ТОП 10:

Роль ГБ в регулировании соц. – экон. процессов



Совр. гос-во исполняет бюджет для воздействия на пр-во, накопление и потребление. Рын. отношения приводят к стихийному образованию натур. и стоимостных пропорций распред-я, кот. не всегда содействуют экон. росту. С помощью бюджета гос-во осущ. перераспр-е ВВП в ден. форме, изменяет структуру обществ. пр-ва, влияет на экон. преобразования и соц. реформы, создает условия для осущ. контроля. Регулируя остающуюся в распоряжении субъектов хоз-ния долю ЧД, гос-во сдерживает или стимулирует их экон. активность. Расходы бюджета на соц. сферу способствуют воспр-ву труд. рес-ов.

Гос-во оперирует такими формами прямого и косвенного воздействия на экон. и соц. процессы, как бюджетное финансир-е, гос. инвестиции, передача трансфертов, субсидий и субвенций, предоставление льгот и преференций и др.

Расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру предст. собой инвестиции в человеческий капитал и способствует воспр-ву трудовых ресурсов. Ч\з бюдж. фонд организуется сис-ма соц. выплат, кот. обеспечивает перераспр-е доходов, сохранение полит. стабильности. Бюдж. трансферты выравнивают доходы отд. территорий и уровень их соц.-экон. развития.

Результативность гос. регулирования с помощью бюджетов м.б. достигнута лишь при соблюдении 3 основополагающих принципов: эффективности, стабильности и соц. справедливости. Эффективность эк-ки означ, что гос-во при формировании бюджета, определении механизма налогообл-ния, направления бюдж. ресурсов должна всегда руководствоваться экон. целесообразностью и высокой результативностью затраченных ср-в. При этом следует учитывать долгосрочную выгоду не отд. субъекта, а всего хоз-ва или общ-ва в целом. Стабильность эк-ки возможна лишь в том случае, когда гос-во контролирует экон. цикл, его взлеты и падения, воздействует с помощью бюджета и кредита на общеэкон. пропорции в распределении валового продукта, создает резервы для предупреждения диспропорций. Стабильность пр-ва может обеспечить налог. политика, стимулирующая его рост, расширение, обновление осн. производств. мощностей. Соц. справедливость находит отражение в справедливом обложении равных доходов субъектов, действующих в единых условиях, а также в финансировании широкой сети образовательных заведений, культурно-просветительских и мед. учреждений, гарантирующих опред. уровень соц. благ..

Осуществление гос. регулирования эк-ки с помощью бюджета обеспивается его специфическими свойствами: 1)обезличенность доходов; 2)влияние бюджета на нац. экономику ч\з систему гос. доходов и расходов; 3)обеспечить расходов бюджета фин. ресурсами; 4)осуществление гос. контроля за дея-тью экон. агентов в процессе исполнения бюджета; 5)формирование бюджета по территориальному принципу.

К 2015 доля налог. доходов консалидированного бюджета в ВВП 25,4%, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5% от ВВП; базовая величина - 35000 руб; min з/п за ноябрь – 925520 руб.; Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с ноября составляет 574 тыс. 790руб. Новый БПМ повысился на 29,9% к нормативу, который действует с 1 августа по 31 октября (Br442 тыс.360руб.) Для трудоспособного населения БПМ установлен в размере 621 тыс. 830руб., для пенсионеров – 463 тыс. 570руб., для детей в возрасте до 3 лет – 451 тыс. 400руб., для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 564 тыс. 540руб., для детей в возрасте от 6 до 18 лет– 619 тыс. 600руб., для детей-студентов – 541 тыс. 730руб.

8. Бюджет и финансирование государственных целевых программ.

К бюджетным программам относятся программы, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов. Бюджетная программа включает в себя комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, заказчикам и срокам выполнения, обеспечивающий реализацию поставленных программой задач для достижения цели программы. Бюджетная программа может включать в себя подпрограммы.

