществляют пассивные и активные операции. Пассивные заключаются в распространении полисов. Активные операции аналогичны операциям коммерческих банков.

ТЕМА 17. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой совокупность следую­щих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централи­зованного фонда денежных средств (государственного и му­ниципального бюджетов), эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Кроме того, под бюджетным процессом понимается регламенти­руемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджет­ного процесса.

Признаками бюджетного процесса являются:

¾ целенаправленность и юридическая результативность;

¾ формализация таких процедур как: нормирование процессуальных сроков; закрепление полномочий участников; преобладание процессуальных норм, обеспечивающих соблю­дение бюджетной дисциплины всеми участниками;

¾ цикличность;

¾ непрерывность;

¾ стадийность.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой
для развития общества.

К принципам бюджетного процесса относятся:

1) общие принципы бюджетной системы РФ;

2) специальные принципы, к которым относятся.

¾ последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органа­ми власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти);

¾ ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способ­ствует: «прозрачности» бюджетной деятельности, эффектив­ности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыноч­ного развития);

¾ публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати);

¾ специализация бюджетных показателей (состоит в использо­вании бюджетной классификации, предполагающей группи­ровку доходов бюджетов по источнику возникновения, а расхо­дов — по целевому назначению и направлениям деятельности).

Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюд­жетной деятельности:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Стадии бюджетного процесса:

¾ следуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время;

¾ имеют свое назначение;

¾ должны быть выполнены в обозначенные в законодательстве сроки.

 

Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета — это начальная ста­дия бюджетного процесса, включающая решение таких вопросов, как:

• объем бюджета;

• налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год;

• основные направления, средства и методы покрытия бюджет­ного дефицита;

• распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составлению проектов бюджетов предшествуют:

¾ разработка прогнозов социально-экономического развития:

• Российской Федерации;

• субъектов РФ;

• муниципальных образований;

• отраслей экономики;

¾ подготовка сводных финансовых балансов, на основании кото­рых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета основывается:

• на Бюджетном послании Президента РФ;

• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем ВВП на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен).

Составление проектов бюджетов возлагается:

• на Правительство РФ;

• высшие исполнительные органы государственной власти субъ­ектов РФ;

• местные администрации муниципальных образований.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

¾ основные направления бюджетной и налоговой политики;

¾ предварительные итоги социально-экономического развития со­ответствующей территории за истекший период текущего финан­сового года и ожидаемые итоги социально-экономического раз­вития территории за текущий финансовый год;

¾ прогноз социально-экономического развития соответствующей тер­ритории; основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидирован­ного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесроч­ного финансового плана;

¾ пояснительная записка к проекту бюджета;

¾ методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюд­жетных трансфертов;

¾ верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансо­вого года и конец каждого года планового периода);

¾ проект программ государственных:

• (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год;

• внешних заимствований на очередной финансовый год;

• (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год;

¾ проект программы предоставления бюджетных кредитов на оче­редной финансовый год;

¾ оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финан­совый год;

¾ проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; бюджетных смет, предложенные законодательными (предста­вительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) орга­нами (представляются в случае возникновения разногласий с финанс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.013 с.)