Понятие, сущность и функции финансов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и функции финансов.



Финансовая политика.

 

Финансовая политика – составная часть экономической политики гос-ва, в ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

– разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

– создание адекватного финансового механизма;

– управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого осуществляется деятельность государства в области финансов. Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов, методы их формирования, финансовые рычаги; правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый механизм подразделяется на:

1) директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, гос.кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, бюджетное устройство, бюджетный процесс, финансовое планирование.

2) регулирующий – характерен для организации финансовых отношений на частных предприятиях. Гос-во устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на п/п после уплаты налогов и др. обязательных платежей, а п/п самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Исходя из выше сказанного:

Цель финансовой политики – мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Задачи:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных фин. ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения гос-ва распределения и использования фин. ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов фин. методами (инвестирование, налогообложение);

4) выработка фин. механизма и его развитие в соответствие с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной системы управления финансами.

Основная задача фин.политики – сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.

Типы финансовой политики:

1. Классическая – основана на трудах А.Смита и Д.Риккардо, являлась основным типом финн. политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основные направления: невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение гос.расходов и исполнение равновесного (сбалансированного) бюджета. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточена в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).

2. Регулирующая – получила развитие во многих странах мира с конца 20-х гг. XX века и действует, претерпевая некоторые изменения в нынешнее время. В её основу положены труды по эконом. теории Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования гос-вом циклического развития экономики.

Основными инструментами вмешательства становятся гос.расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие – рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением гос.долгом. В целом такая политика обеспечила в 30-60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х годах в основу финн. политики была положена неоконсервативная стратегия – регулирование экономики становится многоцелевым. Гос-во кроме экономического роста и занятости регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики и т.д. Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.

3. Планово-директивная – применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основана на гос. собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках гос-ва и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями гос. плана развития.

Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий: – вначале при помощи налога с оборота; – затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли).

 

 

Финансовый контроль в РФ.

 

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. Фин. контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Фин. контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения фин. ресурсов, начиная от стадии формирования фин. ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением фин. результатов этой деятельности.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров – аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Т.о., финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов гос-ва и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих:

I. Государственный финансовый контроль – осуществляется органами гос. власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями

- вневедомственный (общегосударственный)

- ведомственный (негосударственный) – налоговый, таможенный, банковский, финансовый контроль.

II. Негосударственный финансовый контроль.

- внутрифирменный контроль;

- контроль со стороны коммерческих банков за организациями;

- независимый аудиторский контроль (внешний и внутрифирменный).

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении и соблюдении финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов.

В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны. Если главной задачейгосударственного фин. контроля является содействие успешной реализации фин. политики гос-ва посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

Непосредственно фин. контролем занимается система Минфина РФ.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

1) по регламенту осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2) по времени проведения – предварительный, текущий, последующий.

3) по субъектам контроля – президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

4) по объектам контроля – бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Различают следующие методы фин.контроля:

­ проверка – проводится по отдельным вопросам фин.деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения намечаются меры по устранению негативных последствий;

­ обследование – изучение отдельных аспектов функционирования предприятия, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

­ надзор – контроль за осуществлением фин.операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством;

­ наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль за использованием фин.ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием;

­ анализ финансового состояния – оценка результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала;

­ ревизия – выступает одним из важнейших методов фин. контроля и представляет наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

 

 

Финансовые рынки и их виды.

Финансовый рынок – организованная институциональная структура для создания финансовых активов и обмена финансовыми активами. Финансовый рынок ориентирован на мобилизацию капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций. Основным регулирующим органом национального финансового рынка является ЦБ страны.

Анализ функционирования фин. рынков предполагает определенную его сегментацию, расчленение, выделение отдельных функционирующих по своим правилам рынков. В зависимости от целей анализа различают:

1. Валютный рынок – рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность: иностранная валюта и средства на счетах в денежных единицах иностранного гос-ва; ценные бумаги, фондовые ценности и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Он позволяет удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в иностранной валюте для осуществления внешнеэкономических операций.

2. Рынок золота – это сфера экономических отношений, связанных с куплей-продажей золота как с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, так и для организации бизнеса и (или) промышленного потребления.

