Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность бюджета, его функции.

Поиск

2. Роль бюджета в формировании финансовых ресурсов страны и особенности его формирования по сравнению с другими фондами.

3. Понятие бюджетного устройства. Модели построения бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах.

4. Бюджетная система России и принципы ее построения.

5. Межбюджетные отношения и принципы их организации.

 

Занятие 2

Доходы бюджета и их классификация.

Расходы бюджета, их состав и структура.

3. Дефицит бюджета, причины его возникновения, формы покрытия. Подходы к вопросу о сбалансированности бюджета.

4. Профицит бюджета и его использование.

5. Понятие и стадии бюджетного процесса.

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 31 июля 1998 №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст.3824.

3. Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. №137 // Российская газета. – 2007. – 15 марта.

5. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. №152н (в ред. Приказа от 31 октября 2006 г. №132н)) // Бюджетные организации: экономика и учет. – 2007. – №1 (97). – С.3-6.

 

Основная литература:

1. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский, О.В. Врублевская – М.: ЮРАЙТ-М, 2004. – С.528-541.

2. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.126-178.

3. Поляк, Г.Б. Финансы / Г.Б. Поляк – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.130-234.

 

Дополнительная литература:

1. Литовченко, В.П. Финансы / В.П. Литовченко. – М.: «Дашков и К°», 2007. – С.230-247.

2. Шуляк, П.Н. Финансы / П.Н. Шуляк. Н.П. Белотелова– М.: «Дашков и К°», 2007. – С.83-189.

 

Периодические издания:

1. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Финансы. – 2009. – №8. – С. 24-34.

2. Бюджетная политика – важный инструмент в борьбе с кризисом // Финансы. – 2009. – №4. – С. 15-20.

3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах // Финансы. – 2009. – №6. – С.36-40.

4. Гайзатуллин, Р.Р. Повышение эффективности использования бюджетных средств в Республике Татарстан / Р.Р. Гайзатуллин // Финансы. – 2009. – №3. – С. 19-26.

5. Завьялов, Д.Ю. Стандартизация планирования целевых межбюджетных трансфертов / Д.Ю. Завьялов // Финансы. – 2009. – №3. – С. 27-34.

6. Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности выравнивания уровня бюджетной обеспеченности на субрегиональном уровне / Д.Ю. Завьялов // Финансы. – 2009. – №8 – С. 17-21.

7. Итоги и задачи бюджетной политики // Финансы. – 2009. – №5. – С. 44-49.

8. Межбюджетные отношения в условиях финансового кризиса // Финансы. – 2009. – №5. – С.50-57.

9. Минфин нашел источники покрытия дефицита бюджета // Финансы. – 2009. – №8. – С. 16-21.

10. Пронина, Л.И. Финансы муниципальных образований в условиях кризиса / Л.И. Пронина // Финансы. – 2009. – №7. – С. 55-58.

11. Слепов, В.А., Шуба, В.Б., Бурлачков, В.К. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений / В.А. Слепов, В.Б. Шуба, В.К. Бурлачков // Финансы. – 2009. – №3. – С.34-37.

12. Сулима, О.Ю. Бюджет в условиях кризиса – повышать эффективность исполнения / О.Ю. Сулима // Финансы. – 2009. – №4. – С. 23-29.

Вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте сущность бюджета. В чем состоит его принципиальное отличие от других форм организации фондов денежных средств?

2. Определите состав бюджетной системы. Какие изменения произошли в ее структуре в последнее время? С чем они связаны?

3. Какой принцип построения бюджетной системы является одним из важнейших в условиях рыночной экономики и отсутствует в тоталитарном обществе?

4. Какая точка зрения на сбалансированность бюджета, по вашему мнению, является наиболее верной и почему?

5. Определите понятие бюджетных обязательств бюджетов различных уровней.

6. Дайте характеристику процедуры рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

7. Перечислите основные классификации расходов бюджета.

8. Охарактеризуйте основные принципы бюджетного финансирования.

9. Перечислите формы бюджетного финансирования и кредитования.

10. Что такое сметные расходы и сметное финансирование?

11. Что представляют собой бюджетные кредиты?