Ответственным за достижение цели бюджетной программы является определенный программой заказчик-координатор. При формировании бюджетной программы и подпрограммы, внесении в них изменений и (или) дополнений, в других установленных законодательством случаях составляются паспорта бюджетной программы и подпрограммы.

Формирование, финансирование и выполнение бюджетных программ осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.

Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждается перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета, в котором по каждой программе указываются:

1.1. Наименование программы, подпрограммы;

1.2. Раздел (заказчик, распорядитель средств);

1.3. объем средств, направляемых на финансирование программы за счет средств республиканского бюджета, в том числе средств, предусматриваемых на финансирование государственных капитальных вложений, по разделам функциональной классификации расходов бюджета и распорядителям бюджетных средств, являющимся заказчиками программы.

Вместе с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год представляется справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ на очередной финансовый год.

Законом о республиканском бюджете-2011 было определено более ста таких программ. В их числе: - Гос. программа укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011–2015 годы; - Гос. программа инновационного развития РБ на 2011–2015 годы; - Республиканская программа энергосбережения на 2011–2015 годы; -Гос. программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы; - Президентская программа «Дети Беларуси» на 2011–2015 годы; - Нац. программа исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2008–2012 годы; - Гос. программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011–2015 годы и т.д.

9.Зарождение государства и бюджета Беларуси в Полоцкой Руси.
В состав дореволюционной Беларуси входили губернии: Минская, Витебская, Виленская, Могилевская, Гродненская. Самостоятельные бюджеты не составлялись, они участвовали в составлении бюджета России.
Составлялись 2 вида бюджетов: обыкновенные (формировались из традиционных и постоянных источников, направлялись на обеспечение функционирования гос власти), чрезвычайные ( погашение гос долга, покрытие убытков, связанных с войной).
Доходы формировались в большей степени за счет косвенных налогов и незначительная часть – за счет прямых налогов. Доходная база была очень слабой.
В состав расходов входили военные расходы, расходы на содержание железных дорог. Полностью отсутствовали расходы на здравоохранение, кроме расходов на содержание военных госпиталей за счет местных бюджетов.
Местные бюджеты включали земские, городские, мирские бюджеты. Земские делились на окладные ( за счет недвижимого имущества) и неокладные (пошлины, платежи с документов на право торговли). Небольшими по объему были городские бюджеты, они всегда исполнялись с дефицитом. Низшее звено - мирские бюджеты, формировались за счет сборов с крестьян.
С началом первой мировой войны резко сокращаются расходы на мирные нужды. Земские и городские бюджеты становятся банкротами.

10. Развитие бюджетной системы в БССР с 1919 по 1990 г.г.

Манифест от 1 января 1919 г. о создании БССР стал пер­вым политическим и юридическим актом Белорусской ССР.В БССР был создан Наркомфин. Однако, имея право на са­мостоятельный бюджет, Белорусская ССР не смогла его со­ставить в связи с белопольской оккупацией и гражданской войной. Поэтому все финансирование осуществлялось через центральные ведомства по отдельным сметам. Фактически средства выделялись по заявкам губернских органов и рас­поряжениям наркоматов, которым подчинялись соответ­ствующие предприятия и учреждения.

Первый бюджет БССР был составлен в 1921 г. Переход к новой экономической политике означал необходимость раз­вития товарно-денежных отношений и укрепления финан­сов, создания налоговой системы, введения денежных нало­гов. Началось укомплектование финансовых органов. В конце 1921 г. местные бюджеты отделились от государ­ственного, в связи с чем были введены местные налоги.

Натуральная форма обложения была неудобной как для государства, так и для крестьян, поэтому в 1923 г. был введен единый сельскохозяй­ственный налог, заменивший все налоги с сельского населе­ния.

Первый бюджет БССР за 1921 г. был выполнен с де­фицитом, 92 % его расходов покрывались эмиссией. Но уже в 1922 г. 35,3 % расходов были покрыты налоговыми дохо­дами; дефицит уменьшился до 26,3 %.