3. Рынок денежных средств – это рынок, где продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги со сроком обращения до одного года. Функционирование этого краткосрочного сектора финансовых рынков позволяет предприятиям решать проблемы как восполнения недостатка денежных активов для обеспечения текущей платежеспособности, так и эффективного использования их временно свободного остатка. Финансовые активы, обращающиеся на рынке денег, являются наиболее ликвидными.

4. Рынок капитала – это рынок, где продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги со сроком обращения более одного года. Функционирование рынка капитала позволяет предприятиям решать проблемы как формирования инвестиционных ресурсов для реализации реальных инвестиционных проектов, так и эффективного финансового инвестирования. Финансовые активы, обращающиеся на рынке капитала, как правило, менее ликвидные.

Рынок капитала, в свою очередь подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг.

Формирование финансовых рынков РФ непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями или разъяснениями отдельных министерств и ведомств.

С организационной точки зрения финансовый рынок РФ можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый фин. институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

Современный финансовый рынок России представляет собой 7-блочную систему относительно самостоятельных звеньев или подсистем, каждое из которых представляет рынок одной группы финансовых активов и состоит из сегментов (из рынков отдельного конкретного финансового актива):

1) страховой рынок (страхование имущества, ответственности и т. п.);

2) рынок недвижимости (квартир, земельных участков и т. п.);

3) рынок капиталов (кредиты межбанковские и для коммерческой деятельности и др.);

4) денежный рынок (коротких денег, депозитных вкладов и др.);

5) рынок ценных бумаг (фондовый, долговых обязательств и т.п.);

6) рынок драгоценных металлов и камней (золота, алмазов и т. п.);

7) валютный рынок (долларов, евро, валютных облигаций и т. п.).

Главное назначение фин. рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями фин.ресурсов.

 

 

Внебюджетные фонды.

 

Для выполнения своих функций государство наравне с госбюджетом создает разнообразные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение, которое обычно указывается в названии фонда. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Для них характерны следующие особенности:

1. Более узкая целевая направленность.

2. Наличие специфических источников формирования. У каждого внебюджетного фонда своя система платежей (преобладают обязательные взносы, имеющие очень много общего с налогами).

3. Высокая мобильность внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. Они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

Внебюджетные фонды создаются 2-мя путями:

1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

2) формированием внебюджетного фонда с собственным источником доходов для определенных целей.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития. Источники формирования:

а) специальные целевые налоги;

б) субсидии из бюджета;

в) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

г) добровольные взносы и пожертвования.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются:

­ фонды социального назначения (Пенсионный Фонд, Фонды Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования);

­ фонды экономического назначения (разнообразны по совей направленности и источникам, составляют большую часть внебюджетных фондов. Особенно много фондов, связанных с финансированием научно-технических работ, например, Российский Фонд технологического развития).

Достоинства внебюджетных фондов.

1. Позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов.

2. Позволяют разгрузить госбюджет, беря на себя часть его расходов, разрешают проблему финансирования бюджета.

3. Имея строго целевое направление использования средств, дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.

Пенсионный Фонд РФ (ПФ РФ).

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Основными источниками формирования ПФР являются:

а) Страховые взносы работодателей. Тариф взносов для работодателей составляет 28 процентов. В отношении уплаты взносов в Пенсионный фонд указанным законом к работодателям приравнены самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, частные аудиторы, адвокаты, фермеры).

б) Страховые взносы работающих граждан, которые составляют 1 процент от заработной платы и приравненных к ней выплат. Обязанность удержания из заработной платы работников и перечисления в ПФ этих взносов возложена на работодателей.

в) Ассигнования из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий.

г) Добровольные взносы юр. и физ. лиц, а также доходы от капитализации средств ПФ.

Средства ПФ направляются на выплату:

­ гос. пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца).

­ пенсий по инвалидности;

­ пенсий военнослужащим;

­ пособий на детей от 1,5 до 18 лет.

­ пособий одиноким матерям,

­ пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АС.

Государственный долг РФ.

 

Государственный долг – результат финансовых заимствований гос-ва, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Госдолг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Госдолг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, гос. организаций, предприятий.

Государственный долг делится:

1) в зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств на:

­ внутренний – задолженность гос-ва владельцам гос. ЦБ и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. Обслуживание внутреннего госдолга представляет собой перераспределение доходов внутри страны, для его погашения можно прибегнуть к дополнительной эмиссии денег, увеличению сбора налогов.