12. Поясните значение и охарактеризуйте виды норм, применяемых при планировании и финансировании бюджетных расходов.

13. Что является материальным источником дохода бюджета? За счет каких видов дохода формируется бюджет?

14. Приведите перечень федеральных, региональных и местных налогов.

15. Объясните регулирующую роль налога на прибыль. В какие бюджеты поступает налог на прибыль?

16. В чем основные отличия неналоговых доходов от налоговых?

17. Раскройте фискальное значение неналоговых доходов.

18. Вид межбюджетных трансфертов, который предусматривает возможность его предоставления физическим лицам – это:

а) дотация;

б) субсидия;

в) субвенция.

19. Средства данного фонда предназначены для компенсации жилищных субсидий населению:

а) Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

б) Федеральный фонд компенсаций;

в) Фонд софинансирования социальных расходов;

г) Фонд регионального развития;

д) Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

20. Капитальные расходы бюджета – это:

а) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

б) расходы по оказанию финансовой помощи бюджету другого уровня бюджетной системы;

в) расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов государственной власти.

21. Бюджетное законодательство регулирует:

а) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением;

б) только отношения, возникающие в процессе формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением;

в) только отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

22. В бюджетном законодательстве бюджет - это:

а) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

б) форма расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

в) форма образования фонда денежных средств и иного имущества, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

23. В бюджетном законодательстве консолидированный бюджет - это:

а) свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории;

б) совокупность всех частных и публичных бюджетов на соответствующей территории субъекта РФ;

в) только объединенный бюджет СНГ.

24. В бюджетном законодательстве доходы бюджета - это:

а) денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

б) денежные средства и иное имущество, поступающие в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

в) денежные средства, поступающие на возвратной и платной основе в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.

25. В бюджетном законодательстве расходы бюджета - это:

а) денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;

б) денежные средства и иное имущество, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;

в) денежные средства, направляемые только на финансовое обеспечение задач и функций государства, коммерческих и некоммерческих, в том числе и религиозных организаций.

26. В бюджетном законодательстве профицит бюджета - это:

а) превышение доходов бюджета над его расходами;

б) превышение расходов бюджета над его доходами;

в) равенство расходов и доходов бюджета.

27. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ дотации - это:

а) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

б) бюджетные средства, предоставляемые нижестоящему бюджету на безвозмездной и возвратной основах для покрытия текущих расходов и улучшения макропоказателей;

в) денежные и иные средства частных лиц, предоставляемые бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах.

28. В бюджетном законодательстве субвенции - это:

а) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

б) бюджетные средства, предоставляемые вышестоящему бюджету и юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

в) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому и физическому лицу на возмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов и для покрытия текущих расходов.

29. Согласно Бюджетному кодексу РФ субсидия - это:

а) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

б) бюджетные средства, предоставляемые только нижестоящему бюджету, а также физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов и доходов;

в) бюджетные и иные средства, предоставляемые из бюджета физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов и для покрытия текущих расходов.

30. Бюджетная система РФ - это:

а) основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей;

в) только совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

31. Бюджетный процесс - это:

а) регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;

б) регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, коммерческих организаций, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и аннулированию проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, по контролю за их исполнением, а также результат этой деятельности;

в) регламентируемая нормами гражданского и финансового права деятельность физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, включая частные бюджеты, утверждению и исполнению бюджетов, включая частные бюджеты.

32. К бюджетным правонарушениям относятся:

а) неисполнение закона о бюджете, нецелевое использование бюджетных средств, неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

б) неисполнение закона о бюджете, нецелевое и целевое использование бюджетных средств, неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, возмещение из бюджета убытков, причиненных неправомерными действиями органов публичной власти, несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

в) неисполнение закона о бюджете, неисполнение обязанности по уплате налога, нецелевое использование бюджетных средств, неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете, неисполнение обязанности по уплате сбора, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, составление протокола о бюджетном правонарушении.

33. Орган власти или управления, который представляет отчет об исполнении федерального бюджета Государственной Думе РФ – это:

а) Министерство финансов РФ;

б) Президент;

в) Правительство РФ.