С 1991 г. начинается новый период в развитии Белорусского государства, который связан с провозглашени­ем суверенитета республики и характеризует формирование национальной бюджетной системы.

Дальнейшее развитие ГБ РБ происходит в условиях рыночных преобразо­ваний, в связи с чем он приобретает особенности, свойствен­ные рыночной экономике. Характерной чертой бюджета 1991 г. стало отражение в его составе средств целевых фондов.

11. Особенности бюджета в условиях рын. преобразований.Хар-ка первых самост.бюджетов РБ

1991г-появился самост.бюджет РБ:

-нет дотаций от вышестоящих бюджетов

-обязат. направленность расходов (на оборону,охрану правопорядка)

Методы улучшения эк.состояния:

1)увеличение налогов(дополнит.налоги)=90%

2)займы

3)эмиссия

Чем выше уд.вес налоговых доходов,тем меньше развита эк-ка.

Первый самостоятельный бюджет 1991 года был принят в 1990 году, когда республика входила в состав СССР. Поэтому в нем еще отражались взаимоотношения с союзным бюджетом по поводу передачи в союзный бюджет части налогов, взимаемых на территории республики. Однако, в рамках проводимого в СССР эксперимента по переводу союзных республик на полный хозяйственный расчет, особенностью бюджета 1991 года явилось полное зачисление в бюджеты Республики налога с оборота и подоходного налога с населения.

Курс на рыночные преобразования способствовал появлению в бюджете доходов от выкупа, акционирования и реализации государственной собственности.

Для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС был введен целевой чрезвычайный налог.

В составе бюджета были выделены дорожные фонды, которые формировались в целях аккумулирования средств на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. В расходной части бюджета сократилась доля расходов на народное хозяйство.

С 1 января 1992 года вступило в силу новое налоговое законодательство, которое существенно изменило состав и структуру доходов бюджета. Был отменен налог с оборота, а вместо него вводилось два новых косвенных налога: НДС, акцизы, которые вводились по 14 группам товаров (на ликероводочные изделия 88%).

В целях контроля за рациональным использованием природных ресурсов был введен налог за пользование природными ресурсами, налог на землю. Вместо платы за фонды был введен налог на недвижимость. Изменилось взимание подоходного налога – была установлена ступенчатая шкала и повышен необлагаемый минимум. В связи с суверенитетом и необходимостью самостоятельно регулировать ВЭД были введены налог на экспорт и импорт, и таможенные пошлины. В связи с повышением тарифов на отпускаемую древесину до уровня, действующего в России и Прибалтике, увеличились поступления лесного дохода.

Продолжилось сокращение расходов на финансирование экономики до 42%, увеличились расходы на социально-культурную сферу, ВЭД, обеспечение безопасности.

 

Содержание бюджетного устройства. Структура бюджетной системы

Бюдж. устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, дейст­вующих на территории страны.

В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюд­жет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самообслуживания.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из
трех уровней
:

♦ государственного или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства;

♦ бюджетов членов федерации (штатов — в США, земель — в ФРГ, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России);

♦ местных бюджетов.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в ГБ, а в федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы кото­рых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РБ, бюджетная система РБ состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.

В соответствии с территориальным уровнем местных Сове­тов депутатов местные бюджеты делятся:

♦ на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, го­родские (городов районного подчинения);

♦ бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

♦ бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Принципы бюдж. системы:

1) единства. Необходим для осуществления единой финн политики, достигается посредством единой законодательной базы, бюдж. классификации, общих форм бюдж. документации и отчетности:

2) самостоятельности звеньев бюдж. системы

3) сбалансированности. Предусматривает взвешенное соотношение доходов и расходов бюджета;

4) достоверности. Требует соответствия показателей бюджета прогнозным макроэкономическим показателям, их подтверждение достоверными расчетами;

5) гласности. Бюджеты и отчеты об их исполнении должны публиковаться в открытой печати;

6) целевого характера и эффективности расходов.ъ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.01 с.)