Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Основы государственных и муниципальных финансов↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ТЕМА 1. Сущность, функции, источники формирования и роль государственных и муниципальных финансов Предмет, методы учебной дисциплины "Государственные и муниципальные финансы" Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных, денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта. Финансы — это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости: ¾ валового внутреннего продукта; ¾ доходов от внешнеэкономической деятельности; ¾ части национального богатства. В результате финансовых отношений формируются доходы и планируются расходы: ¾ государства в целом; ¾ субъектов федерации (в федеративных государствах); ¾ муниципальных образований; ¾ отдельных хозяйствующих субъектов. Образованные в результате финансовых отношений денежные средства вышеуказанных субъектов используются для решения задач: 1) экономических: ¾ обеспечение дальнейшего экономического роста; ¾ инвестиции; ¾ финансирование программ развития; ¾ получение новых доходов и др.; 2) социальных: ¾ выплата зарплат, пенсий; ¾ различные формы материальной поддержки нетрудоспособных, малоимущих и др. Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях. Предметом курса "Государственные и муниципальные финансы": 1) денежные отношения, возникающие в процессе образования доходов и планирования расходов: ¾ Российской Федерации и субъектов РФ (государственные финансы); ¾ муниципальных образований (муниципальные финансы); 2) основные принципы, закономерности финансовых отношений. При изучении государственных и муниципальных финансовых отношений применяются следующие методы: ¾ общенаучные, важнейшим из которых является диалектика; ¾ специальные, к числу которых относятся математические; логические; исторические; кибернетические и др. Учебная дисциплина "Государственные и муниципальные финансы" отличается от одноименных научных дисциплин. Наука — глубокое теоретическое знание, исследующее сами процессы, явления, их взаимосвязь и развитие. Учебная дисциплина — система первичных знаний, которая преподается студентам для ознакомления с основами науки. Функции государственных и муниципальных финансов Финансовый механизм Несмотря на свое различие, государственные и муниципальные финансы выполняют сходные функции: ¾ распределительную; ¾ регулирующую; ¾ стимулирующую; ¾ фискальную; ¾ контрольную. Распределительная функция состоит в том, что вновь созданная стоимость (валовой внутренний продукт, часть национального дохода) распределяется между: ¾ государством (Российской Федерацией); ¾ субъектами федерации; ¾ муниципальными образованиями; ¾ конкретными органами государственной власти и местного самоуправления; ¾ предприятиями и организациями; ¾ гражданами и др. Цель данного распределения — обеспечение: ¾ сбалансированного развития общества и государства; ¾ выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций; ¾ благосостояния граждан; ¾ экономического роста. Например, предприятие отдает часть заработанного государству в виде налогов, а государство из этих средств финансирует пенсионеров (которые могут быть нетрудоспособными бывшими сотрудниками данного предприятия), обеспечивает работу общественного транспорта, дает возможность бесплатно учиться в школе детям сотрудников предприятия и т. д. Регулирующая функция состоит в том, что государство с помощью денежных рычагов регулирует макроэкономические процессы. Например: ¾ вводит пошлины на предметы нежелательного импорта и тем самым поддерживает национального товаропроизводителя; ¾ определяет курс национальной валюты; поддерживает его, если необходимо; ¾ устанавливает учетную ставку банковского процента и т. д. Стимулирующая функция близка к регулирующей и состоит в том, что государство, используя финансовые механизмы, стимулирует желательные экономические процессы (например, предоставляет льготы определенным отраслям промышленности, предприятиям). Фискальная функция заключается в том, что финансовые отношения порождают необходимость регулярного собирания налогов для обеспечения нормальной жизнедеятельности государства и общества. Контрольная функция – заключается в осуществлении контроля за формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов. Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя: ¾ финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое; ¾ финансовые показатели – параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой; ¾ правовое обеспечение – законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.; ¾ нормативное обеспечение – нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей; ¾ информационное обеспечение – бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.
Источники формирования Государственных и муниципальных финансов Финансовые ресурсы — совокупные денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения ВВП. Основными источниками формирования государственных финансов служат: ¾ взимание налогов и сборов; ¾ продажа, иное использование государственного имущества; ¾ экспорт нефти и газа; ¾ продажа части золотого запаса государства; ¾ выпуск и продажа государственных облигаций и других ценных бумаг; ¾ платное оказание государственных услуг; ¾ использование резервных и страховых фондов; ¾ добровольные взносы физических и юридических лиц; ¾ внешние и внутренние заимствования и др. Основными источниками формирования муниципальных финансов ¾ взимание местных налогов и сборов; ¾ деятельность муниципальных предприятий; ¾ использование собственного (муниципального) имущества; ¾ добровольные пожертвования физических и юридических лиц; ¾ часть государственных финансовых средств, направляемых на муниципальные нужды.
