Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Госбюджет: понятие, доходы и расходы, мультипликатор сбалансированного бюджета.

Поиск

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Госбюджет - это инструмент регулирования экономики. Он выполняет функцию организатора распределительных процессов. в народном хозяйстве.

Урегулирование гос. бюджета может происходить след образом: за счет изменения гос. расходов, за счет изменения величины налогов, за счет одновременного изменения величин гос. расходов и налогов. Изменение гос. расходов вызывает изменение величины нац. дохода равное произведению величины изменения гос. расходов на величину мультипликатора гос. расходов. Мультипликатор налогов - числовой множитель, показывающий во сколько раз изменится объем нац. дохода в результате изменения налогов на 1 ед. Увеличение или уменьш. налогов вызывает сокращение или расширение сов. спроса и нац. производства на величину мультипликатора налогов. Поскольку налоги влияют на величину располагаемого дохода, воздействуя на объем сбережений и потребления, сила мультипликационного эффекта изменения налогов<силы мультипликатора гос. расходов на величину предельной склонности к потреблению.

Мультипликатор сбалансированного бюджета (теорема Хаальмо) устанавливает зависимость между приростом правительственных расходов и равным по величине приростом налогов. Повышение налогов и увеличение гос. расходов действуют на экономическую конъюнктуру разнонаправлено: первое приводит к уменьшению реального выпуска (или дохода), а второе из указанных мероприятий правительства приводит к его повышению. Но прирост гос. расходов приводит к незамедлительному увеличению спроса на всю величину этого прироста, в то время как прирост налогов сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину, т.е. сбережения, являющиеся главным источником финансирования увеличения расходов правительства, через механизм внутреннего гос. долга пускаются в оборот и тем самым увеличивают совокупный спрос. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. Больший стимулирующий эффект оказывает политика гос. расходов и это оказывает непосредственное влияние на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода, т.к затрагивают величину располагаемого дохода. Встроенные стабилизаторы не могут на 100% предотвратить нежелательные колебания сов. спроса, но они способны уменьшить размах колебаний.

Основные статьи доходной части бюджета

1.Налоговые поступления (включая взносы на социальное страхование).

2.Доходы от государственной собственности (прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации).

3.Государственные займы.

4.Денежная эмиссия (сеньораж).

 

Госбюджет:дефицит и профицит. Источники финансирования госбюджета. Сеньораж.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ. Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами – профицитом бюджета.

 

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. В экономической теории отношение к нему разное, но его нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения и источников покрытия. Пределы бюджетного дефицита зависят от экономической ситуации.

Основные статьи доходной части бюджета

1.Налоговые поступления (включая взносы на социальное страхование).

2.Доходы от государственной собственности (прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации).

3.Государственные займы.

4.Денежная эмиссия (сеньораж).

Сеньораж — доход от эмиссии денег. Сеньораж не следует смешивать с родственным ему понятием инфляционный налог.

В условиях товарных, фидуциарных и условных, или фиатных денег сеньораж получается существенно различными способами.

 

Государственный долг: определение, виды, способы преодоления и их последствия.

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[ источник? ] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.[ источник? ]

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[1]:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

  • Переложение налогового бремени на будущие поколения.
  • Перераспределение доходов среди населения.
  • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП).[2] На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %[3].

Денежный рынок:деньги,их функции,виды

лавное свойство денег — абсолютная ликвидность.

Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.

Денежная система не может существовать без денег. Она охватывает все денежные отношения, которые складываются в том или ином обществе.

В системе денежных отношений выделяют три подсистемы:

  • функциональную;
  • экономическую;
  • в форме денежных потоков.

Функциональная подсистема

Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

  • обменивается на любой другой товар;
  • измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

  • Меры стоимости
  • Средства обращения
  • Средства платежа
  • Средства сбережения и накопления
  • Мировые деньги

Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами
(т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:

  • условия производства;
  • условия обмена.

Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.

Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.

В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.

Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.

Средства платежа -время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа
(Т — О и О — Д).

Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

Мировые деньги используются в международных расчетах.

В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.007 с.)