­ внешний – задолженность гос-ва другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

2) в зависимости от срока и объема обязательств:

­ основной – вся сумма задолженности гос-ва, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

­ текущий госдолг – задолженность гос-ва по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

Госдолг РФ обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим гос.казну. В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Для проведения эффективной финансовой политики в области гос. заимствования имеет особое значение процесс управления госдолгом.

Управление внутренним госдолгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного внутреннего долга.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Система управления внешним госдолгом РФ базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.

. В систему управления государственным внешним долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии государственных внешних заимствований, в т.ч. снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств.

Механизмы сокращения внешней задолженности:

Выкуп долга – предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника.

Обмен долга на акционерный капитал – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. Иностранный инвестор получает «долю» в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

 

Понятие, сущность и функции финансов.

 

Современный мир – это мир товарно-денежных отношений. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают деньги: в наличной или безналичной форме. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения.

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Т.о., термин «финансы» отражал: 1) денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); 2) субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (гос-во) обладал особыми полномочиями; 3) в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (отношения носили фондовый характер); 4) регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Предпосылки возникновения финансов:

1) В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

2) Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3) Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Т.к., несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первому этапу была присуща так называемая неразвитая форма финансов, которая характеризуется непроизводительным характером последних. Основная масса денежных средств (бюджета) расходовалась на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Денежные средства государства практически не оказывали воздействия на экономику. Вторая характерная черта этого периода – узость финансовой системы (состоявшей из одного звена – бюджетного) и количественная ограниченность финансовых отношений (все они были связаны с формированием и использованием бюджета). Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

На втором этапе по мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых формах денежных отношений по поводу их формирования и использования. XX в. характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

В настоящее время независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

Т.о. Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы выполняют 2 основные функции:

1. Распределительная функция. Осуществляется при распределении, перераспределении национального дохода и общественного продукта. Вначале НД распределяется между участниками материальной сферы (з/п рабочих, служащих, доход предпринимателей, собственников капитала). Затем происходит вторичное распределение, т.е. перераспределение НД между участниками нематериальной сферы и материальной сферы (отдельные отрасли: машиностроение, с/х, угледобывающая, металлургия, т.е. отрасли которые изначально неприбыльные), между отдельными регионами (у нас 89 регионов, из них 80-81 нуждаются в дотациях), между социальными группами (по коэффициенту Джинни соотношение между богатыми и бедными должно быть не более 6-8 раз, а у нас 24-37раз).

2. Контрольная функция финансов – контроль рублем, который происходит на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и НД. Контроль ведется над затратами (производственными и непроизводственными), над соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотного капитала. Контроль рублём происходит на всех стадиях кругооборота средств: при финансировании, кредитовании, при безналичных расчетах, во взаимоотношениях с бюджетом и другими сферами финансовой системы.

Органы финансового контроля бывают государственными (ведомственные, общегосударственные), внутрихозяйственные, независимые.

По формам контроль бывает предварительный, текущий, последующий. Методы: наблюдение, проверка, обследование, ревизия, анализ.

 

 

Финансовая политика.

 

Финансовая политика – составная часть экономической политики гос-ва, в ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

– разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

– создание адекватного финансового механизма;

– управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого осуществляется деятельность государства в области финансов. Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов, методы их формирования, финансовые рычаги; правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый механизм подразделяется на:

1) директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, гос.кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, бюджетное устройство, бюджетный процесс, финансовое планирование.

2) регулирующий – характерен для организации финансовых отношений на частных предприятиях. Гос-во устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на п/п после уплаты налогов и др. обязательных платежей, а п/п самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Исходя из выше сказанного:

Цель финансовой политики – мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Задачи:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных фин. ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения гос-ва распределения и использования фин. ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов фин. методами (инвестирование, налогообложение);

4) выработка фин. механизма и его развитие в соответствие с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной системы управления финансами.

Основная задача фин.политики – сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.

Типы финансовой политики:

1. Классическая – основана на трудах А.Смита и Д.Риккардо, являлась основным типом финн. политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основные направления: невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение гос.расходов и исполнение равновесного (сбалансированного) бюджета. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточена в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).

2. Регулирующая – получила развитие во многих странах мира с конца 20-х гг. XX века и действует, претерпевая некоторые изменения в нынешнее время. В её основу положены труды по эконом. теории Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования гос-вом циклического развития экономики.

Основными инструментами вмешательства становятся гос.расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие – рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением гос.долгом. В целом такая политика обеспечила в 30-60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.098 с.)