Система управления Министерство финансов РФ Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: ¾ выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики; ¾ нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая сферы: • бюджетную; • налоговую; • страховую; • валютную; • банковскую; • государственного долга; • аудиторской деятельности; • бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; • производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; • таможенных платежей, включая определение таможенной • инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии; • организации и проведения лотерей, азартных игр; • производства и оборота защищенной полиграфической продукции; ¾ выработку финансовой политики в области государственной Министерство финансов РФ осуществляет следующие основные функции: 1) разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам: ¾ организации и функционирования бюджетной системы РФ; ¾ федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка его исполнения и отчетности о его исполнении; ¾ разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; ¾ финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами и др.; 2) разрабатывает и утверждает: ¾ порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; ¾ порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; ¾ порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ; ¾ отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления и др.; 3) осуществляет: ¾ составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; ¾ представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; ¾ участие от имени Правительства РФ в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов; подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов; ¾ иные полномочия, предусмотренные законодательством. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: • Федеральной налоговой службы; • Федеральной службы страхового надзора; • Федеральной службы финансово-бюджетного надзора; • Федерального казначейства.
Федеральное казначейство РФ Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции: ¾ по обеспечению исполнения федерального бюджета; ¾ кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; ¾ предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета: главными распорядителями; распорядителями; получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность: • непосредственно; • через свои территориальные органы. При этом Федеральное казначейство взаимодействует: • с другими федеральными органами исполнительной власти; • органами исполнительной власти субъектов РФ; • органами местного самоуправления; • Центральным банком РФ; • общественными объединениями и иными организациями. Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия: ¾ доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета: • показатели сводной бюджетной росписи; • лимиты бюджетных обязательств; • объемы финансирования; ¾ ведет учет: • операций по кассовому исполнению федерального бюджета; • показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений; ¾ открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях: • счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ; • лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; ¾ устанавливает режимы счетов федерального бюджета; ¾ ведет сводный реестр: главных распорядителей; распорядителей; получателей средств федерального бюджета; ¾ составляет и предоставляет в Министерство финансов РФ. • оперативную информацию; • отчетность об исполнении федерального бюджета; • отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ; ¾ получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; ¾ осуществляет: • распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ; • прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета; • кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; • иные полномочия, предусмотренные законодательством; ¾ обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов РФ предложения по его совершенствованию; ¾ обеспечивает: • в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; • своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок; • мобилизационную подготовку Федерального казначейства; ¾ организует: • профессиональную подготовку работников Федерального казначейства; • их переподготовку; • повышение квалификации; • стажировки; ¾ взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; ¾ проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты: • на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства; • проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Налоговая система Налоговая система — это построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательством и взимаемых уполномоченными органами. Налоговая система построена на принципах: • обязательности, предполагающем неотвратимость уплаты налогов; • справедливости, предполагающем: ¾ горизонтальную справедливость (юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги); ¾ вертикальную справедливость (справедливое перераспределение налогов между обеспеченными гражданами, которые платят больше, и малообеспеченными, которые платят меньше); • единства (на территории всего государства уплачиваются одинаковые налоги); • экономичности, согласно которому издержки по взиманию налогов должны быть минимальными; • определенности, предполагающем наличие правил (нормативно-правовых актов) исполнения обязанностей налогоплательщиков до начала налогового периода; • пропорциональности, согласно которому устанавливается лимит налогового бремени по отношению к ВВП; • стабильности (во времени); • оптимальности выбора источника и объекта налогообложения. Налоговая система РФ является трехуровневой и предусматривает взимание: ¾ федеральных налогов и сборов; ¾ региональных налогов; ¾ местных налогов. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами. Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами. К федеральным налогам и сборам относятся: • налог на добавленную стоимость; • акцизы; • налог на доходы физических лиц; • единый социальный налог; • налог на прибыль организаций; • налог на добычу полезных ископаемых; • водный налог; • сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; • государственная пошлина. К региональным относятся налоги: • на имущество организаций; • на игорный бизнес; • транспортный. К местным относятся налоги: • земельный; • на имущество физических лиц. Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут: ¾ предусматривать: • особый порядок определения элементов налогообложения; • освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов; ¾ определять порядок установления таких налогов, а также порядок К специальным налоговым режимам относятся: • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); • упрощенная система налогообложения; • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Пенсионный фонд РФ Пенсионный фонд РФ — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ; находится в государственной собственности РФ. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ представляет собой форму образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. Пенсионный фонд РФ обеспечивает: ¾ целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов; ¾ организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; ¾ капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; ¾ контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; правильным и рациональным расходованием поступивших средств; ¾ организацию и ведение: • индивидуального учета застрахованных лиц; • государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; ¾ межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам пенсионного обеспечения; ¾ участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; ¾ изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию; ¾ проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; ¾ разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения. Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет: • страховых взносов; • средств федерального бюджета; • сумм пеней и иных финансовых санкций; • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; • иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Доходы бюджета Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников: 1) налоговых доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 60%; 2) неналоговых доходов: • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; • страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; • недоимок, пеней и штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ; • доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ; • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба; 3) безвозмездных поступлений: • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ; • поступлений от негосударственных пенсионных фондов; • прочих поступлений. Средства Пенсионного фонда РФ направляются: ¾ на выплату трудовых пенсий; ¾ перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; ¾ доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда; ¾ финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); ¾ иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Реструктуризация долга Государственные заимствования Российской Федерации — займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации — это государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в российской валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются. • для финансирования дефицита федерального бюджета; • погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит исключительно Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования могут Правительство РФ и уполномоченное им Министерство финансов РФ. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются. • для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; • погашения долговых обязательств. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству РФ и уполномоченному им Министерству финансов РФ. Государственные заимствования субъектов РФ — это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ. Муниципальные заимствования — это займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации. Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия: • обслуживания; • погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. ТЕМА 12. Финансовый рынок Финансовый рынок – это форма организации движения денежных средств, т. е. сфера проявления экономических отношений между продавцом и покупателем поп поводу денежных средств и инвестиционных ценностей. Основные товары финансового рынка: · золото; · наличные деньги; · кредиты банка; · ценные бумаги; · валюта. Участниками на финансовом рынке являются: · банки; · физические лица; · финансовые корпорации; · казначейство; · предприятия. Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством, основными элементами которой являются: · денежная единица (руб., $); · масштаб цен; · виды денег (банкноты, разменная монета – 1 руб., 2 руб., копеечные монеты); · порядок эмиссии и обращения денег; · государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежно-кредитного обращения. Основными финансовыми сегментами ФР являются: Валютный рынок – это экономическое явление, представляющее собой систему обмена одной валюты на другую. Характерные особенности ВР заключаются в его обусловленности международной деятельностью, рыночных контактов субъектов разных государств. Кредитный рынок – это отношение экономических субъектов по поводу купли продажи специфического товара, а именно временное пользование ссудным фондом. Продавец является кредитором, покупатель — заемщик, объект отношений — ссудный фонд, цена использование которого использует ссудный процент. Инструментом кредитного рынка выступает: вексель, банкнота, чек, кредитная карта, закладное свидетельство, ипотечная облигация. Рынок ценных бумаг – охватывает совокупность отношений между субъектами по поводу купли продажи ценных бумаг. Ценные бумаги (ц/б) – это документ, удостоверяющий имущественное право владельца. Значительная часть РЦБ составляет фондовый рынок, который включает в себя: • кредитные отношения, когда выпускаются ц/б в предоставлении займа; • отношения совладения, когда ц/б являются титулом участия в собственности. Ц/б обращаются на фондовых или биржевых рынках. Биржа – это организованный и регулярно функционирующий рынок купли продажи ц/б, товаров и других активов. Страховой рынок – субъектами выступают страхователи, страховщики и посредники. Страховые компании осуществляют пассивные и активные операции. Пассивные заключаются в распространении полисов. Активные операции аналогичны операциям коммерческих банков. ТЕМА 17. Бюджетный процесс Бюджетный процесс представляет собой совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного и муниципального бюджетов), эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти. Кроме того, под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса. Признаками бюджетного процесса являются: ¾ целенаправленность и юридическая результативность; ¾ формализация таких процедур как: нормирование процессуальных сроков; закрепление полномочий участников; преобладание процессуальных норм, обеспечивающих соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками; ¾ цикличность; ¾ непрерывность; ¾ стадийность. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой К принципам бюджетного процесса относятся: 1) общие принципы бюджетной системы РФ; 2) специальные принципы, к которым относятся. ¾ последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти); ¾ ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: «прозрачности» бюджетной деятельности, эффективности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития); ¾ публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати); ¾ специализация бюджетных показателей (состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку доходов бюджетов по источнику возникновения, а расходов — по целевому назначению и направлениям деятельности). Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюджетной деятельности: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Стадии бюджетного процесса: ¾ следуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время; ¾ имеют свое назначение; ¾ должны быть выполнены в обозначенные в законодательстве сроки.
Составление проекта федерального бюджета Составление проекта федерального бюджета — это начальная стадия бюджетного процесса, включающая решение таких вопросов, как: • объем бюджета; • налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год; • основные направления, средства и методы покрытия бюджетного дефицита; • распределение расходов между звеньями бюджетной системы. Составлению проектов бюджетов предшествуют: ¾ разработка прогнозов социально-экономического развития: • Российской Федерации; • субъектов РФ; • муниципальных образований; • отраслей экономики; ¾ подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление проекта федерального бюджета основывается: • на Бюджетном послании Президента РФ; • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; • основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем ВВП на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен). Составление проектов бюджетов возлагается: • на Правительство РФ; • высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; • местные администрации муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются: ¾ основные направления бюджетной и налоговой политики; ¾ предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития территории за текущий финансовый год; ¾ прогноз социально-экономического развития соответствующей территории; основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана; ¾ пояснительная записка к проекту бюджета; ¾ методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов; ¾ верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода); ¾ проект программ государственных: • (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год; • внешних заимствований на очередной финансовый год; • (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год; ¾ проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год; ¾ оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год; ¾ проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; бюджетных смет, предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами (представляются в случае возникновения разногласий с финанс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.013 с.) |