Понятие бюджета, структура его доходов и расходов. Бюджетный дефицит. Бюджетная классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бюджета, структура его доходов и расходов. Бюджетный дефицит. Бюджетная классификация



 

В юридической и экономической литературе понятие "бюджет" рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, то есть совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как правовая категория, бюджет - это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов. По всему материальному содержанию бюджет - это государственный централизованный фонд денежных средств. Согласно статьи 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Структура доходов и расходов. В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые поступления и неналоговые доходы. По данным консолидированного бюджета РФ за 1998 год, налоговые поступления составили около 60% доходной базы, остальные 40% - неналоговые поступления, кредиты и займы. При этом на долю внешних займов приходится 2,3 % доходной базы. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. Например, средства федерального бюджета на 1998 г. должны направляться в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 г." от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ на: * государственное управление и местное самоуправление; * судебную власть; * международную деятельность (в т.ч. на международное сотрудничество); * национальную оборону (в т.ч. на строительство и содержание Вооруженных сил РФ); * правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; * фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу и т.д. иные расходы. На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты. Правовое регулирование государственных доходов и расходов более подробно будет рассмотрено в темах 5 и 11. Бюджетный дефицит. В условиях инфляции и спада производства, когда расходы государства превышают его доходы (ст. 92 БК РФ). В федеральном законе на соответствующий бюджетный год фиксируется предельный размер дефицита, то есть предельный размер превышения расходов над доходами государства, а также определяются источники его покрытия. Так, в федеральном законе "О федеральном бюджете на 1998 г." от 26 марта 1998 года утвержден федеральный бюджет на 1998 год по расходам в сумме 499.945, 2 млн. рублей и по доходам в сумме 367.548,0 млн. рублей. Установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 года в сумме 132.397,2 млн. рублей. На покрытие указанного дефицита планировалось направить поступления из источников: * внутреннего финансирования в общей сумме 105.830,2 млн. рублей, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; * внешнего финансирования в общей сумме 26.567,0 млн. рублей. В связи с дефицитом бюджета в его расходной части выделяются бюджет текущих расходов и бюджет развития. Бюджет текущих расходов предусматривает расходы, обеспечивающие текущие потребности соответствующих организаций, финансируемых из бюджета того или иного уровня. К таким расходам относятся расходы на содержание (заработная плата, административно-хозяйственные расходы, текущий ремонт, приобретения инвентаря и т.д.) и капитальный (восстановительный) ремонт. В соответствии с бюджетным законодательством при наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Бюджет развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программа и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. С целью увеличения объема капитальных вложений в составе федерального бюджета на 1998 г. утвержден бюджет развития РФ на 1998 г. в сумме 16.380, 4 млн. рублей. Расходования средств Бюджета развития в денежной форме осуществляется через специальные счета, открываемые в Банке России по представлению Правительства РФ. Бюджетная классификация. Согласно ст. 18 БК РФ Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней, объектам классификации присваиваются группировочные коды. Бюджетная классификация имеет определенную структуру. В ее состав входит классификация расходов и доходов РФ. В свою очередь расходы бюджетов имеют следующие классификации: функциональную, экономическую, ведомственную, а также источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджетов, видов государственных внутренних долгов РФ, видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ.

 

Пределы применения бюджетной классификации (частей)

 

В федеральном законе о бюджетной классификации РФ содержится определение и других видов классификации, входящих в состав бюджетной классификации. Издание указаний о порядке применения бюджетной классификации отнесено к компетенции Министерства Финансов РФ. Установлен и порядок внесения изменений в ФЗ о бюджетной классификации РФ. Изменения в утвержденную бюджетную классификацию вносятся одновременно с принятием законодательных актах о налогах (сборах) и о федеральном бюджете. В соответствии с бюджетной классификации организуется работа по рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

 

Бюджетное устройство РФ. Бюджетная система РФ, ее структура

 

Федеральный бюджет, его место и роль в бюджетной системе. Региональные и местные бюджеты. Значение консолидированных бюджетов Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1. Конституции РФ, Российская Федерация есть демократическая федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Бюджетное устройство определяется законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. и Бюджетным Кодексом РФ, как организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетная система РФ, ее структура Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ является частью финансовой системы России. А. Структура бюджетной системы РФ Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: * первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетный фондов; * второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; * третий уровень - местные бюджеты. Б. Принципы бюджетной системы РФ Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система основана на принципах, перечень которых следующий: * единство бюджетной системы РФ (ст. 29); * разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30); * самостоятельности бюджетов (ст. 31); * полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32); * сбалансированности бюджета (ст. 33); * эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34); * общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35); * гласности (ст. 36); * достоверности бюджета (ст. 37); * адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38). Федеральный бюджет, его место в бюджетной системе Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленными уставами муниципальных образований (ст. 11 БК РФ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.007 с.)