34. Метод, которым осуществляется секвестр бюджета, называется:

а) пропорциональное ежемесячное сокращение незащищенных статей бюджета;

б) поэтапное сокращение всей расходной части бюджета;

в) единовременное сокращение расходных статей;

35. Какой орган утверждает единый план счетов бюджетного учета?

а) Президент РФ;

б) Правительство РФ;

в) Федеральное собрание.

36. Основой самостоятельности бюджетов субъектов РФ являются:

а) дотации федерального бюджета;

б) закрепленные доходы бюджета субъекта;

в) субсидии федерального бюджета.

37. Разграничения между налогом и сбором проводят:

а) по критерию индивидуальной безвозмездности;

б) по способу внесения платежа в бюджет;

в) по размерам платежа

38. В чьей собственности находятся средства государственных внебюджетных фондов?

а) частной;

б) муниципальной;

в) государственной.

39. Орган власти, который принимает решение о введении чрезвычайного бюджета – это:

а) Президент РФ;

б) Правительство РФ;

в) Федеральное собрание.

40. Случаи, когда выделяются дотации из вышестоящих бюджетов нижестоящим – это:

а) в случае необходимости покрытия расходов;

б) в случаях, когда необходимо финансирование мероприятий, предполагающих долевое участие вышестоящего и нижестоящего бюджетов;

в) в случае необходимости реализации конкретных хозяйственных программ;

41. К государственным расходам бюджета не относится:

а) текущие расходы;

б) отчисления от налогов и сборов;

в) капитальные расходы.

42. Орган власти, который осуществляет организацию и контроль составления отчетов об исполнении бюджета в субъектах РФ – это:

а) финансовые органы;

б) правительства республик и администрации прочих субъектов;

в) главы администраций и президенты республик.

43. Орган власти, который осуществляет составление проекта бюджетного послания – это:

а) Президент РФ;

б) Правительство РФ;

в) Совет Федерации.

44. Орган власти, который организует работу по составлению проекта федерального бюджета – это:

а) Министерство финансов РФ;

б) Правительство РФ;

в) Государственная Дума.

45. Что происходит в соответствии с законодательством, если закон о бюджете не принят до фактического начала бюджетного года?

а) прекращается производство расходования бюджетных средств;

б) расходование бюджетных средств производится в том же объеме, что и в завершившемся году;

в) расходование бюджетных средств производится в размере одной трети расходов за четвертый квартал предыдущего года ежемесячно.

46. Бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, называются:

а) субсидия;

б) субвенция;

в) дотация.

47. На основе изучения закона о бюджете Республики Татарстан охарактеризуйте структуру доходов и расходов указанного бюджета. Сделайте вывод относительно направленности расходов республиканского бюджета.

48. Дайте характеристику доходов бюджета. Определите на основании изучения литературы, какие существенные преобразования имели место в этой области в последнее время?

49. Охарактеризуйте понятие межбюджетных отношений. На основании изучения периодической литературы дайте характеристику сущности реформы межбюджетных отношений в России.

Тема 4. Государственный и муниципальный кредит (4 часа)

Занятие 1

1. Сущность и функции государственного кредита.

2. Объективная необходимость и возможность использования государственного кредита.

3. Формы государственного кредита.

4. Классификация государственных займов.

5. Муниципальный кредит, его особенности.

 

Занятие 2

1. Понятие государственного долга.

2. Классификация видов государственного долга.

3. Источники погашения государственного долга.

4. Формы государственных заимствований. Займы как основная форма государственных заимствований.

5. Система управления государственным долгом и принципы ее построения.

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 31 июля 1998 №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823.

Основная литература:

1. Алехин, Б.И. Государственный долг / Б.И. Алехин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С.59-112.

2. Романовский, М.В. Финансы и кредит // М.В. Романовский. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С.181-197

Дополнительная литература:

1. Бабич, А.М, Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич. Л.Н. Павлова – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 475-529

2. Данилов, Ю.А. Рынки государственного долга: Мировые тенденции и российская практика. / Ю.А. Данилов – М.: Экономистъ, 2002. – С. 20-41

3. Красавина, Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Л.Н. Красавина – М.: Финансы и статистика, 2002. – С.546-585

 

Периодические издания:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.011 с.)